ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АП-957/2021 от 15.03.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 марта 2021 года город Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

Председательствующего Калиниченко Т.В.,

судей Абрамовой С.А., Бережновой Н.Д.,

при секретаре Семеновой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к администрации г.Тында о взыскании невыплаченной части заработной платы, по апелляционной жалобе администрации г.Тында на решение Тындинского районного суда от 21 октября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Абрамовой С.А., выслушав пояснения представителя администрации г.Тында - ФИО2, действующей на основании доверенности от 9 марта 2021 года, участвующей в судебном заседании путём использования систем видеоконференц-связи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации г.Тында о взыскании невыплаченной части заработной платы.

В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с трудовым договором № 13 от 18 августа 2019 года принят на муниципальную службу в администрацию г. Тынды на должность – главного специалиста отдела жилищно – коммунального, дорожного хозяйства. В ноябре 2020 года переведён на должность – заместителя начальника отдела жилищно– коммунального, дорожного хозяйства. Трудовым договором истцу установлен должностной оклад и иные причитающиеся гарантированные выплаты. С ноября 2019 по апрель 2020 года заработная плата, за месяц подлежащая выплате составила 41.732 рубля в месяц в соответствии с договором и занимаемой должностью. В мае 2020 года ответчик без объяснения причин снизил размер заработной платы, не начислив премию за выполнение особо важных и сложных заданий.

На основании изложенного уточнив заявленные исковые требования, просил суд признать действия ответчика по факту невыплаты части заработной платы в мае 2020 года – незаконными, обязать выплатить недополученную часть заработной платы за май 2020 года в размере 18.022 рублей 20 копеек, выплатить денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 30.000 рублей.

В судебном заседании ФИО1 настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Решением Тындинского районного суда 21 октября 2020 года исковые требования ФИО1 к администрации г.Тында о взыскании невыплаченной части заработной платы удовлетворены частично.

Постановлено обязать администрацию г.Тында выплатить в пользу ФИО1 недоплаченную часть заработной платы в размере 18.022 рубля 20 копеек; обязать администрацию г.Тында выплатить в пользу ФИО1 денежную компенсацию за задержку выплаты ежемесячного денежного поощрения в сумме 754 рубля 83 копеек; взыскать с администрации г.Тында в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 10.000 рублей.

На решение суда от администрации г.Тында поступила апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об его отмене, поскольку спорные денежные выплаты не являются обязательными выплатами, выплачиваются по желанию работодателя в качестве премии работникам, в связи с чем не подлежат взысканию с работодателя в качестве невыплаченной, недоначисленной заработной платы. При рассмотрении настоящего спора суд не учёл, что сумма заработной платы, заявленная истцом, посчитана с учётом налога, в связи с чем ответчик выплатит истцу сумму в меньшем размере.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу, ФИО1 просит оставить решение суда без изменения, а жалобу ответчика – без удовлетворения.

Иные участвующие в деле лица, извещавшиеся о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции не явились, дали согласие на рассмотрение настоящего гражданского дела в своё отсутствие. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определила рассмотреть дело при данной явке.

В суде апелляционной инстанции представитель администрации г.Тында - ФИО2 настаивала на удовлетворении доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просила отменить решение суда.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из представленных материалов дела, стороны состоят в трудовых отношениях, что следует из трудового договора №13 от 19 августа 2019 года, согласно которому ФИО1 обязуется выполнять обязанности по должности – главный специалист отдела жилищно-коммунального, дорожного хозяйства администрации г.Тында.

Трудовым договором от 19 августа 2019 года истцу установлен должностной оклад, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в соответствии с положением – до 90%, премии за выполнение особо важных и сложных заданий – до 25%, ежемесячное денежное поощрение – до 3-х должностных окладов, надбавки за работу в районе, приравненном к району Крайнего Севера – 50 % ежемесячно, районный коэффициент в размере – 70 % ежемесячно и иные причитающиеся гарантированные выплаты.

Обращаясь в суд с иском ФИО1 указал, что в мае 2020 года работодателем необоснованно не выплачена истцу премия, в связи с чем имеются основания для её взыскания.

Разрешая заявленные исковые требования по существу, суд первой инстанции, применив положения ст.ст.22, 56, 129, 135, 136, 236, 237 ТК РФ, разъяснения Пленума Верховного суда РФ, изложенные в постановлении от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», оценив представленные сторонами в обоснование своих позиций доказательства в соответствии с требованиями ст.ст.12, 56, 67 ГПК РФ, пришёл к выводу о частичном удовлетворении заявленного иска, поскольку премия по результатам работы, являющаяся стимулирующей выплатой, носит постоянный, а не временный характер, входит в состав заработной платы за соответствующий месяц, решение о снижении или лишении муниципального служащего премии не может зависеть только от усмотрения руководителя, подлежит обязательному и полному обоснованию.

Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела и представленные в их подтверждение доказательства, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы не противоречат нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

В соответствии со ст.135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст.191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса РФ в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится выплата премии по итогам работы за год, являющаяся мерой поощрения работников за выполненную работу в Учреждении.

Из трудового договора, заключённого между сторонами 19 августа 2019 года следует, что ответчик обязуется выплачивать ФИО1 заработную плату в размере: оклад в размере – 3.211 рублей, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в соответствии с положением - до 90%; премия за выполнение особо важных и сложных заданий – до 25%; ежемесячное денежное поощрение – до 3 должностных окладов; набавка за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера – 50% ежемесячно; районный коэффициент в размере – 70% ежемесячно; материальная помощь в размере 1-го должностного оклада; надбавка ежемесячно за выслугу лет на муниципальной или государственной службе; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 2-х должностных окладов и другие выплаты, предусмотренные правовыми актами органов местного самоуправления г. Тында в соответствии с законами Амурской области (л.д.9).

Распоряжением администрации г. Тында от 21 мая 220 года №98/4 «О выплате денежного поощрения», ФИО3 установлен размер премии 0,8 должностного оклада (л.д.103).

Из письменных пояснений мэра г.Тында следует, что в мае 2020 года ФИО1 допускал ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, несвоевременное и некачественное выполнение заданий, распоряжений вышестоящего руководителя. Указанные нарушения послужили причиной лишения премии за выполнение особо важных и сложных заданий.

Нормативным правовым актом города Тынды от 14 декабря 2017 года №45-НПА), принятым решением Тындинской городской Думы от 14 декабря 2017 года №671-Р-ТГД-У, установлены размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

Согласно п.7.6 приложение №3 к нормативному правовому акту г.Тында от 14 декабря 2017 года №45, установление и снижение размера ежемесячного денежного поощрения осуществляется Работодателем по собственной инициативе и (или) по предложению непосредственного руководителя муниципального служащего на основании распоряжения (приказа) Работодателя.

Согласно п.6.6, 6.7 приложения №3 к НПА №45 г.Тында премия за выполнение особо важных и сложных заданий не начисляется за период нахождения в ежегодном, дополнительном, учебном оплачиваемом отпуске, отпуске без сохранения денежного содержания, по уходу за ребёнком, по беременности и родам, за период временной нетрудоспособности. В случаях применения дисциплинарного взыскания у муниципального служащего не наступает право на получение премии за выполнение особо важных и сложных задач.

В случае, если деятельность муниципального служащего не соответствует критериям п.6.3 приложения №3 ГПА №45 г.Тында, работодатель вправе снизить размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий, не вправе лишить её полностью при отсутствии на то законных оснований.

Согласно п.3.2 приложения №3 НПА №45 г.Тында в случае снижения указанной премии в распоряжении главы администрации г.Тында о выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий необходимо указать основание – фактические нарушения, допущенные сотрудником.

В нарушение вышеуказанных требований, в распоряжении №98/4 от 21 мая 2020 года, не указаны основания лишения ФИО1 в мае 2020 года премии за выполнение особо важных и сложных заданий, в связи с чем суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца необоснованно невыплаченной заработной платы и доводы ответчика, связанные с несогласием с выводами суда в указанной части, основаны на неверном толковании вышеприведённых нормах материального права и без учёта всех имеющих значение для дела обстоятельств.

Доводы администрации г.Тында о том, что сумма заработной платы, заявленная истцом, посчитана с учётом налога, в связи ответчик выплатит истцу сумму в меньшем размере, не влияют на правильность выводов суда. поскольку в силу ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения. При принятии решения суд руководствовался нормами материального права, подлежащими применению при рассмотрении дел данной категории, исследовал все имеющиеся в материалах дела доказательства, дал им надлежащую правовую оценку по правилам ст.67 ГПК РФ, так же отразил в решении мотивы, по которым пришёл к соответствующим выводам. Выводы суда основаны на исследованных материалах дела и соответствуют действующему законодательству.

Руководствуясь ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Тындинского районного суда от 21 октября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г.Тында - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

1версия для печатиДело № 33АП-957/2021 (Определение)