ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-1782/2022 от 19.05.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

28RS0023-01-2021-003639-50 Судья первой инстанции

Дело №33АПа-1782/2022 Муратов В.А.

Докладчик Костырева Е.Л.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 мая 2022 года г.Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Костыревой Е.Л.,

судей коллегии Воронина И.К., Диких Е.С.,

при секретаре Шевкун Я.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца Железнякова И.А. на решение Тындинского районного суда Амурской области от 20 января 2022 года,

Заслушав дело по докладу судьи Костыревой Е.Л., выступление административного истца Железнякова И.А. и его представителя Железняковой В.В., представителя администрации г.Тынды Синицкой Е.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Железняков И.А. обратился в Тындинский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением, просил признать постановление администрации города Тынды от 23 ноября 2011 года №3211 «Об утверждении устава муниципального казенного учреждения «Дирекция транспорта и обслуживания администрации г.Тынды» незаконным и недействующим.

В обоснование заявленных требований указал, что 23 ноября 2011 года администрацией города Тынды было принято постановление №3211 «Об утверждении устава муниципального казенного учреждения «Дирекция транспорта и обслуживания администрации г.Тынды», которое не было опубликовано, что подтверждается содержанием оспариваемого правового акта, в котором отсутствует правовое предписание о его публикации. Считает, что оспариваемое постановление препятствуетк осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, как муниципального служащего.

Решением Тындинского районного суда Амурской области от 20 января 2022 года в удовлетворении требований Железнякова И.А. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Железняков И.А. выражает несогласие с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, полагает, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права и неправильном их толковании. Просит решение суда отменить, принять новое решение, удовлетворить заявленные требования. Судом не дано оценки положениям части 7 статьи 110 Устава города Тынды, в соответствии с которой администрация города Тынды наделена лишь функциями и полномочиями учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений, а также положениям части 4 статьи 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», в соответствии с которой администрация города Тынды полномочиями по утверждению уставов муниципальных учреждений не наделена. Суд в решении необоснованно сослался на определение 9 кассационного суда общей юрисдикции, так как оно не имеет отношения к настоящему делу. Судом неверно применены последствия истечения срока обращения в суд с административным иском, установленные частью 1 статьи 219 КАС РФ. При этом не учтено, что до 17 декабря 2021 года оспариваемый правовой акт не нарушал права, свободы и законные интересы административного истца. Считает, что пропуск срока на обращение в суд сам по себе не может быть признан достаточным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении требований без надлежащей проверки законности оспариваемых действий.

Возражения на апелляционную жалобу не поступили.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Железняков И.А. и его представитель Железнякова В.В. доводы жалобы поддержали, настаивали на отмене решения суда.

Представитель администрации г.Тынды Синицкая Е.Е. возражала против удовлетворения доводов жалобы, полагала необходимым оставить решение суда без изменения.

Представители Тындинской городской Думы муниципального казенного учреждения «Дирекция транспорта и обслуживания администрации города Тынды» в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

На основании ст.307, ч.6 ст.213 КАС Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.

Изучив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и установлено судом, что 17 октября 2018 года между Железняковым И.А. и Тындинской городской Думой заключен трудовой договор №15, в соответствии с которым административный истец принят на работу в Тындинскую городскую Думу на должность руководителя аппарата.

9 сентября 2021 года приказом №102-лс Железняков И.А. уволен по сокращению штата работников организации на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

С 10 сентября 2021 года решением Тындинского районного суда Амурской области от 6 декабря 2021 года (дело №2-1658/2021) Железняков И.А. восстановлен в должности руководителя аппарата Тындинской городской Думы, ему предоставлено рабочее место - кабинет №3 в помещении отдела архитектуры администрации города Тынды, находящееся в цокольном этаже здания по ул.Красная Пресня, 29 города Тынды.

На основании дополнительного соглашения от 7 декабря 2021 года к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом №1239 от 11 января 2016 года, заключенному между МКУ «Дирекция транспорта и обслуживания администрации г.Тынды» и Тындинской городской Думой, и акта приема-передачи от 7 декабря 2021 года учреждением «Дирекция транспорта и обслуживания администрации г.Тынды» передано для использования под офис Тындинской городской Думе в безвозмездное пользование нежилое помещение, площадью 11,7 кв.м., (помещение №3), расположенное на цокольном этаже в здании по адресу: 676282 Амурская область, г.Тында, ул.Красная Пресня, д,29.

Пунктом 1 постановления администрации города Тынды №3211 от 23 ноября 2011 года «Об утверждении устава муниципального казенного учреждения «Дирекция транспорта и обслуживания администрации г.Тынды» утвержден устав муниципального казенного учреждения «Дирекция транспорта и обслуживания администрации г.Тынды». Пунктом 2 оспариваемого постановления признаны утратившими силу: постановление мэра №706 от 1 апреля 2009 года «Об утверждении устава муниципального бюджетного учреждения «Дирекция транспорта и обслуживания администрации г.Тынды»; постановление мэра №1098 от 26 мая 2009 года «О внесений изменений в Устав муниципального бюджетного учреждения «Дирекция транспорта и обслуживания администрации г.Тынды»; постановление мэра №2319 от 15 сентября 2010 года «О внесений изменений в Устав муниципального бюджетного учреждения «Дирекция транспорта и обслуживания администрации г.Тынды»; постановление мэра №2665 от 6 октября 2011 года «О внесений изменений в Устав муниципального бюджетного учреждения «Дирекция транспорта и обслуживания администрации г.Тынды».

Административный истец обратился в Тындинский районный суд Амурской области, оспаривая законность утверждения устава муниципального казенного учреждения «Дирекция транспорта и обслуживания администрации г.Тынды», полагая, что дополнительное соглашение от 7 декабря 2021 года к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом составлено с целью препятствования осуществления им трудовой функции.

Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным оспариваемого постановления администрации города Тынды, суд первой инстанции пришел к выводу, что содержание оспариваемого постановления соответствует нормативным правовым актам, регулирующим вопросы утверждения уставов муниципальных учреждений, и у администрации города Тынды имелись основания для принятия оспариваемого постановления, а также полномочия, закрепленные в нормативных правовых актах, права административного истца не нарушены.

Судебная коллегия находит верными выводы суда первой инстанции по следующим основаниям.

Как следует из устава муниципального казенного учреждения «Дирекция транспорта и обслуживания администрации г.Тынды» учредителем учреждения является муниципальное образование города Тында; функции и полномочия учредителя осуществляет администрация города Тында; учреждение признается некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ в целях обеспечения автомобильным пассажирским и грузовым транспортом работников администрации города, санитарного содержания помещений и прилегающей территории администрации города; учреждение является юридическим лицом.

В соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 11 Устава города Тынды от 26 декабря 2014 года №42-НПА в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления города Тынды обладают полномочиями, в том числе, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

В силу части 7 статьи 110 Устава города Тынды муниципальное образование города Тында создает муниципальные предприятия и учреждения, участвует в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в порядке, установленном правомочным органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Уставом. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляет администрация города Тынды, а также отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Тынды на основании правового акта администрации города Тынды о создании муниципального предприятия, учреждения.

На основании пункта 4 статьи 52 ГК РФ устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

Из изложенного следует, что функциями и полномочиями учредителя муниципальных предприятий и учреждений обладает администрация города Тынды, которая вправе утверждать устав муниципального казенного учреждения, что не противоречит Уставу города Тынды и положениям Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 29 Устава города Тынды к органам местного самоуправления города Тынды относятся: глава муниципального образования города Тынды - мэр города Тынды (мэр города Тынды, мэр города, мэр); представительный орган города Тынды - Тындинская городская Дума (Дума, городская Дума); исполнительно-распорядительный орган города Тынды - администрация города Тынды (администрация города, администрация); контрольно-счетный орган города Тынды - контрольно-счетная палата города Тынды (контрольно-счетная палата города, контрольно-счетная палата).

Вопреки доводам административного истца оспариваемое постановление подписано уполномоченным должностным лицом, поскольку в структуру органов местного самоуправления входит мэр города Тынды, который является главой муниципального образования.

Доводы административного истца об отмене других пунктов обжалуемого постановления судебная коллегия находит несостоятельными.

Постановления администрации города Тынды №3211 от 23 ноября 2011 года «Об утверждении устава муниципального казенного учреждения «Дирекция транспорта и обслуживания администрации г.Тынды» является действующим, в связи с чем выводы суда первой инстанции о пропуске административным истцом срока обращения в суд являются необоснованными.

Однако судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции о пропуске административным истцом срока на обращение в суд не повлияли на правильность выводов суда при рассмотрении дела по существу.

Ссылки в решении суда на определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2019 года по делу №88-58/2019 (8Г-39/2019), которое не относится к рассмотрению настоящего дела, также не повлияли на правильность выводов суда об отказе в удовлетворении требований административного истца.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного истца, изложенной в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.

Правовых оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Тындинского районного суда Амурской области от 20 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Железнякова И.А. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции, то есть через Тындинский районный суд Амурской области.

Председательствующий

Судьи коллегии

28RS0023-01-2021-003639-50 Судья первой инстанции

Дело №33АПа-1782/2022 Муратов В.А.

Докладчик Костырева Е.Л.