28RS0004-01-2019-014996-31
Дело № 33АПа-1901/2020 Судья первой инстанции
Докладчик Бушманов А.П. Майданкина Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 июля 2020 года город Благовещенск
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Бушманова А.П.,
судей коллегии Костыревой Е.Л., Ситниковой Е.В.,
при секретаре Лысове В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителя администрации г. Благовещенска ФИО1 и представителя управления ЖКХ г. Благовещенска ФИО2 на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 25 февраля 2020 года.
Заслушав дело по докладу судьи Бушманова А.П., судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Прокурор города Благовещенска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Благовещенский городской суд с административным исковым заявлением о возложении обязанности на администрацию г. Благовещенска осуществить вывоз самовольно установленных объектов движимого имущества (гаражей) в количестве 3 единиц, расположенных в квартале № 190 в районе многоквартирного дома по ул. Высокая, 134, а также находящихся в них товарно-материальных ценностей в срок до 28 февраля 2020 года.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Благовещенска проведена проверка по факту самовольной установки гаражей на территории квартала 190 Благовещенск по обращению Ф.И.О.6. Ранее Ф.И.О.6 неоднократно обращалась в администрацию г. Благовещенска, однако мер по вывозу гаражей не принято. В рамках рассмотрения обращения Ф.И.О.6, администрацией города проведена внеплановая выездная проверка территории квартала 190 г. Благовещенска, в результате которой установлен факт самовольного размещения объектов движимого имущества – 3 гаражей. Правоустанавливающие документы на земельные участки под гаражами отсутствуют, что является нарушением требований земельного законодательства. Владельцы незаконно установленных объектов недвижимости не установлены.
На основании порядка освобождения земель и земельных участков, занятых самовольно установленными объектами движимого имущества, утвержденного постановлением администрации города Благовещенска от 08 июля 2015 года № 2569, администрацией города Благовещенска принято постановление от 20 декабря 2018 года № 4201 «О вывозе объектов движимого имущества в квартале 190», которым на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска возложена обязанность обеспечить за счет средств бюджета города Благовещенска вывоз самовольно установленных объектов недвижимого имущества в количестве 3 единиц, расположенных в квартале 190, а также находящихся в них товарно-материальных ценностей в соответствии с прилагаемой схемой земельного участка.
Поскольку в настоящий момент нарушения земельного законодательства не устранены, указанные обстоятельства ограничивают возможность неопределенного круга лиц на обращение в администрацию г. Благовещенска с целью предоставления указанного земельного участка в аренду/собственность. Кроме того, оборудование 3 гаражей в квартале 190 создает угрозу жизни и здоровья жителей близлежащих домов, поскольку их возведение осуществлялось без соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 25 февраля 2020 года требования прокурора г. Благовещенска удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Благовещенска ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, принятого с нарушением норм материального и процессуального права, не правильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование указывает, что после проведения всех необходимых мероприятий, 20 декабря 2020 года администрацией г. Благовещенска принято постановление №4201 «О вывозе объектов движимого имущества в квартале 190». Данным постановлением на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска возложена обязанность обеспечить за счет средств бюджета города Благовещенска вывоз самовольно установленных объектов движимого имущества в количестве 3 единиц, расположенных в квартале 190, а также находящихся в них товарно-материальных ценностей в соответствии с прилагаемой схемой земельного участка. Руководствуясь положениями статей 15, 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указывает, что количество вывозимых объектов движимого имущества зависит от лимитов финансовых ассигнований, предусмотренных в городском бюджете для реализации указанных мероприятий, которые утверждаются решением Благовещенской городской Думы. Отсутствие финансовой возможности для реализации права администрации города на освобождение земельных участков путем самостоятельного, за счет бюджета, вывоза самовольно установленных на них объектов движимого имущества, не является нарушением действующего законодательства. Городской бюджет на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов сформирован в условиях жесткой экономии, параметры бюджета сбалансированы. В связи с дефицитом средств городского бюджета лимиты бюджетных ассигнований на выполнение вышеуказанных мероприятий не были предусмотрены. Руководствуясь частью 2 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указывает, что вмешательство в гарантированную Конституцией Российской Федерации самостоятельность местного самоуправления, путем возложения на администрацию г. Благовещенска обязанности выполнить те или иные мероприятия, не допустимо. Удовлетворение таких требований приводит к диспропорции расходования бюджетных средств, уменьшению объемов финансирования работ, направленных на реализацию иных, не менее актуальных, полномочий органов местного самоуправления.
В апелляционной жалобе представитель управления ЖКХ города Благовещенска ФИО2 выражает несогласие с постановленным решением суда, полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. В обоснование приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в апелляционной жалобе администрации г. Благовещенска.
В отзыве на апелляционные жалобы прокурор г. Благовещенска Александров А.К. полагает решение суда законным и обоснованным, поскольку суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку. Просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили. Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 КАС РФ, оснований к его отмене не находит.
Согласно статье 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проведения выездной проверки по обращению гражданки Ф.И.О.6 по факту незаконного размещения гаражей в квартале 190 г. Благовещенска прокуратурой города Благовещенска установлено самовольное размещение объектов движимого имущества – 3 гаражей. Правоустанавливающие документы на земельные участки под указанными гаражами отсутствуют, что является нарушением требований земельного законодательства. Владельцы гаражей не установлены.
В силу части 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ) права на земельные участки, предусмотренные главами III (собственность на землю) и IV (аренда земельных участков, право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут), безвозмездное пользование земельными участками) настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В силу части 1 статьи 72 ЗК РФ, под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений (части 2, 3 статьи 72 ЗК РФ).
Постановлением Администрации города Благовещенска от 10 мая 2017 года № 1362 утвержден Административный регламент по исполнению муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования города Благовещенска» (далее – административный регламент), который разработан в целях повышения качества и эффективности проверок использования земель, проводимых администрацией города Благовещенска, защиты прав участников земельных отношений и определяет сроки и последовательность административных процедур и действий по исполнению муниципальной функции.
Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее - субъекты муниципального земельного контроля) в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации (пункт 1.4 Административного регламента).
Из материалов настоящего административного дела следует, что объекты движимого имущества – 3 гаража, возведенные в квартале 190 г. Благовещенска, являются самовольными постройками, земельные участки для их возведения в установленном законом порядке не выделялись; лица, которыми они возводились, не установлены, что также выявлено специалистами отдела муниципального земельного контроля администрации г. Благовещенска в ходе проведенной 10 сентября 2018 года внеплановой выездной проверки территории квартала 190.
Постановлением Администрации города Благовещенска от 08 июля 2015 года № 2569 утверждено Положение о порядке освобождения земель и земельных участков, занятых самовольно установленными объектами движимого имущества на территории города Благовещенска (далее – Положение).
Действие настоящего Положения распространяется на Объекты, расположенные на землях и земельных участках, являющихся муниципальной собственностью, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в случае, когда владелец Объекта не установлен (пункт 1.2 Положения).
Согласно пункту 2.4 Положения по результатам проверки специалист готовит проект постановления администрации города Благовещенска о вывозе Объекта при соблюдении в совокупности следующих условий: истечение месячного срока с момента опубликования сообщения, предусмотренного пунктом 2.2 настоящего Положения; невыявление личности владельца Объекта полицией либо неявка владельца Объекта в администрацию города Благовещенска при условии надлежащего извещения в установленный пунктом 2.3 настоящего Положения срок, а также возврат заказного письма, направленного в адрес владельца Объекта в связи с истечением срока хранения.
На основании приведенного пункта 2.4 Положения 20 декабря 2018 года администрацией г. Благовещенска принято постановление №4201 «О вывозе объектов движимого имущества в квартале 190», которым на управление ЖКХ администрации г. Благовещенска возложена обязанность за счет средств бюджета г. Благовещенска осуществить вывоз самовольно установленных объектов движимого имущества в количестве 3-х единиц, расположенных в квартале 190, а также находящихся в них товарно-материальных ценностей, в соответствии с прилагаемой схемой.
Между тем, на момент проведения проверки прокуратурой г. Благовещенска, земельный участок в квартале 190, занятый указанными объектами движимого имущества, освобожден не был, гаражи не вывезены, то есть нарушения действующего земельного законодательства не устранены.
Судебная коллегия соглашается с позицией прокурора г. Благовещенска о том, что самовольное занятие земельного участка ограничивает возможность неопределенного круга лиц на обращение в администрацию г. Благовещенска с целью предоставления земельного участка в аренду/собственность и возведения на нем объектов недвижимого имущества, строений, сооружений, в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.
Помимо изложенного, самовольно возведенные объекты движимого имущества создают угрозу жизни и здоровья жителей близлежащих жилых домов, поскольку их возведение осуществлялось без соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных норм и правил.
Доводы представителя административного ответчика о недостаточности средств местного бюджета на финансирование работ по вывозу самовольно возведенных гаражей в квартале 190 г. Благовещенска не могут быть признаны состоятельными. Недостаточность средств местного бюджета не может быть признана уважительной причиной неисполнения органом местного самоуправления законодательных установлений по обеспечению земельного контроля в отношении расположенных в границах городского округа земельных участков и осуществлению обязательных процедур, связанных с их освобождением от самовольного занятия объектами движимого имущества.
Довод апелляционной жалобы о том, что, предъявляя настоящее административное исковое заявление, прокурор г. Благовещенска фактически вторгся в сферу деятельности органа местного самоуправления, судебная коллегия находит не состоятельным, основанным на неверном толковании норм материального права.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им по правилам статьи 84 КАС РФ доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
По своей сути доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, выводы суда первой инстанции ими не опровергаются. Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении судом первой инстанции оспариваемого решения судебная коллегия не находит.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не усматривается, а поэтому решение суда следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 25 февраля 2020 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя администрации г. Благовещенска ФИО1 и представителя управления ЖКХ г. Благовещенска ФИО2 - без удовлетворения
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 <...>) через суд первой инстанции, то есть через Благовещенский городской суд Амурской области.
Председательствующий
Судьи коллегии
28RS0004-01-2019-014996-31
Дело № 33АПа-1901/2020 Судья первой инстанции
Докладчик Бушманов А.П. Майданкина Т.Н.