ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-2373/2021 от 08.07.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 июля 2021 года г. Благовещенск

Судья судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бушманов А.П.,

при секретаре Шевкун Я.В.,

рассмотрев в судебном заседании частную жалобу административного истца Ф.И.О.1 на определение Тындинского районного суда Амурской области от 27 апреля 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

Ф.И.О.2 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления администрации г. Тынды от 07 декабря 2012 г. № 3706 «О регламенте администрации г. Тынды» в части главы IV «Подготовка, оформление и издание муниципальных правовых актов, иных актов администрации г. Тынды», возложении на администрацию г. Тынды обязанности устранить нарушения прав Ф.И.О.3 путем приведения постановления администрации г. Тынды от 07 декабря 2012 г. № 3706 «О регламенте администрации г. Тынды» в части главы IV «Подготовка, оформление и издание муниципальных правовых актов, иных актов администрации г. Тынды» в соответствии с законодательством в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обосновании заявленных требований указала, что постановлением администрации г. Тынды от 07 декабря 2012 г. № 3706, был утвержден регламент администрации г. Тынды, являющийся нормативным правовым актом, регулирующим вопросы организации работы и документационного обеспечения деятельности администрации г. Тынды. Постановлением администрации г. Тынды от 22 июля 2020 г. № 1371 были внесены изменения в регламент администрации г. Тынды в части проведения правовой экспертизы уполномоченным лицом (органом) (ранее это был юридический отдел) и вступающим в силу со дня его подписания и распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие с 1 мая 2020 г. Регламент администрации г. Тынды, утвержденный постановлением администрации г. Тынды от 07 декабря 2012 г. (в редакции от 22 июля 2020 г.) в части главы IV «Подготовка, оформление и издание муниципальных правовых актов, иных актов администрации г. Тынды» считает незаконным, несоответствующим: Уставу г. Тынды; Указу Президента РФ от 08 мая 2001 г. № 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб в государственных органах»; Федеральному закону от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; Закону Амурской области от 30 июня 2008 г. № 74-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области».

Определением Тындинского районного суда Амурской области от 27 апреля 2021 года производство по административному делу по административному исковому заявлению Ф.И.О.4 к администрации г. Тынды о признании незаконным в части постановления администрации г. Тынды от 07 декабря 2012 г. № 3706 «О регламенте администрации города Тынды» прекращено.

В частной жалобе Ф.И.О.5 просит определение о прекращении производства по административному делу отменить, как незаконное и необоснованное, и направить дело в суд первой инстанции для рассмотрения по существу. Не соглашается с выводами суда о том, что обжалуемый регламент на административного истца не распространяется, поскольку она не состоит в трудовых отношениях с администрацией г. Тынды, в связи, с чем данным правовым актом не нарушаются её права, свободы и законные интересы. Указывает, что на момент обращения в суд административный истец являлась сотрудником администрации г. Тынды. Также указывает, что оспариваемым правовым актов нарушаются не только права административного истца, но и права других граждан.

Письменных возражений на частную жалобу не поступило.

В соответствии с ч. 1 ст. 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) частная жалоба, представление прокурора подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном настоящей главой, с изъятиями и особенностями, установленными настоящей статьей.

В силу ч. 2 ст. 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (определения, которыми оканчивается производство по административному делу), осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2.1 ст. 315 КАС РФ, частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.

С учетом характера разрешаемого процессуального вопроса в силу ч. 3 ст.315 КАС РФ настоящая частная жалоба подлежит рассмотрению в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Ф.И.О.6 настаивала на доводах частной жалобы, просила определение суда отменить и направить дело в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Представитель администрации г. Тынды ФИО1 возражал относительно доводов частной жалобы, просил определение суда оставить без изменения, а частную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, судья судебной коллегии по административным делам приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что предметом заявленного Ф.И.О.7 административного иска является проверка судом на предмет соответствия: Уставу г. Тынды; Указу Президента РФ от 08 мая 2001 г. № 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб в государственных органах»; Федеральному закону от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; Закону Амурской области от 30 июня 2008 г. № 74-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области» – постановления администрации г. Тынды от 07 декабря 2012 г. № 3706 «О регламенте администрации г. Тынды» в части главы IV «Подготовка, оформление и издание муниципальных правовых актов, иных актов администрации г. Тынды»

Также судом установлено, что на момент рассмотрения данного дела административный истец не является работником юридического отдела администрации г. Тынды, не состоит в трудовых отношениях с администрацией г. Тынды

Отказывая в принятии административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое Ф.И.О.8 постановление администрации г. Тынды от 07 декабря 2012 г. № 3706 «О регламенте администрации г. Тынды» в части главы IV «Подготовка, оформление и издание муниципальных правовых актов, иных актов администрации г. Тынды» само по себе прав и законных интересов административного истца не затрагивает, поскольку распространяет свое отношение на определенный круг лиц (работников администрации г. Тынды), к которым административный истец не относится.

Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции не может согласиться.

Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрена возможность прекращения производства по административному делу об оспаривании правового акта в случае, если из административного искового заявления не следует, что этим актом нарушаются или иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца (п. 3 ч.1 ст. 128, ч. 3 ст. 194 Кодекса).

Из административного искового заявления Ф.И.О.9 поданного в суд первой инстанции 11 марта 2021 года следует, что она является работником юридического отдела администрации г. Тынды.

Постановлением администрации г. Тынды от 07 декабря 2012 года №3706 утверждён Регламент администрации г. Тынды.

Постановлением администрации г. Тынды от 22 июля 2020 г. № 1371 были внесены изменения в регламент администрации г. Тынды в части проведения правовой экспертизы уполномоченным лицом (органом) (ранее это был юридический отдел) и вступающим в силу со дня его подписания и распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие с 1 мая 2020 года.

Внесённые изменения в регламент администрации г. Тынды устанавливают, что проведение правовой экспертизы проектов правовых актов города Тынды может осуществлять любое лицо или отдел (сектор) в администрации г. Тынды, имеющий высшее юридическое образование.

Согласно должностной инструкции муниципального служащего ведущей должности муниципальной службы начальника юридического отдела администрации г. Тынды, утверждённой мэром г. Тынды 21 апреля 2014 года, на начальника юридического отдела возлагаются следующие обязанности, в частности проверка соответствия требованиям законодательства представляемых на подпись руководителю проектов постановлений, распоряжений, приказов, инструкций, положений и других документов правового характера, а также визирование их, дача заключений по соответствию требованиям законодательства проектов постановлений, распоряжений администрации г. Тынды, проектов решений Тындинской городской Думы и принятие мер к изменению или отмене актов, изданных с нарушением законодательства.

За исполнения вышеуказанных обязанностей распоряжением администрации г. Тынды от 25 декабря 2019 года №279/4-к «О дополнительных выплатах муниципальным служащим» административному истцу на 2020 год была установлена ежемесячная надбавка в размере 50%.

В связи с изданием оспариваемого постановления администрации г. Тынды от 22 июля 2020 г. № 1371 в должностную инструкцию муниципального служащего ведущей должности муниципальной службы начальника юридического отдела администрации г. Тынды, утверждённую мэром г. Тынды 24 ноября 2020 года внесены изменения, которыми из обязанностей начальника юридического отдела исключены обязанности по проведению правовой экспертизы, в связи, с чем с декабря 2020 года истцу прекращены выплаты надбавки за проведение правовой экспертизы проектов правовых актов г. Тынды.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица указала, что одной из причин увольнения явилось то, что в связи с ухудшением трудовых прав истца ею 29 марта 2021 года было написано заявление об увольнении, распоряжением администрации г. Тынды от 30 марта 2021 года №112/4-к истец уволена.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, судья считает, что правовой акт затрагивает права и законные интересы административного истца, поскольку распространяется на определённый круг лиц, работников администрации г. Тынды, которым административный истец являлась на момент обращения в суд с данным иском.

В этой связи производство по настоящему делу не могло быть прекращено, следовательно, принятый судебный акт нельзя признать законным.

При таких обстоятельствах определение суда первой инстанции от 27 апреля 2021 года подлежит отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Руководствуясь положениями статьи 316 КАС РФ, судья

ОПРЕДЕЛИЛА:

определение Тындинского районного суда Амурской области от 27 апреля 2021 года отменить.

Административное дело по административному исковому заявлению Ф.И.О.10 к администрации г. Тынды о признании незаконным в части постановления администрации г. Тынды от 07 декабря 2012 г. № 3706 «О регламенте администрации города Тынды» направить в Тындинский районный суд на новое рассмотрение.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 <...>) через суд первой инстанции, то есть через Тындинский районный суд Амурской области.

Председательствующий:

1версия для печатиДело № 33АПа-2373/2021 (Определение)