ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-2423/2023 от 01.08.2023 Амурского областного суда (Амурская область)

28RS0021-01-2023-000247-13 Судья первой инстанции

Дело №33АПа-2423/2023 Петрашко С.Ю.

Докладчик Костырева Е.Л.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Хробуст Н.О.,

судей коллегии Воронина И.К., Костыревой Е.Л.,

при секретаре Варанкиной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Сковородинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Сковородинского муниципального округа о признании незаконным бездействия администрации Сковородинского муниципального округа, возложении обязанности по обеспечению возможности получения гражданами муниципальных услуг в электронном виде, по апелляционной жалобе администрации Сковородинского муниципального округа на решение Сковородинского районного суда Амурской области от 18 апреля 2023 года.

Заслушав дело по докладу судьи Костыревой Е.Л., пояснения прокурора отдела прокуратуры Амурской области Осса Е.Г., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Сковородинского района обратился с административным иском в Сковородинский районный суд Амурской области к администрации Сковородинского муниципального округа, в обоснование требований указал, что прокуратурой Сковородинского района проведена проверка соблюдения требований в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг при реализации национального проекта «Национальная программа «Цифровая Экономика Российской Федерации». Проверкой установлено, что администрацией Сковородинского муниципального округа в реестре муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде, размещено 54 услуги, при этом лишь 33 находятся в статусе «опубликовано», то есть фактически оказываются. По состоянию на 27 марта 2023 года часть муниципальных услуг «Присвоение адреса объекту адресации, изменение и аннулирование такого адреса»; «Отнесение земель или земельных участков к определенной категории или перевод земель, или земельных участков из одной категории в другую»; «Постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно»; «Предоставление жилого помещения по договору социального найма»; «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» не добавлены на региональный Портал государственных и муниципальных услуг. Вместе с тем, полномочия по данным услугам были переданы администрации Сковородинского муниципального округа с 1 января 2023 года. Муниципальные услуги «Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений»; «Прием заявлений о зачислении в государственные и муниципальные образовательные организации субъектов Российской Федерации, реализующие программы общего образования» находятся в статусе «редактирование» на портале РГУ, в настоящее время ведется работа по устранению замечаний. Муниципальная услуга «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование такого разрешения» размещена и опубликована на портале РГУ и находится на доработке для предоставления данной услуги в электронной форме.

Не размещение услуг «Выдача архивных справок, архивных выписок и архивных копий»; «Выдача разрешений на использование воздушного транспорта для выполнения авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемных привязных аэростатов над территорией муниципального образования Сковородинский округ, а также посадку (взлет) на расположенные в границах муниципального образования Сковородинский округ площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации»; «Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений на территории Сковородинского округа (предзаполненная форма)»; «Выдача разрешения на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по автомобильным дорогам местного значения Сковородинского округа»; «Предоставление земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципального собственности и государственная собственность на которые не разграничена, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности»; «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена для индивидуального жилищного строительства»; «Предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья»; «Предоставление сведений о ранее приватизированном имуществе»; «Предоставление сведений о свободных земельных участках для индивидуального строительства»; «Признание молодой семьи имеющей достаточные доходы в целях участия в государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; «Принятие решения об использовании донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов на территории Сковородинского муниципального округа»; «Продажа находящихся в государственной до разграничения или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на торгах»; «Рассмотрение ходатайств о переводе земель и земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую»; «Расторжение договоров аренды»; «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Сковородинский округ»; «Отчуждение арендуемого муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства в Сковородинском округе»; «Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность, в аренду, в безвозмездное пользование, а также юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена»; «Предоставление земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности»; «Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства бесплатно»; «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков на которые не разграничена для индивидуального жилищного строительства»; «Предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья» на Портале государственных и муниципальных услуг нарушает права неопределенного круга лиц на доступ к муниципальным услугам, на их оказание в электронном (цифровом) виде, создает угрозу недостижения целевых показателей национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» - Федерального проекта «Цифровое государственное управление», а, значит, и национальных целей развития Российской Федерации, что затрагивает интересы Российской Федерации.

Административный истец просил суд признать бездействие администрации Сковородинского муниципального округа (ИНН 2808004955, ОГРН 1222800006110), выразившееся в необеспечении возможности получения гражданами муниципальных услуг в электронной форме, незаконным; возложить на администрацию Сковородинского муниципального округа (ИНН 2808004955, ОГРН 1222800006110) обязанность в течение пяти (5) месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить возможность получения гражданами муниципальных услуг: «Выдача архивных справок, архивных выписок и архивных копий»; «Выдача разрешений на использование воздушного транспорта для выполнения авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемных привязных аэростатов над территорией муниципального образования Сковородинский округ, а также посадку (взлет) на расположенные в границах муниципального образования Сковородинский округ площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации»; «Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений на территории Сковородинского округа (предзаполненная форма)»; «Выдача разрешения на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по автомобильным дорогам местного значения Сковородинского округа»; «Предоставление земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципального собственности и государственная собственность на которые не разграничена, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности»; «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена для индивидуального жилищного строительства»; «Предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья»; «Предоставление сведений о ранее приватизированном имуществе»; «Предоставление сведений о свободных земельных участках для индивидуального строительства»; «Признание молодой семьи имеющей достаточные доходы в целях участия в государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; «Принятие решения об использовании донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов на территории Сковородинского муниципального округа»; «Продажа находящихся в государственной до разграничения или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на торгах»; «Рассмотрение ходатайств о переводе земель и земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую»; «Расторжение договоров аренды»; «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Сковородинский округ»; «Отчуждение арендуемого муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства в Сковородинском округе»; «Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность, в аренду, в безвозмездное пользование, а также юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена»; «Предоставление земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности»; «Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства бесплатно»; «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков на которые не разграничена для индивидуального жилищного строительства»; «Предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья» в электронном виде.

Решением Сковородинского районного суда Амурской области от 18 апреля 2023 года административный иск прокурора Сковородинского района удовлетворен.

В апелляционной жалобе представитель администрации Сковородинского муниципального округа Алексеева О.В. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить в части возложения обязанности по обеспечению возможности получения гражданами следующих муниципальных услуг в электронной форме: «Предоставление земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципального собственности и государственная собственность на которые не разграничена, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности»; «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена для индивидуального жилищного строительства»; «Предоставление сведений о свободных земельных участках для индивидуального строительства»; «Продажа находящихся в государственной до разграничения или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на торгах»; «Расторжение договоров аренды»; «Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность, аренду, в безвозмездное пользование, а также юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена»; «Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства бесплатно». Указывает, что муниципальный земельный контроль является функцией органов местного самоуправления, а не муниципальной услугой. Муниципальная услуга «Предоставление земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципального собственности и государственная собственность на которые не разграничена, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности» отменена постановлением администрации Сковородинского района от 21 июня 2018 года №460. Кроме того, ссылается на отмену муниципальных услуг «Предоставление земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципального собственности и государственная собственность на которые не разграничена, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности»; «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства»; «Предоставление сведений о свободных земельных участках для индивидуального строительства»; «Продажа находящихся в государственной до разграничения или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на торгах»; «Расторжение договоров аренды»; «Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность, аренду, в безвозмездное пользование, а также юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», «Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства бесплатно», в связи с чем обеспечение администрацией возможности получения гражданами указанных муниципальных услуг не представляется возможным.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Сковородинского района Жир Ю.А. считает решение суда законным, полагает необходимым оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Амурской области Осса Е.Г. возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Другие участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Руководствуясь статьями 307, 226 КАС РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело при состоявшейся явке.

Изучив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Подпунктом «д» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» установлено, что в рамках национальной цели «Цифровая трансформация» установлен целевой показатель, характеризующий достижение национальных целей к 2030 году, - увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.

Для достижения указанных целей реализуется национальный проект «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 72 Положения о системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 марта 2019 года №234 «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», завершение Программы осуществляется по итогам достижения ее целей, целевых и дополнительных показателей, выполнения задач, а также завершения федеральных проектов Программы.

Так, согласно подпункту 1.3. пункта 4.6 Паспорта национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 4 июня 2019 года №7, задачами и результатами Федерального проекта «Цифровое государственное управление» является, в том числе, обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде, в том числе в сфере выборов, образования и здравоохранения, в соответствии с целевым состоянием. Срок завершения 31 декабря 2024 года.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 года №236 утверждены требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг.

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», но и посредством портала государственных и муниципальных услуг субъекта Российской Федерации, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Постановлением правительства Амурской области от 22 сентября 2022 года №937 утверждена государственная информационная система «Автоматизированная система предоставления государственных и муниципальных услуг Амурской области в электронной форме» (вместе с «Положением о государственной информационной системе «Автоматизированная система предоставления государственных и муниципальных услуг Амурской области в электронной форме»).

Пользователями ГИС АСПГУ являются исполнительные органы государственной власти Амурской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Амурской области, учреждения (организации), подведомственные данным органам, а также учреждения (организации), в которых указанными органами размещены государственные либо муниципальные задания (заказы).

В соответствии с пунктом 4.4 постановления правительства Амурской области от 22 сентября 2022 года №937 пользователи ГИС АСПГУ обеспечивают предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг Амурской области, оказываемых через ГИС АСПГУ; в рамках своих полномочий в соответствии с пунктом 1.2 настоящего Положения осуществляют межведомственное взаимодействие с участниками СМЭВ, пользователями ГИС АСПГУ; выполняют мероприятия по подключению автоматизированных рабочих мест к ГИС АСПГУ и их эксплуатацию в соответствии с организационно-техническими требованиями, установленными уполномоченной организацией; назначают лиц, ответственных за работу в ГИС АСПГУ; соблюдают выполнение требований по обеспечению информационной безопасности обрабатываемых персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивают достоверность и актуальность сведений, размещаемых в ГИС АСПГУ; несут ответственность за неполноту или недостоверность внесенной информации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» оказание услуг в электронной форме реализуется путем обеспечения для заявителей путем подачи запроса и иных документов, необходимых для получения услуги, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (далее – ЕПГУ) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг (далее – РПГУ).

В силу приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации №600 от 18 ноября 2020 года «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация» государственные и муниципальные услуги, по которым, по данным статистики от субъектов Российской Федерации количество принятых заявлений превысило сто тысяч за год, являются массовыми социально значимыми.

В соответствии с Едиными требованиями по переводу массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронный формат, утвержденными протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности №19 от 25 июня 2021 года, субъект Российской Федерации при предоставлении государственных и муниципальных услуг, включенных в перечень массовых социально значимых услуг субъектов Российской Федерации, подлежащих переводу в электронный формат, самостоятельно принимает решение о способе предоставления услуг.

Единые требования предусматривают два способа перевода массовых социально значимых услуг в электронный формат: посредством единого портала государственных услуг и регионального портала государственных услуг.

В Амурской области перевод массовых социально значимых услуг в электронный формат осуществляется посредством единого портала государственных услуг. С использованием ЕПГУ, в том числе, обеспечена возможность получения 35 массовых социально значимых муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Сковородинского муниципального округа.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Сковородинского района проведена проверка соблюдения требований в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг при реализации национального проекта «Национальная программа «Цифровая Экономика Российской Федерации».

По результатам проверки установлено, что администрацией Сковородинского муниципального округа в реестре муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде, размещено 54 услуги, при этом лишь 33 находятся в статусе «опубликовано», то есть фактически оказываются.

Официальный адрес региональной государственной информационной системы «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Амурской области» в сети Интернет http://www.gu.amurobl.ru.

По состоянию на 9 февраля 2023 года на Региональном Портале государственных и муниципальных услуг размещены, но не оказываются следующие услуги: «Выдача архивных справок, архивных выписок и архивных копий»; «Выдача разрешений на использование воздушного транспорта для выполнения авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемных привязных аэростатов над территорией муниципального образования Сковородинский округ, а также посадку (взлет) на расположенные в границах муниципального образования Сковородинский округ площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации»; «Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений на территории Сковородинского округа (предзаполненная форма)»; «Выдача разрешения на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по автомобильным дорогам местного значения Сковородинского округа»; «Предоставление сведений о ранее приватизированном имуществе»; «Предоставление сведений о свободных земельных участках для индивидуального строительства»; «Признание молодой семьи имеющей достаточные доходы в целях участия в государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; «Принятие решения об использовании донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов на территории Сковородинского муниципального округа»; «Продажа находящихся в государственной до разграничения или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на торгах»; «Рассмотрение ходатайств о переводе земель и земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую»; «Расторжение договоров аренды»; «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Сковородинский округ»; «Отчуждение арендуемого муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства в Сковородинском округе»; «Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность, аренду, в безвозмездное пользование, а также юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена»; «Предоставление земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности»; «Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства бесплатно»; «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, на которые не разграничена для индивидуального жилищного строительства»; «Предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья».

Полномочия по данным услугам были переданы администрации Сковородинского муниципального округа с 1 января 2023 года.

Суд первой инстанции, оценив данные доказательства, пришел к выводу, что не размещение указанных услуг на Портале государственных и муниципальных услуг нарушает права неопределенного круга лиц на доступ к муниципальным услугам, на их оказание в электронном (цифровом) виде, что создает угрозу недостижения целевых показателей национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» - Федерального проекта «Цифровое государственное управление», а значит и национальных целей развития Российской Федерации, что затрагивает интересы Российской Федерации.

Вместе с тем, как следует из решения суда первой инстанции, признавая незаконным бездействие администрации Сковородинского муниципального округа, выразившееся в не обеспечении возможности получения гражданами муниципальных услуг в электронной форме и обязывая администрацию Сковородинского муниципального округа в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить возможность получения гражданами муниципальных услуг, судом не принято во внимание то обстоятельство, что перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», утверждается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления – в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг (пункт 3 части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ).

Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией (часть 7 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ).

Постановлением правительства Амурской области №144 от 28 марта 2017 года утверждено Положение о Реестре государственных и муниципальных услуг (функций) Амурской области.

Согласно пункт 5 указанного Реестра формирование сведений об услугах (функциях) в Реестре осуществляют органы местного самоуправления, предоставляющие соответствующие услуги, на основании административных регламентов предоставления услуг (исполнения функций).

Распоряжением Правительства РФ №2113-р от 18 сентября 2019 года утвержден перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления.

Постановлением администрации Сковородинского муниципального округа Амурской области №404 от 15 марта 2023 года утвержден Перечень массовых социально значимых муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Сковородинского муниципального округа согласно Приложению.

Также постановлениями администрации Сковородинского муниципального округа Амурской области отменены либо признаны утратившими силу следующие муниципальные услуги:

- №674 от 18 апреля 2023 года «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства»,

- №735 от 24 апреля 2023 года «Предоставление сведений о свободных земельных участках для индивидуального строительства»,

- №785 от 4 мая 2023 года «Предоставление земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности»,

- №952 от 9 декабря 2021 года «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Сковородинский район».

Кроме того, как следует из представленных суду апелляционной инстанции материалов, администрацией Сковородинского муниципального округа утверждены:

- Административный регламент предоставления администрацией Сковородинского района государственной услуги, утвержденный постановлением №860 от 29 сентября 2022 года, «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена, на торгах», включивший в себя муниципальную услугу «Продажа находящихся в государственной до разграничения или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на торгах»;

- Административный регламент предоставления администрацией Сковородинского района муниципальной услуги, утвержденный постановлением №942 от 27 октября 2022 года, «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов», включивший в себя муниципальную услугу «Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность, в аренду, в безвозмездное пользование, а также юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена»;

- Административный регламент предоставления администрацией Сковородинского района муниципальной услуги, утвержденный постановлением №833 от 19 сентября 2022 года, «Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно», включивший в себя муниципальную услугу «Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства бесплатно».

По представленным министерством цифрового развития и связи Амурской области материалам:

- сведения о муниципальных услугах «Продажа находящихся в государственной до разграничения или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на торгах», «Расторжение договоров аренды», «Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства бесплатно» администрацией Сковородинского района сняты с публикации на РПГУ 24 ноября 2016 года;

- сведения о муниципальных услугах «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства»; «Предоставление земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности» администрацией Сковородинского района на РПГУ не публиковались.

По состоянию на 18 апреля 2023 года на РГПУ были опубликованы сведения о 28 массовых социально значимых услугах, предоставляемых администрацией Сковородинского муниципального округа.

Таким образом, обстоятельства предоставления административным ответчиком следующих муниципальных услуг «Расторжение договоров аренды», «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Сковородинский район», «Продажа находящихся в государственной до разграничения или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на торгах», «Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность, в аренду, в безвозмездное пользование, а также юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена», «Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства бесплатно» необоснованно не были в полном объеме установлены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу и принятии решения.

Судебная коллегия приходит к выводу, что данные обстоятельства повлекли несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, и являются основанием к изменению решения Сковородинского районного суда Амурской области от 18 апреля 2023 года в силу п.3 ч.2 ст.310 КАС РФ.

Так, из резолютивной части решения подлежат исключению следующие муниципальные услуги, которые до принятия судом оспариваемого решения (18 апреля 2023 года) уже не оказывались административным ответчиком либо стали составной частью новых Административных регламентов на основании постановлений администрации Сковородинского муниципального округа: «Продажа находящихся в государственной до разграничения или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на торгах», «Расторжение договоров аренды», «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципальног о образования Сковородинский округ», «Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность, в аренду, в безвозмездное пользование, а также юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена», «Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства бесплатно».

С учетом обеспечения возможности исполнения решения суда из резолютивной части решения также подлежат исключению следующие муниципальные услуги, решения по которым административным ответчиком приняты после даты принятия (18 апреля 2023 года) обжалуемого решения: «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства», «Предоставление сведений о свободных земельных участках для индивидуального строительства», «Предоставление земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности».

На основании изложенного судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения суда абзацы 9, 12, 15, 17, 18, 20, 21, 22, соответствующие следующим муниципальным услугам: «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена для индивидуального жилищного строительства»; «Предоставление сведений о свободных земельных участках для индивидуального строительства»; «Продажа находящихся в государственной до разграничения или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на торгах»; «Расторжение договоров аренды»; «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Сковородинский округ»; «Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность, аренду, в безвозмездное пользование, а также юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена»; «Предоставление земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности»; «Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства бесплатно».

Как следует из резолютивной части обжалуемого решения, абзацы 9 и 23 следующего содержания «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства» приведены дважды в решении, в связи с чем абзац 23 подлежит исключению из резолютивной части как указанный повторно.

В остальной части судебная коллегия соглашается с выводами суда о необходимости возложения на администрацию обязанности обеспечить возможность получения гражданами муниципальных услуг в электронном виде.

Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных ст.310 КАС РФ, являющихся основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.307-311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Сковородинского районного суда Амурской области от 18 апреля 2023 года изменить, исключив из его резолютивной части абзацы 9, 12, 15, 17, 18, 20, 21, 22, 23 следующего содержания:

абзац 9 - «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства»;

абзац 12 - «Предоставление сведений о свободных земельных участках для индивидуального строительства»;

абзац 15 - «Продажа находящихся в государственной до разграничения или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на торгах»;

абзац 17 - «Расторжение договоров аренды»;

абзац 18 - «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципальног о образования Сковородинский округ»;

абзац 20 - «Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность, аренду, в безвозмездное пользование, а также юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена»;

абзац 21 - «Предоставление земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности»;

абзац 22 - «Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства бесплатно»;

абзац 23 - «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства».

В остальной части решение Сковородинского районного суда Амурской области от 18 апреля 2023 года оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции, то есть через Сковородинский районный суд Амурской области.

Председательствующий

Судьи коллегии