ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-2427/2022 от 07.07.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

28RS0021-01-2022-000444-57

Дело № 33АПа-2427/2022 Судья первой инстанции

Докладчик Воронин И.К. Петрашко С.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 июля 2022 года город Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Воронина И.К.,

судей коллегии Бушманова А.П., Диких Е.С.,

при секретаре Варанкиной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сковородинского района к администрации Сковородинского района о признании недействующим в части нормативного правового акта, с апелляционной жалобой администрации Сковородинского района Амурской области на решение Сковородинского районного суда Амурской области от 11 мая 2022 года,

Заслушав дело по докладу судьи Воронина И.К., выслушав представителя административного истца прокурора отдела прокуратуры Амурской области Ф.И.О.5, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Сковородинского района Амурской области, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга муниципальных служащих, обратился в Сковородинский районный суд Амурской области с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что постановлением администрации Сковородинского района № 939 от 30.12.2019 года утверждено Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должности муниципальной службы в администрации Сковородинского района, и лицами, замещающими должности Муниципальной службы в администрации Сковородинского района, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - постановление № 939). Настоящее постановление является нормативным правовым актом, поскольку распространяется на неопределенный круг лиц.

Пунктом 14 Положения установлено, что в случае непредоставления или предоставления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность муниципальной службы администрации района, а муниципальный служащий освобождается от должности муниципальной службы администрации района или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений ч. 3 ст. 27, ст. 27.1, ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 25-ФЗ), ч.1 ст. 24.1 Закона Амурской области от 31.08.2007 года № 364-03 «О муниципальной службе в Амурской области» в связи с непредоставлением сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичных сведений своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представлением заведомо недостоверных или неполных сведений муниципальный служащий не подвергается иным видам дисциплинарной ответственное кроме как увольнению с муниципальной службы.

Прокурором Сковородинского района 24.02.2022 года главе администрации Сковородинского района внесено представление об устранении нарушений закона, из ответа на который следует, что оснований для внесения изменений в вышеуказанное Положение не имеется, поскольку норма об увольнении муниципального служащего с муниципальной службы в связи с утратой доверия, в случаях совершения правонарушений установленных статьями 14.1 и 15 Федерального закона № 25-ФЗ, содержится в отдельном нормативном правовом акте - п.8 Порядка применения взысканий за несоблюдение муниципальным служащим администрации Сковородинского района ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, утвержденном постановлением Администрации Сковородинского района от 17.10.2019 № 677 (далее - постановление № 677).

Таким образом, администрацией Сковородинского района Амурской области вопреки требованиям закона допущено бездействие в части не внесения изменений в постановление № 939, в части необходимости указания того, что за указанные нарушения муниципальный служащий не подвергается иным видам дисциплинарной ответственности, кроме как увольнению с муниципальной службы.

На основании изложенного, прокурор Сковородинского района Амурской области просил суд признать недействующим как противоречащий федеральному законодательству пункт 14 Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должности муниципальной службы в администрации Сковородинского района, и лицами, замещающими должности муниципальной службы в администрации Сковородинского района, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утвержденное постановлением администрации Сковородинского района № 939 от 30.12.2019 в части указания того, что муниципальный служащий подвергается дисциплинарной ответственности за непредоставление или предоставление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Решением Сковородинского районного суда Амурской области от 11 мая 2022 года административное исковое заявление прокурора Сковородинского района удовлетворено. Признан противоречащим Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральному закону от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и недействующим со дня его принятия пункт 14 Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должности муниципальной службы в администрации Сковородинского района и лицами, замещающими должности муниципальной службы в администрации Сковородинского района, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного постановлением администрации Сковородинского района № 939 от 30.12.2019 года, в части слов «или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательном Российской Федерации».

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Администрации Сковородинского района Амурской области Ф.И.О.6 просит решение суда отменить и прекратить производство по делу. В обоснование приводит доводы о том, что судом первой инстанции не дана оценка доводам Администрации Сковородинского района о том, что п. 14 Постановления Администрации Сковородинского района от 30.12.2019 N 939 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должности муниципальной службы в администрации Сковородинского района, и лицами, замещающими должности муниципальной службы в администрации Сковородинского района, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" полностью дублирует п. 15 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (ред. от 15.01.2020) "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (вместе с "Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"), в связи с чем соответствует нормам действующего законодательства. Также полагает, что учитывая порядок применения представителем нанимателя взысканий устанавливается отдельным нормативным правовым актом. В администрации Сковородинского районная данный Порядок утвержден постановлением от 17.10.2019 года № 677 "Об утверждении Порядка применения взысканий за несоблюдение муниципальным служащим администрации Сковородинского района ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции". Учитывая вышеизложенное, полагает, что п. 14 Постановления Администрации Сковородинского района от 30.12.2019 N 939 в части слов «или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации» соответствует нормам действующего законодательства.

В письменных возражениях прокурор Сковородинского района Амурской области полагал решение суда законным и обоснованным. Указал, что непредставление муниципальным служащим либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является правонарушением, за совершение которого муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца прокурор отдела прокуратуры Амурской области Ф.И.О.5 возражала относительно доводов апелляционной жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения. Указала, что доводы апелляционной жалобы о том, что п. 14 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должности муниципальной службы в администрации Сковородинского района, и лицами, замещающими должности муниципальной службы в администрации Сковородинского района, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного постановлением Администрации Сковородинского района от 30.12.2019 N 939, полностью аналогичен п. 15 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (ред. от 15.01.2020) "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" является несостоятельным, поскольку оспариваемое положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Статьей 15 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» альтернативный выбор дисциплинарной ответственности за непредставление сведений, либо несвоевременное предоставление сведений, не предусмотрен. В связи с чем, полагала, что данный пункт оспариваемого Положения противоречит Федеральному закону от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Иные, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств не поступало. Представитель административного ответчика Администрации Сковородинского района Амурской области просила рассмотреть дело в её отсутствие. В соответствии со статьей 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), административное дело по апелляционной жалобе судебной коллегией рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

Из п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что в рамках реализации надзорных полномочий прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов в случае, если они приняты органом местного самоуправления в нарушение законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, предусмотрено ч. 1 ст. 39 КАС РФ.

На основании ч. 2 ст. 39 КАС РФ прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры вправе обратиться в гарнизонный военный суд, районный суд.

Следовательно, прокурор Сковородинского района вправе был обратиться в Сковородинский районный суд Амурской области с настоящим административным исковым заявлением в порядке главы 21 КАС РФ.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».

В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" профилактика коррупции осуществляется, в том числе, путем установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 15 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Частями 2, 3 и 6 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.

Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: 1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; 2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; 3) объяснений муниципального служащего; 4) иных материалов.

Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются в порядке и сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами.

Таким образом, непредставление муниципальным служащим либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является правонарушением, за совершение которого муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации Сковородинского района № 939 от 30.12.2019 года, в целях реализации статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статьи 15 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", статьей 13 Закона Амурской области от 31 августа 2007 г. N 364-ОЗ "О муниципальной службе в Амурской области", Указом Президента РФ от 23 июня 2014 г. N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации", утверждено Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должности муниципальной службы в администрации Сковородинского района, и лицами, замещающими должности Муниципальной службы в администрации Сковородинского района, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Настоящее постановление является нормативно правовым актом, поскольку распространяется на неопределенный круг лиц (далее – Положение).

Постановление № 939 опубликовано 30.12.2019 года на сайте администрации Сковородинского района www.skovorodino.ru.

Из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом местного самоуправления, с соблюдением установленной процедуры, в установленной форме.

О нарушении порядка принятия и опубликования оспариваемого в части нормативного правового акта административный истец не заявлял, иные участвующие в деле лица доводов об этом также не приводили.

Пунктом 14 Положения установлено, что в случае непредоставления или предоставления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность муниципальной службы администрации района, а муниципальный служащий освобождается от должности муниципальной службы администрации района или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полагая, что указанный пункт Положения нарушает требования федерального законодательства и права неопределенного круга лиц муниципальных служащих в сфере противодействия коррупции, прокурор Сковородинского района обратился в Сковородинский районный суд Амурской области с вышеуказанным административным исковым заявлением.

Разрешая административные исковые требования прокурора Сковородинского района и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что пунктом 14 «Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должности муниципальной службы в администрации Сковородинского района, и лицами, замещающими должности Муниципальной службы в администрации Сковородинского района сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» предусмотрена дифференцированная ответственность, в котором допускается применение иных видов дисциплинарной ответственности, противоречит требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, а именно Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральному закону от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах и фактически установленных обстоятельств.

Так из оспариваемого пункта 14 Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должности муниципальной службы в администрации Сковородинского района, и лицами, замещающими должности Муниципальной службы в администрации Сковородинского района сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" следует, что даже при установлении представления муниципальным служащим заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальный служащий может быть освобожден от должности муниципальной службы или подвергнут иным видам дисциплинарной ответственности.

То есть в данной норме предусмотрена дифференцированная ответственность, что противоречит части 5 статьи 15 и части 2 статьи 27.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Доводы апелляционной жалобы о том, что п. 14 Постановления Администрации Сковородинского района от 30.12.2019 N 939 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должности муниципальной службы в администрации Сковородинского района, и лицами, замещающими должности муниципальной службы в администрации Сковородинского района, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" полностью дублирует п. 15 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (ред. от 15.01.2020) "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (вместе с "Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"), в связи с чем соответствует нормам действующего законодательства, являются несостоятельными, поскольку оспариваемый пункт Положения противоречит требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, а именно Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральному закону от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Так согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Одновременно в соответствии с пунктом 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 559 органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Исходя из совокупности вышеприведенных положений федерального законодательства, устанавливающих взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, провозглашающих единство правовых и организационных основ, а также основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение органом местного самоуправления законов, регламентирующих противодействие коррупции.

Учитывая вышеизложенное, органам местного самоуправления муниципального образования при разработке и утверждении собственного порядка представления муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера необходимо учитывать нормы действующего законодательства, а именно Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

При таких данных, когда в случае неисполнения муниципальным служащим соответствующей обязанности федеральным законодательством предусмотрено исключительно его увольнение, оспариваемое Положение, в той части, в которой оно допускает применение иных видов дисциплинарной ответственности, противоречит Федеральным законам от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены этого решения по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, обжалуемое решение Сковородинского районного суда Амурской области от 11 мая 2022 года подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 307-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сковородинского районного суда Амурской области от 11 мая 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Администрации Сковородинского района Амурской области Ф.И.О.6 - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54) через суд первой инстанции, т.е. через Сковородинский районный суд Амурской области.

Председательствующий

Судьи коллегии

28RS0021-01-2022-000444-57

Дело № 33АПа-2427/2022 Судья первой инстанции

Докладчик Воронин И.К. Петрашко С.Ю.