ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-258/20 от 21.01.2020 Амурского областного суда (Амурская область)

28RS0004-01-2019-010082-29

Дело № 33АПа-258/2020 Судья первой инстанции

Докладчик Бушманов А.П. Диких Е.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 января 2020 года город Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Бушманова А.П.,

судей коллегии Ситниковой Е.В., Костыревой Е.Л.,

при секретаре Бухтеевой И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Благовещенска на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 14 ноября 2019 года.

Заслушав дело по докладу судьи Бушманова А.П., объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Прокурор города Благовещенска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Благовещенский городской суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконным бездействие администрации г. Благовещенска в части непринятия полного комплекса мер по обеспечению участков, предоставленных многодетным семьям в районе «5-й стройки» г. Благовещенска транспортной инфраструктурой; возложении обязанности на администрацию г. Благовещенска построить дороги по ул. Молодежная (от ул. Энтузиастов до ул. Центральная), ул. Лесная (от ул. Молодежная до ул. Театральная), ул. Степная (от ул. Молодежная до ул. Театральная) г. Благовещенска в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» с водоотводящими устройствами в соответствии со строительными нормами и правилами.

В обоснование заявленных требований, указав, что прокуратурой г. Благовещенска проведена проверка соблюдения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федераций, о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в ходе которой установлено, что полномочия органов местного самоуправления в области дорожной деятельности, в частности - проектирования и строительства автомобильных дорог (подъездов) являются расходными обязательствами муниципальных образований. Постановлением администрации г. Благовещенска от 07 октября 2014 года №4135 утверждена муниципальная программа «Развитие транспортной системы г. Благовещенска на 2015-2020 годы». В указанную Программу, среди прочих, включена Подпрограмма «Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения». В ходе проверки установлено, что в настоящее время администрацией г. Благовещенска проводятся мероприятия, направленные на исполнение п. 11 и 13 раздела 5 подпрограммы «Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения» - строительство участков дорог по ул. Энтузиастов (от ул. Придорожной до ул. Песчаной), по ул. Центральная (от ул. Дальняя до ул. Песчаная). Вместе с тем, строительство иных участков дорог в районе «5-й стройки» не производится, в частности, в районе земельного участка, предоставленного в собственность Ф.И.О.11 как многодетной семье для строительства индивидуального жилого дома, расположенного в квартале 522 г. Благовещенска. Непринятие мер по строительству дорог в районе «5-й стройки» нарушает основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, а также не обеспечивает права многодетных семей на беспрепятственное пользование жилыми домами и земельными участками.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель прокуратуры г. Благовещенска на требованиях административного искового заявления с учетом уточнений настаивал, просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации г. Благовещенска в судебном заседании суда первой инстанции возражал относительно удовлетворения заявленных требований, указав, что в настоящее время администрацией г. Благовещенска проводятся мероприятия, направленные на исполнения пунктов 11 и 13 раздела 5 подпрограммы «Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог по ул. Энтузиастов (от ул. Придорожная до ул. Песчаная), по ул. Центральная (от ул. Дальняя до ул. Песчаная). Администрация города Благовещенска выполняются все необходимые мероприятия по обеспечению транспортной инфраструктурой участков, предоставленных многодетным семьям в районе «5-й стройки» г. Благовещенска. Просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица МУ «Городское управление капитального строительства» возражал против удовлетворения административного искового заявления, изложив доводы аналогичные доводам представителя администрации г. Благовещенска.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 14 ноября 2019 года требования прокурора г. Благовещенска удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Благовещенска ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, принятого с нарушением норм материального права. В обоснование жалобы, руководствуясь положениями пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», пунктом 5 части 1 статьи 4 Устава муниципального образования города Благовещенска, пунктами 6, 12 статьи 3, частью 3 статьи 15, частью 1 статьи 16, частью 3 статьи 20 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Указом президента РФ от 07 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» приводит доводы о том, что обеспечение земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой не является безусловной обязанностью органов местного самоуправления, а осуществляется при финансовой поддержке субъектов Российской Федерации. В настоящее время администрацией г. Благовещенска проводятся мероприятия, направленные на исполнение пунктов 11 и 13 раздела 5 подпрограммы «Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения», в частности в отношении автомобильных дорог по ул. Энтузиастов (от ул. Придорожная до ул. Песчаная), ул. Центральная (от ул. Дальняя до ул. Песчаная). В рамках муниципальной программы «Развитие градостроительной деятельности и управление земельными ресурсами на территории муниципального образования города Благовещенска на 2015-2020 годы» разработан проект планировки территории и проект межевания территории, предназначенный для размещения линейного объекта улично-дорожной сети - улиц Молодежная, Степная, Хвойная, Березовая г. Благовещенска. (ПОСТ. № 4128 от 21.12.2016 г.). На основании проекта планировки и проекта межевания территории в проект бюджета г. Благовещенска на 2020 год в рамках муниципальной программы «Развитие транспортной системы города Благовещенска на 2015-2021 годы» включено мероприятие «Строительство дорог в районе «5-й стройки» для обеспечения транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям (ул. Молодежная (на участке от ул. Зазеркальная до ул. Энтузиастов), ул. Степная (на участке от ул. Молодежная до ул. Дальняя), ул. Хвойная, (на участке от ул. Молодежная до ул. Дальняя), ул. Берёзовая (на участке от ул. Ромашковая до ул. Театральная), ул. Ольховая (на участке от ул. Ромашковая до ул. Придорожная)» на разработку проектной документации с объемом финансирования из средств городского бюджета. На 2021-2022 годы планируется строительство дорог по вышеназванным улицам. Муниципальным учреждением «Городское управление капитального строительства» заключен муниципальный контракт от 06 мая 2016 года №72307 с подрядной организацией ООО «СТРОЙУЮТ» на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Улица Придорожная от ул. Центральная до ул. Энтузиастов; улица Энтузиастов от ул. Придорожная до ул. Театральная; улица Ромашковая от ул. Центральная до ул. Березовая» на сумму 28,008 млн. рублей. Выполнение работ по состоянию на 01 июля 2016 года составило 16,25 млн. рублей. Указанные дороги выполнены в гравийном исполнении, что соответствует требованиям ГОСТ. Таким образом, администрацией г. Благовещенска предпринимаются все необходимые меры в рамках полномочий и финансовых возможностей для обеспечения земельных участков в районе «5-й стройки» транспортной и инженерной инфраструктурой, а выводы суда о бездействии органа местного самоуправления не нашли своего подтверждения.

В отзыве на апелляционную жалобу, поступившем в Амурский областной суд 20 января 2020 года, представитель заинтересованного лица МУ «Городское управление капитального строительства» поддерживает позицию административного ответчика администрации г. Благовещенска, указывает на незаконность принятого судом первой инстанции судебного акта. В обоснование приводит доводы о том, что при организации строительства дорог местного значения в границах округа осуществляется в рамках межбюджетных отношений, и местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской федерации. Между тем, суд возложил обязанность по строительству дорог в районе «5-ой стройки» на администрацию г. Благовещенска без учета межбюджетных правоотношений.

В отзыве на апелляционную жалобу, поступившем в Амурский областной суд 21 января 2020 года, представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска поддерживает позицию администрации г. Благовещенска, изложенную в апелляционной жалобе. Просит рассмотреть жалобу без своего участия.

В суде апелляционной инстанции представитель администрации г. Благовещенска Горшкова А.А. поддержала доводы жалобы.

Прокурор отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А. просила решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили. Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 КАС РФ, оснований к его отмене не находит.

Согласно статье 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проведения проверки прокуратурой города Благовещенска выявлено, что в настоящее время администрацией г. Благовещенска проводятся мероприятия, направленные на исполнение пунктов 11 и 13 раздела 5 подпрограммы «Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения» - строительство участков дорог по ул. Энтузиастов от ул. Придорожной до ул. Песчаной, ул. Центральная от ул. Дальняя до ул. Песчаная. Строительство иных участков дорог в районе «5-й стройки» не производится.

Не производится строительство дорог по ул. Молодежная (от ул. Энтузиастов до ул. Центральная), ул. Лесная (от ул. Молодежная до ул. Театральная), ул. Степная (от ул. Молодежная до ул. Театральная) г. Благовещенска.

При этом в названных районах администрацией г. Благовещенска были предоставлены в собственность (бесплатно) земельные участки многодетным семьям в соответствии с Законом Амурской области от 13 октября 2011 года № 539-ОЗ «О порядке бесплатного предоставления отдельным категориям граждан в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства» (утратил силу с 01.03.2015 г.)

В ходе прокурорской проверки также установлено, что постановлением главы администрации города Благовещенска от 08 августа 2013 года № 4152, которым Ф.И.О.12 предоставлен в собственность (бесплатно) земельный участок, площадью 1291 кв.м. с кадастровым номером <номер>, из категории земель населенных пунктов, находящийся в квартале 522, используемый для строительства индивидуального жилого дома. Однако согласно акту проверки улично-дорожной сети, дорога, предназначенная для подъезда к жилому дому, отсутствует.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность) регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 указанного Федерального закона).

В силу части 9 статьи 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог

Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Из пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.

Пунктом 5 части 1 статьи 4 Устава г. Благовещенска, принятого решением Думы города Благовещенска от 26 мая 2005 года № 62/89, к вопросам местного значения, решение которых осуществляется населением городского округа непосредственно и (или) органами местного самоуправления городского округа, отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Из анализа приведенных норм права в их системном толковании следует, что на органах местного самоуправления (муниципального образования города Благовещенска) лежит обязанность по организации строительства дорог местного значения в границах городского округа.

Ка следует из материалов дела, постановлением администрации города Благовещенска от 07 октября 2014 года № 4135 утверждена муниципальная программа «Развитие транспортной системы города Благовещенска на 2015-2020 годы». В данную программу включена Подпрограмма «Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения».

Из пункта 14 раздела 5 подпрограммы следует, что основное мероприятие включает в себя мероприятия по строительству дорог в районе «5-й стройки» для обеспечения транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент разрешения настоящего спора не производится строительство дорог по ул. Молодежная (от ул. Энтузиастов до ул. Центральная), ул. Лесная (от ул. Молодежная до ул. Театральная), ул. Степная (от ул. Молодежная до ул. Театральная) г. Благовещенска, при этом, в проект планировки и межевания территории, предназначенной для размещения линейного объекта улично-дорожной сети, утвержденный постановлением мэра г. Благовещенска от 21 декабря 2016 года № 4128, включены только ул. Молодежная (от ул. Энтузиастов до ул. Центральная), ул. Степная (от ул. Молодежная до ул. Дальняя). В отношении этих объектов 19 августа 2019 года заключен муниципальный контракт на выполнение кадастровых работ, произведены кадастровые работы, однако иных действий по строительству дорог на указанных участках улиц не произведено. В отношении ул. Лесная (от ул. Молодежная до ул. Театральная), ул. Степная (от ул. Дальняя до ул. Театральная) какие-либо действия, связанные со строительством дороги, не производятся.

Доводу апелляционной жалобы о том, что Закон Амурской области от 13 октября 2011 года № 539-ОЗ «О порядке бесплатного предоставления отдельным категориям граждан в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства» не обязывал орган местного самоуправления обеспечить транспортной инфраструктурой данную территорию судом первой инстанции дана правовая оценка, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определение от 09 ноября 2017 года № 2516-О.

Довод апеллянта о том, что администрацией г. Благовещенска предпринимаются все необходимые меры в рамках полномочий и финансовых возможностей для обеспечения земельных участков в районе «5-й стройки» транспортной и инженерной инфраструктурой не нашел своего подтверждения, а потому признается несостоятельным.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о бездействии администрации г. Благовещенска в части непринятия полного комплекса мер по обеспечению транспортной инфраструктурой участков, предоставленных многодетным семьям в районе «5-й стройки» г. Благовещенска, чем нарушаются их права на беспрепятственное пользование жилыми домами и земельными участками, а также нарушаются основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом, исследовав всесторонне и полно материалы дела, установив обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора, исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и с учетом положений приведенных нормативных правовых актов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора г. Благовещенска, возложив на административного ответчика обязанность по обеспечению строительства дорог по ул. Молодежная (от ул. Энтузиастов до ул. Центральная), ул. Лесная (от у. Молодежная до ул. Театральная), ул. Степная (от ул. Молодежная до ул. Театральная) г. Благовещенска Амурской области в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» с водоотводящими устройствами в соответствии со строительными нормами и правилами.

По своей сути доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, выводы суда первой инстанции ими не опровергаются. Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении судом первой инстанции оспариваемого решения судебная коллегия не находит.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не усматривается, а поэтому решение суда следует оставить без изменения.

Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 14 ноября 2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г. Благовещенска - без удовлетворения

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции, то есть через Благовещенский городской суд Амурской области.

Председательствующий

Судьи коллегии