ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-2640/20 от 10.09.2020 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 33АПа-2640/20 Судья первой инстанции

Докладчик Никитин В.Г. Демьяненко Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

« 10 » сентября 2020 года город Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Никитина В.Г.

судей коллегии Бушманова А.П., Михайленко В.Г.,

при секретаре Лысове В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации пгт. Серышево на решение Серышевского районного суда Амурской области от 6 июля 2020 года.

Заслушав дело по докладу судьи Никитина В.Г., пояснения прокурора отдела прокуратуры Амурской области Пряхиной И.О., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Серышевского района Амурской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации пгт. Серышево Серышевского района Амурской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования, возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела. В обоснование требований было указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере погребения и похоронного дела, по результатам которой установлено, что администрацией пгт. Серышево в нарушение действующего законодательства с 10 апреля 2018 года специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, меры по созданию такой организации не принимаются. Согласно Уставу пгт. Серышево к вопросам местного значения относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Также установлено, что на территории пгт. Серышево размещено кладбище, которое является действующим. По результатам проверки, проведенной в апреле 2018 года, прокурором района 10 апреля 2018 года на имя главы администрации пгт. Серышево вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены. Бездействие администрации пгт. Серышево по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования приводит к нарушению прав жителей поселения на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции, нарушает права граждан на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг, прямо предусмотренного законодательством, а также лишает лицо, принявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, права выбора между осуществлением погребения умершего безвозмездно указанной специализированной службой, либо самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение.

Решением Серышевского районного суда Амурской области от 6 июля 2020 года требования прокурора удовлетворены.

В апелляционной жалобе глава администрации пгт. Серышево Дегасюк А.В. просит отменить указанное решение, принять новое решение. Считает, что заявленные требования затрагивают сферу деятельности органа местного самоуправления, имеющего право самостоятельно определить на какой орган, организацию или лицо возложить обязанность по разрешению подобных задач. При этом игнорируется позиция органа местного самоуправления относительно наиболее оптимального распределения функциональных обязанностей, что недопустимо. Администрацией задачи организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения разрешаются посредством заключения гражданско-правового договора с ИП Ф.И.О.1 Предельная стоимость гарантированного перечня услуг по погребению определена распоряжением главы администрации от 30 января 2020 года № 15р, действующего на всей территории пгт. Серышево. Возможность создать муниципальное учреждение отсутствует ввиду того, что между администрацией пгт. Серышево и администрацией Серышевского района ежегодно заключается соглашение о предоставлении дотации на выравнивание бюджета поселка, одной из обязанностей по соблюдению такого соглашения является запрет на увеличение численности работников органа местного самоуправления и численность муниципальных учреждений. Ссылаясь на разъяснения Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации указывает, что наиболее рациональным является наделение соответствующими функциями уже действующих учреждений или структурных подразделений муниципального образования. На территории пгт. Серышево существует МУП «Комбинат благоустройства», учредителем которого является администрация, однако указанное учреждение должно быть ликвидировано до 1 января 2025 года. Указанным доводам администрации судом не дана оценка.

В письменных возражениях помощник прокурора Серышевского района Жуковская О.Ю. полагала решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения.

Прокурор отдела прокуратуры Амурской области Пряхина И.О. в судебном заседании возражала относительно доводов апелляционной жалобы, полагала решение суда законным и обоснованным

Иные лица в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили. В письменном ходатайстве от 27 августа 2020 года глава администрации пгт. Серышево Дегасюк А.В. просил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя администрации. В этой связи апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 КАС Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения городского поселения.

В силу частей 3 и 4 статьи 14 указанного Федерального закона законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 данной статьи).

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Законом Амурской области от 3 октября 2014 года № 413-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» с учетом положений части 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за сельскими поселениями Амурской области закреплен ряд вопросов местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 данного Федерального закона вопросов местного значения городских поселений, в том числе и организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Пунктом 18 статьи 7 Устава муниципального образования пгт. Серышево Серышевского района Амурской области Принятого решением поселкового Совета народных депутатов от 1 июля 2010 года № 132 к вопросам местного значения пгт. Серышево отнесено в числе прочего содержание мест захоронения и организация ритуальных услуг.

Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» за органами местного самоуправления закреплены, в том числе и такие обязанности (полномочия), как осуществление организации похоронного дела, создание специализированных служб по вопросам похоронного дела для погребения умершего и оказания услуг по погребению, определение порядка деятельности обозначенных служб (п. 2 ст. 25, п. 1.2 ст. 29 Федерального закона).

Пунктами 1, 2 статьи 9 названного Федерального закона установлен гарантированный перечень услуг по погребению, которые оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Гарантии осуществление погребения умершего в соответствии с указанным Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления (п. 1, 2 ст. 25 Федеральное закона).

Согласно статье 29 указанного Федерального закона органы местного самоуправления районов поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных положениями статьи 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», устанавливающей гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.

По смыслу вышеназванных норм следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе посредством специализированных служб по вопросам похоронного дела.

Судом установлено и никем из участвующих в деле лиц не оспаривается, что на территории пгт. Серышево отсутствует специализированная служба по похоронному делу.

Заключенный между администрацией пгт. Серышево и индивидуальным предпринимателем Ф.И.О.1 договор от 1 января 2020 года № 5, а также определение предельной стоимости гарантированного перечня услуг по погребению (распоряжение главы администрации от 30 января 2020 года № 15р) не свидетельствует об исполнении возложенной на администрацию законом обязанности.

Кроме того, согласно предмету вышеназванного договора исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг захоронения безродных (лиц оставшихся без родственников, без определенного места жительства) и не содержит условий по оказанию на безвозмездной основе лицам, указанным в статье 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», гарантированного перечня услуг по погребению.

Администрацией пгт. Серышево не подтверждено, что ею были предприняты необходимые меры к реализации права неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению.

В этой связи судебная коллегия приходит к выводу, что отсутствие на территории пгт. Серышево специализированной службы по вопросам похоронного дела свидетельствует о наличии со стороны администрации пгт. Серышево незаконного бездействия, которое нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории поселения.

Судебная коллегия отмечает, что исходя из принципов самостоятельности органов местного самоуправления и разделения властей, закрепленных в статьях 10 и 12 Конституции Российской Федерации, суд не вправе разрешать вопросы, относящиеся к исключительной компетенции соответствующего органа местного самоуправления.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании действующего законодательства и не свидетельствуют о наличии предусмотренных процессуальным законом оснований для отмены судебного решения.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, обжалуемое решение Серышевского районного суда Амурской области от 6 июля 2020 года подлежит оставлению без изменения.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Серышевского районного суда Амурской области от 6 июля 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации пгт. Серышево – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, д. 54) через суд первой инстанции, то есть через Серышевский районный суд Амурской области.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

Дело № 33АПа-2640/20 Судья первой инстанции

Докладчик Никитин В.Г. Демьяненко Н.А.