УИД28RS0009-01-2020-000862-86 Судья первой инстанции
Дело №33АПа-2660/2021 Ступникова Н.С.
Докладчик Костырева Е.Л.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 июля 2021 года г.Благовещенск
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Хробуст Н.О.,
судей коллегии Бушманова А.П., Костыревой Е.Л.,
при секретаре Шевкун Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Ивановского района Амурской области Колесникова Е.А., действующего в интересах Российской Федерации, к главе муниципального образования Ивановского района Кондратьеву В.В. о признании наличия конфликта интересов,
по апелляционной жалобе административного ответчика главы муниципального образования Ивановского района Кондратьева В.В. на решение Ивановского районного суда Амурской области от 6 апреля 2021 года,
которым удовлетворено административное исковое заявление и.о. прокурора Ивановского района Амурской области Колесникова Е.А.
Признано наличие конфликта интересов у <данные изъяты>Ф.И.О. в период ее нахождения в занимаемой должности.
Признан неурегулированным конфликт интересов, стороной которого является Ф.И.О., в период ее нахождения в должности <данные изъяты>.
Признано незаконным бездействие главы муниципального образования Ивановского района Кондратьева Владимира Викторовича, выразившееся в ненадлежащем исполнении им обязанности по принятию мер по урегулированию конфликта интересов, стороной которого является <данные изъяты>Ф.И.О. в период нахождения последней в занимаемой должности.
Постановлено обязать главу муниципального образования Ивановского района Кондратьева Владимира Викторовича принять меры по урегулированию конфликта интересов, стороной которого является <данные изъяты>Ф.И.О., в период нахождения последней в занимаемой должности, в течение месяца со дня вступления данного судебного решения в законную силу.
Заслушав дело по докладу судьи Костыревой Е.Л., выступление прокурора отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
и.о. прокурора Ивановского района Амурской области, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в Ивановский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением к главе муниципального образования Ивановского района Амурской области Кондратьеву В.В. о признании наличия конфликта интересов у <данные изъяты>Ф.И.О. в период нахождения в занимаемой должности; признании неурегулированным конфликта интересов, стороной которого является Ф.И.О., в период нахождения ее в должности <данные изъяты>; признании незаконным бездействия главы администрации Ивановского муниципального района Кондратьева В.В., выразившегося в ненадлежащем исполнении им обязанности по принятию мер по урегулированию конфликта интересов, стороной которого является <данные изъяты>Ф.И.О., в период нахождения последней в занимаемой должности; об обязании главы Ивановского района Кондратьева В.В. принять меры по урегулированию конфликта интересов.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Ивановского района в сентябре 2020 года проведена проверка исполнения федерального законодательства о противодействии коррупции. В ходе проведенной проверки был выявлен факт наличия конфликта интересов у <данные изъяты>Ф.И.О., которая занимая должность <данные изъяты>, в силу должностных обязанностей принимала решения о премировании ФИО, являющейся ее <данные изъяты> и непосредственным <данные изъяты>. Ранее данный факт являлся предметом проверки, проведенной прокуратурой Ивановского района во взаимодействии с управлением государственной гражданской службы и профилактики коррупционных и иных правонарушений Амурской области, в ходе которой подтвердился факт наличия родственных отношений между муниципальными служащими Ф.И.О., являющейся <данные изъяты>, и Ф.И.О., занимающей должность <данные изъяты>. При наличии признаков возможности возникновения конфликта интересов соответствующая обязанность со стороны Ф.И.О. своевременно не исполнена, вопрос о принятии мер по предотвращению конфликта интересов в установленном порядке не рассматривался.
Наличие неурегулированного конфликта интересов у муниципального служащего влечет обязанность руководителя данного муниципального служащего урегулировать данный конфликт, то есть принять исчерпывающие меры для исключения возможности злоупотреблений со стороны муниципального служащего и возникновения аналогичного конфликта в будущем. Однако данная обязанность главой Ивановского района Кондратьевым В.В. выполнена не была, следовательно, допущено незаконное бездействие в части непринятия достаточных мер для урегулирования конфликта интересов у подчиненной ему Ф.И.О.
6 апреля 2021 года Ивановским районным судом Амурской области принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик глава муниципального образования Ивановского района Кондратьев В.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, в удовлетворении требований прокурора отказать. В обоснование ссылается на рассмотрение уведомления Ф.И.О. о конфликте интересов комиссией, которой принято решение об отсутствии конфликта интересов. Считает, что Ф.И.О. действовала в рамках закона при вынесении приказа о доплате за классный чин Ф.И.О., самостоятельно классный чин не присваивала, а обращалась в комиссию. Денежные премии к праздникам выплачивались Ф.И.О. не только Ф.И.О. но и другим работникам <данные изъяты> в равном размере и по согласованию с главой района или заместителем главы по социальной политике. Не согласен с выводом суда о том, что необходим, но отсутствует локальный акт по возложению обязанности на заместителя главы администрации района по социальной политике обязательного согласования вопросов оплаты труда, стимулирования, присвоения классного чина, назначения надбавки в связи с присвоением очередного классного чина, поскольку вопрос присвоения классного чина рассматривает комиссия, оплата труда утверждается решением Ивановского районного Совета народных депутатов, вопросы стимулирования рассматриваются в присутствии куратора – заместителя главы по социальным вопросам, в обязанности которого в соответствии с должностной инструкцией входит непосредственное обеспечение исполнения полномочий по решению вопросов местного значения в сфере образования, в том числе контроль по вопросам требований об урегулировании конфликта интересов, согласование приказов, распоряжений подведомственных учреждений. Не согласен с выводом суда о том, что отдел образования не является подведомственным учреждением администрации района, поскольку в соответствии с Положением об отделе образования отдел образования является структурным подразделением администрации Ивановского района, подведомственным казенным учреждением, которое осуществляет полномочия администрации района в сфере образования. Также не согласен с выводом суда о том, что Ф.И.О. не имела права на вынесение приказа «Об утверждении положения о премировании работников отдела образования», поскольку эти полномочия начальника отдела образования предусмотрены пунктами 5.3 и 5.4 Положения об отделе образования. Считает, что судом оставлено без внимания то обстоятельство, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо начальник отдела образования Ф.И.О. доводы жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Ивановского района Тихомирова А.Н. указала на законность и обоснованность решения суда, полагала необходимым оставить решение суда без изменения, доводы жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А. возражала по доводам апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Заинтересованные лица Ф.И.О. и Ф.И.О. в суд апелляционной инстанции не явились, в письменных заявлениях ходатайствовали о рассмотрении административного дела в их отсутствие; глава муниципального образования Ивановского района Кондратьев В.В. в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежаще, ходатайств об отложении не заявил.
На основании ст.307, ч.6 ст.226 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыв и возражения на нее, заслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Одной из важнейших мер по противодействию коррупции является недопущение конфликта интересов на муниципальной гражданской службе.
Исходя из п.2 ст.1 Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции) (подпункт «а»); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией) (подпункт «б»); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (подпункт «в»).
Частью 1 ст.10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих (п.1 ч.3 ст.10 данного Закона).
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в ч.1 ст.10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в ч.1 ст.10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (ч.2 ст.11).
Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в ч.1 ст.10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (ч.3 ст.11).
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в ч.1 ст.10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (ч.4 ст.11).
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Ивановского районного Совета народных депутатов Амурской области от 1 ноября 2016 года №533 Кондратьев В.В. избран главой муниципального образования Ивановского района.
Приказом от 14 февраля 2011 года Ф.И.О. с 14 февраля 2011 года переведена на должность муниципального служащего <данные изъяты> администрации Ивановского района на постоянной основе с заключением нового трудового договора.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 должностной инструкции <данные изъяты> администрации Ивановского района является муниципальным служащим и непосредственно подчиняется <данные изъяты>, назначается на должность и увольняется приказом <данные изъяты>.
Распоряжением главы Ивановского района №44-к от 13 декабря 2011 года Ф.И.О. переведена на должность <данные изъяты> администрации Ивановского района.
Согласно положению об Отделе образования администрации Ивановского района (утв. решением главы района №133 от 10 июня 2020 года) отдел образования администрации Ивановского района является структурным подразделением администрации Ивановского района (п.1.1.), возглавляемый начальником. Начальник отдела: назначает на должность и освобождает от должности работников Отдела, утверждает структуру, штатное расписание Отдела, заключает трудовые договоры, утверждает должностные инструкции, поощряет и налагает на них дисциплинарные взыскания; распределяет обязанности между своими заместителями, работниками отдела, подписывает приказы, в том числе о поощрении, применении дисциплинарных взысканий (п.5.3.).
18 апреля 2013 года <данные изъяты>Ф.И.О. вынесен приказ №66 о доплате к окладу за классный чин Ф.И.О. - <данные изъяты> в размере 1573 рубля в связи с присвоением очередного классного чина муниципальному служащему; 29 июня 2016 года <данные изъяты>Ф.И.О. направлено на имя председателя Совета по вопросам муниципальной службы отношение о присвоении очередного классного чина муниципальному служащему Ф.И.О. По рассмотрению данного отношения 30 августа 2016 года было принято решение №2 о присвоении Ф.И.О. очередного классного чина.
1 сентября 2016 года <данные изъяты>Ф.И.О. вынесен приказ №115 о доплате к окладу за классный чин Ф.И.О. - <данные изъяты> в размере 1693 рубля в связи с присвоением очередного классного чина муниципальному служащему; 1 сентября 2016 года, 15 ноября 2017 года, 29 января 2018 года и 1 августа 2018 года между <данные изъяты> Ивановского района, в лице <данные изъяты>Ф.И.О. и Ф.И.О. заключены дополнительные соглашения к трудовому договору от 14 февраля 2011 года; 28 февраля 2018 года <данные изъяты>Ф.И.О. вынесен приказ №35 о выплате Ф.И.О. денежной премии к празднику Международный женский день 8 Марта в размере 1000 рублей; 30 сентября 2019 года <данные изъяты>Ф.И.О. вынесен приказ №146 о выплате Ф.И.О. денежной премии к профессиональному празднику День учителя в размере 3000 рублей; 25 декабря 2019 года <данные изъяты>Ф.И.О. вынесен приказ №248 о выплате денежной премии Ф.И.О. за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за 2018 год в размере 10195 рублей.
Постановлением администрации Ивановского района от 27 сентября 2017 года №1340 утверждено Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
12 октября 2017 года на заседании Комиссии при рассмотрении информации по вопросу прохождения службы лиц, состоящих в родстве (свойстве), комиссией установлено, что по отношению к Ф.И.О. – <данные изъяты> администрации Ивановского района ее <данные изъяты>Ф.И.О. является <данные изъяты>, но при ознакомлении с представленными документами не представилось возможным однозначно принять решение о наличии конфликта интересов или наличия личной заинтересованности.
Распоряжением администрации Ивановского района от 19 октября 2017 года №477 «О проведении дополнительной проверки» финансовому управлению было поручено провести проверку на наличие конфликта интересов и личной заинтересованности по фактам прохождения службы (либо выполнения работ на основании трудового договора) лиц, состоящих в родстве (свойстве).
Финансовым управлением администрации Ивановского района 30 ноября 2017 года по результатам проверки в комиссию направлен акт проверки от 8 ноября 2017 года, из которого следует, что Ф.И.О. является <данные изъяты>, Ф.И.О. является <данные изъяты>Ф.И.О. В личных делах отсутствуют уведомления в письменной форме о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов и не приняты меры по предотвращению подобного конфликта. Данное нарушение устранено тем, что уведомления написаны и предоставлены в личные дела.
7 ноября 2017 года <данные изъяты> администрации Ивановского района Ф.И.О. обратилась к главе Ивановского района с письменным уведомлением о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в котором уведомила о возникновении у нее личной заинтересованности при исполнении своих должностных обязанностей в отношении Ф.И.О. (<данные изъяты>) и предложила в качестве меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов – рассмотрение вопросов стимулирования в присутствии заместителя главы района по социальным вопросам.
Из протокола №1 от 15 декабря 2017 года следует, что на заседании комиссии администрации Ивановского района по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов по рассмотрению информации по вопросу прохождения службы лиц, состоящих в родстве (свойстве), установлено, что по отношению к Ф.И.О. - <данные изъяты> администрации Ивановского района - ее заместитель является двоюродной сестрой. Уведомления о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, написаны и предоставлены в личные дела. Комиссией принято решение, что муниципальный служащий соблюдал требования к служебному поведению и требования об урегулировании конфликта интересов. Также рекомендовано руководителям подведомственных учреждений при рассмотрении вопроса стимулирующих выплат в комиссию включать представителя учредителя.
Принимая решение, суд первой инстанции в результате системного анализа приведенных выше норм права в их взаимосвязи, а также принимая во внимание факт трудовой деятельности муниципального служащего - <данные изъяты> администрации Ивановского района Ф.И.О. в непосредственном подчинении у муниципального служащего – <данные изъяты> администрации Ивановского района Ф.И.О., обладающей по отношению к Ф.И.О. в соответствии с должностной инструкцией по занимаемой должности властными и управленческими полномочиями, предусматривающими осуществление организационно-распорядительных функций, находящейся с Ф.И.О. в близком родстве (<данные изъяты>), имеющей доступ к финансовой и локальной документации, связанной с деятельностью <данные изъяты> администрации Ивановского района, и имеющей возможность принимать решения о премировании, предоставлении различных доплат, направлении отношений, заключении дополнительных соглашений в отношении своего <данные изъяты>Ф.И.О., пришел к выводу, что в действиях <данные изъяты> администрации Ивановского района Ф.И.О. усматривается ситуация неурегулированного конфликта интересов, когда личная заинтересованность данного лица влияла и может в дальнейшем повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, что может служить следствием нарушения прав и законных интересов граждан, общества и государства.
Суд также пришел к выводу о признании незаконным бездействия главы Ивановского района Кондратьева В.В. по непринятию мер по урегулированию конфликта интересов, стороной которого является <данные изъяты> администрации Ивановского района Ф.И.О., поскольку о конфликте интересов Ф.И.О. сообщила главе Ивановского района Кондратьеву В.В., который надлежащих мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не принял, что свидетельствует о его бездействии, в связи с чем суд возложил на него обязанность принять такие меры.
С учетом изложенного выше судебная коллегия находит верными и обоснованно мотивированными выводы суда первой инстанции.
Доводы жалобы о том, что судом оставлено без внимания то, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов и принимать меры по предотвращению подобного конфликта, что и было выполнено Ф.И.О., несостоятельны, поскольку сам по себе факт уведомления, без принятия предусмотренных законом мер к урегулированию конфликта интересов, не повлиял на разрешение конфликта интересов.
Рассмотрение Ф.И.О. вопросов стимулирования в присутствии заместителя главы района по социальным вопросам, на что имеется ссылка в апелляционной жалобе, также не свидетельствует об урегулировании конфликта интересов с учетом всех полномочий <данные изъяты> согласно Положению об отделе образования и должностной инструкции начальника отдела.
При этом глава муниципального образования Кондратьев В.В. мер, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции», по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не принял.
В связи с чем ссылка в апелляционной жалобе на рассмотрение уведомления Ф.И.О. о конфликте интересов комиссией, которой принято решение об отсутствии конфликта интересов, не может быть принята во внимание судебной коллегией.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имеют юридическое значение для вынесения судебного решения по существу и влияют на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергают выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.
Как следует из представленных материалов, обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы с достаточной полнотой, выводы суда основаны на допустимых доказательствах, фактически установленных обстоятельствах, на правильном применении и толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных ст.310 КАС РФ, являющихся основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.307-311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ивановского районного суда Амурской области от 6 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика главы муниципального образования Ивановского района Кондратьева В.В. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции, то есть через Ивановский районный суд Амурской области.
Председательствующий
Судьи коллегии
УИД28RS0009-01-2020-000862-86 Судья первой инстанции
Дело №33АПа-2660/2021 Ступникова Н.С.
Докладчик Костырева Е.Л.