УИД 28RS0001-01-2020-000163-85 Судья первой инстанции
Дело №33АПа-2964/20 Лобань Т.Н.
Докладчик Костырева Е.Л.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 октября 2020 года г.Благовещенск
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Костыревой Е.Л.
судей коллегии Диких Е.С., Никитина В.Г.
при секретаре Иванкиной Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Архаринского района Амурской области к администрации Архаринского района о возложении обязанности организовать водно-химический режим на муниципальных котельных,
по апелляционной жалобе главы администрации Архаринского района Манаевой Е.П. на решение Архаринского районного суда Амурской области от 16 июля 2020 года,
которым удовлетворены административные исковые требования прокурора Архаринского района Амурской области.
Постановлено обязать администрацию Архаринского района в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водно-химический режим на следующих муниципальных котельных:
- №14, расположенной по ул.Победы, 52/2 п.Архара Амурской области;
- №15, расположенной по ул.Амурской, 12 п.Архара Амурской области.
Заслушав дело по докладу судьи Костыревой Е.Л., выступление прокурора отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Архаринского района Амурской области обратился в Архаринский районный суд Амурской области, в обоснование требований указал, что прокуратурой Архаринского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам установлено, что в котельных: №14, расположенной по ул.Победы, 52/2 п.Архара Амурской области; №15, расположенной по ул.Амурской, 12 п.Архара Амурской области, собственником которых, а также их тепловых сетей и оборудования (система коммунальной инфраструктуры объектов теплоснабжения), является муниципальное образование Архаринский район, не организован водно-химический режим.
Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с 7 по 11 октября 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» проведена проверка готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов поселений муниципального образования Амурской области Архаринский район. По итогам указанной проверки составлен акт от 11 октября 2019 года №А-А72-151, согласно которому муниципальные образования Архаринского района, за исключением поселений, в которых отсутствует централизованное теплоснабжение, будут готовы к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией.
В соответствии с приложением к указанному акту выявлены в числе прочих следующие нарушения: в нарушение п.12.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», документы, подтверждающие соблюдение водно-химического режима, отсутствуют, водно-химический режим на котельных не организован. В связи с выявленными нарушениями паспорт готовности к отопительному зимнему периоду 2019-2020 годов муниципальному образованию Архаринский район не выдан.
Получение паспортов готовности является гарантией надежного, безопасного и бесперебойного прохождения отопительного периода.
Уточнив требования, просил обязать администрацию Архаринского района в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водно-химический режим на следующих муниципальных котельных: №14, расположенной по ул.Победы, 52/2 п.Архара Амурской области; №15, расположенной по ул.Амурской, 12 п.Архара Амурской области.
В суде первой инстанции помощник прокурора Архаринского района Кабанова В.О. на заявленных требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении и в заявлении об уточнении заявленных требований, суду пояснила, что прокуратурой Архаринского района была проведена проверка, по результатам которой установлено, что на муниципальных котельных №14, №15 химическая водоподготовка не организована. Указанный факт подтверждается проведенной проверкой к отопительному периоду 2019-2020 годов Управлением Ростехнадзора в 2019 году. Кроме того, отсутствие организации химической водоподготовки на котельных подтверждается письмом директора ООО «Дальневосточная компания», письмом администрации Архаринского района и многочисленными письмами администрации Архаринского района в министерство ЖКХ Амурской области, с требованием о выделении денежных средств на организацию водно-химического режима. Представленный стороной ответчика акт осмотра оборудования от 22 июня 2020 года не является объективным и независимым, поскольку осмотр проведен ответчиком, никаких подтверждающих документов об установке оборудования на котельной №15 не предоставлено. Также не имеется в материалах дела технической документации и паспортов оборудования. Заключения специализированной проектной наладочной организации о выборе определенного способа и оборудования, необходимого для конкретной котельной №15, также не имеется.
В письменных возражениях представитель администрации Архаринского района Васильева О.В. административные исковые требования не признала, указала, что фактическая производительность котельной №14 значительно ниже показателя 2 Гкал/ч, при котором обязательно проведение водно-химической подготовки. Согласно инвентаризационной описи основных средств №13, проведенной муниципальным учреждением, отделом по управлению муниципальным имуществом Архаринского района, по котельной №14 дата начала инвентаризации 23 мая 2019 года – дата окончания инвентаризации 27 мая 2019 года, установлено 2 котла: котел Квр-0,63 в легкой обмуровке с дутьевым вентилятором, 2018 год выпуска, заводской номер 21 и котел Квр-0,63 с дутьевым вентилятором, 2017 год выпуска, заводской номер 757. Согласно паспорту котла Водогрейного Квр-0,63 с регистрационным номером 21, его теплопроизводительность МВт (Гкал/час) - 0,63 (0,55). Согласно паспорту котла Водогрейного Квр-0,63 с регистрационным номером 757, его теплопроизводительность МВт (Гкал/час) — 0,63 (0,55). То есть по котельной №14 теплопроизводительность составляет 1,1 Гкал/ч при двух котлах. При данных обстоятельствах, с учетом положений методических указаний РД24.031;120-91, водно-химический режим котельной №14 не требуется. Нормы проектирования водоподготовки систем котельных определяются на законодательном уровне. В Архаринском районе система водоснабжения является единой и поставщиком воды является ООО «ЖКХ Архара». Вода, поступающая на котельные, проходит лабораторные исследования поставщиком воды ООО «ЖКХ Архара», из которых следует, что вода соответствует определенному регламенту, не содержит примесей, особенно солей жесткости и железа, которые влияют на оборудование. На котельной №15, расположенной по адресу: Амурская область, Архаринский район, пгт.Архара, ул.Амурская, 12, организован водно-химический режим. Просила в удовлетворении требований прокурору отказать.
В письменном отзыве представитель Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору поддержал исковые требования прокурора Архаринского района в полном объеме.
В суде первой инстанции свидетель Лукьянчук Д.Л. показал, что в период с 2015 года по 2017 года он являлся главой администрации Архаринского района. Котельные №14, №15, тепловые сети указанных котельных и оборудование на указанных котельных на основании концессионного соглашения от 2017 года были переданы ООО «Дальневосточная компания». Данное концессионное соглашение было расторгнуто в конце отопительного сезона 2020 года, 1 мая 2020 года. В период нахождения котельных №14, №15 во владении и пользовании ООО «Дальневосточная компания» по ним не был организован водно-химический режим, так как вода в Архаринском районе мягкая и позволяет работать котельным без химической водоподготовки. Водно-химический режим был организован только на котельной №10, поскольку котлы на этой котельной работали в паровом режиме, но в настоящее время и на этой котельной также не организован водно-химический режим, поскольку котлы переведены в водогрейный режим. Журналы учета по водоподготовке не ведутся, так как она не осуществляется.
16 июля 2020 года Архаринским районным судом Амурской области принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе глава администрации Архаринского района Манаева Е.П. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, в обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное определение обстоятельств по делу и неправильное применение норм материального права. Считает, что с учетом положений методических указаний РД 24.031.120-91 водно-химический режим котельной №14 не требуется. Ссылается на единую систему водоснабжения в Архаринском районе, а также на то, что поставщиком воды является ООО «ЖКХ Архара», где вода, поступающая на котельные, проходит лабораторные исследования, соответствует определенному регламенту, не содержит примесей, особенно солей жесткости и железа, которые влияют на оборудование. Указывает на организацию водно-химического режима на котельной №15, расположенной по адресу: Амурская область, Архаринский район, пгт.Архара, ул.Амурская, д.12. Полагает, что решение суда в части обязания администрации Архаринского района в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водно-химический режим на муниципальных котельных №14 и №15 неисполнимым, поскольку бюджет района утверждается только в конце года на очередной год, формирование бюджета это длительный процесс. Полагает, что прокурор, обращаясь в суд, обязывает принять нормативный правовой акт о внесении изменения в бюджет Архаринского района на текущий год. Бюджет Архаринского района является высокодотационным и испытывает жесткий дефицит финансовых ресурсов, необходимых на покрытие первоочередных расходных обязательств Архаринского района, кроме того, данные расходы не были заложены в бюджет текущего финансового года.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Архаринского района Амурской области Малютин С.В. указывает на необоснованность доводов апелляционной жалобы, полагая необходимым оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А. возражала по доводам апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, пояснив, что на котельных №14 и №15 в п.Архара водно-химический режим не организован до настоящего времени.
Заместитель руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора Кулиненко Г.Е. заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Другие участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили..
На основании ст.307, ч.6 ст.226 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Архаринского района, к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения населения, водоотведение.
На основании ч.1.1 ст.6 Федерального закона №190-ФЗ от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 указанной статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 20 Федерального закона №190-ФЗ от 27 июля 2010 года предусмотрена проверка готовности к отопительному сезону как муниципальных образований, так и теплоснабжающих (теплосетевых) организаций.
Согласно п.2 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года №103, проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
В силу подп.11 п.13 Правил в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организаций, в частности, соблюдение водно-химического режима.
Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24 марта 2003 года №115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, разделом 12 которых определяется водоподготовка и водно-химический режим тепловых энергоустановок и сетей.
Ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1.7 Правил).
Пунктом 12.1 Правил предусмотрено, что необходимо организовать водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла.
В соответствии с п.12.8 Правил до ввода тепловых энергоустановок в эксплуатацию следует наладить работу водоподготовки и системы деаэрации с привлечением специализированной организации, провести испытание на прочность и плотность деаэратора и аппаратов водоподготовки питательной и подпиточной воды.
Котельные принимаются в эксплуатацию только при исправном оборудовании водоподготовительной установки, включая деаэратор, при полной загрузке фильтров и оснащении их контрольно-измерительными приборами (п.12.6 Правил).
Прокурор Архаринского района обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в связи с нарушением прав жителей, как потребителей тепловой энергии, на надежное, безопасное и бесперебойное прохождение отопительного периода.
Из материалов дела следует и установлено судом, что собственником котельных: №14, расположенной по ул.Победы, 52/2 п.Архара Амурской области; №15, расположенной по ул.Амурской, 12 п.Архара Амурской области, их тепловых сетей и оборудования на указанных котельных (система коммунальной инфраструктуры объектов теплоснабжения) является муниципальное образование Архаринский район.
Прокуратурой Архаринского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой установлено, что на котельных Архаринского района не организован водно-химический режим.
Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с 7 по 11 октября 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» проведена проверка готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов поселений муниципального образования Амурской области Архаринский район.
По итогам проверки составлен акт от 11 октября 2019 года №А-А72-151, согласно которому муниципальные образования Архаринского района, за исключением поселений, в которых отсутствует централизованное теплоснабжение, будут готовы к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией.
В соответствии с приложением к акту проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 11 октября 2019 года №А-А72-151, составленному Дальневосточным управлением Ростехнадзора, выявлены в числе прочих следующие нарушения: в нарушение п.12.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», документы, подтверждающие соблюдение водно-химического режима, отсутствуют, водно-химический режим на котельных не организован.
В связи с выявленными нарушениями паспорт готовности к отопительному зимнему периоду 2019-2020 годов муниципальному образованию Архаринский район не выдан.
С учетом изложенного выше судебная коллегия находит верными и обоснованно мотивированными выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора Архаринского района, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы о том, что водно-химический режим котельной №14 не требуется с учетом положений методических указаний РД 24.031.120-91 были предметом тщательного исследования судом первой инстанции и обоснованно отвергнуты с приведением мотивов, основаны на ошибочном толковании методических указаний, поэтому не могут повлечь отмену правильного решения суда первой инстанции.
Вопреки доводам жалобы на котельной №15, расположенной по адресу: Амурская область, Архаринский район, пгт.Архара, ул.Амурская, д.12, не организован водно-химический режим.
Так, из материалов дела следует, что на основании распоряжения главы от 19 июня 2020 года №383 в целях обследования технического состояния оборудования на муниципальной котельной №15, расположенной по адресу: 676740, Амурская область, Архаринский район, пгт.Архара, ул.Амурская, 12, создана комиссия по обследованию оборудования.
22 июня 2020 года комиссией произведен осмотр данного объекта и составлен акт технического состояния о проверке деаэраторной установки для обработки подпиточной и сетевой воды.
Результаты осмотра: химводоподготовка котельной №15 состоит из деаэратора атмосферного типа обработки подпиточной и сетевой воды. Деаэратор в настоящее время не работает. Рекомендации владельцу объекта: привести деаэратор в состояние готовности к работе. Условия проведения осмотра: после отопительного сезона при неработающем оборудовании.
В соответствии с п.12.8 Правил до ввода тепловых энергоустановок в эксплуатацию следует наладить работу водоподготовки и системы деаэрации с привлечением специализированной организации, провести испытание на прочность и плотность деаэратора и аппаратов водоподготовки питательной и подпиточной воды.
Вместе с тем, вопреки доводам жалобы, доказательств того, что до ввода тепловых энергоустановок в эксплуатацию налажена работа водоподготовки и системы деаэрации с привлечением специализированной организации, проведено испытание на прочность и плотность деаэратора и аппаратов водоподготовки питательной и подпиточной воды, в материалах дела отсутствуют.
Также материалами дела подтверждено, что вопреки требованиям п.12.11, п.12.18 Правил в спорных котельных не организован водно-химический режим, журналы учета по водоподготовке не ведутся, запрашивались денежные средства для организации водно-химического режима.
Ссылка администрации Архаринского района в жалобе на то, что решение суда неисполнимо, поскольку бюджет района утверждается только в конце года на очередной год, не может служить основанием отмены решения суда, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора.
Определяя срок исполнения указанных обязанностей, суд первой инстанции правильно учел особенности нарушений, которые влияют на обеспечение жителей, как потребителей тепловой энергии, на надежное, безопасное и бесперебойное прохождение отопительного периода, а также то, что полномочия ответчика по выполнению требований организации водно-химического режима являются расходными обязательствами, что требует принятия организационных и административно-хозяйственных мероприятий.
У судебной коллегии отсутствуют правовые основания не согласиться с таким выводом. Более того, нарушения требований готовности к отопительному периоду 2019-2020 года были выявлены в октябре 2019 года, и до рассмотрения иска в суде ответчик не предпринимал мер по их устранению.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имеют юридическое значение для вынесения судебного решения по существу и влияют на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергают выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных ст.310 КАС РФ, являющихся основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.307-311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Архаринского районного суда Амурской области от 16 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика главы администрации Архаринского района Манаевой Е.П. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 <...>) через суд первой инстанции, то есть через Архаринский районный суд Амурской области.
Председательствующий
Судьи коллегии
УИД 28RS0001-01-2020-000163-85 Судья первой инстанции
Дело №33АПа-2964/20 ФИО1
Докладчик Костырева Е.Л.