А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 августа 2021 года г.Благовещенск
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Диких Е.С.,
судей коллегии Костыревой Е.Л., Михайленко В.Г.,
при секретаре Копыциной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора города Райчихинска, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей г.Райчихинска к органу местного самоуправления учреждению администрации города Райчихинска о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя администрации г.Райчихинска Белобородова А.В. на решение Райчихинского городского суда Амурской области от 17 июня 2021 года,
которым административное исковое заявление прокурора города Райчихинска, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей г.Райчихинска, к органу местного самоуправления учреждению администрации города Райчихинска удовлетворено частично.
На учреждение администрации города Райчихинска Амурской области возложена обязанность выполнить капитальный ремонт по замене участков тепловых сетей от котельной «Центральная» г.Райчихинска по ул.Музыкальная от ТК 4 (пересечение ул.Музыкальная и ул.Зарубова) до ТК 117 по ул.Музыкальная, д.35 г.Райчихинска, от ТК 4 до ул.Первомайская г.Райчихинска, общей протяженностью 1215,5 м., в срок до 1 июля 2022 года.
Заслушав дело по докладу судьи Костыревой Е.Л., выступление представителя администрации г.Райчихинска Белобородова А.В., представителя комитета по управлению имуществом г.Райчихинска Чертова Д.Н., прокурора отдела прокуратуры Амурской области Ординарцева С.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор города Райчихинска обратился в Райчихинский городской суд Амурской области, в обоснование требований указал, что прокуратурой города Райчихинска в ходе проверки по обращениям директора ООО «Тепловодоканал» выявлены нарушения в сфере организации теплоснабжения населения г.Райчихинска, установлено, что административным ответчиком – учреждением администрации города Райчихинска Амурской области допущено нарушение требований федерального законодательства РФ в сфере теплоснабжения, а именно: истек срок технической службы муниципальных тепловых сетей от котельной «Центральная» г.Райчихинска по ул.Музыкальная от ТК 4 (пересечение улиц Музыкальная и ул.Зарубова) до ТК 117 по ул.Музыкальная, д.35 г.Райчихинска и от ТК 4 до ул.Первомайская г.Райчихинска, общей протяженностью 1 215,5 м., но капитальный ремонт сетей с их заменой не осуществлен.
Бездействием администрации г.Райчихинска нарушаются права граждан г.Райчихинска по надлежащей организации теплоснабжения в границах города. Невыполнение технических мероприятий на сетях может повлечь перебои с теплоснабжением и возникновением аварийных ситуаций.
С учетом уточненных требований просил обязать учреждение администрации города Райчихинска Амурской области выполнить капитальный ремонт по замене участков тепловых сетей от котельной «Центральная» г.Райчихинска по ул.Музыкальная от ТК 4 (пересечение ул.Музыкальная и ул.Зарубова) до ТК 117 по ул.Музыкальная, д.35 г.Райчихинска, от ТК 4 до ул.Первомайская г.Райчихинска, общей протяженностью 1215,5 м., обратив решение суда к немедленному исполнению.
17 июня 2021 года Райчихинским городским судом Амурской области принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Райчихинска Белобородов А.В. выражает несогласие с решением суда, указывает на неверное толкование судом положений пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и неприменение позиции Конституционного суда Российской Федерации по определению полномочий и финансовых обязательств муниципальных образований. Ссылается на концессионное соглашение №1 от 1 декабря 2018 года, заключенное Комитетом по управлению имуществом г.Райчихинска Амурской области с ООО «Тепловодоканал», которое направлено на привлечение инвестиций, повышение эффективности муниципальной собственности, повышения качества продукции и услуг в сфере теплоснабжения, а также осуществление реконструкции, модернизации, текущего и капитального ремонта. Считает, что поскольку собственник имущества учреждение администрации г.Райчихинска Амурской области в установленном законом порядке передало принадлежащее городскому округу имущество ООО «Тепловодоканал», то именно на нем как на Концессионере лежит эксплуатационная ответственность за состояние сетей теплоснабжения. Указывает на ошибочное привлечение в качестве ответчика учреждение администрации г.Райчихинска Амурской области. Полагает, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих доводы о техническом состоянии тепловых сетей, требующем капитального ремонта, которое в отсутствие его проведения может привести к возникновению технологических сбоев. Просит решение суда отменить, принять новое решение, в удовлетворении требований прокурора отказать.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации г.Райчихинска Белобородов А.В. поддержал доводы апелляционной жалобы, решение суда просил отменить.
Представитель комитета по управлению имуществом г.Райчихинска Чертов Д.Н. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Прокурор отдела прокуратуры Амурской области Ординарцев С.В. указал на отсутствие оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Руководствуясь ст.307, 226 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Изучив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников процесса, оценив представленные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу ст.17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Исходя из положений п.п.3, 4, 8, 11 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статьей 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416 «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что собственники или иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (п.2 ст.2 Федерального закона №52-ФЗ).
Из материалов дела следует и установлено судом, что администрация города Райчихинска является собственником тепловых сетей котельной «Центральная», в районе ул.Музыкальной, ул.Победы, ул.Пионерской, ул.Коммунистической, ул.Калинина, ул. им.В.Ф.Зарубова, ул.30 лет ВЛКСМ, ул.Озерной, пер.Коммунального.
1 декабря 2018 года между комитетом по управлению имуществом города Райчихинска «Концедент» и ООО «Тепловодоканал» «Концессионер» заключено концессионное соглашение №1.
25 марта 2021 года ООО «Тепловодоканал» сообщило в прокуратуру о том, что тепловые сети от котельной «Центральная» по ул.Музыкальная от ТК4 (пересечение улиц Музыкальная и Зарубова) до ТК17 по ул.Музыкальная, 35 и от ТК4 до ул.Первомайская находятся в состоянии, непригодном для ремонта и эксплуатации. Считают, что прохождение следующего отопительного периода 2021-2022 гг. без выполнения работ по замене вышеуказанного участка тепловых сетей невозможно. Просили обязать собственника муниципального имущества произвести указанные работы в ремонтный период 2021 года ввиду отсутствия капитального ремонта в утвержденном тарифе.
Согласно представленным справке о техническом состоянии тепловых сетей от 25 марта 2021 года, актам обследования тепловых сетей от 8 апреля 2021 года и 11 июня 2021 года от котельной «Центральная» по ул.Музыкальная от ТК 4 (пересечение улиц Музыкальная и ул.Зарубова) до ТК 117 по ул.Музыкальная, д.35 г.Райчихинска, от ТК 4 до ул.Первомайская г.Райчихинска тепловые сети неремонтопригодны, текущий ремонт невозможен, требуется капитальный ремонт с заменой труб. Срок эксплуатации тепловых сетей составил 44 года, нормативный срок эксплуатации труб превышен, износ составляет 110%. Невыполнение работ по замене указанных участков тепловых сетей грозит срывам отопительного периода 2021-2022 г.г.
Из результатов проведенной администрацией города Райчихинска проверки по факту порыва тепловых сетей следует, что за период с 20 сентября 2020 года по 16 июня 2021 года всего зарегистрировано 34 сообщения, связанных с произошедшими нарушениями (сбоями) в районе ЖКХ, в том числе с порывами тепловых сетей.
Суд, частично удовлетворяя административные исковые требования прокурора, пришел к выводу, что из-за порывов тепловых сетей и неисполнения администрацией города Райчихинска обязанностей по ремонту оборудования нарушаются конституционные права жителей города Райчихинска, в том числе право получения коммунальных услуг, требуется замена тепловых сетей, в связи с чем прокурор обоснованно обратился в суд с иском.
Возложение на административного ответчика обязанности по замене тепловых сетей соответствует требованиям соразмерности способа защиты нарушенного права, положениям ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.8 Устава городского округа города Райчихинск, согласно которой к вопросам местного значения городского округа относится осуществление реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы представителя административного ответчика учреждение администрации города Райчихинска как собственник спорного недвижимого имущества в силу действующего законодательства несет полную ответственность за его сохранность, поддержание исправного состояния. Наличие договорных отношений с хозяйствующими субъектами не освобождает органы местного самоуправления от выполнения императивных положений законодательства, определяющих полномочия и обязанности администрации г.Райчихинска в сфере теплоснабжения.
Судебная коллегия полагает, что рассматривая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений между сторонами и верно применил закон, их регулирующий.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом тщательного исследования и проверки суда первой инстанции и обоснованно им отклонены.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы, которые не содержат доказательств, опровергающих выводы суда.
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных ст.310 КАС РФ, являющихся основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.307-311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Райчихинского городского суда Амурской области от 17 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Райчихинска Белобородова А.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции, то есть через Райчихинский городской суд Амурской области.
Председательствующий
Судьи коллегии
1версия для печатиДело № 33АПа-3143/2021 (Определение)