28RS0004-01-2020-000816-04
Дело № 33АПа-3181/2020 Судья первой инстанции
Докладчик Диких Е.С. Майданкина Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 октября 2020 года город Благовещенск
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Диких Е.С.,
судей коллегии Костыревой Е.Л., Крук А.В.,
при секретаре Габриелян Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора к министерству природных ресурсов Амурской области о возложении обязанности исполнить полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 4 августа 2020 г. по апелляционной жалобе министерства природных ресурсов Амурской области.
Заслушав дело по докладу судьи Диких Е.С., выслушав объяснения представителя административного истца ФИО1, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с настоящим исковым заявлением, указав, что в ходе проведенной проверки в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды выявлено, что с 25.07.2019 г. вследствие прохождения паводка на территории Амурской области действовал режим чрезвычайной ситуации. В результате его прохождения в июле 2019 г. на территории Амурской области произошло подтопление ряда муниципальных образований Зейского района, Селеджинского района и Мазановского района, полностью затоплены села Ивановка Зейского района, Норск Селеджинского района, Богословка Мазановского района. Также по состоянию на 29.07.2019 г. в зону подтопления попали 8 населенных пунктов Мазановского района, 7 населенных пунктов Свободненского района, 4 населенных пункта Серышевского района, 1 населенный пункт Белогорского района, 3 населенных пункта Благовещенского района, 2 населенных пункта, входящих в состав городского округа Благовещенск. В июле 2018 г. вследствие прохождения паводка произошло подтопление муниципальных образований в Благовещенском, Ивановском, Михайловского, Мазановском, Магдагачинском и Шимановском районах. Между тем, несмотря на ежегодно складывающуюся неблагоприятную паводковую обстановку на территории Амурской области министерством природных ресурсов Амурской области требования пункта 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 360, не выполняются. В результате границы зон затопления и подтопления, в том числе населенных пунктах сел Бысса, Норск, Февральск Селемджинского района, до настоящего времени не установлены. Министерством разработан график установления зон затопления, подтопления на территории Амурской области, сроки которого не соблюдаются. В связи с чем, просит возложить обязанность на министерство природных ресурсов Амурской области исполнить полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Амурской области, в части установления зон затопления, подтопления на территории Амурской области, в соответствии с требованиями Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 г. № 360, путем подготовки и направления предложений по установлению границ зон затопления в селах Бысса, Норск, Февральск Селемджинского района в Федеральное агентство водных ресурсов (его территориальный орган) в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В письменных возражениях на иск и в судебном заседании представитель министерства природных ресурсов Амурской области с иском не согласилась, указав, что во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации № 360, в соответствии с запросом Росводресурсом, министерством разработан график установления зон затопления, подтопления на территории Амурской области. Указанным графиком в период 2019-2026 годов предусмотрено установление границ зон затопления, подтопления и составление карт (планов) объектов землеустройства в 358 населенных пунктов области. Общая протяженность участков территорий, требующих установления границ зон затопления, подтопления составляет 1050,0 км. Стоимость мероприятий по установлению границ затопления, подтопления и составлению карт (планов) объектов землеустройства, а также их постановки на кадастровый учет составляет от 700,0 тыс. руб. до 1,0 млн. руб. за 1 км. Министерство неоднократно обращалось в федеральные органы с заявлением о выделении Амурской области средств в виде субвенции из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий по осуществлению мероприятий по подготовке сведений о границах зон затопления. На сегодняшний день денежные средства на указанные цели в бюджет области не поступили, все возможные работы с учётом финансирования ведутся. Подана заявка о выделении из областного бюджета дополнительных средств областного бюджета созданному ГБУ Амурской области «Экология» на обеспечение установления зон затопления, на 2020 год в размере 20,0 млн. руб., на 2021 год 20,0 млн. руб. Кроме этого, истцом не учитывается, что заявление с приложением предложений и сведений о границах зон затопления, подтопления перед направлением в Федеральное агентство водных ресурсов подлежит согласованию с МЧС России (его территориальными органами), Росприроднадзором (ее территориальными органами) и Росреестром (ее территориальными органами) - при установлении границы зон затопления, подтопления, с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - при установлении границы зон затопления, с Федеральным агентством по недропользованию - при установлении границы зон подтопления. Утвержденным графиком установления зон затопления, подтопления на территории Амурской области установлен срок согласования с указанными федеральными органами исполнительной власти - 2 квартал 2020 г. С учетом изложенного, требования прокурора полагает необоснованными.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 4 августа 2020 г. на министерство природных ресурсов Амурской области возложена обязанность исполнить полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Амурской области, в соответствии с требованиями Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 360, путем подготовки и направления предложений по установлению границ зон затопления в селе Бысса, селе Норск, селе Февральское Селемджинского района Амурской области в Федеральное агентство водных ресурсов (его территориальный орган) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе, поступившей в Амурский областной суд, министерство природных ресурсов Амурской области, не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы приводит доводы о неисполнимости решения суда в установленный судом срок. Указывает, что судом не учтен срок исполнения контракта по выполнению работ по установлению границ зон затопления, подтопления, который составляет 130 дней с момента его заключения.
В письменных возражениях на иск, Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор, полагая доводы апелляционной жалобы необоснованными, просит решение суда оставить без изменения.
Судом первой инстанции настоящее дело рассмотрено по правилам гражданского судопроизводства.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 23 сентября 2020 года апелляционная жалоба вместе с материалами дела на основании части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации переданы на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда по правилам административного судопроизводства.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании, полагая доводы апелляционной жалобы необоснованными, решение суда просил оставить без изменения.
Представитель административного ответчика министерства природных ресурсов Амурской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не просил. В этой связи апелляционная жалоба рассмотрено в его отсутствие.
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1, 5 статьи 67.1 ВК РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 утверждено Положение о зонах затопления, подтопления (далее - Положение).
Пунктом 3 указанного Положения предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимост
Форма графического описания местоположения границ зон затопления, подтопления, а также требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зон затопления, подтопления, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).
В соответствии с абз. 2 п. 3.52 Положения о министерстве природных ресурсов Амурской области, утвержденного постановлением губернатора области от 01.09.2015 г. № 222, на министерство возложено исполнение переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений - осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Амурской области, а также в областной собственности.
Разрешая заявленные требования прокурора, суд первой инстанции правильно руководствовался приведенными выше требованиями закона и иными нормативно-правовыми актами, дав оценку представленным в материалы дела доказательствам, которая соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ, пришел к обоснованному выводу об их удовлетворении, установив срок исполнения решения суд три месяца с момента его вступления в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда является не исполнимым, в связи с тем, что срок исполнения контракта по выполнению работ по установлению границ зон затопления, подтопления, составляет 130 дней с момента его заключения, отмену вынесенного решения не влекут, так как контракт № 3255 заключен и подписан 10 августа 2020 г., срок его исполнения истекает в декабре 2020 г., т.е. в пределах трех месяцев, установленных судом с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Относительно заявления в возражениях на иск на пункт 6 Положения, согласно которому заявление в виде файла в формате XML с приложением предложений и сведений о границах зон затопления, подтопления (далее - заявление) перед направлением в Федеральное агентство водных ресурсов подлежит согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (его территориальными органами), Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальными органами) - при установлении границы зон затопления, подтопления; с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - при установлении границы зон затопления; с Федеральным агентством по недропользованию - при установлении границы зон подтопления, то в дальнейшем министерство не лишено возможности обратиться в порядке статьи 189 КАС РФ с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы отмену вынесенного решения не влекут. Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат представленным доказательствам, оценка которым соответствует правилам статьи 84 КАС РФ, значимые по делу обстоятельства установлены правильно. При таких обстоятельствах, решение суда от 4 августа 2020 г. подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 4 августа 2020 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства природных ресурсов Амурской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 <...>) через суд первой инстанции, т.е. через Благовещенский городской суд Амурской области.
Председательствующий
Судьи коллегии
28RS0004-01-2020-000816-04
Дело № 33АПа-3181/2020 Судья первой инстанции
Докладчик Диких Е.С. Майданкина Т.Н.