ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-3213/20 от 27.10.2020 Амурского областного суда (Амурская область)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 октября 2020 года г.Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Костыревой Е.Л.

судей коллегии Бушманова А.П., Никитина В.Г.

при секретаре Китаеве И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора города Благовещенска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Благовещенска об обязании создать условия для бытового обслуживания населения в части предоставления услуг общественной бани,

по апелляционным жалобам представителя администрации г.Благовещенска Арефьевой Е.Г. и директора Муниципального предприятия «Банно-прачечные услуги» Мирошниченко С.В. на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 7 августа 2020 года,

которым удовлетворено исковое заявление прокурора г.Благовещенска.

На администрацию города Благовещенска возложена обязанность в течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда создать на территории п.Моховая Падь г.Благовещенска условия для бытового обслуживания населения в части предоставления услуг общественной бани путем обеспечения жителей названного населенного пункта необходимым количеством банных мест.

Заслушав дело по докладу судьи Костыревой Е.Л., выступления представителя администрации г.Благовещенска Арефьевой Е.Г., представителя МП «Банно-прачечные услуги» Егорова Ю.Г., прокурора отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А., представителя ТОС «Самоуправление г.Благовещенска» Просвирина А.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор города Благовещенска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Благовещенский городской суд с административным исковым заявлением к администрации г.Благовещенска. В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка по коллективному обращению жителей п.Моховая Падь о несогласии с действиями администрации г.Благовещенска по закрытию общественной бани в п.Моховая Падь. Баня п.Моховая Падь с 16 апреля 2019 года услуги населению не оказывает. В соответствии с решением балансовой комиссии администрации города Благовещенска от 13 сентября 2019 года МП «Банно-прачечные услуги» рекомендовано рассмотреть вопрос о закрытии бани в п.Моховая Падь. Поселок Моховая Падь входит в состав городского округа г.Благовещенска. На территории п.Моховая Падь проживает 3 255 человек в 152 многоквартирных и частных жилых домах, из которых оборудовано централизованной системой холодного/горячего водоснабжения - 17. При этом администрацией города меры по восстановлению функционирования бани п.Моховая Падь не принимаются. Учитывая, что жители п.Моховая Падь проживают в жилом фонде, в большинстве своем не обеспеченном централизованным горячим водоснабжением, при этом не все из них имеют индивидуальные бани, они не имеют возможности осуществлять помывку в условиях проживания.

Неисполнение администрацией города предусмотренной законом обязанности по созданию условий для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны жизни и здоровья, права на благоприятные и безопасные условия проживания.

Просил обязать администрацию г.Благовещенска в течение 4 месяцев после вступления решения суда в законную силу создать на территории п.Моховая Падь условия для бытового обслуживания населения в части предоставления услуг общественной бани путем обеспечения жителей названного населенного пункта необходимым количеством банных мест.

В суде первой инстанции представитель прокуратуры г.Благовещенска на удовлетворении исковых требований настаивала, поддержала доводы, изложенные в иске.

В суде первой инстанции представитель ТОС «Самоуправление» настаивал на удовлетворении исковых требований, пояснил, что жителям п.Моховая Падь необходима баня, многие многоквартирные дома не имеют горячего водоснабжения, жители частных домов также не обеспечены горячей водой.

В суде первой инстанции представитель администрации г.Благовещенска возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что за период 2014-2018 г.г. сумма убытков от оказания населению поселка Моховая Падь услуг по помывке составила 13 000,0 тыс. рублей, среднегодовой убыток составил 2 800,0 тыс. рублей. Средняя посещаемость бани поселка Моховая Падь в 2018 году в неделю составила 36 человек, или 18 человек в день при режиме работы два раза в неделю (суббота, воскресенье). С 2018 года баня стала работать только во время отопительного периода с октября по апрель в связи с сокращением числа помывок в летний период. При низкой посещаемости бани в поселке Моховая Падь средняя себестоимость помывки является самой высокой по сравнению со сложившейся себестоимостью иных бань Муниципального предприятия «Банно-прачечные услуги».

В суде первой инстанции представитель МП «Банно-прачечные услуги» возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, согласно которым поселок Моховая Падь входит в состав городского округа города Благовещенска, имеет развитую транспортную структуру. Жители п.Моховая Падь имеют возможность посещения пяти общественных бань города.

7 августа 2020 года Благовещенским городским судом Амурской области принято указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации г.Благовещенска Арефьева Е.Г. выражает несогласие с решением суда, считает, что решение суда неисполнимо, не соответствует нормам процессуального права, поскольку не содержит указаний на то, какие действия должная совершить администрация в целях создания услуг бытового обслуживания населения поселка Моховая Падь в части предоставления услуг общественной бани путем обеспечения жителей необходимым количеством банных мест. Полагает, что нарушение прав жителей поселка Моховая Падь отсутствует, поскольку жители поселка имеют возможность посещать общественные и частные бани на территории всего городского округа. Указывает на оценку судом общего числа посадочных мест в структурных подразделениях предприятия МП «Банно-прачечные услуги», которое составляет 340 мест, без учета судом показателей расчета, установленных в актуализированной редакции СНиП 2.07.01-89, который включает всю сеть предприятий торгово-бытового обслуживания. Просит решение суда отменить, принять новое решение, отказать в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе директор Муниципального предприятия «Банно-прачечные услуги» Мирошниченко С.В. выражает несогласие с решением суда, считает, что финансирование организации предоставления бытовых услуг не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Указывает на возможность посещения жителями поселка Моховая Падь общественных и частных бань городского округа, находящихся, в том числе, в поселке Моховая Падь. Просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении требований.

В возражениях на апелляционные жалобы прокурор г.Благовещенска Александров А.К. считает решение суда законным и обоснованным, принятым с соблюдением норм материального и процессуального права. Указывает на необоснованность доводов жалобы.

В возражениях на апелляционные жалобы представитель ТОС «Самоуправление г.Благовещенска» Просвирин А.И. указывает на законность и обоснованность решения суда, просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации г.Благовещенска Арефьева Е.Г. и представитель МП «Банно-прачечные услуги» Егоров Ю.Г. поддержали доводы апелляционных жалоб, просили решение суда отменить, принять новое решение; прокурор отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А. и представитель ТОС «Самоуправление г.Благовещенска» Просвирин А.И. возражали по доводам апелляционных жалоб, просили решение суда оставить без изменения.

Другие участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. На основании ст.307, ч.6 ст.226 КАС Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения на них, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Как предусмотрено п.15 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Деятельность бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг отнесена к бытовым услугам.

Исходя из ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 20 июля 2020 года) под городским поселением понимается город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах.

Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

В соответствии с Законом Амурской области от 14 марта 2005 года №447-ОЗ «О наделении муниципального образования города Благовещенск статусом городского округа и об установлении его границ», муниципальное образование город Благовещенск наделено статусом городского округа.

Согласно решению Благовещенской городской Думы от 24 апреля 2008 года №41/45 «Об утверждении списка наименований улиц и других составных частей территории городского округа» п.Моховая Падь входит в состав территории городского округа.

Согласно ст.29.4 ГрК РФ местные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в местные нормативы градостроительного проектирования утверждаются представительным органом местного самоуправления.

СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года №1034/пр, для городских поселений устанавливает наличие бани из расчета 5 помывочных мест на 1 тысячу жителей, в поселениях, обеспеченных благоустроенным жилым фондом, нормы расчета вместимости бань и банно-оздоровительных комплексов на 1 тысячу человек допускается уменьшать до трех мест.

Решением Благовещенской городской Думы от 26 мая 2016 года №22/50 утверждены нормативы градостроительного проектирования муниципального образования города Благовещенска.

Пунктом 3.2 Решения Благовещенской городской Думы от 26 мая 2016 года №22/50 определены расчетные показатели объектов, относящихся к области торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания, в соответствии с которыми расчетный показатель минимально допустимого уровня обеспеченности банных мест - 5 на 1 тысячу человек общей численности населения.

В соответствии с п.1.2 Решения Благовещенской городской Думы от 26 мая 2016 года №22/50 в перечне используемых к расчету нормативов градостроительного проектирования муниципального образования города Благовещенска, сводов правил по проектированию и строительству имеется ссылка на СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Как установлено судом первой инстанции, прокуратурой города Благовещенска проведена проверка по коллективному обращению жителей поселка Моховая Падь о несогласии с действиями администрации г.Благовещенска по закрытию общественной бани в поселке Моховая Падь.

Распоряжением Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска от 2 июня 2014 года №212 объект недвижимого имущества - баня, расположенная по адресу: г.Благовещенск, п.Моховая Падь, закреплена на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием города Благовещенска «Банно-прачечные услуги», собственником имущества предприятия является муниципальное образование город Благовещенск в лице Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска.

В соответствии с решением балансовой комиссии администрации города Благовещенска от 13 сентября 2019 года муниципальному предприятию «Банно-прачечные услуги» было рекомендовано рассмотреть предложение о закрытии неэффективного объекта - бани в поселке Моховая Падь. С 16 апреля 2019 года в бане услуги населению не оказываются.

В судебном заседании были допрошены свидетели Ф.И.О.19Ф.И.О.20Ф.И.О.21Ф.И.О.22Ф.И.О.23Ф.И.О.24Ф.И.О.25 которые пояснили о необходимости в получении банных услуг в п.Моховая Падь.

На территории муниципального образования г.Благовещенска проживает 225810 человек (по сведениям 2019 года).

В соответствии с рассчетными показателями для объектов коммунально-бытового обслуживания г.Благовещенска установлен показатель минимально допустимого уровня обеспеченности банных мест - 5 на 1 тыс. человек общей численности населения.

Согласно материалам дела, общее число посадочных мест структурных подразделений предприятия МП «Банно-прачечные услуги» составляет 340 мест.

Суд первой инстанции учел приведенные обстоятельства и пришел к выводу, что заявленные прокурором города Благовещенска административные исковые требования подлежат удовлетворению в связи с недостаточным количеством банных мест в муниципальном образовании г.Благовещенска и наличием в п.Моховая Падь г.Благовещенска здания бани.

При этом суд учел также, что отсутствие бани нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленные в ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и может способствовать распространению инфекционных и паразитарных болезней.

Установив эти обстоятельства, суд обязал администрацию города Благовещенска в течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда создать на территории поселка Моховая Падь г.Благовещенска условия для бытового обслуживания населения в части предоставления услуг общественной бани путем обеспечения жителей названного населенного пункта необходимым количеством банных мест.

Однако судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, изложенным в решении, что в соответствии с пп.1, 3 ч.2 ст.310, п.2 ст.309 КАС РФ является основанием для отмены решения суда и принятия по делу нового решения.

Принимая по делу новое решение, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Решением Думы города Благовещенска от 26 мая 2020 года №62/89 принят Устав муниципального образования города Благовещенска, в состав которого входят не являющиеся муниципальными образованиями сельские населенные пункты: село Белогорье, поселок Мухинка, железнодорожные станции Белогорье и Призейская, село Плодопитомник, село Садовое.

Согласно статье 3 Закона Амурской области от 23 декабря 2005 года №127-ОЗ «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Амурской области» под административно-территориально единицей понимается муниципальное образование области, а также населенный пункт, не являющийся муниципальным образованием (подп.2 п.1), населенный пункт – это часть территории, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащая постоянным местом проживания людей (подп.10 п.1).

Таким образом поселок Моховая Падь в правовом смысле не является административно-территориальной единицей – населенным пунктом, поскольку данная территория не имеет установленной границы, в состав городского округа города Благовещенска как населенный пункт поселок не включался, наименование данной территории является наименованием одного из условных районов городского округа.

При этом необходимо учитывать, что созданная в городском округе система городского пассажирского транспорта обеспечивает мобильность населения и транспортную доступность в любые районы города, в связи с чем жители поселка Моховая Падь имеют возможность посещать общественный и частные бани на территории всего городского округа.

Кроме того, при оценке общего числа посадочных мест в структурных подразделениях предприятия МП «Банно-прачечные услуги», которое составляет 340 мест, необходимо учитывать показатели расчета, установленные в актуализированной редакции СНиП 2.07.01-89* (СП 42.13330.2016), который включает всю сеть предприятий торгово-бытового обслуживания.

Как следует из материалов дела, банные услуги в городском округе предоставляют 63 бани и сауны, из них только 5 муниципальных, с количеством посадочных мест 383, 58 – частных, с общим количеством посадочных мест 786, при этом в п.Моховая Падь три частных организации предоставляют банные услуги с общим количеством банных мест 37.

С учетом количества проживающих на территории муниципального образования г.Благовещенска 225810 человек, расчетных показателей для объектов коммунально-бытового обслуживания г.Благовещенска, установленных Решением Благовещенской городской Думы от 26 мая 2016 года №22/50 (допустимый уровень обеспеченности банных мест 5 на 1 тысячу человек общей численности населения), судебная коллегия приходит к выводу, что администрацией муниципального образования города Благовещенска созданы необходимые условия для обеспечения жителей городского округа в банных услугах, чем обеспечено соблюдение норм санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны жизни и здоровья, права на безопасные условия проживания.

Заслуживают внимания и доводы ответчиков о нерентабельности закрытой бани.

Так, за период 2014-2018 годов сумма убытков от оказания населению поселка Моховая Падь услуг по помывке составила 13 000,0 тыс. рублей, среднегодовой убыток составил 2 800,0 тыс. рублей.

В 2018 году общая сумма доходов от оказания населению услуг по помывке составила 288,1 тыс. рублей, фактические расходы на содержание бани составили 2 003,4 тыс. рублей. Таким образом, сумма убытков от оказания услуг по помывке за 2018 год составила 1 715,3 тыс. рублей.

В 2018 году услугами по помывке в бане поселка Моховая Падь воспользовались 1102 человек. Средняя посещаемость бани поселка Моховая Падь в 2018 году в неделю составила 36 человек, или 18 человек в день при режиме работы два раза в неделю. С 2018 года баня стала работать только во время отопительного периода с октября по апрель, в связи с сокращением числа помывок в летний период.

В 2018 году фактическая себестоимость одной помывки в бане поселка Моховая Падь составила более 1800 рублей.

По общему правилу финансовое обеспечение деятельности органом местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований (ч.9 ст.34, ч.2 ст.53 ФЗ-131 от 6 октября 2003 года).

Убытки, возникающие в связи с разницей между фактической себестоимостью и установленным тарифом на одну помывку, возмещаются из городского бюджета, который субсидирует по спорной бане более 85% стоимости услуги, что является крайне неэффективным расходованием бюджетных средств.

В связи с высокой себестоимостью одной помывки и низкой посещаемостью бани в городском бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов средства на возмещение убытков по бане в поселке Мохова Падь не предусмотрены.

При таком положении решение суда является неисполнимым, порождает правовую неопределенность, что противоречит задачам судопроизводства административным делам (ст.3 КАС РФ).

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора города Благовещенска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.307-311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Благовещенского городского суда Амурской области от 7 августа 2020 года отменить.

Принять новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления прокурора города Благовещенска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Благовещенска об обязании создать условия для бытового обслуживания населения в части предоставления услуг общественной бани.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции, то есть через Благовещенский городской суд Амурской области.

Председательствующий

Судьи коллегии

1версия для печатиДело № 33АПа-3213/2020 (Определение)