ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-3392/2022 от 22.09.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 сентября 2022 г. город Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Хробуст Н.О.,

судей коллегии Воронина И.К., Диких Е.С.,

при секретаре Барановой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-8 УФСИН России по Амурской области к Пономареву Сергею Владимировичу об установлении административного надзора по апелляционному представлению и.о. прокурора г. Благовещенска на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 20 июня 2022 г.

Заслушав дело по докладу судьи Хробуст Н.О., пояснения прокурора отдела прокуратуры Амурской области Ненадо М.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФКУ ИК-8 УФСИН России по Амурской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Пономарева С.В., в обоснование указав, что приговором Амурского областного суда от 25 октября 2013 г. Пономарев С.В. осужден по п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ (3 эпизода) с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии. Постановлением Находкинского городского суда Приморского края от 3 сентября 2014 г. он переведен из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима, отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Амурской области с 9 октября 2014 г. Окончание срока отбывания наказания 27 августа 2022 г. За период отбывания наказания осужденный Пономарев С.В. характеризуется отрицательно, по прибытию в учреждение расписался в уведомлении о применении к нему технических средств надзора и контроля. Принимает участие в работах по благоустройству общежития отряда и прилегающих территорий, был трудоустроен с 15 февраля 2016 г. по 12 мая 2016 г. подсобным рабочим 2 разряда хозяйственного обеспечения. Получил несколько рабочих специальностей. Свое спальное место и тумбочку содержит в надлежащем виде, за своим внешним видом не следит, установленную форму одежды соблюдает не всегда. Состоит на профилактическом учете в отделе безопасности как склонный к совершению суицида и членовредительству. Поощрений не имеет, за период отбывания наказания неоднократно водворялся в ШИЗО, имеет ряд непогашенных и не снятых в установленном законом порядке взысканий. 26 мая 2016 г. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, 10 июня 2016 г. переведен на строгие условия отбывания наказания.

Административный истец просил суд установить в отношении Пономарева С.В. административный надзор на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, с установлением административных ограничений: запрещение посещения увеселительных заведений (кафе, бары, закусочные, рестораны), где производится реализация алкогольной продукции; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22:00 часов по 06:00 часов; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка в отдел полиции по месту жительства четыре раза в месяц; запрещение пребывания в определенных местах (детские сады, школы).

Представитель ФКУ ИК-8 УФСИН России по Амурской области Антипин А.Ю. в судебном заседании суда первой инстанции поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном иске.

Административный ответчик Пономарев С.В. заявил о согласии с административными исковыми требованиями.

Помощник прокурора г. Благовещенска Амурской области Скрынникова Т.И. в заключении полагала заявленные ФКУ ИК-8 УФСИН России по Амурской области требования об установлении в отношении Пономарева С.В. административного надзора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 20 июня 2022 г. административные исковые требования ФКУ ИК-8 УФСИН России по Амурской области удовлетворены – в отношении Пономарева С.В. установлен административный надзор сроком на 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, но не свыше срока погашения судимости, то есть до 27 августа 2030 г. Срок административного надзора постановлено исчислять со дня постановки Пономарева С.В. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания. В отношении Пономарева С.В. на срок административного надзора установлены административные ограничения в виде запрещения посещения увеселительных заведений (кафе, бары, закусочные, рестораны), где производится реализация алкогольной продукции; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22:00 часов по 06:00 часов; запрещения выезда за пределы территории Ивановского района Амурской области по месту жительства или пребывания; обязательной явки в отдел полиции по месту жительства или пребывания четыре раза в месяц; запрещения пребывания на территориях и в помещениях специализированных детских учреждений (яслей, детских садов, школ, детских больниц и поликлиник, детских спортивных, музыкальных, художественных школ, детских игровых зон и иных детских учреждений).

В апелляционном представлении и.о. прокурора г. Благовещенска, не оспаривая выводы суда о наличии оснований для установления в отношении Пономарева С.В. административного надзора, просит решение суда первой инстанции изменить. Полагает, что судом неверно применены нормы закона при определении срока административного надзора, поскольку административный надзор подлежал установлению в данном случае на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»). Указывает, что преступления, предусмотренные п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ, за совершение которых Пономарев С.В. осужден приговором Амурского областного суда от 25 октября 2013 г., совершены административным ответчиком в несовершеннолетнем возрасте. Учитывая положения п. «в» ст. 95 УК РФ, сроки погашения судимости, предусмотренные ч. 3 ст. 86 УК РФ, для лиц, совершивших преступление до достижения 18 лет, сокращаются и равны 3 годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление. Учитывая, что конец срока отбывания Пономаревым С.В. наказания установлен 27 августа 2022 г., срок погашения судимости в соответствии с п. «в» ст. 95 УК РФ истекает 27 августа 2025 г. Кроме того, судом согласно резолютивной части решения суда установлена обязательная явка в отдел полиции только по месту жительства или пребывания, что не соответствует требованиям п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в данном случае следовало указать на обязательность явки в отдел полиции по месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Также судом в отношении Пономарева С.В. установлено административное ограничение в виде запрещения выезда за пределы территории Ивановского района Амурской области по месту жительства или пребывания. Вместе с тем указанное в решении муниципальное образование, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора, не существует, поскольку Законом Амурской области от 24 декабря 2020 г. № 669-ОЗ «О преобразовании сельских поселений Ивановского района Амурской области во вновь образованное муниципальное образование Ивановский муниципальный округ Амурской области» преобразованы путем объединения сельские поселения, входящие в состав Ивановского района Амурской области, во вновь образованное муниципальное образование – Ивановский муниципальный округ Амурской области. Таким образом, в решении суда необходимо изменить наименование территориального муниципального образования, за пределы которого запрещен выезд Пономареву С.В.

Письменных возражений на апелляционное представление не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Амурской области Ненадо М.С. просила решение суда первой инстанции изменить по доводам апелляционного представления, при этом с учетом установленных в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции обстоятельств фактического проживания и работы Пономарева С.В. в настоящее время в г. Благовещенске Амурской области, просила изменить решение суда в части установленного запрета выезда за пределы территории, запретив Пономареву С.В. выезд за пределы территории муниципального образования г. Благовещенска Амурской области.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили. В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании ст. 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).

Как установлено судом и следует из материалов дела, приговором Амурского областного суда от 25 октября 2013 г. (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 19 февраля 2014 г.) Пономарев С.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ (3 эпизода), в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказания окончательно назначено наказание в виде 9 лет лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии как не достигшему восемнадцатилетнего возраста.

Постановлением Находкинского городского суда Приморского края от 3 сентября 2014 г. Пономарев С.В. переведен из Находкинской воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима.

9 октября 2014 г. Пономарев С.В. прибыл для отбытия наказания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Амурской области. 26 августа 2022 г. освобожден по отбытию наказания.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд первой инстанции, удовлетворяя административные исковые требования, исходил из того, что Пономарев С.В. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, имеющим неснятую и непогашенную судимость за совершение особо тяжких преступлений, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем, имеются предусмотренные п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» основания для установления в отношении него административного надзора.

Однако судом первой инстанции не учтено, что совершенные Пономаревым С.В. преступления, предусмотренные п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ, относятся к преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, что свидетельствует о наличии в данном случае предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и указанного в административном иске основания для установления административного надзора в отношении Пономарева С.В. как совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную и неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).

При этом в рассматриваемом случае по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», законом предусмотрен более длительный срок административного надзора.

В соответствии с п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п. 1 ч. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в ч.ч. 2 и 2.1 ст. 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Определяя срок административного надзора, суд первой инстанции установил его в резолютивной части на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, но не свыше срока погашения судимости, то есть до 27 августа 2030 г.

В соответствии с п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения Пономаревым С.В. преступлений) судимость погашается в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Вместе с тем при установлении административного надзора Пономареву С.В. на срок 8 лет судом первой инстанции не учтено, что преступления, предусмотренные п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ, за совершение которых Пономарев С.В. осужден приговором Амурского областного суда от 25 октября 2013 г., совершены административным ответчиком в несовершеннолетнем возрасте.

Согласно п. «в» ст. 95 УК РФ для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные ч. 3 ст. 86 настоящего Кодекса, сокращаются и соответственно равны трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.

Таким образом, установленный законодательством РФ срок погашения судимости Пономарева С.В. составляет 3 года после отбытия лишения свободы, то есть до 27 августа 2022 г.

При таких обстоятельствах являются обоснованными доводы апелляционного представления о наличии оснований для изменения решения суда в части срока административного надзора, который подлежит установлению на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, - 3 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до 27 августа 2025 г. Одновременно подлежит исправлению допущенная в решении суда описка в части места рождения административного ответчика Пономарева С.В., уроженца ст. Кувыкта Тындинского района Амурской области.

Согласно ч. 1, п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории.

Устанавливая в отношении административного ответчика Пономарева С.В. административное ограничение в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории, которое в данном случае является обязательным, суд первой инстанции, исходя из пояснений административного ответчика о предполагаемом месте проживания после отбытия наказания, запретил Пономареву С.В. выезд за пределы территории Ивановского района Амурской области.

Однако при установлении данного административного ограничения судом первой инстанции не было учтено, что Законом Амурской области от 24 декабря 2020 г. N 669-ОЗ «О преобразовании сельских поселений Ивановского района Амурской области во вновь образованное муниципальное образование Ивановский муниципальный округ Амурской области» преобразованы путем объединения сельские поселения, входящие в состав Ивановского района Амурской области, во вновь образованное муниципальное образование - Ивановский муниципальный округ Амурской области.

Данный Закон Амурской области в соответствии с его ч. 1 ст. 12 вступил в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования, то есть 9 января 2021 г.

В связи с преобразованием Ивановский район утратил статус муниципального образования со дня вступления в силу указанного Закона Амурской области (абз. 2 ч. 1 ст. 1 Закона Амурской области от 24.12.2020 N 669-ОЗ).

Таким образом, решением суда первой инстанции Пономареву С.В. установлен запрет выезда за пределы территории несуществующего на момент его вынесения муниципального образования.

Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела в апелляционном порядке судебной коллегией установлено, подтверждается имеющимися в материалах дела сведениями, что в настоящее время Пономарев С.В. фактически проживает и работает на территории г. Благовещенска Амурской области, где и в дальнейшем намерен проживать, в связи с данными обстоятельствами ОМВД России по Ивановскому району его личное дело было направлено по месту жительства в МО МВД России «Благовещенский».

При таких обстоятельствах, изменяя решение суда первой инстанции в части рассматриваемого административного ограничения, в целях обеспечения его исполнимости судебная коллегия полагает необходимым запретить Пономареву С.В. выезд за пределы территории муниципального образования города Благовещенска Амурской области.

Кроме того, изложенная в резолютивной части решения суда формулировка административного ограничения в виде обязательной явки в отдел полиции по месту жительства или пребывания не соответствует положениям п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в связи с чем, в данной части решение суда также подлежит изменению.

В остальной части решение Благовещенского городского суда Амурской области от 20 июня 2022 г. подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Благовещенского городского суда Амурской области от 20 июня 2022 г. изменить, изложив абзацы второй, седьмой, восьмой его резолютивной части в следующей редакции:

«Установить в отношении Пономарева Сергея Владимировича, года рождения, уроженца , гражданина РФ, административный надзор на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, - 3 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до 27 августа 2025 г.

- запрещение выезда за пределы территории муниципального образования города Благовещенска Амурской области;

- обязательная явка четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации».

В остальной части решение Благовещенского городского суда Амурской области от 20 июня 2022 г. оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, д. 54) через суд первой инстанции, то есть через Благовещенский городской суд Амурской области.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

1версия для печатиДело № 33АПа-3392/2022 (Определение)