ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-340/20 от 16.01.2020 Амурского областного суда (Амурская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 января 2020 года город Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Михайленко В.Г.,

рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства частную жалобу главы администрации Завитинского района Амурской области Линевича С.С. на определение Завитинского районного суда от 25 ноября 2019 года, которым администрации Завитинского района отказано в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Завитинского районного суда от 13 декабря 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор Амурской области Зюбин О.В., действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Завитинский районный суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Завитинского района Амурской области, выразившегося в непроведении лесоустройства, а также не исполнении обязанности по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования.

Решением Завитинского районного суда от 13 декабря 2018 года административные исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора Амурской области удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации Завитинского района по непроведению лесоустройства, непринятию мер к разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Завитинского района Амурской области на площади 1206 га. На администрацию Завитинского района возложена обязанность в срок до 31 декабря 2019 года принять меры по проведению лесоустройства, обеспечить разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Завитинского района на площади 1206 га.

14 ноября 2019 года глава администрации Завитинского района Линевич С.С. обратился в Завитинский районный суд с заявлением об отсрочке исполнения вышеуказанного судебного решения.

Определением Завитинского районного суда от 25 ноября 2019 года представителю администрации Завитинского района отказано в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Завитинского районного суда от 13 декабря 2018 года.

Не согласившись с данным определением, глава администрации Завитинского района Линевич С.С. обратился в Амурский областной суд с частной жалобой, в обоснование которой указывает, что работа по исполнению судебного решения велась административным ответчиком с января 2019 года. Так 14 января 2019 года главой администрации района был утвержден план мероприятий по проведению лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Завитинского района на площади 1206 га, а также разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов в срок до 31 декабря 2019 года. Распоряжением главы администрации Завитинского района от 21 января 2019 года № 20 создана комиссия по вопросам организации и проведения обследования территорий населенных пунктов, входящих в состав Завитинского района, на наличие (отсутствие) земельных участков, покрытых лесами (городских лесов), а также составления данных о лесах, расположенных на землях населенных пунктов. Кроме того, 21 января 2019 года главой районной администрации утвержден план-график проведения обследования территорий населенных пунктов, входящих в состав Завитинского района, на наличие (отсутствие) земельных участков, покрытых лесами в границах населенных пунктов. 27 февраля 2019 года состоялось заседание комиссии, по результатам которого приняты решения: 1) в период с 5 марта по 7 мая 2019 года организовать обследование населенных пунктов в пределах муниципального образования с целью выявления наличия или отсутствия в их границах земельных участков, покрытых лесами; 2) провести уточнение границ населенных пунктов в соответствии с генеральными планами, а также определить наличие в генеральных планах и в правилах землепользования и застройки рекреационных зон с входящими в них земельными участками покрытыми лесами, либо зон «городских лесов»; 3) по результатам проведенных обследований принять решение о проведении главами соответствующих поселений землеустроительных работ в отношении выявленных земельных участков, покрытых лесами в границах населенных пунктов, обеспечить внесение данных в ЕГРН; 4) провести встречу с представителями Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры Амурской области по вопросу эффективности проведения лесоустроительных работ и разработке лесных регламентов в отношении выявленных земельных участков, покрытых лесами. В период с 5 марта по 17 мая 2019 года комиссией проведены обследования территорий 21 населенного пункта, входящих в состав Завитинского района. В связи с наличием разногласий по методике определения «городских лесов» на территории населенных пунктов Завитинского района, 11 июня 2019 года на очередном заседании членами комиссии было принято решение обратиться в Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области для дачи разъяснений в части критериев определения леса, а также оказания консультационной помощи в определении земельных участков, покрытых лесами. 14 июня 2019 года в адрес Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области направлено письмо с просьбой оказать разъяснительную и консультативную помощь. 23 июля 2019 года в администрацию Завитинского района из Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области поступил ответ, согласно которому в целях определения площадей, покрытых древесно-кустарниковой растительностью в границах населенных пунктов района, необходимо проведение лесоустройства. Для выполнения данных работ министерству предложено обратиться в специализированную лесоустроительную организацию – <данные изъяты>. 26 августа 2019 года в адрес <данные изъяты> администрацией Завитинского района направлен запрос начальной максимальной цены контракта по проведению лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования, а также разработке и утверждению лесохозяйственного регламента в отношении данных лесов. 11 сентября 2019 года из учреждения в администрацию района поступило предложение заключить договор на выполнение подготовительных работ по межеванию территории и лесоустройству, стоимость данных подготовительных работ составила 360000 рублей. Без проведения подготовительных работ по уточнению границ и площади лесов, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования, определить стоимость проведения лесоустройства не представилось возможным. 18 сентября 2019 года в адрес заместителя начальника финансового отдела администрации Завитинского района направлено письмо с просьбой сообщить о возможности выделения финансовых средств в размере 360000 рублей в целях проведения аукциона по заключению договоров на выполнение подготовительных работ по уточнению границ земель населенных пунктов, а также работ по лесоустройству на которое поступил ответ, что финансовые средства в бюджете Завитинского района на работы по лесоустройству не планировались, в связи с чем выделение финансовых средств невозможно. 19 сентября 2019 года в адрес глав сельских поселений и главы города Завитинска направлены запросы о выделении финансовых средств на проведение лесоустроительных работ в границах населенных пунктов в 2019 году. В адрес администрации Завитинского района поступили письма от глав сельсоветов Завитинского района о том, что на 2019 год в местных бюджетах денежные средства на организацию использования, охрану, защиту, воспроизводство городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов сельсоветов, не запланированы, при формировании бюджетов на 2020 год будут заложены средства на выполнение данных работ. В ноябре 2019 года главами сельсоветов Завитинского района, а также главой города Завитинска с <данные изъяты> заключены договоры на оказание услуг по уточнению границ земель населенных пунктов и выполнение подготовительных работ по лесоустройству на территории населенных пунктов Завитинского района. Без выполнения подготовительных работ проведение лесоустройства невозможно. Данные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Завитинского районного суда от 13 декабря 2018 года. Между тем заявление о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения было обосновано не только отсутствием в бюджете финансовых средств на проведение данного вида работ, но и объемом предполагаемых работ, требующих значительных временных затрат.

На основании изложенного просит отменить определение Завитинского районного суда от 25 ноября 2019 года, предоставить администрации Завитинского района отсрочку исполнения решения Завитинского районного суда от 13 декабря 2018 года до 1 декабря 2020 года.

В письменных возражениях на частную жалобу Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор Амурской области Зюбин О.В. указывает, что согласно разъяснению, приведенному в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок. Полагает, что администрацией Завитинского района не представлено доказательств, подтверждающих возникновение исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению судебного решения. Отсутствие финансовых средств в бюджете муниципального образования к таковым обстоятельствам относится не может, поскольку о необходимости проведения работ и выделения финансирования административному ответчику было известно с момента вынесения судебного решения, то есть с 13 декабря 2018 года. При этом вопрос о достаточности срока, необходимого для проведения лесоустройства, а также разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов, разрешался судом при рассмотрении дела по существу.

С учетом изложенного просит определение Завитинского районного суда от 25 ноября 2019 года оставить без изменения, а частную жалобу главы администрации Завитинского района Амурской области Линевича С.С. – без удовлетворения.

В письменных возражениях представитель Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области Бусыгина Е.В. просит отказать в удовлетворении частной жалобы главы администрации Завитинского района Амурской области Линевича С.С., поскольку в соответствии с планом мероприятий по обеспечению установления границ лесничеств (лесопарков) и внесению в Единый государственный реестр недвижимости (в реестр границ) сведений о границах лесничеств (лесопарков), согласованным заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Гордеевым, установление границ лесов, расположенных на землях населенных пунктов Амурской области, должно быть закончено в 2019 году.

Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения. На определение суда об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда, об изменении способа и порядка его исполнения может быть подана частная жалоба.

В соответствии с ч. 1 ст. 315 КАС РФ частная жалоба, представление прокурора подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном настоящей главой, с изъятиями и особенностями, установленными настоящей статьей.

В силу ч. 2 ст. 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции об отказе в предоставлении отсрочки исполнения судебного решения осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2.1 ст. 315 КАС РФ частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.

С учетом характера разрешаемого процессуального вопроса в силу ч. 3 ст. 315 КАС РФ настоящая частная жалоба подлежит рассмотрению без извещения участвующих в деле лиц.

Как следует из материалов дела, решением Завитинского районного суда от 13 декабря 2018 года признано незаконным бездействие администрации Завитинского района по непроведению лесоустройства, непринятию мер к разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Завитинского района Амурской области на площади 1206 га. На администрацию Завитинского района возложена обязанность в срок до 31 декабря 2019 года принять меры по проведению лесоустройства, обеспечить разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Завитинского района на площади 1206 га.

В апелляционном порядке решение Завитинского районного суда от 13 декабря 2018 года не обжаловалось, в связи с чем вступило в законную силу 19 января 2019 года.

14 ноября 2019 года глава администрации Завитинского района Линевич С.С. обратился в Завитинский районный суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного решения в обоснование которого указал, что в целях проведения лесоустройства, а также разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов районной администрацией проведена работа по утверждению плана мероприятий, создана комиссия по вопросам организации и проведения обследования территорий населенных пунктов, входящих в состав Завитинского района, утвержден план-график проведения обследования территорий населенных пунктов на предмет наличия (отсутствия) земельных участков, покрытых лесами. По итогам заседания комиссии от 27 февраля 2019 года принято решение о проведении обследования населенных пунктов в пределах муниципального образования Завитинский район с целью выявления в границах населенных пунктов земельных участков, покрытых лесами. В период с 5 марта по 17 мая 2019 года комиссией проведены обследования территорий 21 населенного пункта, входящих в состав Завитинского района. При проведении осмотра земельных участков возникли вопросы по определению «лесных» и «нелесных» категорий земель, в связи с этим в Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области было направлено письмо с просьбой оказать разъяснительную и консультативную работу по критериям определения категорий земельных участков. По результатам обращения в <данные изъяты> районной администрации предложило провести подготовительные работы по лесоустройству и межеванию территории для уточнения площади лесов, которая по данным Государственного лесного реестра составляет 1206 га. Стоимость данных работ составляет 360000 рублей. Без проведения подготовительных работ по уточнению границ и площади лесов, расположенных на землях населенных пунктов, определить стоимость проведения лесоустройства не представляется возможным. В связи с тем, что на 2019 год финансовые средства на проведение работ по лесоустройству в бюджет Завитинского района и бюджеты сельсоветов не закладывались, заключение контракта с <данные изъяты> в срок, установленный судебным решением, невозможно. По указанным основаниям представителем администрации Завитинского района ставился вопрос о предоставлении отсрочки исполнения решения Завитинского районного суда от 13 декабря 2018 года до 1 декабря 2020 года.

Отказывая в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что материалы административного дела не свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению администрацией Завитинского района судебного решения в установленный срок, при этом длительное неисполнение вступившего в законную силу судебного акта нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в чьих интересах был подан административный иск Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором.

Выводы Завитинского районного суда являются правильными, мотивированными, основаны на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, основания для их переоценки отсутствуют.

В силу ч. 1 ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Частью 1 статьи 358 КАС РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Перечень оснований предоставления отсрочки исполнения решения суда законом не предусмотрен, установлен лишь критерий определения таких оснований – обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного постановления, а вопрос об их наличии либо отсутствии разрешается судом с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 18 апреля 2006 года № 104-О, основания для отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Таким образом, основания для рассрочки и отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, сохраняя при этом соразмерность и обеспечение баланса прав и законных интересов участвующих в деле лиц.

Вопреки доводам частной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие в бюджете муниципального образования Завитинский район денежных средств на проведение лесоустройства, а также работ по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов не является исключительным обстоятельством, препятствующим исполнению судебного решения в установленный срок, и не свидетельствуют об отсутствии у административного ответчика – администрации Завитинского района объективной возможности провести лесоустройство, разработать и утвердить лесохозяйственные регламенты в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов на площади 1206 га.

Согласно п.п. 7, 8 Плана мероприятий по обеспечению исполнения решения Завитинского районного суда от 13 декабря 2018 года, утвержденного главой Завитинского района, определение объемов финансирования работ по описанию границ местоположения земельных участков, покрытых лесами в границах населенных пунктов района, было запланировано районной администрацией в срок до 1 июня 2019 года, а выполнение работ по лесоустройству – до 1 августа 2019 года.

Между тем в установленные сроки вышеуказанные работы проведены не были, доказательств, свидетельствующих о принятии административным ответчиком исчерпывающих мер, направленных на своевременное исполнение вступившего в законную силу судебного решения, суду первой и апелляционной инстанции не представлено.

Также представителем административного ответчика не представлено каких-либо доказательств того, что работы по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов Завитинского района на площади 1206 га, а также разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов требуют временных затрат, превышающих срок, определенный судебным решением.

Доводы частной жалобы не содержат правовых аргументов, влекущих ее удовлетворение, не опровергают выводов суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда и направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела. При этом само по себе несогласие представителя администрации Завитинского района с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о незаконности принятого по делу судебного акта и не влечет его отмену либо изменение.

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

определение Завитинского районного суда от 25 ноября 2019 года оставить без изменения, частную жалобу главы администрации Завитинского района Амурской области Линевича С.С. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции, то есть через Завитинский районный суд Амурской области.

Председательствующий

1версия для печатиДело № 33АПа-340/2020 (33АПа-5691/2019;) (Определение)