ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-3521/2021 от 21.10.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 33АПа-3521/2021 Судья первой инстанции

Докладчик Михайленко В.Г. Вискулова В.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 октября 2021 года город Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Михайленко В.Г.,

судей коллегии Крука А.В., Кургуновой Н.З.,

при секретаре Шевкун Я.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя АО «Молочный комбинат Благовещенский» – ФИО1 на решение Благовещенского городского суда от 11 декабря 2020 года.

Заслушав дело по докладу судьи Михайленко В.Г., пояснения представителей АО «Молочный комбинат Благовещенский» – ФИО1, ФИО2, представителя ООО «Амурские коммунальные системы» ФИО3 и прокурора отдела прокуратуры Амурской области Ординарцева С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

АО «Молочный комбинат Благовещенский» обратилось в суд с административным иском к АО «Амурские коммунальные системы» (далее АО «АКС») о признании недействующим приказа № 195 от 31 мая 2019 года «Об утверждении нормативов водоотведения по составу сточных вод для абонентов АО «АКС» в части отсутствия допустимых концентраций в сточных водах по наименованию показателя состава сточных вод «жиры».

В обоснование заявленных требований генеральным директором АО «Молочный комбинат Благовещенский» ФИО4 было указано, что постановлением администрации г. Благовещенска № 4232 от 28 декабря 2016 года АО «АКС» наделено полномочиями по утверждению нормативов водоотведения по составу сточных вод для абонентов, осуществляющих сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения г. Благовещенска. Приказом АО «АКС» № 195 от 31 мая 2019 года утверждены нормативы водоотведения по составу сточных вод, в том числе по показателю загрязняющего вещества – жиры. АО «Молочный комбинат Благовещенский» является абонентом АО «АКС» и осуществляет сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения на основании договора холодного водоснабжения и водоотведения № 3125 от 01 января 2019 года. АО «Молочный комбинат Благовещенский» обязано соблюдать условия договора, в том числе в части предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения. Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644, допускают наличие жиров в составе сточных вод, сбрасываемых в центральную систему водоотведения, однако АО «АКС» неправомерно исключило возможность содержания жиров в сточных водах, установив нулевое значение в соответствующем показателе загрязняющего вещества. В указанной части приказ АО «АКС» № 195 от 31 мая 2019 года противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. АО «Молочный комбинат Благовещенский» является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым приказом организации водопроводно-канализационного хозяйства, при этом исключение из состава загрязняющих веществ показателя жиры нарушает права и интересы АО «Молочный комбинат Благовещенский» как абонента, осуществляющего сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения. Неисполнение условий договора холодного водоснабжения и водоотведения № 3125 от 01 января 2019 года влечет возможность применения к абоненту штрафных санкций.

На основании изложенного административный истец просил суд признать недействующим приказ АО «АКС» № 195 от 31 мая 2019 года в части отсутствия допустимых концентраций в сточных водах по наименованию показателя состава сточных вод «жиры».

Решением Благовещенского городского суда от 11 декабря 2020 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель АО «Молочный комбинат Благовещенский» – ФИО1 указал на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, а также неправильное применение судом норм материального права. Привел доводы о нарушении АО «АКС» порядка утверждения нормативов водоотведения по составу сточных вод в 2019 году, поскольку на официальном сайте организации не были опубликованы соответствующие расчеты нормативов водоотведения. Указал, что нормативы водоотведения по составу сточных вод утверждаются с учетом технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации в отношении конкретных загрязняющих веществ, однако административным ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии возможности проводить полную очистку сточных вод от жиров. Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644, допускают наличие жиров в составе сточных вод, сбрасываемых в центральную систему водоотведения (п. 27 Приложения № 5 к указанным Правилам), при этом установление запрета на сброс тех или иных загрязняющих веществ не относится к компетенции организации водопроводно-канализационного хозяйства. В период 2016 – 2017 годов допустимая концентрация жиров в сточных водах, поступающих в централизованную систему отведения, была установлена АО «АКС» в размере 3,3 мг/дм3, то есть у административного ответчика имелась техническая и технологическая возможность производить очистку сточных вод от жиров в целях их дальнейшего сброса в р. Амур, однако в 2019 году значение показателя было установлено организацией в нулевом размере, что свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны административного ответчика. Кроме того, с 01 января 2019 года у АО «АКС» не имелось полномочий на утверждение нормативов водоотведения по составу сточных вод в связи с изменением федерального законодательства.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу от 24 марта 2021 года представитель ООО «АКС» ФИО5 выразила несогласие с позицией административного истца, полагая, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Указала, что нормативы водоотведения по составу сточных вод опубликованы на сайте ООО «АКС» в разделе «Раскрытие информации», расчет нормативов проведен в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17 декабря 2007 года № 333, с учетом технической возможности очистных сооружений. Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644, определены максимальные допустимые значения концентраций загрязняющих веществ в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных общесплавных и бытовых систем водоотведения, а также централизованных комбинированных систем водоотведения. В период с 01 января 2019 года по 01 июля 2020 года АО «АКС» являлось организацией водопроводно-канализационного хозяйства, уполномоченной органом местного самоуправления на утверждение нормативов водоотведения по составу сточных вод на основании постановления администрации города Благовещенска № 4232 от 28 декабря 2016 года, что не противоречит положениям ч. 2 ст. 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 173 постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», а также п. 61 постановления Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации».

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 25 марта 2021 года решение суда первой инстанции от 11 декабря 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым приказ АО «Амурские коммунальные системы» от 31 мая 2019 года № 195 «Об утверждении нормативов водоотведения по составу сточных вод для абонентов АО «АКС» признан недействующим со дня принятия в части отсутствия допустимых концентраций в сточных водах по наименованию показателя состава сточных вод «жиры».

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 июля 2021 года апелляционное определение от 25 марта 2021 года отменено, административное дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Амурский областной суд в ином составе судей.

Основанием для отмены апелляционного определения от 25 марта 2021 года в кассационном порядке послужило процессуальное нарушение, которое выразилось в нерассмотрении апелляционной инстанцией обстоятельств отказа административному истцу в удовлетворении ходатайства об изменении предмета административных исковых требований.

10 декабря 2020 года представителем АО «Молочный комбинат Благовещенский» ФИО1 подавалось письменное ходатайство об уточнении административных исковых требований (л.д. 152-153, 162), в связи с чем дело подлежит рассмотрению с учетом данных уточнений, которые заключаются признании незаконным приказа АО «АКС» № 195 от 31 мая 2019 года «Об утверждении нормативов водоотведения по составу сточных вод для абонентов АО «АКС» по всем нормативам водоотведения.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу от 04 октября 2021 года представитель ООО «АКС» ФИО3 указывает, что приказ АО «АКС» № 195 от 31 мая 2019 года издан уполномоченной организацией водопроводно-канализационного хозяйства – АО «АКС», так как положения п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167, которыми предусматривалось право организаций водопроводно-канализационного хозяйства на утверждение нормативов водоотведения, сохраняли действие до 03 июня 2020 года, то есть до внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644, что соответствует разъяснениям по применению законодательства в сфере водоснабжения, изложенным в письме Минстроя России от 09.10.2017 г. № 36109-АЧ/04. При этом нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод или делегировании соответствующего права организациям ВКХ не могут быть отменены или признаны утратившими силу без одновременного принятия новых актов, поскольку иное приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц. Соответствующая правовая позиция отражена в определении Верховного Суда РФ от 10.12.2020 г. № 303-ЭС20-19109 и кассационном определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.09.2020 г. № 88а-14881/2020. Ссылки административного истца на Приложение № 5 к Правилам № 644 несостоятельны, так как в указанном приложении приведены максимальные допустимые значения показателей и концентраций, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, при этом нормативы водоотведения утверждались АО «АКС» с учетом положений п. 71 Правил № 167, в частности с соблюдением норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, с учетом технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ. При таких обстоятельствах, с учетом нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект – р. Амур, утвержденных приказом Амурского бассейнового водного управления № 05-07/98 от 28.05.2019 г., норматив водоотведения по составу сточных вод для абонентов АО «АКС» по наименованию показателя состава сточных вод «жиры» был установлен в нулевом размере. Вопрос о правомерности определения данного показателя в нулевом размере в предыдущие периоды ранее рассматривался в судебном порядке, решением Благовещенского городского суда от 28 августа 2018 года административный иск АО «Молочный комбинат Благовещенский» оставлен без удовлетворения. Вопреки доводам административного истца, нормативы водоотведения по составу сточных вод и показатели, используемые при их расчете, опубликованы на официальном сайте ООО «АКС» в разделе «Раскрытие информации». Процессуальное нарушение, повлекшее возвращение дела на новое рассмотрение, не опровергает правильность выводов суда первой инстанции по существу заявленных требований.

В письменных возражениях от 15 октября 2021 года представитель АО «Молочный комбинат Благовещенский» ФИО1 указывает, что постановление Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644 не определяет субъектов, уполномоченных на утверждение нормативов водоотведения по составу сточных вод. В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», с 01 января 2019 года утверждение нормативов водоотведения по составу сточных вод относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления. Таким образом, полномочия субъектов по утверждению нормативов водоотведения по составу сточных вод определены федеральным законом, который обладает большей юридической силой по отношению к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167. При таких обстоятельствах ссылки административного ответчика на разъяснения, изложенные в письме Минстроя России от 09.10.2017 г. № 36109-АЧ/04, несостоятельны. Кроме того, согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. № 1038, Минстрой России не наделен правом осуществлять официальное разъяснение законодательства. Предмет заявленных требований заключается в признании незаконным приказа № 195 от 31 мая 2019 года по всем нормативам водоотведения по составу сточных вод для абонентов АО «АКС», в связи с чем судебные акты, ранее вынесенные по результатам оспаривания утвержденной концентрации по наименованию показателя вод «жиры», не могут быть приняты во внимание.

В дополнении к возражениям от 18 октября 2021 года представитель ООО «АКС» ФИО3 указывает, что изменения, внесенные Федеральным законом от 29.07.2017 г. № 225-ФЗ в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении», касались не только полномочий органов местного самоуправления по определению нормативов по составу сточных вод, но и определяли необходимость утверждения порядка утверждения нормативов, порядка исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, однако по состоянию на 01 января 2019 года указанные порядки утверждены не были, при этом продолжалось действие постановлений Правительства РФ от 31.12.1995 г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» и от 12.02.1999 г. № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», а также постановления главы администрации Амурской области № 248 от 26.04.1996 г. «Об утверждении порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации». Постановлением администрации г. Благовещенска от 28.12.2016 г. № 4232 АО «АКС» определено в качестве организации, уполномоченной на утверждение нормативов водоотведения по составу сточных вод. Приказом АО «АКС» от 04.09.2017 г. № 675 утверждены нормативы водоотведения по составу сточных вод с учетом концентраций предельно допустимых сбросов, установленных приказом Амурского бассейного водного управления от 02.06.2017 г. № 05-07/148. Нормы предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ изменены приказом Амурского бассейного водного управления от 28.05.2019 г. № 05-07/98, что послужило изменению нормативов водоотведения по составу сточных вод, утвержденных оспариваемы приказом АО «АКС» № 195 от 31 мая 2019 года. Таким образом, АО «АКС» обладало полномочиями на издание приказа об утверждении нормативов водоотведения по составу сточных вод до вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.05.2020 г. № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», которым внесены изменения в Правила холодного водоснабжения и водоотведения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители АО «Молочный комбинат Благовещенский» ФИО1 и ФИО2 поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования, признав приказ АО «АКС» № 195 от 31 мая 2019 года незаконным по всем нормативам водоотведения.

Представитель ООО «Амурские коммунальные системы» ФИО3 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Прокурор отдела прокуратуры Амурской области Ординарцев С.В., указав на вынесение оспариваемого приказа неуполномоченным субъектом, полагал, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административных исковых требований.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. В соответствии с положениями ст. 150, ч. 5 ст. 213 КАС РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьей 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.

Оспаривание нормативного правового акта является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 КАС РФ.

Как установлено ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно разъяснению, приведенному в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц.

Из материалов дела следует, что на основании договора холодного водоснабжения и водоотведения от 01 января 2019 года № 3125 АО «Молочный комбинат Благовещенский» является абонентом АО «АКС», на которого распространяется обязанность по соблюдению предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах при их сбросе в централизованную систему водоотведения г. Благовещенска.

Приказом АО «АКС» от 31 мая 2019 года № 195 утверждены нормативы водоотведения по составу сточных вод, подлежащие применению с 01 июня 2019 года.

В соответствии с данным приказом допустимая концентрация загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения, по наименованию показателя «жиры» составляет 0 мг/дм?.

07 сентября 2020 года АО «Молочный комбинат Благовещенский» обратилось в суд с иском о признании незаконным приказа АО «АКС» от 31 мая 2019 года № 195 в части отсутствия допустимых концентраций в сточных водах по наименованию показателя состава сточных вод «жиры», указав на неправомерное исключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства данного показателя из состава загрязняющих веществ в сточных водах, подлежащих сбросу в централизованную систему водоотведения г. Благовещенска.

10 декабря 2020 года административный истец уточнил заявленные требования, указав на нарушение порядка утверждения нормативов водоотведения по составу сточных вод вследствие издания приказа от 31 мая 2019 года № 195 неуполномоченной организацией водопроводно-канализационного хозяйства, ставит вопрос о признании приказа от 31 мая 2019 года № 195 незаконным по всем нормативам водоотведения.

Поскольку АО «Молочный комбинат Благовещенский» является абонентом АО «АКС» и субъектом правовых отношений, регулируемых оспариваемым приказом от 31 мая 2019 года № 195, общество правомерно обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В силу пп. «а» п. 2 ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет полномочия органа, организации, должностного лица на принятие оспариваемого акта.

Обязанность доказывания соответствующих обстоятельств возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).

Таким образом, вопрос о наличии у административного ответчика полномочий на принятие приказа № 195 «Об утверждении нормативов водоотведения по составу сточных вод для абонентов АО «АКС» по состоянию на 31 мая 2019 года подлежит разрешению при рассмотрении заявленных требований.

Правовые отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Федеральный закон № 416-ФЗ).

По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований (ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 416-ФЗ).

К существенным условиям договора водоотведения относится порядок контроля за соблюдением абонентами нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод (п. 6 ч. 5 ст. 14 Федерального закона № 416-ФЗ).

Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в законную силу с 01 января 2019 года, часть 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» дополнена пунктом 9.1, согласно которому установление нормативов состава сточных вод отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, кроме того признана утратившей силу глава 5 «Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения», федеральный закон дополнен главой 5.1 «Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)».

Согласно ч. 2 ст. 30.1 Федерального закона № 416-ФЗ, введенной Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 225-ФЗ, нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение.

Из содержания оспариваемого приказа АО «АКС» № 195 от 31 мая 2019 года следует, что он издан организацией водопроводно-канализационного хозяйства на основании постановления администрации г. Благовещенска от 28 декабря 2016 года № 4232, которым полномочия по установлению тарифов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентам, осуществляющим сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения г. Благовещенска, делегированы АО «АКС».

Между тем на основании вышеприведенных изменений федерального законодательства утверждение нормативов состава сточных вод с 01 января 2019 года отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления, а уполномоченные организации водопроводно-канализационного хозяйства утратили такое право с указанной даты.

Таким образом, оспариваемый приказ от 31 мая 2019 года № 195 в силу вышеприведенных правовых норм принят неуполномоченным субъектом, утратившим право на утверждение нормативов водоотведения по составу сточных вод с 01 января 2019 года.

Если оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими. Соответствующее разъяснение приведено в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание нарушение прав и законных интересов административного истца, обусловленных исполнением условий договора холодного водоснабжения и водоотведения № 3125 от 01 января 2019 года в части соблюдения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения г. Благовещенска, приказ АО «Амурские коммунальные системы» от 31 мая 2019 года № 195 «Об утверждении нормативов водоотведения по составу сточных вод для абонентов АО «АКС» подлежит признанию недействующим со дня его принятия.

Позиция представителя административного ответчика, согласно которой полномочия АО «АКС» по утверждению нормативов водоотведения по составу сточных вод сохранялись в период действия положений п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года № 167, не может быть признана состоятельной.

Как установлено ч. 6 ст. 42 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», до внесения в законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, направленных на приведение указанных актов в соответствие с настоящим Федеральным законом, эти акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Положения п. 61 указанных Правил, которые предусматривали возможность утверждения нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных как органами местного самоуправления, так и уполномоченной ими организациями водопроводно-канализационного хозяйства, утратили силу 01 июля 2020 года в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22.05.2020 г. № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», однако они подлежали применению по состоянию на 31 мая 2019 года, поскольку противоречили вышеуказанным нормам федерального законодательства, обладающим большей юридической силой.

Ссылки представителя АО «АКС» на разъяснение Минстроя России, изложенное в письме от 09.10.2017 г. № 36109-АЧ/04, согласно которому нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод или делегировании соответствующего права организациям ВКХ не могут быть отменены или признаны утратившими силу без одновременного принятия новых актов, поскольку это приведет к отсутствию экономических стимулов по сокращению негативного воздействия на водные объекты и нарушению прав неопределенного круга лиц, не могут быть приняты во внимание, так как обстоятельства принятия оспариваемого приказа АО «АКС» № 195 от 31 мая 2019 года и его признания недействующим в судебном порядке отличны от обстоятельств, указанных федеральным органом исполнительной власти в соответствующем разъяснении.

Из материалов дела следует, что основанием для изменения ранее действовавших нормативов водоотведения по составу сточных вод, утвержденных приказом АО «АКС» от 04.09.2017 г. № 675, послужило изменение нормативов допустимых сбросов в водный объект р. Амур приказом Амурского бассейнового водного управления от 02.06.2017 г. № 05-07/148. Нормативы, утвержденные приказом АО «АКС» от 31.05.2019 г. № 195, сохраняли действие до принятия администрацией г. Благовещенска постановления № 2023 от 02 июля 2020 года, которым утверждены новые нормативы водоотведения по составу сточных вод для абонентов ООО «Амурские коммунальные системы», при этом постановление от 28.12.2016 г. № 4232, которым АО «АКС» определено в качестве уполномоченной организации по установлению нормативов водоотведения по составу сточных вод, признано утратившим силу с 18 сентября 2020 года на основании постановления администрации г. Благовещенска от 15 сентября 2020 года № 3050.

При таких обстоятельствах признание приказа АО «АКС» № 195 от 31 мая 2019 года недействующим с момента принятия не повлечет неблагоприятные последствия, перечисленные в письме Минстроя России от 09.10.2017 г. № 36109-АЧ/04, в том числе нарушение прав неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, решение Благовещенского городского суда от 11 декабря 2020 года на основании п. 1, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Благовещенского городского суда от 11 декабря 2020 года отменить, принять по делу новое решение.

Административные исковые требования АО «Молочный комбинат Благовещенский» удовлетворить, признать приказ АО «Амурские коммунальные системы» от 31 мая 2019 года № 195 «Об утверждении нормативов водоотведения по составу сточных вод для абонентов АО «АКС» недействующим со дня принятия.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 <...>) через суд первой инстанции, то есть через Благовещенский городской суд Амурской области.

Председательствующий

Судьи коллегии

Дело № 33АПа-3521/2021 Судья первой инстанции

Докладчик Михайленко В.Г. Вискулова В.В.