ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-3550/19 от 19.09.2019 Амурского областного суда (Амурская область)

УИД 28RS0014-01-2019-000255-74

Дело № 33АПа-3550/19 Судья первой инстанции

Докладчик Ковалёва Ю.В. Новорецкая Е.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 сентября 2019 года город Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Ковалёвой Ю.В.,

судей Бушманова А.П., Михайленко В.Г.,

при секретаре Габриелян Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тузикова А.И. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о признании действий незаконными, возложении обязанности по совершению действий

по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Осинниковой К.О. на решение Октябрьского районного суда Амурской области от 19 июня 2019 года, которым постановлено:

исковые требования Тузикова А.И. удовлетворить.

Признать отказ Министерства строительства и инфраструктуры Свердловской области в оформлении и передачи в администрацию города Екатеринбурга уведомления о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений – незаконным.

Обязать министерство строительства и инфраструктуры Свердловской области оформить и передать в администрацию города Екатеринбурга уведомления о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений.

Заслушав дело по докладу судьи Ковалёвой Ю.В., объяснения представителя Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Осинниковой К.О., Тузикова А.И., представителя администрации города Екатеринбург Логиновой Ю.О., судебная коллегия

установила:

Тузиков А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, в обоснование которого указал, что поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилья и включен в список получателей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, однако, 26 апреля 2019 года его учетное дело из Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области возвращено в Администрацию города Екатеринбурга в связи с неполным предоставлением документов, а именно справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту службы. Считает, что сдача жилого помещения, в котором проживает до приобретения непосредственного права пользования жилым помещением, в том числе до заключения договора купли-продажи квартиры и оформления ее в собственность, нарушает его право на жилище.

Просил признать отказ Министерства строительства и инфраструктуры Свердловской области в оформлении и передачи в Администрацию города Екатеринбурга уведомления о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений незаконным; обязать Министерство строительства и инфраструктуры Свердловской области оформить и передать в Администрацию города Екатеринбурга уведомления о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений; решение суда обратить к немедленному исполнению.

В суде первой инстанции административный истец Тузиков А.И. на административном иске настаивал в полном объеме, указывая на то, что он относится к категории граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области и в 2018 году включен в список граждан-получателей единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в администрации города Екатеринбурга. На основании решения Октябрьского районного суда Амурской области, вынесенного 2018 году, его учетное дело направлено в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, однако, в апреле 2019 года возвращено обратно в администрацию «на доработку», так как в нем отсутствует справка КЭЧ о сдаче жилья по последнему месту службы. Административный ответчик препятствует реализации его права на жилье, требуя от него со ссылкой на пункт 7 Постановления Правительства Свердловской области от 14 июня 2011 года № 723-ПП «Об утверждении порядка обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, при этом административному ответчику известно, что он проживает в служебном жилом помещении по <адрес>, и которое является его единственным жильем. Просил обратить решение суда к немедленному исполнению, так как считает, что задержка в его исполнении нанесет значительный ущерб его интересам.

Представитель административного ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Осинникова К.О., в суде первой инстанции полагала административные исковые требования Тузикова А.И. не подлежащими удовлетворения, поскольку последним не представлены все необходимые документы, указанные в пункте 7 Порядка обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, а именно справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту службы. В отсутствие данной справки Министерство вправе вернуть учетное дело в администрацию города на доработку и укомплектацию. Поскольку в декабре 2018 года при рассмотрении Октябрьским районным судом Амурской области административного дела по административному исковому заявлению Тузикова А.И. к администрации города Екатеринбурга о признании действий по истребованию документов незаконными, возложении обязанности передать учетное дело в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области впервые было установлено, что занимаемое Тузиковым А.И. в настоящее время жилое помещение является служебным, то Тузикову в соответствии с подпунктом 10 пункта 7 Порядка для реализации права необходимо предоставить справку КЭЧ о сдаче жилья. До декабря 2018 года Министерство полагало, что указанное жилое помещение относится к муниципальной собственности и было предоставлено Тузикову А.И. на основании договора социального найма.

Представитель заинтересованного лица администрации города Екатеринбурга Савичева А.А. в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие оснований для выдачи уведомления о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья Тузикову А.И., поскольку им не представлена справка о сдаче жилья. Учетное дело Тузикова А.И. администрацией города Екатеринбурга было направлено в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области только на основании вынесенного решения Октябрьского районного суда от 27 декабря 2018 года.

Решением Октябрьского районного суда Амурской области от 19 июня 2019 года требования Тузикова А.И. удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Осинникова К.О. ставит вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В жалобе не соглашается с выводом суда о преюдиции апелляционного определения Амурского областного суда от 04 апреля 2019 года в части отсутствия необходимости истребования справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы. Приводит довод о неверном определении судом оснований и периода предоставления служебного жилого помещения Тузикову А.И., неверном выводе об основаниях постановки Тузикова А.И. на учет в качестве нуждающегося, так как неверно применены положения части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации и не применены положения постановления Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

Не соглашается с выводами суда о том, что отсутствуют иные требования для реализации права военнослужащего на улучшение жилищных условий кроме выслуги и признания нуждающимся, ссылаясь на необходимость соблюдения порядка реализации такого права, определяемого законодательством субъектов Российской Федерации.

Полагает, что при рассмотрении дела суд вышел за пределы рассматриваемых требований, давая оценку законности положений постановления Правительства Свердловской области от 14 июня 2011 года № 723-ПП «Об утверждении порядка обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области».

Настаивает, что предоставление справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы в рассматриваемой ситуации предусмотрено в целях предоставления единовременной денежной выплаты и необходимо для реализации Тузиковым А.И. права на обеспечение жильем.

В письменных возражениях Тузиков А.И. полагал решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – основанными на неправильном толковании норм материального права. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Осинникова К.О. на доводах апелляционной жалобы настаивала и в судебном заседании 27 августа 2019 года показала, что по запросу в адрес Министерства были представлены копии документов в отношении Тузикова А.И., в том числе и копия Обязательства о сдаче (передаче) жилого помещения от 24 февраля 2011 года, подписанное с одной стороны Тузиковым А.И. и с другой стороны начальником ОРЗУ «Екатеринославская КЭЧ района», которое по своему содержанию соответствует требованиям пп.10 п.7 Порядка обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области. Но поскольку в материалы учетного дела данное Обязательство отсутствует, просит апелляционную жалобу удовлетворить.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 19 сентября 2019 года представитель Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Осинникова К.О. на доводах жалобы настаивала, указывая на обязанность Тузикова А.И. предоставить справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы).

Представитель администрации города Екатеринбург Логинова Ю.О. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала, указывая на то, что со стороны Тузикова А.И. имеется злоупотребление правом.

Тузиков А.И. в заседании судебной коллегии возражал относительно доводов апелляционных жалоб. Указал, что апелляционная жалоба представителя Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку подана лицом, не обладающим правом апелляционного обжалования. Обжалуемым судебным постановлением не разрешен вопрос о правах и обязанностях Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Представитель комитета по жилищной политике города Екатеринбурга в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просил. В этой связи апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Пункт 2.1 статьи 15 указанного Федерального закона предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (абзац первый).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления, следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», жилыми помещениями: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

На территории Свердловской области принят и действует Порядок обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 14 июня 2011 года № 723-ПП, главой 4 которого определен порядок предоставления указанным гражданам единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилых помещений.

В соответствии с пунктом 31 Порядка, право гражданина, уволенного с военной службы, и приравненного к нему лица на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения подтверждается уведомлением по форме согласно приложению № 6 к настоящему Порядку, оформленным на имя гражданина, уволенного с военной службы, и приравненного к нему лица за подписью министра (заместителя министра) строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Согласно пункту 33 Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в течение 30 календарных дней с даты получения указанного в пункте 32 настоящего порядка приказа (выписки из приказа) представляют в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области учетные дела граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, включенных в приказ, содержащие документы, указанные в пунктах 7 и 7-1 настоящего порядка. Для подготовки учетных дел граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, запрашивают у граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, которым предполагается предоставить единовременные денежные выплаты, документы, указанные в подпунктах 2, 5 и 8 пункта 7 настоящего порядка, в уполномоченных органах - документы, указанные в пункте 7-1 настоящего Порядка.

Пунктом 34 Порядка установлено, что Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области:

1) в течение 40 календарных дней с даты получения от органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, документов, указанных в пункте 33 настоящего порядка, оформляет уведомления и передает их по актам уполномоченным представителям органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области;

2) ведет реестр выданных уведомлений по форме согласно приложению № 7 к настоящему Порядку.

Согласно пункту 35 Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области: выдают уведомления гражданам, уволенным с военной службы, и приравненным к ним лицам; информируют граждан, получивших уведомления, о порядке реализации права на обеспечение жильем с использованием единовременной денежной выплаты; представляют в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области реестр выданных уведомлений…

Как следует из материалов дела, Тузиков А.И. относится к категории граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, постановлением главы города Екатеринбурга от 30 декабря 1996 года № 906 включен в очередь на получение жилья.

С 1992 года по настоящее время Тузиков А.И. проживает в квартире <адрес>, право пользования, которой предоставлено истцу на основании ордера № 2703, выданного начальником КЭЧ Завитинского района 25 июня 1992 года, в связи с прохождением им военной службы. Указанное жилое помещение имеет статус служебного, расположено на территории закрытого военного городка. Иного жилого помещения для постоянного проживания Тузиков А.И. не имеет.

14 сентября 2018 года истец выбрал реализацию своего права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с чем, обратился в комитет по жилищной политике города Екатеринбурга с соответствующим заявлением и документами. Однако, при рассмотрении вопроса о направлении учетного дела Тузикова А.И. в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области для оформления уведомления о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, у истца были истребованы документы, предусмотренные подпунктами 8, 9 пункта 7 Порядка. Не согласившись с данными действиями администрации Тузиков А.И. обратился в Октябрьский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением к администрации города Екатеринбурга о признании действий по истребованию документов незаконными, возложении обязанности передать учетное дело в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Решением Октябрьского районного суда Амурской области от 27 декабря 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 04 апреля 2019 года исковые требования Тузикова А.И. удовлетворены. Определением судьи Амурского областного суда от 05 июля 2019 года отказано в передаче кассационной жалобы Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области на указанные судебные акты для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. Определением судьи Амурского областного суда от 04 сентября 2019 года отказано в передаче кассационной жалобы Администрации г. Екатеринбурга Свердловской области на указанные судебные акты для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

12 апреля 2019 года учетное дело Тузикова А.И. во исполнение указанных судебных актов направлено в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, но 26 апреля 2019 года возвращено в администрацию г. Екатеринбурга для доработки, ввиду отсутствия в материалах дела справки КЭЧ о сдаче жилого помещения по последнему месту службы.

Полагая, действия Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области нарушающими его права, Тузиков А.И. обратился в суд.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Порядка обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 14 июня 2011 года № 723-ПП, а также признавая за судебными актами решением Октябрьского районного суда Амурской области от 27 декабря 2018 года, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 04 апреля 2019 года преюдициальное значение для разрешения настоящего дела, пришел к выводу об отсутствии необходимости предоставления Тузиковым А.И. справки КЭЧ о сдаче жилого помещения по последнему месту службы и его требования удовлетворил, не усмотрев при этом оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению.

Проверяя законность принятого решения, судебная коллегия принимает во внимание следующее.

Пунктом 7 указанного Порядка обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, утвержденного постановлением правительства Свердловской области от 14 июня 2011 года № 723-ПП (далее – Порядок), установлено, что для реализации права на обеспечение жильем граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица, представляют в орган местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, по месту постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях следующие документы:

1) заявление о предоставлении жилого помещения по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку – в случае, если гражданин принял решение о предоставлении ему жилого помещения в собственность бесплатно либо по договору социального найма, или заявление на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку – в случае, если гражданин принял решение о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;

2) копии документов, удостоверяющих личность гражданина, уволенного с военной службы, и приравненного к нему лица и совместно проживающих с ним членов его семьи;

3) справку из военного комиссариата об общей продолжительности военной службы для граждан, уволенных с военной службы, справку об общей продолжительности службы – для граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации или Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета;

4) выписку из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения;

5) копию документа, подтверждающего право гражданина, уволенного с военной службы, и приравненного к нему лица и (или) членов его семьи на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено федеральным законодательством);

6) копии документов, подтверждающих родственные отношения гражданина, уволенного с военной службы, и приравненного к нему лица и лиц, указанных им в качестве членов семьи;

7) копии документов, подтверждающих признание членами семьи гражданина, уволенного с военной службы, и приравненного к нему лица иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;

8) справку об отсутствии задолженности по оплате за жилое помещение, в отношении которого представлено обязательство, предусмотренное подпунктом 9 настоящего пункта, и коммунальные услуги;

9) обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения в двух экземплярах по форме согласно приложению № 3 к Порядку – в случаях, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 15 Порядка;

10) справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) – для граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания;

11) справки органов (организаций) технической инвентаризации о наличии либо об отсутствии у гражданина, уволенного с военной службы, и приравненного к нему лица и лиц, указанных им в качестве членов семьи, недвижимого имущества в период до начала функционирования системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 15 Порядка жилые помещения предоставляются по нормам, указанным в пункте 13 настоящего Порядка, а норматив общей площади жилого помещения на одного человека, указанный в пункте 14 настоящего Порядка, используется для расчета размера единовременной денежной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в случаях, если: гражданином, уволенным с военной службы, и приравненным к нему лицом и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности; гражданином, уволенным с военной службы, и приравненным к нему лицом и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Указанные положения сформулированы так, что из буквального их содержания следует, что предоставление документов, обозначенных в подпунктах 8, 9 и 10 пункта 7 Порядка зависит от условий использования жилого помещения, занимаемого гражданином, уволенным с военной службы и претендующим на реализацию права на обеспечение жильем. Так, при пользовании жилым помещением, находящимся в государственном или муниципальном жилищных фондах, на основании договора социального найма, граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица, представляют в орган местного самоуправления документы, указанные в подпунктах 8, 9; а в случае проживания в служебном жилом помещении такой гражданин должен предоставить справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) (подпункт 10).

Поскольку из материалов дела видно и не оспаривается сторонами, что Тузиков А.И. проживает в служебном жилом помещении, то в соответствии с приведенными нормами должен был предоставить в орган местного самоуправления – администрацию г. Екатеринбурга указанный документ.

Выводы суда первой инстанции об обратном судебная коллегия находит основанными на неверном применении норм материального права, однако, не повлиявшими на законность принятого решения.

Судебная коллегия отмечает, что Тузиковым А.И. вместо указанной справки в материалы учетного дела было предоставлено Обязательство от 24 февраля 2011 года о сдаче (передаче) жилого помещения – квартиры <адрес>, согласованное и подписанное представителем собственника служебного жилого помещения, занимаемого Тузиковым А.И., - начальником ОРЗУ «Екатеринославская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации, что свидетельствует о согласии Тузикова А.И. освободить занимаемое служебное положение и сдать его собственнику в установленный срок со дня обеспечения жильем и одновременное согласие представителя собственника сохранить за Тузиковым А.И. право пользования служебным жилым помещением до наступления указанных обстоятельств, независимо от окончания срока военной службы и соответственно срока пользования служебным жилым помещением.

Поэтому требования административного ответчика к Тузикову А.И. предоставить справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) судебной коллегией рассматривается как понуждение Тузикова А.И. к освобождению жилого помещения, несмотря на достигнутое соглашение сторон договора найма служебного жилого помещения, что, безусловно, является вмешательством в договорные отношения сторон, нарушением прав административного истца.

Учитывая фактически сложившиеся обстоятельства по делу, наличие в материалах учетного дела вышеуказанного Обязательства Тузикова А.И. освободить служебное жилое помещение, судебная коллегия признает излишним и необоснованным требование административного ответчика о предоставлении дополнительного документа – справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы). Указанное согласуется с позицией, приведенной в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 04 апреля 2019 года, преюдициальность выводов которого в этой части сомнений не вызывает, позиция подателя апелляционной жалобы об обратном несостоятельна.

Доводы жалобы об основаниях и периоде пользования Тузикова А.И. служебным жилым помещением, основаниях постановки его на учет в качестве нуждающегося как пользователя служебным жилым помещением, направленные на обоснование предъявленного Тузикову А.И. требования о представлении спорного документа с учетом вышеизложенного судебной коллегией отвергаются.

Доводы представителя административного ответчика о том, что Министерство полагало, что жилое помещение, в котором в настоящее время проживает Тузиков А.И., относится к муниципальной собственности, и было предоставлено Тузикову А.И. на основании договора социального найма, судебная коллегия находит противоречащими материалам дела, в том числе и материалам учетного дела, поскольку из имеющихся в нем документов следует, что жилье, в котором проживает Тузиков А.И. является служебным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что к участию в деле в качестве заинтересованного лица не привлечено ФГКУ «Востокрегионжилье» являются несостоятельными.

В силу части 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.

По мнению судебной коллегии, права и обязанности ФГКУ «Востокрегионжилье» при разрешении настоящего административного иска не были затронуты, поскольку предметом спора является оспаривание действий органа публичной власти, затрагивающие права гражданина, а ФГКУ «Востокрегионжилье» не является участником публичных правоотношений между гражданином Тузиковым А.И. и Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Решение по настоящему делу не влечет изменение прав ФГКУ «Востокрегионжилье», возложение на него дополнительных обязанностей.

Иные доводы жалобы судебная коллегия расценивает как не влияющие на законность по существу правильного судебного решения и не имеющих правового значения для рассмотрения дела с учетом его предмета и фактически установленных по делу обстоятельств, а также с учетом позиции представителя административного ответчика, высказанной в судебном заседании.

Доводы апелляционной жалобы в целом не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и не свидетельствуют о наличии предусмотренных процессуальным законом оснований для отмены по существу правильного судебного решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда Амурской области от 19 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Осинниковой К.О. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи