ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-3721/19 от 10.09.2019 Амурского областного суда (Амурская область)

28RS0004-01-2019-005690-13

Дело № 33АПа-3721/2019 Судья первой инстанции

Докладчик Бушманов А.П. Юркова Н.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 сентября 2019 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Бушманова А.П.,

судей коллегии Ковалёвой Ю.В., Михайленко В.Г.,

при секретаре Габриелян Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителя администрации г. Благовещенска - ФИО1, представителя управления ЖКХ г. Благовещенска - ФИО2 на решение Благовещенского городского суда от 18 июня 2019 года.

Заслушав дело по докладу судьи Бушманова А.П., выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Благовещенска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности создать соответствующие требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной проверки исполнения администрацией города Благовещенска полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами установлено следующее.

На территории зоны «Кластер № 4», в которую входит муниципальное образование город Благовещенск, новая система обращения с твердыми коммунальными отходами должна быть введена с 01 января 2019 года. Данные изменения в законодательстве предусматривают, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. В свою очередь на органы местного самоуправления городского округа возлагаются полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Указанные полномочия отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Проведенная проверка показала, что администрацией города Благовещенска полномочия по участию в деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, образуемыми от частного жилищного фонда населенных пунктов данного муниципального образования, реализованы ненадлежащим образом.

В муниципальном образовании город Благовещенск к дате, с которой региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - ООО «Полигон» должен приступить к исполнению своих обязательств, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда, оборудованы в единичных случаях.

По указанной причине протоколом заседания комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 20 декабря 2018 года №35 поручено внести изменения в соглашения, заключенные в рамках Федерального закона № 89-ФЗ между министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и региональными операторами, в части отложения обязательств по сбору, вывозу, транспортировке твердых коммунальных отходов, сроком на 3 месяца.

В этой связи на глав муниципальных районов и городских округов области возлагалась обязанность обеспечить оборудование контейнерных площадок и установку контейнеров в частном секторе на подведомственной территории.

Во исполнение решений, принятых на заседании комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, дополнительное соглашение к Соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер № 4 (г. Благовещенск, Благовещенский район, Ивановский район, Тамбовский район)» Амурской области от 14 мая 2018 года, заключено 25 декабря 2018 года между министерством жилищно-коммунального хозяйства области и ООО «Полигон». В связи с выявленными в деятельности администрации города Благовещенска нарушениями Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором 15 февраля 2019 года мэру города Благовещенска внесено представление.

Из ответа на акт реагирования от 19 марта 2019 года № 01-11/2214 следовало, что создание контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов в частном секторе признано нецелесообразным. Утверждены графики вывоза твердых коммунальных отходов и места остановки (сбора) пакетов.

Также во исполнение постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 администрацией города Благовещенска от 17 апреля 2019 года № 1231 утвержден Порядок принятия решения о создании или согласовании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования города Благовещенска. Проверка, проведенная Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой в порядке контроля, показала, что на официальном сайте администрации города Благовещенска в сети Интернет размещены графики вывоза твердых коммунальных отходов по частному сектору на территории муниципального образования город Благовещенск.

В ходе выборочной проверки организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (<...>, установлено, что в местах погрузки твердых коммунальных отходов, указанных в графиках, соответствующие места (площадки) отсутствуют, в результате чего складирование твердых коммунальных отходов производится потребителями в пакетах непосредственно на землю.

По причине отсутствия оборудованных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов выявлены факты складирования отходов для их последующего вывоза на территории, где место погрузки твердых коммунальных отходов не предусмотрено (<...>.

Таким образом, администрацией города Благовещенска не обеспечены условия для обращения с твердыми коммунальными отходами путем создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Следствием этого является создание предпосылок для загрязнения отходами таких компонентов природной среды как земля, почвы.

Уточнив завяленные требования, прокурор просил суд:

- признать бездействие администрации города Благовещенска (адрес (место нахождения): 675000, <...>), выразившееся в непринятии мер по созданию и обустройству в целях предотвращения вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и окружающую среду, в том числе защиты земель от загрязнения отходами, мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда населенных пунктов города Благовещенска, незаконным;

- возложить на администрацию города Благовещенска (адрес (место нахождения): 675000, <...>) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать и обустроить в целях предотвращения вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и окружающую среду, в том числе защиты земель от загрязнения отходами, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда населенных пунктов города Благовещенска: - в с. Белогорье, с. Садовое, п. Моховая Падь, п. Сады Винзавода, п. Мясокомбинат; - в границах: с востока - ул. Мухина, ул. Игнатьевское шоссе, ул. ФИО5, ул. ФИО6 шоссе, с запада - западная граница г. Благовещенска, с севера - северная граница г. Благовещенска, с юга - р. Амур; - в границах: с востока — р. Зея, с запада — улица Театральная (нечетная сторона), южная граница <...> с юга - р. Амур, с севера — северная граница муниципального образования города Благовещенска; - в границах: с востока ул. Театральная (четная сторона), с запада - ул. 50 лет Октября (нечетная сторона), с севера - Школьная, ФИО6 шоссе, с севера - южная граница с. Садовое, с юга - р. Амур; - в границах: с востока - ул. 50 лет Октября (четная сторона), с запада - ул. Мухина (нечетная сторона), ул. Игнатьевское шоссе, ул. ФИО5, ФИО6 шоссе, с севера - ул. Школьная, с юга - р. Амур в городе Благовещенск.

В судебном заседании помощник Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора настаивал на административном исковом заявлении с учетом уточнений.

Представитель администрации г. Благовещенска поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях на иск, считала иск не подлежащим удовлетворению, поскольку доказательств бездействия администрации не представлено.

Представитель управления ЖКХ г. Благовещенска возражала против удовлетворения административных исковых требований.

Представитель министерства ЖКХ Амурской области в ходе судебного разбирательства не согласилась с предъявленными требованиями. Пояснила, что субсидия для обустройства контейнерных площадок в размере 11 млн. рублей доведена. Цель предоставления субсидии – именно создание мест, площадок накопления ТКО, предусмотрено софинансирование в размере 10% совместно с администрацией, данные статьи должны отражаться в бюджете. Отсутствует НПА, регулирующий количество контейнеров, но есть методические рекомендации Госкомитета РФ по архитектурной и жилищной политике по формированию тарифов на услуги по уничтожению, утилизации, захоронению ТКО, в соответствии с которой орган местного самоуправления самостоятельно рассчитывает количество контейнеров на количество населения, необходимое расстояние.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Амурской области в ходе судебного разбирательства административные исковые требования поддержала, указав, что на территории домовладения должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнера с подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой с водонепроницаемым покрытием, оборудованной деревянными или металлическими мусоросборниками. На пакетированный способ сбора ТКО поступают жалобы от граждан о том, что животные растаскивают мусор. Необходима установка контейнеров и иных емкостей для отходов, которые должны вывозиться ежедневно, располагаться на площадке с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченной бордюром или зелеными насаждениями. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5, расстояние до жилых зданий должно быть 20-100 метров. Требования к оборудованию площадки закреплены в СанПиНе.

Представитель ООО «Полигон» указала, что согласно Федеральному закону к полномочиям органов местного самоуправления относится создание и содержание мест накопления ТКО, определение схемы расположения площадок, ведение реестра площадок. Потребитель осуществляет складирование ТКО в площадках, определенных договором на оказание услуг с ТКО. Допускается сбор ТКО бесконтейнерным способом в пакеты. На основании разработанного администрацией перечня мест бесконтейнерного сбора ТКО от частного сектора, ООО «Полигон» составлены графики вывоза ТКО.

Решением Благовещенского городского суда от 18 июня 2019 года требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации г. Благовещенска ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда в связи существенным нарушением судом норм материального и процессуального права, неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Приводит доводы о том, что Закон об отходах установил необходимость соответствия мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) требованиям санитарного законодательства, но при этом определил, что право выбора способа складирования отходов принадлежит потребителю. Санитарные правила разрешают частным домовладельцам самостоятельно организовывать и обустраивать места расположения мусоросборников на их территории. Законодательством субъекта определены способы складирования ТКО. Таким образом, ни один нормативно-правовой акт не закрепляет, что в частном жилищном фонде должны быть созданы контейнерные площадки для накопления ТКО. Оспаривает выводы суда о бездействии администрации и непринятии мер по созданию мест (площадок) накопления ТКО, ссылаясь на то, что органы местного самоуправления только с 01 января 2019 года были наделены полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, апелляционную жалобу подало управление ЖКХ г. Благовещенска, в которой просит решение суда отменить в связи с существенным нарушением судом норм материального права. Приводит доводы о том, что ни одним нормативно-правовым актом не установлена обязанность ни органа местного самоуправления, ни иного лица, создать контейнерные площадки или иные места (площадки) накопления ТКО в срок до 01 января 2019 года или в какой-либо иной срок единовременно во всем городском округе. Указывает на то, что на момент обращения прокурора с иском в суд работы по согласованию мест (площадок) накопления ТКО уже велись. Ссылается на то, что обязанность складировать пакеты или иные емкости, которые определены в соответствии с пп. «в» п. 10 Правил в качестве мусоросборника в контейнеры (бункеры), какие-либо иные ограничения или указания о месте временного нахождения пакетов и ёмкостей ни одной нормой законодательства не предусмотрены. Настаивает на том, что право выбора способа складирования отходов принадлежит потребителю и региональному оператору.

Письменных возражений на апелляционные жалобы не поступило.

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации г. Благовещенска ФИО3 настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы, просила решение суда отменить.

Представитель управления ЖКХ г. Благовещенска – ФИО4 поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение суда отменить.

Помощник Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора – Романченко С.В. возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 150, части 6 статьи 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией города Благовещенска полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой установлено следующее.

На территории зоны «Кластер № 4», в которую входит муниципальное образование город Благовещенск, новая система обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренная Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», на основании п. 1.5 Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер № 4 (г. Благовещенск, Благовещенский район, Ивановский район, Тамбовский район)» Амурской области от 14 мая 2018 года, заключенного между министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (уполномоченный орган) и ООО «Полигон» (региональный оператор), должна быть введена с 01 января 2019 года.

Проведенная проверка показала, что администрацией города Благовещенска полномочия по участию в деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, образуемыми от частного жилищного фонда населенных пунктов данного муниципального образования, реализованы ненадлежащим образом.

В муниципальном образовании город Благовещенск к дате, с которой региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - ООО «Полигон» должен приступить к исполнению своих обязательств, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда, оборудованы в единичных случаях. По указанной причине протоколом заседания комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 20 декабря 2018 года №35 поручено внести изменения в соглашения, заключенные в рамках Федерального закона № 89-ФЗ между министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и региональными операторами, в части отложения обязательств по сбору, вывозу, транспортировке твердых коммунальных отходов, сроком на 3 месяца. В этой связи, на глав муниципальных районов и городских округов области возлагалась обязанность обеспечить оборудование контейнерных площадок и установку контейнеров в частном секторе на подведомственной территории.

Во исполнение решений, принятых на заседании комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, дополнительное соглашение к Соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер № 4 (г. Благовещенск, Благовещенский район, Ивановский район, Тамбовский район)» Амурской области от 14 мая 2018 года, заключено 25 декабря 2018 года между министерством жилищно-коммунального хозяйства области и ООО «Полигон».

В связи с выявленными в деятельности администрации города Благовещенска нарушениями Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором 15 февраля 2019 года мэру города Благовещенска внесено представление.

Из ответа на акт реагирования от 19 марта 2019 года № 01-11/2214 следует, что создание контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов в частном секторе признано нецелесообразным. Утверждены графики вывоза твердых коммунальных отходов и места остановки (сбора) пакетов.

Также, во исполнение постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 администрацией города Благовещенска от 17 апреля 2019 года № 1231 утвержден Порядок принятия решения о создании или согласовании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования города Благовещенска.

Проверка, проведенная Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой в порядке контроля, показала, что на официальном сайте администрации города Благовещенска в сети Интернет по адресу http://благовещенск.рф/blagoustrojstvo/informatsiya-o-perekhode-na-novuyu-sistemu-obrashcheniya-s-tko размещены графики вывоза твердых коммунальных отходов по частному сектору на территории муниципального образования город Благовещенск:

- в с. Белогорье, с. Садовое, п. Моховая Падь, п. Сады Винзавода, п. Мясокомбинат;

- в границах: с востока - ул. Мухина, ул. Игнатьевское шоссе, ул. ФИО5, ул. ФИО6 шоссе, с запада - западная граница г. Благовещенска, с севера - северная граница г. Благовещенска, с юга - р. Амур;

- в границах: с востока - р. Зея, с запада - улица Театральная (нечетная сторона), южная граница <...> с юга - р. Амур, с севера - северная граница муниципального образования города Благовещенска;

- в границах: с востока ул. Театральная (четная сторона), с запада - ул. 50 лет Октября (нечетная сторона), с севера - Школьная, ФИО6 шоссе, с севера - южная граница с. Садовое, с юга - р. Амур;

- в границах: с востока - ул. 50 лет Октября (четная сторона), с запада - ул. Мухина (нечетная сторона), ул. Игнатьевское шоссе, ул., ФИО5, ФИО6 шоссе, с севера - ул. Школьная, с юга - р. Амур в городе Благовещенск.

В ходе выборочной проверки организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (<адрес>, <адрес>, <адрес>), прокуратурой установлено, что в местах погрузки твердых коммунальных отходов, указанных в графиках, соответствующие места (площадки) отсутствуют, в результате чего складирование твердых коммунальных отходов производится потребителями в пакетах непосредственно на землю. По причине отсутствия оборудованных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов выявлены факты складирования отходов для их последующего вывоза на территории, где место погрузки твердых коммунальных отходов не предусмотрено (<адрес>).

Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор, ссылаясь на незаконное бездействие со стороны администрации г. Благовещенска, обратился в суд с административным исковым заявлением.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, руководствуясь нормами материального права, регулирующие спорные правоотношения, исследовав представленные доказательства, пришел к выводу о доказанности факта бездействия администрации города Благовещенска, выразившегося в непринятии мер по созданию и обустройству в целях предотвращения вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и окружающую среду, в том числе защиты земель от загрязнения отходами, мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда населенных пунктов города Благовещенска.

Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается, а доводы апелляционных жалоб полагает несостоятельными как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со ст. 13 Закона об отходах производства и потребления территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения.

Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и в Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» внесены изменения.

Так, в соответствии со статьей 24.6 Закона об отходах производства и потребления, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (часть 1).

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2).

Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов российской Федерации (часть 6).

В соответствии с пунктом 3 статьи 29.1 Федерального закона соглашение между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, указанное в пункте 6 статьи 24.6 Федерального закона, должно быть заключено не позднее 1 мая 2018 года.

В соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона N 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Таким образом, вопреки доводам апелляционных жалоб, дата, с которой региональный оператор должен приступить к исполнению своих обязанностей, установлена не позднее 01 января 2019 года.

Как следует из положений п.п. 9 – 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 № 1156, необходимым условием для обращения с твердыми коммунальными отходами является наличие мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, которые, как предусмотрено в п. 1 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ, должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Указанная норма введена Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступила в силу с 01 января 2019 года. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года №, также вступили в силу с 01 января 2019 года.

Таким образом, к 01 января 2019 года на федеральном уровне приняты нормативные правовые акты, исполняя которые, органы местного самоуправления в пределах компетенции должны были обеспечить в установленный срок создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Проверяя исполнение норм действующего законодательства, суд установил, что в установленный срок (до 01 января 2019 года) администрацией г. Благовещенска не предпринимались меры по созданию и обустройству в целях предотвращения вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и окружающую среду, в том числе защиты земель от загрязнения отходами, мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда населенных пунктов города Благовещенска.

Вопреки утверждению апелляционных жалоб выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ.

Обязанность по созданию и обустройству контейнерных площадок на администрацию г. Благовещенска судом не возложена, право выбора способа накопления отходов осталось за органом местного самоуправления, при этом, вне зависимости от способа сбора таких отходов (в контейнеры либо пакеты и иные емкости), складирование ТКО должно производиться в местах (площадках) накопления ТКО.

Вместе с тем, судебная коллегия обращает внимание, что постановлением Правительства Амурской области от 10 апреля 2019 года № 187 утверждено распределение субсидий на обустройство именно контейнерных площадок, в том числе для г. Благовещенска. Администрацией города Благовещенска в Министерство ЖКХ Амурской области направлено обращение о выделении субсидии на обустройство контейнерных площадок.

22 апреля 2019 года между администрацией города Благовещенска и Министерством ЖКХ Амурской области подписано соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Амурской области Российской Федерации бюджету муниципального образования администрации города Благовещенск (далее - Соглашение) в размере 1 1234 298,61 рублей. В бюджете города Благовещенска на софинансирование мероприятий предусмотрено 1 850 000,00 рублей.

Согласно п. 4.3.3., 4.3.4 Приложения № 1 Соглашения, администрация города Благовещенска приняла на себя обязательства принять решения о создании мест (площадок) накопления ТКО, за счет средств субсидии из областного бюджета оборудовать места (площадки) накопления ТКО в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями до конца 2019 года (до 31 декабря 2019 года).

Вместе с тем, срок создания мест (площадок) накопления ТКО, за счет средств субсидии из областного бюджета, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, установленный в п. 4.3.3., 4.3.4 Приложения № 1, противоречит части 8 статьи 23 Федерального закона N 458-ФЗ (не позднее 01 января 2019 года).

Учитывая положения части 8 статьи 23 Федерального закона N 458-ФЗ, контейнерные площадки или иные места (площадки) накопления ТКО администрация г. Благовещенска должна была создать до 01 января 2019 года.

Доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к несогласию стороны административного ответчика и заинтересованного лица с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения. Эти доводы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они направлены на иную субъективную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда первой инстанции.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом не допущено. Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Благовещенского городского суда от 18 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя администрации г. Благовещенска - ФИО1, представителя управления ЖКХ г. Благовещенска - ФИО2 - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи коллегии