ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-4598/19 от 07.10.2019 Амурского областного суда (Амурская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 октября 2019 года город Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Бушманова А.П.,

судей коллегии Михайленко В.Г., Мельниченко Ю.В.,

при секретаре Шевкун Я.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ведерниковой Тамары Борисовны на решение Благовещенского районного суда Амурской области от 17 сентября 2019 года.

Заслушав дело по докладу судьи Бушманова А.П., пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия

установила:

Ведерникова Тамара Борисовна обратилась в Благовещенский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением к избирательной комиссии муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района Амурской области о признании полностью незаконным решения от 11 сентября 2019 года №57/135-6 «Об отказе кандидату Ведерниковой Тамаре Борисовне в регистрации кандидатом на должность главы Натальинского сельсовета Благовещенского района Амурской области, выдвинутым от избирательного объединения Политическая партия «Российский Объединенный Трудовой Фронт» на досрочных выборах главы Натальинского сельсовета Благовещенского района Амурской области, назначенных на 27 октября 2019 года; возложении обязанности на избирательную комиссию муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района провести регистрацию Ведерниковой Тамары Борисовны, как кандидата на досрочных выборах главы Натальинского сельсовета Благовещенского района Амурской области, назначенных на 27 октября 2019 года.

В обоснование заявленных требований указано, что 11 сентября 2019 года административным ответчиком было принято оспариваемое решение. Полагает данный отказ незаконным. Поскольку административный ответчик своего электронного адреса не имеет, по телефону не отвечает, а члены комиссии бывают на рабочем месте с 14.00 до 18.00 часов и не каждый день, то избирательное объединение вело сообщение через территориальную избирательную комиссию (далее – ТИК) в лице председателя Сычевой О.Н.

21 августа 2019 года по электронной почте в адрес территориальной избирательной комиссии Благовещенского района было направлено Извещение №69 о проведении мероприятия, связанного с выдвижением кандидата для участия в досрочных выборах главы Натальинского сельсовета Благовещенского района Амурской области. При этом в тексте извещения была ошибочно указана дата проведения мероприятия - 29 июля 2019 года. В тот же день было направлено письмо с пояснением, что дата указана неверно, правильная дата проведения мероприятия - 26 августа 2019 года. 22 августа 2019 года секретарь Центрального комитета политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» Ф.И.О.6 лично позвонил в ТИК Благовещенского района и в разговоре с Председателем ТИК Сычевой О.Н. удостоверился в получении правильной информации о дате проведения мероприятия, связанного с выдвижением кандидата для участия в выборах. Также Ф.И.О.6 23 августа 2019 года повторно направил Извещение с исправленной датой проведения мероприятия в адрес ТИК. Таким образом, избирательная комиссия была своевременно извещена о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидата для участия в досрочных выборах и имела все возможности обратиться в городскую Избирательную комиссию Санкт-Петербурга с просьбой прислать наблюдателя. Но в телефонном разговоре было разъяснено о возможности проведения мероприятия без участия представителя избирательной комиссии. Кроме того, полагает, что избирательная комиссия муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района Амурской области не известила территориальный орган Министерства юстиции РФ об имевших с ее точки зрения нарушениях процедуры извещения. Так же не известила и само избирательное объединение, не позволив тем самым внести коррективы в избирательные действия и провести повторное выдвижение кандидата, поскольку сроки это позволяли.

Просила признать полностью незаконным решение Избирательной комиссии муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района от 11 сентября 2019 года №57/135-6 «Об отказе кандидату Ведерниковой Тамаре Борисовне в регистрации кандидатом на должность главы Натальинского сельсовета Благовещенского района Амурской области, выдвинутым от избирательного объединения Политическая партия «Российский Объединенный Трудовой Фронт» на досрочных выборах главы Натальинского сельсовета Благовещенского района Амурской области, назначенных на 27 октября 2019 года; обязать избирательную комиссию муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района провести регистрацию Ведерниковой Тамары Борисовны как кандидата на досрочных выборах главы Натальинского сельсовета Благовещенского района Амурской области, назначенных на 27 октября 2019 года.

Административный истец Ведерникова Т.Б, заинтересованное лицо политическая партия «Российский Объединенный Трудовой Фронт», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание суда первой инстанции не явились.

Представитель заинтересованного лица Управления Минюста России по Амурской области ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав в письменном отзыве о том, что заявленные требования не затрагивают интересы Управления, какая-либо информация от избирательной комиссии муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района Амурской области в Управление не поступала.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного ответчика избирательной комиссии муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района Амурской Семенич Н.Я. возражал против заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве. Избирательная комиссия муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района Амурской области, организующая и проводящая досрочные выборы главы Натальинского сельсовета Благовещенского района Амурской области, получила извещение о проведении 26 августа 2019 года в г. Санкт-Петербурге Пленума ЦК политической партии РОТ ФРОНТ по вопросу выдвижения кандидата на выборах главы Натальинского сельсовета 23 августа 2019 года, т.е. с нарушением подпункта «в» п. 1 ст. 27 Федерального закона от 11 июня 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях». Несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», согласно пп. «б» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пп.2 п. 9 ст. 44 Закона Амурской области Закона от 26 июня 2009 года №222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области», является основанием для отказа в регистрации кандидата. Ввиду чего, административное исковое заявление Ведерниковой Т.Б. к избирательной комиссии муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района Амурской области о признании полностью незаконным решения, принятого административным ответчиком, является необоснованным.

Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Благовещенского района Амурской области Сычева О.Н. в судебном заседании возражала против заявленных требований по доводам представленного суду письменного отзыва, согласно которому оспариваемое решение избирательной комиссии муниципального образования Натальинского сельсовета принято в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства.

В судебном заседании старшим помощником прокурора Благовещенского района Амурской области Леоновой К.А. было дано заключение, согласно которому требования административного истца не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

Решением Благовещенского районного суда Амурской области от 17 сентября 2019 года требования административного искового заявления Ведерниковой Т.Б. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Ведерникова Т.Б. ставит вопрос об отмене решения Благовещенского районного суда от 17 сентября 2019 года.

В обосновании доводов жалобы указывает, что судом первой инстанции было нарушено право административного истца на защиту его интересов в суде. Поскольку судом не было организовано судебное заседание посредством видеоконференц-связи со Смольнинским районным судом города Санкт-Петербурга, по месту нахождения Ведерниковой В.Б., то она была лишена возможности участвовать в судебном заседании. Также указывает, что суду первой инстанции не был известен тот факт, что извещение от 21 августа 2019 года о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидата, было направлено не только в территориальную избирательную комиссию Благовещенского района, но и на адрес электронной почты Администрации муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района Амурской области, которая расположена в одном помещении с избирательной комиссией муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района Амурской области. Направление извещения подтверждается ответным письмом от 22 августа 2019 года. Кроме того, секретарь избирательной комиссией муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района Амурской области работает в Администрации, следовательно, организующая выборы комиссия знала о планируемых мероприятиях с 21 августа 2019 года, то есть за 4 дня до их проведения, и имела возможность прислать своего представителя. Помимо изложенного, отмечает, что организующая выборы комиссия не имеет адреса электронной почты, работает не на постоянной основе, по неизвестному графику, следовательно, уточнение о получении избирательной комиссией муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района извещения о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидата, через территориальную избирательную комиссию Благовещенского района допустимо. Вся информация до организующей выборы комиссии была донесена своевременно.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу председатель Территориальной избирательной комиссии Благовещенского района Сычева О.Н. просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. В обоснование указав, что в соответствии с п. 1 ст. 19. Закона Амурской области от 26 июня 2009 года №222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» и на основании решения Натальинского сельского Совета народных депутатов от 03 июня 2017 года №41 организующей и проводящей досрочные выборы главы Натальинского сельсовета Благовещенского района Амурской области является избирательная комиссия муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района амурской области. На территориальную избирательную комиссию Благовещенского района Амурской области полномочия избирательной комиссии муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района Амурской области, в соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, не возлагались. В связи с изложенным, территориальная избирательная комиссия Благовещенского района не является организующей выборы комиссией и не отвечает за подготовку и проведение досрочных выборов главы Натальинского сельсовета Благовещенского района Амурской области. Получив 23 августа 2019 года извещение, в котором указывалось, что 26 августа 2019 года избирательное объединение Политическая партия «Российский Объединенный Трудовой Фронт» проводит Пленум ЦК политической партии РОТ ФРОНТ по вопросу выдвижения кандидата на выборах главы Натальинского сельсовета Благовещенского района, назначенных на 27 октября 2019 года, председатель ТИК Сычева О.Н. в этот же день вручила данное извещение председателю комиссии, организующей выборы, Семенич Н.Я., что подтверждается записью в журнале исходящей корреспонденции ТИК №1-08/27. Следовательно, извещение о проведении мероприятия, связанного с выдвижением кандидата избирательным объединением Политическая партия «Российский Объединенный Трудовой Фронт», поступило с нарушением сроков, установленных пп «в» п.1 ст. 27 Федерального закона №95-ФЗ.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу председатель избирательной комиссии муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района Амурской области Семенич Н.Я. просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. В обоснование указав, что избирательная комиссия муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района своим решением №53/110-6 утвердила календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов главы Натальинского сельсовета на территории Благовещенского района Амурской области и разместила его на официальном сайте Благовещенского района в разделе Сельсоветы-Натальинский-Выборы наряду с объявлением о сроках выдвижения, документах, необходимых для выдвижения кандидата, адресе, часах работы и контактных телефонах избирательной комиссии муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района. На указанные на сайте номера телефонов звонков от избирательного объединения Политическая партия «Российский Объединенный Трудовой Фронт» не поступало. Извещение от 21 августа 2019 года №69, в котором говорилось о проведении 26 августа 2019 года в г. Санкт-Петербург Пленума ЦК политической партии РОТ ФРОНТ по вопросу выдвижения кандидата на выборах главы Натальинского сельсовета Благовещенского района Амурской области, назначенных на 27 августа 2019 года, о чем имеется запись в журнале входящих избирательной комиссии муниципального образования за №6 от 23 августа 2019 года, было вручено председателю комиссии 23 августа 2019 года в ходе визита в территориальную избирательную комиссию Благовещенского района. Таким образом, извещение о проведении мероприятия, связанного с выдвижением кандидата избирательным объединением Политическая партия «Российский Объединенный Трудовой Фронт», поступило с нарушением установленных законом сроков, что является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Руководствуясь положениями ст. 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная жалоба административного истца была рассмотрена в судебном заседании суда апелляционной инстанции путем использования системы видеоконференц-связи, со Смольнинским районным судом Санкт-Петербурга.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Ведерникова Т.Б. просила решение Благовещенского районного суда отменить, поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Прокурором отдела областной прокуратуры Дегтяренко А.А. дано заключение, согласно которому, решение суда первой инстанции законно и обоснованно, просила суд в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию от участников процесса не поступало.

Судебная коллегия с учетом положений ст. 150 и ч. 6 ст. 226 КАС РФ рассмотрела дело при данной явке.

Выслушав явившихся участников процесса, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 308 КАС РФ).

В ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах, защита демократических принципов и норм избирательного права (преамбула к Федеральному закону от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Согласно п. 1 ст. 32 указанного Федерального закона, граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (ч. 2 ст. 32).

Из положений пп. «в» п. 1 ст. 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях» следует, что политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее, чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее, чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

Согласно п. 3.1 Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года №235/1486-6 (далее – Методические рекомендации), избирательное объединение обязано извещать избирательную комиссию, организующую выборы, о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее, чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее, чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии, организующей выборы, на указанные мероприятия.

Из п. 3.1.1 Методических рекомендаций следует, что извещать избирательную комиссию о проведении мероприятий целесообразно в письменной форме. В соответствующем извещении избирательного объединения необходимо указывать дату, время и место проведения мероприятия, наименование органа избирательного объединения, уполномоченного в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения (далее - устав избирательного объединения) принимать решение о выдвижении кандидатов, списка кандидатов, контактный телефон и контактное лицо. Рекомендуемая форма извещения содержится в приложении №1 к настоящим Методическим рекомендациям. Указанное извещение в адрес избирательной комиссии может быть доставлено представителем избирательного объединения лично, нарочным (с выдачей расписки в получении), передано с помощью электронной почты, а также посредством факсимильной связи либо направлено заблаговременно по почте в срок, достаточный для избирательной комиссии, организующей выборы, для направления своего представителя для участия в указанном мероприятии, в исключительных случаях - телефонограммой. Представителям избирательного объединения рекомендуется убедиться по телефону или иным способом в том, что избирательная комиссия получила соответствующее извещение о проведении мероприятия.

Пункт 3.1.2 Методических рекомендаций указывает, что в случае несоблюдения избирательным объединением требований, предусмотренных п.п. 3.1, 3.1.1 настоящих Методических рекомендаций, организующая выборы избирательная комиссия обязана известить об этом территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации по соответствующему субъекту Российской Федерации.

Согласно положениям п.п. «б» п. 24 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.п. 2 п. 9 статьи 44 Закона Амурской области от 26 июня 2009 года №222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципального образования Амурской области», основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».

Из анализа приведенных норм права в их системном толковании следует, что политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию, организующую выборы, о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее, чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее, чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта. Не соблюдение указанных требований к выдвижению кандидата является нарушением Федерального закона «О политических партиях» и служит основанием для отказа в регистрации кандидата.

Согласно материалам дела, решением от 05 августа 2019 года №110 Натальинского сельского Совета народных депутатов Благовещенского района Амурской области (шестой созыв) назначены досрочные выборы главы Натальинского сельсовета Благовещенского района Амурской области на 27 октября 2019 года, а также утвержден календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов главы Натальинского сельсовета на территории Благовещенского района Амурской области. Указанное решение опубликовано в газете «Амурская земля и люди» от 08 августа 2019 года №32 (519). Информация о сроках выдвижения, документах, необходимых для выдвижения кандидата, адресе, часах работы и контактных телефонах комиссии, а также информация о том, что все необходимые документы предоставляются в избирательную комиссию муниципального образования Натальинский сельсовет размещена на официальном сайте Благовещенского района.

Извещение о проведении заседания уполномоченного органа избирательного объединения Политическая партия «Российский Объединенный Трудовой Фронт» от 21 августа 2019 года за №69 поступило в избирательную комиссию муниципального образования Натальинский сельсовет из территориальной избирательной комиссии Благовещенского района (исходящий номер 1-08/27 от 23 августа 2019 года) 23 августа 2019 года и зарегистрировано за входящим номером 06.

Согласно информации в извещении, избирательное объединение Политическая партия «Российский Объединенный Трудовой Фронт» проводит 26 августа 2019 года, с 19 часов МСК, по адресу: <адрес>, Пленум ЦК политической партии РОТ ФРОНТ по вопросу выдвижения кандидата на выборах главы Натальинского сельсовета Благовещенского района Амурской области, назначенных на 27 октября 2019 года (кандидат Ведерникова Т.Б.).

Избирательная комиссия, установив, что извещение о проведении мероприятия, связанного с выдвижением кандидата избирательным объединением Политическая партия «Российский Объединенный Трудовой Фронт», поступило с нарушением сроков, установленных п.п. «в» п. 1 статьи 27 Федерального закона №95-ФЗ, вынесла решение «Об отказе Ведерниковой Тамаре Борисовне в регистрации кандидатом на должность главы Натальинского сельсовета Благовещенского района Амурской области, выдвинутым от избирательного объединения Политическая партия «Российский Объединенный Трудовой Фронт» от 11 сентября 2019 года №57/135-6.

Административный истец Ведерникова Т.Б. не согласилась с указанным решением избирательной комиссии. Полагая, что избирательным объединением Политическая партия «Российский Объединенный Трудовой Фронт» в установленные законом сроки направлялось извещение в избирательную комиссию, организующую выборы, о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидата, обратилась с настоящим административным исковым заявлением в Благовещенский районный суд Амурской области.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона «О политических партиях», Закона Амурской области «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципального образования Амурской области» и других нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.

Руководствуясь вышеуказанными нормами материального права, исследовав представленные сторонами доказательства и установив все обстоятельства по делу, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что извещение о проведении мероприятия, связанного с выдвижением кандидата избирательным объединением Политическая партия «Российский Объединенный Трудовой Фронт», фактически поступило в избирательную комиссию муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района Амурской области, организующую выборы, 23 августа 2019 года - менее чем за три дня до указанной в извещении даты проведения соответствующих мероприятий - 26 августа 2019 года, т.е. с нарушением сроков, установленных подпунктом «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях».

Судебная коллегия оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции не усматривает, в связи со следующим.

Из материалов дела следует, что 22 августа 2019 года на электронную почту территориальной избирательной комиссии Благовещенского района Амурской области поступило три письма с электронного адреса rkrp-ck@yandex.ru с вложениями - отсканированные извещения о проведении заседания уполномоченного органа избирательного объединения Политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» от 21 августа №69 о том, что вышеуказанное избирательное объединение Политическая партия «Российский Объединенный Трудовой Фронт» проводит Пленум ЦК политической партии РОТ ФРОНТ по вопросу выдвижения кандидата на выборах главы Натальинского сельсовета Благовещенского района Амурской области, назначенных на 27 октября 2019 года. В извещениях были указаны неверные даты проведения заседания (в первых двух - 29 июля 2019 года, в третьем - 21 августа 2019 года).

Извещение с уточненной датой проведения заседания – 26 августа 2019 года поступило на адрес электронной почты территориальной избирательной комиссии Благовещенского района Амурской области лишь 23 августа 2019 года, и в этот же день было передано избирательной комиссии муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района Амурской области.

Довод административного истца о том, что извещение от 21 августа 2019 года о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидата было направлено не только в адрес электронной почты территориальной избирательной комиссии Благовещенского района Амурской области, но и в адрес электронной почты Администрации муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района Амурской области, которая расположена в одном помещении с избирательной комиссией муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района Амурской области, а секретарь избирательной комиссией муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района работает в администрации, следовательно, организующая выборы комиссия знала о предвыборных мероприятиях, судебная коллегия находит не состоятельным, поскольку законодателем четко определено лицо, которому должно быть направлено извещение о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов, - избирательная комиссия, организующая выборы.

Так, в соответствии с требованиями п.п. «в» п. 1 ст. 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях», о проведении заседания уполномоченного органа избирательного объединения Политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» по вопросу выдвижения кандидата на выборах главы Натальинского сельсовета Благовещенского района Амурской области, назначенных на 27 октября 2019 года, необходимо было уведомить организующую и проводящую выборы комиссию, в данном случае избирательную комиссию муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района Амурской области.

Направление извещения в адрес Администрации муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района Амурской области, равно как и в адрес территориальной избирательной комиссии Благовещенского района Амурской области, не может служить доказательством надлежащего направления такого извещения в установленный законом срок.

Судебная коллегия принимает во внимание, что извещение с корректной датой проведения мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов, поступило в адрес территориальной избирательной комиссии Благовещенского района Амурской области лишь 23 августа 2019 года, причем, об уточнении даты проведения данных мероприятий председатель территориальной избирательной комиссии Благовещенского района Амурской области Сычева О.Н. сообщила в избирательное объединение Политическая партия «Российский Объединенный Трудовой Фронт» по адресу электронной почты rkrp-ck@yandex.ru 22 августа 2019 года.

Помимо изложенного, избирательное объединение Политическая партия «Российский Объединенный Трудовой Фронт» не было лишено возможности направить надлежаще оформленное извещение о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов, с указанием верной даты проведения таких мероприятий, в установленные законом сроки, учитывая, что информация о проведении досрочных выборов главы муниципального образования Натальинского сельского Совета Благовещенского района Амурской области была размещена в официальных источниках с 8 августа 2019 года, где также сообщалось, что с 9 августа 2019 года по 02 сентября 2019 года проходит выдвижение кандидатов на выборы главы Натальинского сельсовета.

С учетом п. 3.1.1 Методических рекомендаций политическая партия «Российский Объединенный Трудовой Фронт» могла указанное извещение доставить в адрес избирательной комиссии муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района Амурской области через своего представителя лично, нарочным (с выдачей расписки в получении) либо направить заблаговременно по почте в срок, достаточный для избирательной комиссии, организующей выборы, для направления своего представителя для участия в указанном мероприятии, в исключительном случае – телефонограммой, что, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, указанным избирательным объединением сделано не было.

При таких обстоятельствах, с учетом положений п. 2 ст. 11.1 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», судебная коллегия приходит к выводу, что извещение о проведении мероприятия, связанного с выдвижением кандидата избирательным объединением Политическая партия «Российский Объединенный Трудовой Фронт», поступило в избирательную комиссию муниципального образования Натальинский сельсовет Благовещенского района Амурской области, организующую выборы, 23 августа 2019 года, - менее чем за три дня до указанной в извещении даты проведения соответствующих мероприятий - 26 августа 2019 года, т.е. с нарушением сроков, установленных подпунктом «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях», следовательно, установленные законом требования федерального закона о сроках извещения избирательным объединением выполнены не были.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого решения незаконным по доводам административного истца.

Рассматривая довод апелляционной жалобы, о том, что суд первой инстанции лишил административного истца возможности на личное участие в судебном заседании, не организовав видеоконференц-связь со Смольнинским районным судом Санкт-Петербурга, по месту нахождения Ведерниковой В.Б., чем нарушил ее право на защиту интересов в суде, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Возможность участия в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, предусмотренная частью 1 статьи 142 КАС РФ, по смыслу закона является правом, а не императивной обязанностью суда, необходимость применения которой определяется судом исходя из существа рассматриваемого дела и технической возможности.

Из материалов дела усматривается, что Благовещенским районным судом Амурской области была направлена заявка в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга об организации проведения судебного заседания с использованием видеоконференц-связи, однако, с учетом разницы во времени между субъектами РФ, в назначенное время подключение суда по месту нахождения административного истца Ведерниковой Т.Б. и заинтересованного лица - политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» - не произошло.

Принимая во внимание специальные сроки рассмотрения дел, связанных с защитой избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, установленные ч. 1 ст. 241 КАС РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие административного истца и заинтересованного лица - политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт».

Кроме того, гарантии права административного истца довести до суда свою позицию и на судебную защиту реализованы им путем предоставления в письменной форме своих доводов, подробно изложенных в административном исковом заявлении.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции не усмотрел.

Вопреки доводам заявителя жалобы, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, собранным по делу доказательствам суд первой инстанции дал надлежащую оценку по правилам главы 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые судебная коллегия также считает последовательными, непротиворечивыми, взаимно дополняющими и подтверждающими друг друга, достоверными, относимыми и достаточными для разрешения дела.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было, обжалуемое решение Благовещенского районного суда Амурской области от 17 сентября 2019 года подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Благовещенского районного суда Амурской области от 17 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ведерниковой Тамары Борисовны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции, то есть через Благовещенский районный суд Амурской области.

Председательствующий

Судьи

1версия для печатиДело № 33АПа-4598/2019 (Определение)