ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-640/18 от 28.02.2018 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 33АПа-640/2018 Судья первой инстанции

Докладчик Бушманов А.П. Диких Е.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 февраля 2018 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Бушманова А.П.,

судей коллегии Аксаментовой Т.Г., Костыревой Е.Л.,

при секретаре Капустиной Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Юхимука Александра Владимировича на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 28 ноября 2017 года.

Заслушав дело по докладу судьи Бушманова А.П., выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Юхимук А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Амурской области, Управлению Росреестра по Амурской области о признании решения незаконным, возложении обязанности осуществить кадастровый учет.

В обоснование заявленных требований указал следующие обстоятельства:

29 декабря 2016 года он обратился с заявлением (вх. №) о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости - сооружении, расположенном <адрес>, в соответствии с прилагаемыми документами.

В дальнейшем им было подано заявление (вх. №) о предоставлении дополнительных документов на кадастровый учет к ранее поданной заявке (№) для совместного рассмотрения.

Перед подачей заявления с приложенным к нему необходимым пакетом документом, им была получена консультация у специалиста ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», из которой следовало, что все документы соответствуют предъявляемым к ним требованиям, и по данному пакету будет осуществлена постановка на кадастровый учёт при подаче заявления до 01.01.2017. В вышеуказанном заявлении он просил осуществить постановку па кадастровый учёт инженерных сетей, предоставить кадастровый паспорт на бумажном носителе.

Решением филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области об отказе в осуществлении кадастрового учёта инженерных сетей, оформленного письмом от 26 сентября 2017 года, отказано во внесении ранее учтённого объекта недвижимости в кадастр недвижимости.

Полагая указанное решение незаконным, административный истец просит суд:

- признать незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области об отказе в осуществлении кадастрового учёта инженерных сетей, оформленное письмом от 26.09.2017 года;

- возложить на филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области обязанность осуществить государственный кадастровый учёт инженерных сетей, расположенных по <адрес> на основании заявления от 29 декабря 2016 года, дополнений к нему и представленных документов.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Амурской области - Шуранова Ю.В. возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что с 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), в соответствии с которым полномочия по государственному кадастровому учету переданы территориальным органам Росреестра по субъектам Российской Федерации. В этой связи, с 01.01.2017 функции по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости (в том числе по принятию решений о приостановлении и отказе в осуществлении кадастрового учета) на территории Амурской области осуществляются государственными регистраторами Управления и не могут быть переданы подведомственному Управлению Росреестра учреждению - ФГБУ «ФКП Росреестра». Соответственно, с 01.01.2017 филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области не осуществляет государственный кадастровый учет объектов недвижимости. Учитывая, что государственный кадастровый учет на основании заявлений и необходимых для этого документов, поступивших в территориальные органы Росреестра и филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра» до 01.01.2017, должен осуществляться по правилам, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета были приняты в соответствии с нормами вышеуказанного закона. Полагает, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку с 01.01.2017 не имеет полномочий на осуществление кадастрового учета, и решение по заявлению Юхимук А.В. было приято государственным регистратором, а не ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Амурской области. Просит отказать в удовлетворении требований.

В судебном заседании представитель административного соответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области - Пономаренко Т.М. возражала относительно удовлетворения требований административного истца.

Решением Благовещенского городского суда от 28 ноября 2017 года Юхимуку А.В. отказано в удовлетворении его административного искового заявления.

В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене решения суда в связи с существенным нарушением судом норм материального и процессуального права. Оспаривает выводы суда о применении к данным правоотношениям норм материального права, вступивших в законную силу в 2017 году. Судом не принято во внимание письмо Министерства экономического развития РФ от 22 декабря 2016 г. N 39682-ВА/Д23и, согласного которого государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав, а также предоставление сведений ЕГРП и ГКН на основании заявлений (запросов) и необходимых для этого документов, поступивших в территориальные органы Росреестра и филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра» до 1 января 2017 г., должны осуществляться по правилам, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в частности, в отношении требований к представляемым для предоставления государственной услуги документам, оснований для приостановления (отказа) в государственной регистрации прав и.т.п. Не соглашается с выводами суда о том, что оспариваемое решение носит лишь разъяснительный характер и не может быть обжаловано. Ссылается на то, что его обращение по существу рассмотрено не было. Считает, что отказ кадастровой палаты осуществить постановку на кадастровый учет и передача материалов в Управление Росреестра нарушают его права. В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения. В дополнении к апелляционной жалобе административный истец указывает на то, что в судебном заседании он дополнительно указывал о том, что не согласен не только с письмом кадастровой палаты, но и с их действиями (бездействием), выразившихся в отказе принимать положительное решение по его заявлению и осуществить постановку объекта на кадастровый учет.

Представитель Управления Росреестра по Амурской области – Топорова Т.С. ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствие, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области – Шуранова Ю.В. возражала относительно удовлетворения доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 150, части 6 статьи 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 29.12.2016 Юхимук А.В. обратился с заявлением (вх. №) о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости - сооружении, расположенном по <адрес>, в соответствии с прилагаемыми документами. В этот же день (29.12.2016 года) Юхимук А.В. было подано заявление (вх. ) о предоставлении дополнительных документов на кадастровый учет к ранее поданной заявке (№) для совместного рассмотрения.

14 сентября 2017 года в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области от Юхимук А.В. поступило заявление, в котором он указал, что до настоящего времени ответ на заявление вх. № и дополнение к нему вх. №, им не получено. В МФЦ ему не предоставили сведений о статусе его заявления.

26 сентября 2017 года за исх. № исх- филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области в адрес Юхимук А.В. направило ответ на заявление, согласно которому с 1 января 2017 года ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области в лице его филиала с 01.01.2017 года не является органом регистрации прав, а, следовательно, у филиала отсутствуют полномочия по осуществлению кадастрового учета. Разъяснено, что по результатам рассмотрения заявления вх. № специалистом Управления Росреестра по Амурской области принято решение об отказе во внесении ранее учтённого объекта недвижимости в кадастр недвижимости от 18 января 2017 года.

Полагая указанное решение, выраженное ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Амурской области в письме от 26.09.2017 года об отказе в осуществлении кадастрового учёта инженерных сетей незаконным, административный истец обратился с иском в суд.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действовавшей до 01 января 2017 года, полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе были осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. Так, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области обладал полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с абзацем вторым статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. и доп. вступили в силу с 01.09.2016) в случае представления запроса через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) срок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого запроса в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

Из абзаца пятого пункта второго статьи 7 приведенного выше Закона следует, что порядок передачи многофункциональным центром принятых им запросов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и порядок передачи органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, подготовленных им документов в многофункциональный центр определяются заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. При этом сроки передачи многофункциональным центром принятых им запросов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и сроки передачи органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, подготовленных им документов в многофункциональный центр не должны превышать два рабочих дня.

Из материалов дела следует, что 29.12.2016 Юхимук А.В. обратился с заявлением (вх. №) о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости - сооружении, расположенном по <адрес>, в соответствии с прилагаемыми документами. В этот же день Юхимук А.В. было подано заявление (вх. №) о предоставлении дополнительных документов на кадастровый учет к ранее поданной заявке (№) для совместного рассмотрения.

С 01.01.2017 вступили в силу положения Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В этой связи, с 01.01.2017 г. функции по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости (в том числе по принятию решений о приостановлении и отказе в осуществлении кадастрового учета) на территории Амурской области осуществляются государственными регистраторами Управления и не могут быть переданы подведомственному Росреестра учреждению - ФГБУ «ФКП Росреестра».

Соответственно, с 01.01.2017 филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области не осуществляет государственный кадастровый учет объектов недвижимости.

Согласно статье 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В соответствии с частью 5 статьи 72 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав, а также предоставление сведений ЕГРП и ГКН, на основании заявлений (запросов) и необходимых для этого документов, поступивших в территориальные органы Росреестра и филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра» до 1 января 2017 г., должны осуществляться по правилам, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в частности, в отношении требований к представляемым для предоставления государственной услуги документам, оснований для приостановления (отказа) в государственной регистрации прав и т.п.

Согласно порядку, предусмотренному в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии между ГАУ «МФЦ по Амурской области» и Управлением Росреестра по Амурской области заявление, поданное Юхимук А.В. 29.12.2016 года (вх. №) и дополнительные документы, представленные к ранее поданной заявке 29.12.2016 года (№28-0-1-87/3301/2016-6006) в электронном виде отправлены ГАУ «МФЦ по Амурской области», посредством автоматизированной системы и приняты исполнителем услуги – филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области 29.12.2016 года в 12 час. 08 мин.

30.12.2016 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области заявление Юхимук А.В. на бумажном носителе и приложения на электронном (диск) было принято, но передано Управлению Росреестра по Амурской области.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, учитывая, что заявление Юхимук А.В. было подано 29.12.2016 года и получено ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области в этот же день, судебная коллегия полагает, что ФГБУ «ФКП Росреестра», обладая на момент возникновения правоотношений полномочиями в сфере кадастрового учета объектов недвижимости на территории Амурской области, должна была принять заявление Юхимука А.В. и принять соответствующее решение. В этой связи доводы апелляционной жалобы в этой части заслуживают внимания.

Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что ответ филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области, выраженный в письме от 26.09.2017 года, не является решением, принятым по результатам рассмотрения заявления Юхимук А.В. (вх. №) и дополнений к нему (№). Такое решение вынесено ведущим специалистом - экспертом Управления Росреестра по Амурской области 18 января 2017 года № 28/17-614, которое не является предметом рассмотрения в рамках настоящего административного дела.

Вопреки доводам, изложенным в дополнениях к апелляционной жалобе, требований об оспаривании действий (бездействий) филиала ФГБУ «ФКП Росреестра», выразившихся в перенаправлении заявления в Управление Росреестра по Амурской области, административный истец не заявлял.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным согласиться с решением суда первой инстанции, отклонившим как безосновательные требования административного иска. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, в ходе рассмотрения дела судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 28 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца – Юхимука Александра Владимировича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи коллегии