ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-840/2022 от 15.03.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

28RS0023-01-2021-002308-66 Судья первой инстанции

Дело №33АПа-840/2022 Мишкилеева Е.А.

Докладчик Костырева Е.Л.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 марта 2022 года г.Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе

председательствующего Костыревой Е.Л.,

судей коллегии Бушманова А.П., Диких Е.С.,

при секретаре Барановой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика ФИО1 на решение Тындинского районного суда Амурской области от 14 сентября 2021 года.

Заслушав дело по докладу судьи Костыревой Е.Л., выступление представителя административного истца МИФНС России №7 по Амурской области ФИО2, судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция ФНС России №7 по Амурской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1, просилА взыскать с ФИО1 задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в сумме 7 138,69 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в сумме 27,31 рублей; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 1 января 2017 года, в сумме 17 213,86 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 1 января 2017 года, в сумме 65,84 рублей, на общую сумму 24 445,70 рублей.

Решением Тындинского районного суда Амурской области от 14 сентября 2021 года требования Межрайонной инспекции ФНС России №7 по Амурской области удовлетворены.

В апелляционной жалобе административный ответчик ФИО1 просит решение суда отменить, указывает на фальсификацию налоговым органом исходных данных в части сроков, на то, что требования об уплате страховых взносов заявлены после истечения сроков на подачу иска. Считает, что требование №30102 от 18 декабря 2020 года повторное и направлено на искусственное увеличение сроков для применения мер принудительного взыскания, поэтому не может служить основанием для принудительного взыскания страховых взносов, а также исчисления шестимесячного срока на подачу заявлений в суд. В требовании на указано, за какой период оно выставлено, в связи с чем невозможно проверить соблюдение трехмесячного срока, предусмотренного п.1 ст.70 НК РФ. 11 января 2019 года она обращалась в налоговый орган с заявлением о снятии ее с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД с 16 августа 2018 года, поэтому начисление страховых взносов с 16 августа 2018 года неправомерно.

В возражениях на апелляционную жалобу МИФНС России №7 по Амурской области указывает, что доводы апелляционной жалобы административного ответчика необоснованны и удовлетворению не подлежат.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца МИФНС №7 по Амурской области ФИО2 возражала по доводам апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

ФИО1 в судебное заседание не явилась; о месте, дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 2 статьи 289 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Изучив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участника процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

С 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции ФИО1 с 8 июня 2015 года по 5 ноября 2020 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, следовательно, в указанный период являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

ФИО1 начислены:

страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в сумме 7 138,69 рублей, срок уплаты 20 ноября 2020 года;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 1 января 2017 года, в сумме 17 213,86 рублей, срок уплаты взноса 20 ноября 2020 года.

Поскольку обязанность по уплате страховых взносов ФИО1 своевременно не исполнена, в соответствии с положениями частей 1-3 ст.75 НК РФ на имеющуюся задолженность начислены пени согласно представленному расчету за период с 21 ноября 2020 года по 17 декабря 2020 года:

пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в сумме 27,31 рублей;

пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 1 января 2017 года, в сумме 65,84 рублей.

В соответствии с положениями ст.69 НК РФ Межрайонной ИФНС России №7 Амурской области ФИО1 было сформировано требование об уплате взносов и пени и предложено произвести оплату страховых взносов, пени №30102 от 18 декабря 2020 года со сроком уплаты до 19 января 2021 года, которое направлено налогоплательщику заказным письмом и вручено адресату 8 января 2021 года.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями налогового законодательства, исходил из того, что административным истцом правомерно исчислен налог и пени, оснований сомневаться в представленном расчете взыскиваемых сумм не имеется; порядок и процедура направления уведомления об уплате налогов и соответствующих требований налоговым органом соблюдены, расчет налога соответствует закону, задолженность по налогу не погашена.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года №381-О-П).

На основании п.5 ст.432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

ФИО1 снята с учета 5 ноября 2020 года, не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе страховые взносы не уплатила, в связи с чем налоговым органом в трехмесячный срок, предусмотренный п.1 ст.70 НК РФ, сформировано требование №30102 от 18 декабря 2020 года, из которого следует, что страховые взносы и пени начислены за 2020 год, срок уплаты по страховым взносам 20 ноября 2020 года, требование подлежит исполнению в срок до 19 января 2021 года.

При этом по смыслу норм Налогового Кодекса РФ смена режима налогообложения не освобождает плательщика страховых взносов от их уплаты.

В силу абз.1 п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абз.4 п.1 ст.48 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа) заявление о взыскании налога подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В силу п.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Поскольку сумма задолженности ФИО1 по требованию №30102 от 18 декабря 2020 года об уплате страховых взносов и пеней, учитываемых налоговым органом при расчете общей суммы пеней, подлежащих взысканию с физического лица, превышает 10000 рублей, шестимесячный срок на обращение в суд необходимо исчислять со дня истечения срока исполнения требования, то есть с 20 января 2021 года.

В порядке приказного производства налоговый орган обратился к мировому судье 13 апреля 2021 года, то есть в установленный срок.

Исковое заявление в связи с отменой 16 июня 2021 года судебного приказа подано инспекцией в суд 17 августа 2021 года также с соблюдением срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о повторности требования №30102 от 18 декабря 2020 года и искусственном увеличении сроков для применения мер принудительного взыскания являются необоснованными и были предметом судебного разбирательства.

Другие доводы апелляционной жалобы сводятся к позиции, занятой административным ответчиком в ходе рассмотрения дела, также являлись предметом судебного разбирательства, направлены на иную оценку установленных обстоятельств по делу, в связи с чем не принимаются судебной коллегией во внимание.

Приобщенные судом апелляционной инстанции документы, приложенные ФИО1 к апелляционной жалобе (заявление о снятии с учета, требования и квитанции), не ставят под сомнение правильность выводов суда первой инстанции, в связи с чем основанием для отмены решения не являются.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих за собой отмену судебного акта, судом не допущено, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тындинского районного суда Амурской области от 14 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика ФИО1 – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, <...>) через суд первой инстанции, то есть через Тындинский районный суд Амурской области.

Председательствующий

Судьи коллегии

28RS0023-01-2021-002308-66 Судья первой инстанции

Дело №33АПа-840/2022 ФИО3

Докладчик Костырева Е.Л.