Дело № 33АПа-865/2018 Судья первой инстанции
Докладчик Бушманов А.П. Астафьева Т.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 марта 2018 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Бушманова А.П.,
судей коллегии Алимского А.Н., Ковалевой Ю.В.,
при секретаре Федчун Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 05 декабря 2017 года.
Заслушав дело по докладу судьи Бушманова А.П., выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Амурской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Амурской области о признании решения незаконным, возложении обязанности осуществить кадастровый учет.
В обоснование заявленных требований указал следующие обстоятельства:
29 декабря 2016 года он обратился с заявлением (вх. №28-0-1-87/3301/2016-6006) о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости - сооружении, расположенном по адресу: <адрес> в соответствии с прилагаемыми документами.
В дальнейшем им было подано заявление (вх. №28-0-1-87/3301/2016-6012) о предоставлении дополнительных документов на кадастровый учет к ранее поданной заявке (№28-0-1-87/3301/2016-6006) для совместного рассмотрения.
При ознакомлении в Благовещенском городском суде с материалами административного дела № 2а-10023/2017, ему стало известно, что 18 января 2017 года Управлением Росреестра по Амурской области вынесено решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета инженерных сетей.
Полагает, что данное решение противоречит действующему законодательству и нарушает его права. Мотивируя свой отказ, административный ответчик ссылается на нормы, обязывающие нотариально удостоверять договоры купли-продажи жилых помещений и иных строений, вместе с тем, под действие данных норм не попадают сооружения, к которым относятся инженерные сети (водопровод и КНС). Более того, несмотря на то, что заявление о постановке на кадастровый учёт подано 29.12.2016 года (то есть правоотношения между административным истцом и административным ответчиком возникли до введения в действие Федерального закона № 218-ФЗ), орган отказывает, ссылаясь на нормы регистрации права собственности, хотя в заявлении не было указано осуществить регистрацию права собственности, целью обращения было осуществление кадастрового учёта по действующему на момент обращения законодательству, положения которого вступили в силу только в 2017 году.
Административный истец, просит суд:
- признать незаконным решение Управления Росреестра по Амурской области от 18 января 2017 года об отказе в осуществлении кадастрового учёта инженерных сетей, возложить обязанность осуществить государственный кадастровый учёт инженерных сетей, расположенных по адресу: <адрес> на основании заявления от 29 декабря 2016 года, дополнений к нему и представленных документов.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Росреестра по Амурской области - ФИО2 с административными исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что 18.01.2017 Управлением было принято решение об отказе во внесении ранее учтенного объекта недвижимости в кадастр недвижимости, в связи с тем, что в предоставленном договоре купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует отметка о регистрации, что не соответствует требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания. Оспариваемое решение принято в соответствии с законодательством, действовавшим на момент поступления заявления ФИО1, то есть в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Поскольку с 01.01.2017 в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» полномочия по государственному учету переданы территориальным органам Росреестра по субъектам Российской Федерации, 18.01.2017 года решение об отказе в осуществлении кадастрового учета инженерных сетей было принято специалистом Управления Росреестра по Амурской области. Заявление рассмотрено в установленный законом срок. Также указала, что в заявлениях об осуществлении государственного кадастрового учета ФИО1 было указано место получения документов, принятых по результатам рассмотрения поданных им заявлений - МАУ г. Благовещенска «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». Вместе с тем, из содержания письма директора МФЦ от 24.11.2017 №2787 следует, что за результатом государственной услуги в виде решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости от 18.01.2017 №28/17-614, ФИО1 впервые обратился в МФЦ 16.10.2017. Считает, что административным истцом, который злоупотребил своим правом, пропущен срок на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения от 18.01.2017 года, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра по Амурской области» - ФИО3 с административными исковыми требованиями также не согласилась. Поскольку инженерные сети, являющиеся предметом договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, относятся к объектам недвижимого имущества, а объекты недвижимого имущества подлежат регистрации, следовательно, для того, чтобы возникло право собственности на объект недвижимости, необходимо было должным образом зарегистрировать договор, что сделано не было. Поскольку с 01.01.2017 ФГБУ «ФКП Росреестра по Амурской области» не имеет полномочий на осуществление кадастрового учета, решение по заявлению ФИО1 было принято Государственным регистратором Управления Росреестра по Амурской области. Также полагает, что ФИО1 пропущен срок на обращение в суд с административным иском. Считает, что органом регистрации прав были соблюдены сроки и порядок рассмотрения заявления ФИО1 об осуществлении кадастрового учета, принято законное и обоснованное решение. Просила в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать в полном объеме.
Решением Благовещенского городского суда от 05 декабря 2017 года ФИО1 отказано в удовлетворении его административного искового заявления.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене решения суда в связи с существенным нарушением судом норм материального и процессуального права. Оспаривает выводы суда о пропуске им срока на обращение в суд. Считает, что наличие записи о поступлении решения Управления Росреестра по Амурской области 20.01.2017 не доказывает отсутствие устных обращений заявителя за указанным ответом, как и не подтверждает то, что заявителю сообщали достоверные сведения о статусе и местонахождении ответа. Вышеуказанные обстоятельства не доказывают, что заявитель мог и должен был знать о принятом решении. Считает, что при поступлении решения в МФЦ, последние обязаны были направить ответ в адрес заявителя, обратное же свидетельствует об их недобросовестности и злоупотреблении правами. Не соглашается с выводами суда о применении к данным правоотношениям норм материального права, вступивших в законную силу в 2017 году. Судом не принято во внимание письмо Министерства экономического развития РФ от 22 декабря 2016 г. N 39682-ВА/Д23и, согласного которого государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав, а также предоставление сведений ЕГРП и ГКН на основании заявлений (запросов) и необходимых для этого документов, поступивших в территориальные органы Росреестра и филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра» до 1 января 2017 г., должны осуществляться по правилам, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в частности, в отношении требований к представляемым для предоставления государственной услуги документам, оснований для приостановления (отказа) в государственной регистрации прав и.т.п. Приводит доводы о том, что решение, по результатам его заявления, должны быть направлены в его адрес. Полагает, что выводы суда о том, что применение положений о регистрации строений к сооружениям (инженерным сетям) не противоречит действующему на момент заключения договора купли-продажи законодательству, не подкреплен ссылками на нормы права. В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения. В дополнениях к апелляционной жалобе административный истец приводит доводы о том, что материалы дела не содержат доказательств получения им отказа ранее 20.11.2017, в этой связи с этой даты должен исчисляться трехмесячный срок для обжалования. Считает, что наличие соглашения между МФЦ и государственным органом не должно влиять на его права. Настаивает на том, что у ответчика имелась объективная возможность осуществить кадастровый учет до введения в действие Федерального Закона «О государственной регистрации недвижимости».
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика Управления Росреестра по Амурской области – ФИО2 и представитель ФГБУ «ФКП Росреестра по Амурской области ФИО3 возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 150, части 6 статьи 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.
29 декабря 2016 года ФИО1 обратился с заявлением (вх. №28-0-1-87/3301/2016-6006) о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости - сооружении, расположенном по адресу: <адрес> в соответствии с прилагаемыми документами.
В дальнейшем им было подано заявление (вх. №28-0-1-87/3301/2016-6012) о предоставлении дополнительных документов на кадастровый учет к ранее поданной заявке (№28-0-1-87/3301/2016-6006) для совместного рассмотрения.
При ознакомлении в Благовещенском городском суде с материалами административного дела № 2а-10023/2017, ему стало известно, что 18 января 2017 года Управлением Росреестра по Амурской области вынесено решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета инженерных сетей.
Полагая указанное решение об отказе в осуществлении кадастрового учёта инженерных сетей незаконным, административный истец обратился с иском в суд.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного искового заявления ФИО1 Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и подлежащему применению материальному закону.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действовавшей до 01 января 2017 года, полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе были осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. Так, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области обладал полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с абзацем вторым статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. и доп. вступили в силу с 01.09.2016) в случае представления запроса через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) срок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого запроса в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.
Из абзаца пятого пункта второго статьи 7 приведенного выше Закона следует, что порядок передачи многофункциональным центром принятых им запросов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и порядок передачи органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, подготовленных им документов в многофункциональный центр определяются заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. При этом сроки передачи многофункциональным центром принятых им запросов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и сроки передачи органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, подготовленных им документов в многофункциональный центр не должны превышать два рабочих дня.
Из материалов дела следует, что 29.12.2016 ФИО1 обратился с заявлением (вх. №28-0-1- 87/3301/2016-6006) о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости - сооружении, расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с прилагаемыми документами. В этот же день ФИО1 было подано заявление (вх. №28-0-1-87/3301/2016-6012) о предоставлении дополнительных документов на кадастровый учет к ранее поданной заявке (№28-0-1-87/3301/2016-6006) для совместного рассмотрения.
С 01.01.2017 вступили в силу положения Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В этой связи, с 01.01.2017 г. функции по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости (в том числе по принятию решений о приостановлении и отказе в осуществлении кадастрового учета) на территории Амурской области осуществляются государственными регистраторами Управления и не могут быть переданы подведомственному Росреестра учреждению - ФГБУ «ФКП Росреестра».
Соответственно, с 01.01.2017 филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области не осуществляет государственный кадастровый учет объектов недвижимости.
Согласно статье 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии с частью 5 статьи 72 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав, а также предоставление сведений ЕГРП и ГКН, на основании заявлений (запросов) и необходимых для этого документов, поступивших в территориальные органы Росреестра и филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра» до 1 января 2017 г., должны осуществляться по правилам, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в частности, в отношении требований к представляемым для предоставления государственной услуги документам, оснований для приостановления (отказа) в государственной регистрации прав и т.п.
Согласно порядку, предусмотренному в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии между ГАУ «МФЦ по Амурской области» и Управлением Росреестра по Амурской области заявление, поданное ФИО1 29.12.2016 года (вх. №28-0-1- 87/3301/2016-6006) и дополнительные документы, представленные к ранее поданной заявке 29.12.2016 года (№28-0-1-87/3301/2016-6006) в электронном виде отправлены ГАУ «МФЦ по Амурской области», посредством автоматизированной системы и приняты исполнителем услуги – филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области 29.12.2016 года в 12 час. 08 мин.
30.12.2016 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области заявление ФИО1 на бумажном носителе и приложения на электронном (диск) было принято, но передано Управлению Росреестра по Амурской области.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, учитывая, что заявление ФИО1 было подано 29.12.2016 года и получено ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области в этот же день, судебная коллегия полагает, что ФГБУ «ФКП Росреестра», обладая на момент возникновения правоотношений полномочиями в сфере кадастрового учета объектов недвижимости на территории Амурской области, должна была принять заявление ФИО1 и принять соответствующее решение.
Вместе с тем, поскольку решение по заявлению ФИО1 ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области принято не было, заявление было перенаправлено в Управление Росреестра по Амурской области, которое с 01.01.2017 наделено полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
18 января 2017 года ведущим специалистом-экспертом Управления Росреестра по Амурской области - Ф.И.О.1 принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании п. 1 ч. 17 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в связи с несоответствием представленных документов - договора купли-продажи инженерных сетей от ДД.ММ.ГГГГ - требованиям, установленным законодательством и действовавшим вместе издания документа на момент его издания, а именно в связи с отсутствие в договоре от ДД.ММ.ГГГГ отметки о государственной регистрации, со ссылкой на ст. 8 Федерального закона от 30.11.1994 года № 52-ФЗ «О введение в действие части первой гражданского кодекса РФ», согласно которой впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц и закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации юридических лиц и регистрации недвижимого имущества и сделок с ним; Инструкцию о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных, курортных поселках РСФСР, утверждённую Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР № 83 от 21.02.1968 года, согласно которой регистрации подлежат все строения, расположенные в городах, рабочих, дачных, курортных поселках РСФСР, независимо от того, в чьем ведении они находятся местных Советов, государственных учреждений и предприятий, кооперативах и других общественных организаций и граждан.
Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определено, что указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
В соответствие с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно п. 2 ч. 7 указанной нормы права в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости, межведомственного запроса о представлении сведений государственного кадастра недвижимости, заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган кадастрового учета, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в срок, установленный статьей 17 настоящего Федерального закона для постановки на учет объекта недвижимости, со дня получения органом кадастрового учета соответствующих документов обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункте 2 статьи 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета.
Несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания в силу п. 1 ч. 17 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" является одним из оснований для принятия органом кадастрового учета решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Судом первой инстанции установлено, что договор купли-продажи инженерных сетей (водопровода и канализации), расположенных в <адрес>, был заключен между АО «Амурэнерго» и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ то есть после введения в действие части первой Гражданского Кодекса РФ.
В соответствие со ст. 130 ГК РФ (действовавшей на момент заключения договора купли-продажи) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (ч. 1 ст. 131 ГК РФ).
Статья 223 ГК РФ было также определено, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки (ст. 14 Федерального закона N 122-ФЗ).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" до введения в действие Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
При этом до 1 января 1999 года государственную регистрацию прав на недвижимость осуществляли органы технической инвентаризации, что следует из § 1 Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 февраля 1968 г. N 83.
Проанализировав приведенные нормы и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции признал оспариваемое решение законным, поскольку в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ отметки бюро технической инвентаризации о регистрации сооружения, которая бы свидетельствовала о соблюдении процедуры перехода права собственности на объект недвижимости, не имеется.
Доводы в дополнениях к апелляционной жалобе о том, что применение норм обязывающих регистрировать сделки с жилыми домами и иными строениями к сооружениям недопустимо, основаны на ошибочном толковании норм материального права, действовавшим на день возникновения правоотношений сторон.
Пунктом 2 Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 февраля 1968 N 83, предусматривалось, что регистрации подлежали все строения, расположенные в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, независимо от того, в чьем ведении они находятся.
Согласно пункту 8 вышеуказанной Инструкции к числу видов основных документов, устанавливающих право собственности на строения, были отнесены нотариально удостоверенные договоры купли-продажи строений либо регистрационные удостоверения коммунальных органов.
При этом на основании документов, подтверждающих право собственности на строение, бюро технической инвентаризации по регистрации строений составляли письменное заключение о принадлежности строения на праве собственности, которые со всеми документами и проектом решения представлялись на рассмотрение соответствующего исполкома рай (гор) совета трудящихся, после чего производилась первичная регистрация строения (п. 13 Инструкции). Данные о праве собственности на строения на основании решений исполкомов рай (гор) советов депутатов трудящихся вносились бюро технической инвентаризации в реестровые книги строений данного населенного пункта, а также в инвентаризационные карточки в соответствии с теми пунктами и графами, которые в них предусмотрены.
Пунктом 17 Инструкции предусматривалось, что после регистрации прав собственности в реестровых книгах бюро технической инвентаризации на правоустанавливающих документах собственников строений (кроме регистрационного удостоверения) выполнялись соответствующие регистрационные надписи.
Учитывая вышеприведенные нормы права, для договоров купли-продажи недвижимого имущества законодательством, действовавшим на день возникновения правоотношений сторон, была предусмотрена не только обязательная регистрация, но и особый порядок оформления правоустанавливающих документов.
Кроме того, применение указанных законоположений по отношению к сооружениям (инженерным сетям), которые также являются объектом недвижимости, при отсутствии иного законодательно закрепленного порядка регистрации сооружений, не противоречит действовавшему на момент возникновения спорных правоотношений (заключения договора купли продажи инженерных сетей) законодательству. Хотелось бы отметить, что ранее в законодательстве РСФСР, термин «строение» использовался как общее понятие зданий и сооружений. Вместе с тем, именно инженерные сети делают из сооружения строение, пригодное для эксплуатации.
Учитывая изложенное, у административного ответчика имелись правовые основания для принятия органом кадастрового учета решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Доводы ФИО1 о несоблюдении срока рассмотрения заявления были предметом исследования суда первой инстанции, которым дана правовая оценка.
Согласно порядку, предусмотренному в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии между ГАУ «МФЦ по Амурской области» и Управлением Росреестра по Амурской области заявление, поданное ФИО1 29.12.2016 года (вх. №28-0-1- 87/3301/2016-6006) и дополнительные документы, представленные к ранее поданной заявке 29.12.2016 года (№28-0-1-87/3301/2016-6006) в электронном виде отправлены ГАУ «МФЦ по Амурской области», посредством автоматизированной системы и приняты исполнителем услуги – филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области 29.12.2016 года в 12 час. 08 мин.
30.12.2016 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области заявление ФИО1 на бумажном носителе и приложения на электронном (диск) переданы Управлению Росреестра по Амурской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции действовавшей на момент поступления заявления ФИО1) если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, за исключением сведений, предусмотренных пунктом 14.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение принято должностным лицом Управления Росреестра по Амурской области 18.01.2017, то есть в установленный ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» срок, учитывая, что 31 декабря 2016 года, а также 1-8 января, 14-15 января 2017 являлись праздничными и выходными днями. Согласно скриншоту программного продукта АИС ГКН, оспариваемое решение направлено в электронном варианте и получено МФЦ (ПК ПВД) также 18.01.2017 года.
Рассматривая заявление административного ответчика о пропуске истцом срока на обращение с иском, суд пришел к выводу о пропуске ФИО1 трехмесячного срока для подачи иска, предусмотренного согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ. Суд исследовал причины, по которым истцом пропущен установленный законодательством срок и установил, что доказательств, свидетельствующих о невозможности по уважительным причинам получить оспариваемое решение в период с 20.01.2017 года и обжаловать его в установленный законом срок, ФИО1 не представлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что о принятом решении от 18.01.2018 и нарушении своих прав ФИО1 мог и должен был узнать 20.01.2017 года.
Доводы о том, что при поступлении решения в МФЦ, последние обязаны были направить ответ в адрес заявителя, не могут быть приняты во внимание, поскольку при обращении 29.12.2016 с заявлениями о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости через МАУ г. Благовещенска «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», ФИО1 было указано место получения документов, принятых по результатам рассмотрения поданных им заявлений - МАУ г. Благовещенска «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», расположенного <адрес>. Согласно отметке специалиста МФЦ на заявлении, приложенном к административному исковому заявлению, дата получения результата услуги - 20.01.2017 года. Между тем, согласно письму директора МФЦ от 24.11.2017 №2787, за результатом государственной услуги в виде решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от 18.01.2017 №28/17-614, ФИО1 впервые обратился в МФЦ только 16.10.2017 года.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, сводятся, по сути, к иной правовой оценке собранных по делу доказательств и к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 05 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца – ФИО1 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи коллегии