УИД28RS0008-01-2019-002051-48 Судья первой инстанции
Дело №33АПа-868/2020 Плешков А.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
5 марта 2020 года г.Благовещенск
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Костыревой Е.Л.
судей коллегии Бушманова А.П., Михайленко В.Г.,
при секретаре Китаеве И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Максимовича С.Е. к администрации города Зеи о признании незаконным бездействия,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации г.Зеи Лазутиной Ю.С. на решение Зейского районного суда Амурской области от 26 декабря 2019 года,
которым требования Максимовича С.Е. удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие администрации города Зеи по непринятию мер к устранению нарушений по содержанию автомобильной дороги на перекрестке ул.Ленина – пер.Серова в городе Зея Амурской области в период с 22 ноября 2019 года по 3 декабря 2019 года в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Заслушав дело по докладу судьи Костыревой Е.Л., выступление административного истца Максимовича С.Е. и его представителя Духовникова В.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Максимович С.Е. обратился в Зейский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением, в обоснование своих требований указал, что 22 ноября 2019 года он обратился в администрацию г.Зея по факту отсутствия деятельности по уборке снега на дорогах г.Зея, в том числе о наличии гололеда на перекрестке ул.Ленина - пер.Серова. При этом установленные нормативные сроки по ликвидации гололеда прошли. 25 ноября 2019 года Максимович С.Е. повторно обратился в администрацию г.Зея с заявлением, в котором сообщил о неудовлетворительном состоянии автомобильной дороги в г.Зея на перекрестке ул.Ленина - пер.Серова, представил фото под №6 перекрестка, на котором видно, что на проезжей части своевременно не убран снег и образовался гололед. 1 декабря 2019 года прошел совсем небольшой снег. 2 декабря 2019 года на указанном перекрестке из-за гололеда стало невозможно передвигаться на автомобиле. При этом не установлены предупреждающие знаки, отсутствуют знаки ограничения скорости, что в совокупности создает серьезные предпосылки для ДТП. Бездействие ответственных лиц по приведению указанного участка дороги в состояние, удовлетворяющее требованиям безопасности дорожного движения, подтверждают фотографии. На фотографиях, сделанных 2 декабря 2019 года, отчетливо видно, что на перекрестке ул.Ленина - пер.Серова гололед не устранен. Неудовлетворительное состояние дороги в г.Зея не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017. Максимович С.Е. имеет в собственности автомобиль и является водителем. Указанные недостатки в содержании указанного участка дороги (гололед) нарушает его право на движение по дорогам, соответствующим требованиям безопасности дорожного движения согласно ГОСТ Р 50597-2017.
Просил признать незаконным бездействие администрации города Зеи по непринятию мер к устранению нарушений по содержанию автомобильной дороги по ул.Ленина - пер.Серова в городе Зея в период с 22 ноября 2019 года по 3 декабря 2019 года в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», обязать администрацию города Зея принять меры по приведению дороги по ул.Ленина - пер.Серова в городе Зея в состояние, удовлетворяющее требованиям безопасности.
В суде первой инстанции административный истец Максимович С.Е. и его представитель Духовников В.Н. на удовлетворении исковых требований настаивали по доводам, изложенным в административном иске.
В письменном отзыве представитель административного ответчика Лазутина Ю.С. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме.
26 декабря 2019 года Зейским районным судом Амурской области принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации г.Зеи Лазутина Ю.С. выражает несогласие с решением суда, считает выводы суда не соответствующими обстоятельствам дела, ссылается на отсутствие нарушения прав административного истца. Указывает, что факт несоответствия проезжей части дороги на перекрестке ул.Ленина – пер.Серова в г.Зея Амурской области в период с 22 ноября 2019 года по 3 декабря 2019 года не был удостоверен актом контрольного осмотра либо обследования дорог. Полагает, что судом при отсутствии допустимых и достоверных доказательств незаконно установлен факт бездействия администрации города Зеи с 22 ноября по 3 декабря 2019 года. Указывает на отсутствие оценки допустимости фотоматериалов, предоставленных административным истцом, с учетом того, что контролирующими органами – ОГИБДД МО МВД России «Зейский» нарушений установлено не было. Нормы, устанавливающие обязанность принимать работы согласно перечню работ, подтверждать их соответствие ГОСТу Р 50597-2017, судом не указаны. Также судом не были истребованы и не исследовались ответы на обращения административного истца от 21 и 25 ноября 2019 года. Просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Возражения на апелляционную жалобу не поступали.
В суде апелляционной инстанции административный истец Максимович С.Е. и его представитель Духовников В.Н. возражали против удовлетворения доводов жалобы, поскольку решение суда является законным и обоснованным.
Представители администрации г.Зеи, МБУ Единая служба по благоустройству города Зеи, МО МВД России «Зейский», а также специалисты Толмачев М.В. и Булат С.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили. Руководствуясь ст.307, 226 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав административного истца и его представителя, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслуживают внимания, а решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Пунктом 4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), п.5 ч.1 ст.14 Устава города Зеи к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года №1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный и введенный в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года №1245-ст, которым определены требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Как следует из материалов дела, перечень дорог общего пользования города Зеи утвержден постановлением города Зеи №252 от 24 февраля 2011 года (в редакции постановления №17 от 15 января 2018 года). Автомобильная дорога ул.Ленина - пер.Серова в г.Зея находится в пределах городского округа и является дорогой местного значения общего пользования.
В целях реализации полномочий по дорожной деятельности управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Зеи утверждено муниципальное задание №1 на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов (приказом №8-од от 25 декабря 2018 года), в соответствии с которым МБУ «Единая служба по благоустройству города Зеи» приняло на себя обязанности по организации капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе (раздел 4).
22 ноября 2019 года Максимович С.Е. обратился в администрацию г.Зея с жалобой на отсутствия деятельности по уборке снега на дорогах в городе, о наличии гололеда на перекрестке ул.Ленина – пер.Серова, приложил к жалобе фотоматериалы.
25 ноября 2019 года Максимович С.Е. обратился к администрации города Зеи с требованием о принятии мер по приведению дорог в состояние, удовлетворяющее требованиям ГОСТ Р 50597-2017, в том числе перекрестка по ул.Ленина – пер.Серова, с приложением фотоматериала.
В материалы дела представлены приказы «О привлечении к сверхурочной работе» по очистке дорог от снега - «Об организации работы в выходной день»: 17 ноября 2019 года с 08.00 часов до 17.00 часов (Приказ №106-ах от 15 ноября 2019 года), 23 ноября 2019 года с 04.00 часов до 16.00 часов (Приказ №108-ах от 22 ноября 2019 года).
Также представлены перечни выполненных работ подразделением дорожной службы МБУ ЕСпБ г.Зеи от 22, 26, 27, 29 ноября 2019 года, 3 декабря 2019 года, согласно которым дорожные работы велись в том числе на ул.Ленина - пер.Серова (посыпка щебнем 22, 26 и 29 ноября 2019 года, очистка дорожного полотна 27 ноября 2019 года, уборка дорожного полотна от снега 3 декабря 2019 года).
Удовлетворяя требования административного истца, суд указал, что не принимает во внимание вышеуказанные перечни выполненных работ, поскольку из данных актов не следует, что данные работы были приняты после их выполнения, а дорожное полотно после их принятия соответствовало требованиям ГОСТ Р 50597-2017. Более того, в ходе выполнения работ, указанных в представленных перечнях, имелись неоднократные обращения административного истца в администрацию г.Зея 21, 25 ноября 2019 года, которые остались без ответа.
Признавая незаконным бездействие администрации г.Зеи суд сослался также на то, что по заявлению Максимовича С.Е. от 4 декабря 2019 года инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД России «Зейский» 4 декабря 2019 года в 18 часов 50 минут был составлен акт №73 выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения на участке ул.Ленина - пер.Серова в г.Зея.
5 декабря 2019 года государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Зейский» вынесено предписание МБУ ЕСпБ города Зеи об устранении нарушений законодательства РФ о безопасности дорожного движения, а именно предложено провести работы по устранению снежно-ледяных отложений по центру проезжей части и обочин на улично-дорожной сети г.Зея по ул.Серова от ул.П.Осипенко до ул.Уткина, сроком исполнения – 12 часов с момента вручения предписания.
6 декабря 2019 года МБУ ЕСпБ города Зеи направило в адрес ОГИБДД МО МВД России «Зейский» сообщение об исполнении предписания от 5 декабря 2019 года по устранению нарушений п.8 ГОСТ Р 50597-2017, выявленных на улично-дорожной сети г.Зеи по ул.Серова от ул.П.Осипенко до ул.Уткина.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к выводу, что администрацией города Зеи в период с 22 ноября 2019 года по 3 декабря 2019 года без каких-либо объективных причин не предпринималось должных мер по содержанию дороги на перекрестке ул.Ленина – пер.Серова в г.Зея Амурской области в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», что нарушает права Максимовича С.Е., как жителя г.Зеи и участника дорожного движения.
Однако судебная коллегия не может согласиться с данными выводами, поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела, что в соответствии с пп.1, 3 ч.2 ст.310, п.2 ст.309 КАС РФ является основанием для отмены решения суда и принятия по делу нового решения.
Принимая по делу новое решение, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что по обращению административного истца инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД России «Зейский» 4 декабря 2019 года в 18 часов 50 минут был составлен акт №73 выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения на участке ул.Ленина - пер.Серова в г.Зея.
Однако материалы дела не содержат актов выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения на участке ул.Ленина - пер.Серова в г.Зея в период с 22 ноября по 3 декабря 2019 года, несмотря на то, что предметом спора по настоящему делу является бездействие администрации г.Зеи по непринятию мер к устранению нарушений по содержанию автомобильной дороги именно в указанный период.
Таким образом доказательств несоответствия спорного участка дороги требованиям ГОСТ Р 50597-2017 в период с 22 ноября по 3 декабря 2019 года в материалах дела не имеется.
Принимая во внимание представленные административным истцом фотоматериалы, которые ничем не подтверждены, суд необоснованно отверг представленные суду стороной ответчика изложенные выше доказательства плановой организации и производства на постоянной основе работ по уборке дорожного полотна от снега и посыпке щебнем на спорном участке в период с 17 ноября по 3 декабря 2019 года, а также перечень выполненных административным ответчиком работ в период с 12 ноября по 6 декабря 2019 года.
Судебная коллегия учитывает также, что отсутствие в деле ответов администрации г.Зеи на обращения административного истца в администрацию 21 и 25 ноября 2019 года не может влиять на выводы суда по настоящему делу, поскольку предметом спора является бездействие администрации г.Зеи по непринятию мер к устранению нарушений по содержанию автомобильной дороги в указанный период, а не бездействие, выразившееся в отсутствии ответов администрации на обращения административного истца от 22 и 25 ноября 2019 года.
Кроме того, основывая свои выводы в том числе на положениях ГОСТ Р 50597- 2017, суд не учел, что в деле отсутствуют сведения, имеющие значение для дела, а именно момент обнаружения зимней скользкости, который установлен пунктом 3.4 ГОСТ Р 50597- 2017, - это дата и время регистрации поступления информации об ее фактическом образовании, которые могут быть получены с дорожных метеостанций или из других источников, или о возможном ее образовании с дорожных метеостанций и организаций Росгидромета (четырехчасовой прогноз), уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность. Также суд не учел нормативные сроки устранения скользкости, установленные пунктом 8.1 ГОСТ Р 50597- 2017, которые отсчитываются с момента ее обнаружения.
Суд первой инстанции не учел и положение пункта 8.1 ГОСТ Р 50597- 2017 о том, что очередность работ по снегоочистке дорог и улиц определяется проектами содержания автомобильных дорог.
При этом представленным суду Регламентом содержания дорог на территории города Зеи в зимний период, утвержденным постановлением администрации города Зеи от 21 января 2010 года №47 (с изменениями утвержденными постановлением №385 от 11 апреля 2019 года), определены этапы и объемы содержания дорог в зимний период, а также очередность и порядок работ по зимнему содержанию транспортной инфраструктуры во время и после выпадения снежных осадков.
Работы по подсыпке противогололедных материалов на перекрестках в нижней части города, в том числе: ул.Ленина - пер.Серова, пешеходные переходы по улице им.Ленина (схема №10 (7); схема №20 (1); схема №24 (1)), отнесены ко второй очереди содержания транспортной инфраструктуры.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным обжалуемого бездействия администрации гЗея, а значит и не имелось оснований для возложения обязанности по принятию мер к устранению нарушений, в связи с чем в удовлетворении требований административного истца надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.307-311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
апелляционную жалобу представителя административного ответчика администрации г.Зеи Лазутиной Ю.С. удовлетворить.
Решение Зейского районного суда Амурской области от 26 декабря 2019 года отменить.
Принять новое решение: в удовлетворении административных исковых требований Максимовича С.Е. о признании незаконным бездействия администрации города Зея по непринятию мер к устранению нарушений по содержанию автомобильной дороги на перекрестке ул.Ленина – пер.Серова в городе Зея Амурской области в период с 22 ноября 2019 года по 3 декабря 2019 года в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», о возложении обязанности по принятию мер к устранению нарушений - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции, то есть через Зейский районный суд Амурской области.
Председательствующий
Судьи коллегии
УИД28RS0008-01-2019-002051-48 Судья первой инстанции
Дело №33АПа-868/2020 Плешков А.А.