ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-870/2022 от 12.04.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 апреля 2022 года город Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Диких Е.С.,

судей коллегии Воронина И.К., Хробуст Н.О.,

при секретаре Габриелян Л.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чернощековой Ольги Геннадьевны к администрации города Тынды о признании не действующими и не подлежащими применению с момента принятия постановления администрации города Тынды от 07 декабря 2012 года № 3706 «О Регламенте администрации города Тынды», постановления администрации города Тынды от 22 июля 2020 года № 1371 по апелляционной жалобе Чернощековой Ольги Геннадьевны на решение Тындинского районного суда Амурской области от 9 сентября 2021 года.

Заслушав дело по докладу судьи Диких Е.С., пояснения административного истца Чернощековой О.Г., ее представителя Железняковой В.В., представителя администрации города Тынды Панина А.В., прокурора отдела прокуратуры Амурской области Пряхиной И.О., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Чернощекова О.Г. обратилась в Тындинский районный суд Амурской области с настоящим административным исковым заявлением, указав, что постановлением администрации города Тынды от 7 декабря 2012 года № 3706 был утвержден Регламент администрации города Тынды (далее - Регламент), являющийся нормативным правовым актом, регулирующим вопросы организации работы и документационного обеспечения деятельности администрации города Тынды. Постановлением администрации города Тынды от 22 июля 2020 года № 1371 были внесены изменения в Регламент в части проведения правовой экспертизы уполномоченным лицом (органом) (ранее это был юридический отдел) и вступающим в силу со дня его подписания, распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие с 1 мая 2020 года. Регламент администрации города Тынды, утвержденный постановлением администрации города Тынды от 7 декабря 2012 года (в редакции от 22 июля 2020 года) в части главы IV «Подготовка, оформление и издание муниципальных правовых актов, иных актов администрации города Тынды» считает незаконным, несоответствующим Уставу города Тынды, Указу Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 года № 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб в государственных органах», Федеральному закону от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закону Амурской области от 30 июня 2008 года № 74-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области». Внесенные изменения в Регламент устанавливают, что проведение правовой экспертизы проектов правовых актов города Тынды может осуществлять любое лицо и отдел (сектор) администрации города Тынды, имеющий высшее юридическое образование. Из этого следует, что муниципальные служащие с высшим юридическим образованием в отделе жилищно-коммунального хозяйства и дорожной деятельности, секретарь в приёмной, специалист административной комиссии, руководитель сектора по труду, начальник отдела кадров и. т.п. могут проводить правовую экспертизу проектов правовых актов. Проведение правовый экспертизы проектов правовых актов другими отделами и секторами администрации города Тынды, а не юридической службой, является дублированием функций органа местного самоуправления, что относится к коррупционным факторам. С декабря 2020 года ей как начальнику юридического отдела прекратили выплачивать надбавку за проведение правовой экспертизы проектов правовых актов города Тынды, чем были нарушены ее трудовые права. В преамбуле Регламента указано, что настоящий Регламент является сводом правил, определяющих порядок и формы деятельности администрации города Тынды по реализации ее полномочий и взаимодействию с иными органами и должностными лицами местного самоуправления. Следовательно, Регламент является нормативным правовым актом. Согласно Конституции Российской Федерации в России как демократическом правовом государстве одной из основ конституционного строя и правовой системы является требование, согласно которому законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (статья 1; статья 15, часть 3; статья 16). Оспариваемые нормативные правовые акты не были опубликованы в установленном порядке, они подлежат признанию не действующими и не подлежащими применению с момента принятия. Частью 7 статьи 55 Устава города Тынды определено, что вопросы организации и документационного обеспечения деятельности администрации города Тынды, не урегулированные законодательством и настоящим Уставом, определяются Регламентом администрации города Тынды, утверждаемым правовым актом администрации города Тынды. Согласно части 6 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1 статьи 100 Устава города Тынды правовые акты в форме постановления администрации города Тынды издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Амурской области. Правовые акты администрации города Тынды по вопросам организации работы администрации города Тынды издаются в форме распоряжений. Пунктом 2.7. Положения «О муниципальных правовых актах города Тынды», принятого решением Тындинской городской Думы от 12 апреля 2012 года № 464, в соответствии со статьей 31 Устава города Тынды, установлено, что муниципальные правовые акты по организационным вопросам принимаются в форме распоряжений и не должны содержать предписаний, носящих нормативный характер. В связи с этим, Регламент должен быть утвержден в форме распоряжения как ненормативный акт. С учетом уточнений административных исковых требований, просила признать постановление администрации города Тынды от 7 декабря 2012 года № 3706 «О Регламенте администрации города Тынды» не действующим и не подлежащим применению со дня принятия в связи с неопубликованием в установленном Уставом города Тынды порядке; признать постановление администрации города Тынды от 22 июля 2020 года (в требованиях административным истцом ошибочно указывается год «2021») №1371 не действующим и не подлежащим применению со дня принятия в связи с неопубликованием в установленном Уставом города Тынды порядке.

В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Чернощекова О.Г. на заявленных административных исковых требований с учетом уточнений настаивала.

Представитель административного ответчика администрации города Тынды в судебном заседании с административными исковыми заявлениями не согласился, указав, что оспариваемые Регламент, постановления не затрагивают права, свободы и законные интересы административного истца. Чернощекова О.Г. не состоит в трудовых отношениях с администрацией города Тынды. Регламент является правовым актом, который регулирует трудовые правоотношения работников администрации города Тынды, публикации не подлежит, так как не содержит признаков нормативного характера. Просил применить срок давности и отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Участвующий в деле прокурор указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Решением Тындинского районного суда Амурской области от 9 сентября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Чернощековой О.Г. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Чернощекова О.Г. ставит вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований, в обоснование приводит те же доводы, что изложены в суде первой инстанции; не соглашается с выводом суда о том, что оспариваемые постановления не содержат положения нормативного характера.

В письменных возражениях администрация города Тынды, полагая доводы апелляционной жалобы необоснованными, просила решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Чернощекова О.Г. и ее представитель Железнякова В.В. настаивали на доводах апелляционной жалобы, в дополнение указав, что размещение на сайте администрации города Тынды нормативного правового акта не является его официальным опубликованием. Постановление администрации города Тынды от 7 декабря 2012 года № 3706 подписано неуполномоченным должностным лицом.

Представитель административного ответчика администрации города Тынды в судебном заседании, полагая решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, в дополнение указав, что оспариваемые постановления и Регламент были размещены на официальном сайте администрации города Тынды, т.е. доведены до сведения неопределённого круга лиц. Оспариваемые постановления приняты уполномоченным должностным лицом.

В заключение по делу прокурор отдела прокуратуры Амурской области Пряхина И.О., согласившись с тем, что оспариваемые правовые акты носят нормативный характер, вместе с тем, указала, что они были доведены до неопределённого круга лиц, каких-либо противоречий вышестоящему нормативному правовому акту либо правовой неопределённости не содержат, в связи с чем, полагала, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, возражения на нее, выслушав заключение прокурора, проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии со статьей 308 КАС РФ, оснований к его отмене не находит.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации города Тынды от 7 декабря 2012 года № 3706 утвержден Регламент администрации города Тынды.

Постановлением администрации города Тынды от 22 июля 2020 года № 1371 внесены изменения в указанный Регламент, в соответствии с которыми:

- абзац 3 пункта 4 раздела I «Общие положения» после слова «приказы» дополнено словом «(распоряжения)»;

- абзац 2 пункта 4 раздела II «Организация работы с кадрами», после слова «после слова «приказами» дополнено словом «(распоряжениями)»;

- в разделе IV «Подготовка, оформление и издание муниципальных правовых актов, иных актов администрации города Тынды» в абзаце 2 пункта 1 слово «юридическим отделом» исключено, пункты 1.1., 1.2 исключены, пункт 1.4 после слова «приказы» дополнены словом «(распоряжения)», в абзаце 1 пункта 6 слова «,начальник юридического отдела» заменено словами «уполномоченное лицо (орган)», в абзаце 2 пункта 6 слова «, в том числе каждое приложение к ним,» исключены, абзац 6 пункта 6 исключён, абзац 7 пункта 6 изложен в следующей редакции: «уполномоченное лицо (орган)»; абзац 10 пункта 6 изложен в следующей редакции» «Уполномоченное лицо (орган) проводит правовую экспертизу подготовленного проекта при наличии виз согласования и при соответствии этого проекта законодательству визирует его.», абзацы 11, 19 пункта 6 исключены; в абзаце 2 пункта 7 слова «юридический отдел» заменены словами «уполномоченное лицо (орган)», абзац 3 пункта 7 исключен; абзац 7 пункта 8 изложен в следующей редакции: «нарушения требования Инструкции по делопроизводству в Администрации города Тынды;»;

- абзац 2 пункта 5 раздела V «Порядок работы с муниципальными правовыми актами мэра города Тынды» исключен;

- в разделе VII «Организация работы с обращениями органов юстиции, прокуратуры, суда. Правовая защита муниципальных правовых актов администрации города Тынды» в абзаце 1 пункта 1 слова «юридическим отделом» заменены словами «уполномоченным лицом (органом)»; абзац 2 пункта 1 исключен.

Согласно пункту 2 указанного постановления оно распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 мая 2020 года.

Таким образом, Регламент администрации города Тынды, утвержденный постановлением администрации города Тынды от 7 декабря 2012 года № 3706, с учетом изменений внесённых постановлением администрации города Тынды от 22 июля 2020 года № 1371, изложен в следующей редакции:

- в разделе IV

абзац 2 пункта 1 - оформление документов тем или другим актом определяется при проведении правовой экспертизы,

пункт 1.4 - иные должностные лица местного самоуправления издают приказы (распоряжения) по вопросам, отнесенным к их полномочиям Уставом муниципального образования,

абзац 1, 7, 10 пункта 6 - правовые акты, принимаемые мэром города Тынды, договоры и соглашения, заключаемые от имени мэра города Тынды, подлежат обязательной предварительной правовой экспертизе на предмет их соответствия действующему законодательству Российской Федерации, законодательству Амурской области, правовым актам муниципального образования, которую организовывает, координирует и контролирует уполномоченное лицо (орган), осуществляя учет проектов документов, поступающих на правовую экспертизу, и определяя конкретных лиц, ответственных за правовую экспертизу; проекты постановлений, распоряжений на оборотной стороне последнего листа визируют: уполномоченное лицо (орган); уполномоченное лицо (орган) проводит правовую экспертизу подготовленного проекта при наличии виз согласования и при соответствии этого проекта законодательству его.;

- абзац 2 пункта 7 уполномоченное лицо (орган) проводит правовую экспертизу и визирует проекты в течение пяти рабочих дней, срочные - в течение одного рабочего дня.

- абзац 1 пункта 1 раздел VII - обращения, касающиеся правомерности издания правовых актов администрации города Тынды, после их регистрации передаются отделом контроля, кадровой политики и работы с обращениями граждан мэру города Тынды, после чего они распределяются разработчикам оспариваемого акта для совместного рассмотрения с уполномоченным лицом (органом) администрации города Тынды и другими заинтересованными структурными подразделениями администрации и принятия решения.

Разрешая заявленные административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к следующим выводам: оспариваемые правовые акты затрагивают права и законные интересы Чернощековой О.Г., поскольку на момент подачи в суд настоящего административного искового заявления она занимала должность начальника юридического отдела администрации города Тынды, в связи с изданием постановления администрации города Тынды от 22 июля 2020 года №1371 в должностную инструкцию муниципального служащего ведущей должности муниципальной службы начальника юридического отдела администрации города Тынды, утвержденной мэром города Тынды 24 ноября 2020 года, внесены изменения, которыми из обязанностей начальника юридического отдела исключены обязанности по проведению правовой экспертизы, в связи с чем, с декабря 2020 года Чернощековой О.Г. прекращены выплаты надбавки за проведение правовой экспертизы проектов правовых актов города Тында, следовательно, она вправе обратиться в суд с настоящими административными исковыми требованиями. Оспариваемые постановления не являются нормативными, так как не содержат правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение; применение данных актов не связано с их официальным опубликованием для всеобщего сведения; они приняты в установленном порядке, подписаны надлежащим должностным лицом. Административным истцом пропущен срок, предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ, на обращение в суд с настоящими административными исковыми требованиями, ходатайства о восстановлении срока административным истцом не заявлено.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в части того, что оспариваемые постановления затрагивают права и законные интересы Чернощековой О.Г., следовательно, она вправе обратиться в суд с настоящими административными исковыми требованиями.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что постановления администрации города Тынды от 7 декабря 2012 года № 3706, от 22 июля 2020 года № 1371 не являются нормативными правовыми актами, в этой части доводы апелляционной жалобы заслуживают внимание.

В соответствии со статьей 59 Устава муниципального образования городского округа города Тынды, принятого решением Муниципального совета города Тынды от 27 июня 2005 года № 266, в редакции действующей по состоянию на 07 декабря 2012 года, вопросы организации деятельности администрации города Тынды, не урегулированные законодательством и настоящим Уставом, определяются Регламентом администрации города Тынды, утверждаемым правовым актом администрации города Тынды.

Согласно части 7 статьи 55 Устава города Тынды от 26 декабря 2014 года № 42-НПА, в редакции действующей по состоянию дату его принятия решением Тындинской городской Думы от 26 декабря 2014 года №221-Р-ТГД-VI, вопросы организации деятельности администрации города Тынды, не урегулированные законодательством и настоящим Уставом, определяются Регламентом администрации города Тынды, утверждаемым правовым актом администрации города Тынды.

Нормативным правовым актом города Тынды от 21 декабря 2019 года № 34-НПА в части 7 статьи 55 Устава города Тынды слова «организации» дополнены словами «работы и документационного обеспечения».

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 КАС РФ, главы 23 АПК РФ.

Из содержания Регламента следует, что настоящий Регламент является сводом правил, определяющих порядок и формы деятельности администрации города Тынды по реализации ее полномочий и взаимодействию с иными органами и должностными лицами местного самоуправления. Он содержит, в том числе общие положения, регулирующие правоотношения по структуре администрации города Тынды, понятие должностные лица администрации города Тынды, определяет должностное лицо наделенное полномочиями по временному исполнению обязанностей мэра города Тынды, в случае если мэр не может исполнять обязанности; порядок подготовки, оформление и издание муниципальных правовых актов, иных актов администрации города Тынды»; порядок работы с муниципальными правовыми актами мэра горда Тынды; консультативные и координационные органы, образуемые в муниципальном образовании города Тында, регулирующие порядок их создания, в состав которого могут входить кроме органа местного самоуправления территориальные органы федеральных органов власти, общественные объединение и других организации; порядок рассмотрения письменных обращений и организация личного приема граждан, регулирующий, в том числе сроки рассмотрения таких заявлений.

Проанализировав названные правовые нормы и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также содержание Регламента, судебная коллегия приходит к выводу, что он содержит правила поведения, обязательные не только для работников администрации города, но и для неопределённого круга лиц (в том числе в части регулирования рассмотрения порядка и сроков обращения граждан), рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с непосредственным обеспечением деятельности администрации города Тынды, регулирует вопросы взаимодействия администрации с иными органами, средствами массовой информации, гражданами, что указывает на то, что Регламент содержит предписания, носящий нормативный характер, следовательно, обладает признаками нормативного правового акта.

В соответствии с частью 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с настоящими административными исковыми требованиями основан на неправильном применении норм процессуального права.

Между тем, указанные обстоятельства не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции, которым административному истцу отказано в удовлетворении административных исковых требований в связи со следующим.

В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу статьи 37 этого же Закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

В соответствии со статьёй 46 Устава муниципального образования городского округа города Тынды, принятого решением Муниципального совета города Тынды от 27 июня 2005 года № 266, в редакции действующей по состоянию на 07 декабря 2012 года, мэр города Тынды - является высшим должностным лицом, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Мэр города Тынды является главой администрации города Тынды.

Как следует из статьи 49 указанного Устава в случаях, когда мэр города Тынды временно не может исполнять полномочия главы администрации города Тынды, на основании правового акта администрации города Тынды их временно исполняет первый заместитель главы администрации города Тынды, а при необходимости - один из заместителей главы администрации города Тынды.

Согласно статье 46 Устава города Тынды от 26 декабря 2014 года № 42-НПА, мэр города Тынды является высшим должностным лицом города Тынды, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Мэр города Тынды является главой администрации города Тынды.

В силу статьи 49 этого же Устава в случаях, когда мэр города Тынды временно не может исполнять полномочия главы администрации города Тынды, на основании правового акта администрации города Тынды их временно исполняет первый заместитель главы администрации города Тынды, а при необходимости - один из заместителей главы администрации города Тынды. В случае продления командировки (больничного, отпуска) мэра города Тынды на основании подписанного исполняющим обязанности главы администрации города Тынды правового акта администрации города Тынды исполнение обязанностей главы администрации города Тынды осуществляется первым заместителем главы администрации города Тынды либо одним из заместителей главы администрации города Тынды.

Из материалов дела следует, что постановление администрации города Тынды от 7 декабря 2012 года № 3706 подписано и.о. мэра города Тынды Черенковым Е.П.

Согласно распоряжению администрации города Тынды № 163/н-х от 9 октября 2012 года, распоряжению администрации города Тынды № 177/н-о от 26 ноября 2012 года, заявлению мэра города Тынды от 23 ноября 2012 года, в связи с нахождением мэра города Тынды в отпуске, 7 декабря 2012 года его обязанности исполнял первый заместитель - Черенков Е.П., что соответствует статье 49 Устава.

Таким образом, вопреки утверждению административного истца, постановление администрации города Тынды от 7 декабря 2012 года № 3706 подписано уполномоченным на то должностным лицом.

Согласно статье 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В соответствии со статьёй 105 Устава муниципального образования городского округа города Тынды, принятого решением Муниципального совета города Тынды от 27 июня 2005 года № 266, в редакции, действующей по состоянию на 07 декабря 2012 года, официальным опубликованием решений Тындинской городской Думы и иных нормативных правовых актов муниципального образования г. Тынды считается публикация их полного текста в печатном периодическом издании, с которым Администрация г. Тынды заключает договор об официальном опубликовании решений Тындинской городской Думы и иных нормативных правовых актов муниципального образования г. Тынды в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В соответствии со статьей 103 Устава города Тынды от 26 декабря 2014 года № 42-НПА, в редакции, действующей по состоянию на 22 июля 2020 года, источником опубликования муниципальных правовых актов города Тынды является официальное периодическое печатное издание города Тынды газета «Авангард». Муниципальные правовые акты также могут быть обнародованы путем размещения их полного текста на сайте муниципального образования города Тынды в информационно - телекоммуникационной сети Интернет (http://gorod.tynda.ru/).

В соответствии с пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Из материалов дела следует, что в официальном периодическом печатном издании города Тынды газете «Авангард» оспариваемые постановления опубликованы не были.

Вместе с тем, в материалы дела представителем администрации города Тынды представлена информация о размещении постановления администрации города Тынды от 7 декабря 2012 года № 3706 с Регламентом, постановления администрации города Тынды от 22 июля 2020 года № 1371 на сайте администрации города Тында в информационно - телекоммуникационной сети Интернет по адресу: gorod.tynda.ru/, что подтверждается скриншотами с указанного сайта.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что постановление администрации города Тынды от 7 декабря 2012 года № 3706 с Регламентом, постановление администрации города Тынды от 22 июля 2020 года № 1371 были доведены до сведения населения, все заинтересованные лица имели возможность ознакомиться с их содержанием, в связи с чем, порядок опубликования указанных нормативных правовых актов не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Доводы апелляционной жалобы о том, что постановление администрации города Тынды № 1371 от 22 июля 2020 года «О внесении изменений в Регламент администрации города Тынды, утвержденный постановлением администрации города Тынды от 7 декабря 2012 года № 3706» в части того, что правовые акты, принимаемые мэром города Тынды, договоры и соглашения, заключаемые от имени мэра города Тынды, проекты подлежат обязательной правовой экспертизе уполномоченным лицом (органом), по сути устанавливает, что проведение правовой экспертизы может осуществлять любое лицо и отдел (сектор) администрации города Тынды, имеющий высшее юридическое образование, в том числе муниципальные служащие с высшим юридическим образованием в отделе жилищно-коммунального хозяйства и дорожной деятельности, секретарь в приёмной, специалист административной комиссии, руководитель сектора по труду, начальник отдела кадров и т.п., могут проводить правовую экспертизу проектов правовых актов, проведение правовый экспертизы проектов правовых актов другими отделами и секторами администрации города Тынды, а не юридической службой, является дублированием функций органа местного самоуправления, что относится к коррупционным факторам, судебная коллегия находит несостоятельными.

Замена в Регламенте слов «начальник юридического отдела», «юридическим отделом» на уполномоченное лицо (орган) не создает правовой неопределённости и не устанавливает неопределённый круг лиц, уполномоченных проводить правовую экспертизу. В соответствии со статьей 55 Устава города Тынды от 26 декабря 2014 года № 42-НПА функции и полномочия органов администрации города Тынды и их структурных подразделений, а также организация и порядок их деятельности определяются положениями об органах администрации города Тынды и их структурных подразделениях, утверждаемыми правовыми актами администрации города Тынды; для органов администрации города Тынды, являющихся юридическими лицами, - правомочным органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Уставом. В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», части 1 статьи 9 Закона Амурской области от 31 августа 2007 года 364-ОЗ «О муниципальной службе в Амурской области» муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.

Указанные положения Регламента Указу Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 года № 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб в государственных органах», Федеральному закону от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закону Амурской области от 30 июня 2008 года № 74-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области», не противоречат.

При таких обстоятельствах, поскольку постановление администрации города Тынды от 7 декабря 2012 года № 3706 с регламентом администрации города Тынды, постановление администрации города Тынды от 22 июля 2020 года № 1371 в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, отвечает общеправовым критериям определенности, ясности и не допускает неоднозначное толкование, согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Чернощековой О.Г. не имеется.

То обстоятельство, что настоящее административное дело судом первой инстанции рассмотрено в порядке главы 22 КАС РФ, тогда как дело подлежало рассмотрению по правилам главы 21 настоящего Кодекса, не является существенным нарушением норм процессуального права, влекущим отмену решения суда, поскольку бремя доказывания судом распределено правильно, соответствует требованиям части 8 и 9 статьи 213 КАС РФ, в ходе рассмотрения настоящего дела принимал участие прокурор (часть 4 статья 213 КАС РФ).

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Тындинского районного суда Амурской области от 9 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Чернощековой Ольги Геннадьевны - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д.54) через суд первой инстанции, т.е. через Тындинский районный суд Амурской области.

Председательствующий

Судьи коллегии

1версия для печатиДело № 33АПа-870/2022 (Определение)