Судья Любченко А.А. дело № 33-6358/2023
УИД № 34RS0008-01-2022-005386-29
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Станковой Е.А.,
судей Кудрявцевой А.Г., Шиповской Т.А.,
при секретаре Зубаревой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-4153/2022 по иску ФИО1 к главному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по Серафимовичскому району», комитету социальной защиты населения Волгоградской области о признании незаконным решения, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 07 ноября 2022 г., которым постановлено:
«в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГКУ «Центр социальной защиты населения по Серафимовическому району», Комитету социальной защиты населения Волгоградской области о признании незаконным решения государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Серафимовическому району» № <...> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении единовременного социального пособия гражданам, утратившим жизненно необходимое имущество в результате пожара, ФИО1; об обязании Комитета социальной защиты населения Волгоградской области государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Серафимовическому району» назначить и выплатить ФИО1 единовременное социальное пособие как гражданину, утратившему жизненно необходимое имущество в результате пожара в <.......> вы сумме 50000 рублей, отказать.»
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кудрявцевой А.Г., выслушав истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика - комитета социальной защиты населения Волгоградской области - по доверенности ФИО2, возражавшую по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГКУ «Центр социальной защиты населения по Серафимовичскому району», комитету социальной защиты населения Волгоградской области о признании незаконным решения, возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указал, что согласно решению № <...> от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении единовременного социального пособия гражданам, утратившим жизненно необходимое имущество в результате пожара, со ссылкой на несоответствие заявителя требованиям, установленным п.1.2 порядка предоставления государственной социальной помощи и отдельных видов дополнительных мер социальной помощи и несоответствие заявителя условиям предоставления социальной помощи.
ФИО1 не согласен с указанным решением, указал, что ДД.ММ.ГГГГ в <.......> произошел пожар. В доме постоянно проживали сам ФИО1, его <.......> которая погибла в пожаре, его <.......> и <.......>
Истец проживал и был зарегистрирован по данному адресу по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ, в доме находились его личные вещи и другое имущество, которого он лишился в связи с пожаром. Стоимость утраченного ФИО1 жизненно необходимого имущества, по причине пожара, значительно превышает 50 000 рублей.
Просил признать незаконным решение № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, обязать назначить и выплатить единовременное социальное пособие в сумме 50 000 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, и постановить по делу новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обсудив указанные доводы, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (статья 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Местом постоянной регистрации истца является адрес: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, произошел пожар, в результате которого огнем было уничтожено указанное строение и размещенное в нем имущество; причиной пожара послужил аварийный режим работы электросети, что подтверждается сообщением <.......> от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>.
Согласно техническому паспорту, составленному на дату ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, принадлежит <.......> и <.......> по <.......> доле, каждой.
ДД.ММ.ГГГГ в ГКУ ЦСЗН по Серафимовичскому району обратилась <.......>. за назначением мер социальной поддержки, в заявлении сообщила сведения о зарегистрированных совместно с ней членах семьи: <.......> года рождения и <.......> года рождения, который на момент пожара проходил военную службу.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией составлен Акт обследования материально-бытовых условий заявителя, согласно которому, по адресу:<адрес>, проживают и зарегистрированы <.......> заявителя <.......> года рождения, <.......> года рождения (на момент пожара проходил военную службу), также в жилом доме зарегистрирована <.......> которая погибла в пожаре. Из данного Акта следует, что все имущество заявителем <.......> уничтожено пожаром: сгорела вся мебель (два дивана, кровать, шифоньер, два комода, трельяж), а также бытовая техника - холодильник, газовая плита, котел, газовая колонка, стиральная машина, мультиварка, микроволновая печь, электрическая мясорубка, чайник, предметы домашней утвари, телевизор, вся одежда, при тушении пожара выбиты окна, помещение выгорело полностью, прогорела крыша, дом к проживанию не пригоден.
ДД.ММ.ГГГГ<.......>. произведена выплата единовременного социального пособия в размере <.......> рублей.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в ГКУ ЦСЗН по Серафимовичскому району по вопросу назначения ему единовременного социального пособия как гражданину, утратившему жизненно необходимое имущество в результате пожара.
Согласно Акту обследования материально-бытовых условий заявителя ФИО1, составленного ДД.ММ.ГГГГ, установить местонахождение имущества, а также зафиксировать ущерб, причиненный пожаром ДД.ММ.ГГГГ заявителю ФИО1 в домовладении, не представляется возможным.
Решением ГКУ ЦСЗН по Серафимовичскому району № <...> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в назначении единовременного социального пособия по причинам: - несоответствия заявителя требованиям, установленным п.1.2 Порядка предоставления государственной социальной помощи и отдельных видов дополнительных мер социальной помощи, утвержденного Приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 29.04.2016 №461; - несоответствия заявителя условиям предоставления социальной помощи, установленным Порядком.
В Уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>ФИО1 было сообщено, что решение об отказе в назначении единовременного социального пособия № <...> от ДД.ММ.ГГГГ принято в соответствии со статьей 55 Закона Волгоградской области от 31.12.2015 №246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области», п.2.7 Порядка предоставления государственной социальной помощи и отдельных видов дополнительных мер социальной помощи, утвержденного Приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 29.04.2016 №461 по причинам: - несоответствия заявителя требованиям, установленным п.1.2 Порядка; - несоответствия заявителя условиям предоставления социальной помощи, установленным Порядком.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закона Волгоградской области от 31.12.2015 №246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области», суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого истцом решения об отказе в назначении единовременного социального пособия гражданам, утратившим жизненно необходимое имущество в результате пожара.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Положениями статьи 7 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направляется на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действовавшего на момент принятия оспариваемого истцом решения) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (статья 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ).
Реализация полномочий субъекта Российской Федерации в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению, определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и является расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Законом Волгоградской области от 31.12.2015 №246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области» предусмотрены меры социальной поддержки, предоставляемые за счет средств бюджета Волгоградской области.
В соответствии со статьей 54 Закона Волгоградской области от 31.12.2015 №246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области» дополнительные меры социальной помощи предоставляются, в том числе, в виде единовременного социального пособия.
Согласно пункту 3 статьи 55 Закона Волгоградской области от 31.12.2015 №246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области» единовременное социальное пособие предоставляется независимо от среднедушевого дохода, установленного в Волгоградской области, гражданам, утратившим жизненно необходимое имущество в результате стихийных бедствий, обвала, аварии, разрушения жилища, происшедших по причине природного или техногенного характера, пожара и других чрезвычайных ситуаций. Размер единовременного социального пособия определяется в порядке, установленном Администрацией Волгоградской области, но не превышающем 50000 рублей.
В целях реализации главы 7 и статей 55, 56 главы 8 Закона Волгоградской области от 31 декабря 2015 г. № 246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области» разработан Порядок предоставления государственной социальной помощи и отдельных видов дополнительных мер социальной помощи, утвержденный Приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской обл. от 29.04.2016 № 461, регулирующий условия и порядок предоставления государственной социальной помощи и отдельных видов дополнительных мер социальной помощи (далее по тексту – Порядок №461).
В соответствии с абзацем 8 пункта 1.2. Порядка №461 получателями социальной помощи в Волгоградской области являются, в том числе, граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Волгоградской области, утратившие жизненно необходимое имущество в результате стихийных бедствий, обвала, аварии, разрушения жилища, происшедших по причине природного или техногенного характера, пожара и других чрезвычайных ситуаций.
Место жительства получателя социальной помощи устанавливается на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда.
В силу пункта 6.1. Раздела 6 «Условия предоставления единовременного социального пособия» Порядка №461, единовременное социальное пособие гражданам, указанным в абзаце 8 пункта 1.2 настоящего Порядка, предоставляется на основании заявления и документов, указанных в пунктах 3.1, 3.2, 3.6 настоящего Порядка.
Пунктом 3.1. Порядка №461 предусмотрено, что для назначения социальной помощи одновременно с заявлением представляются: документы, удостоверяющие личность заявителя и всех членов семьи; документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя заявителя (в случае подачи заявления представителем заявителя); решение суда, устанавливающее место жительства гражданина, - при наличии; реквизиты лицевого счета в кредитной организации (в случае выбора гражданами соответствующего способа выбора получения социальной помощи).
Согласно пункту 3.2. порядка №461 для подтверждения совместного проживания и ведения совместного хозяйства, степени родства и (или) свойства членов семьи дополнительно представляются: свидетельство о рождении ребенка (детей), выданное компетентными органами иностранного государства, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык; решение суда об установлении усыновления ребенка (детей), если данные ребенка (детей) в свидетельстве о рождении при усыновлении (удочерении) не были изменены; свидетельство о заключении брака, выданное компетентными органами иностранного государства, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык; свидетельство о расторжении брака, выданное компетентными органами иностранного государства, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык; свидетельство о смерти члена семьи заявителя, выданное компетентными органами иностранного государства, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык; решение суда о лишении родительских прав; свидетельство об установлении отцовства, выданное компетентными органами иностранного государства, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык.
При назначении единовременного социального пособия гражданам, указанным в абзаце 8 пункта 1.2 настоящего Порядка, с документами, указанными в пункте 3.1, заявители дополнительно предоставляют документ, подтверждающий факт произошедшей аварии, стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуаций (пункт 3.6 Порядка №461).
В соответствии с пунктом 6.3 Порядка №461 единовременное социальное пособие предоставляется гражданам, указанным в абзаце 8 пункта 1.2 настоящего Порядка, в связи с утратой имущества при повреждении или полном уничтожении жилого помещения или надворных построек, сельскохозяйственных животных, кормов, продовольственных заготовок, сельскохозяйственных культур, в размере, определяемом постановлением Администрации Волгоградской области, но не превышающем 50000 рублей, в случаях: стихийного бедствия (ураган, наводнение, оползень, землетрясение, засуха, мороз, град); обвала или разрушения жилища, аварии, происшедших по причине природного или техногенного характера; пожара и других чрезвычайных ситуаций.
Для установления вышеуказанных обстоятельств комиссией центра социальной защиты населения, предусмотренной пунктом 2.5 настоящего Порядка, проводится обследование материально-бытовых условий проживания заявителя.
Единовременное социальное пособие предоставляется при условии обращения граждан в центр социальной защиты населения за ним не позднее шести месяцев после наступления случаев, перечисленных в настоящем пункте.
Пунктом 2.7. Порядка №461 предусмотрено, что в предоставлении социальной помощи отказывается в случае: несоответствия заявителя требованиям, установленным пунктами 1.2, 1.7, 1.8, 1.9 настоящего Порядка; представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений и документов о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности; несоответствия заявителя условиям предоставления социальной помощи, установленным настоящим Порядком.
Таким образом, положениями указанного Порядка прямо предусмотрено предоставление мер социальной поддержки только в случае соответствия гражданина вышеуказанным требованиям и в случае предоставления им соответствующих документов.
Как пояснил истец в судебном заседании суда первой инстанции членами его семьи являются <.......> и <.......>, которые до <.......> года совместно с ним проживали в <адрес>, а после стали проживать в <адрес> по месту регистрации, а истец остался проживать в <адрес> со своей <.......>
Однако, допустимых доказательств, подтверждающих факт постоянного проживания со своей <.......> одной семьей в <адрес>, а также наличия в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, личных вещей и жизненно необходимого имущества, истцом ФИО1 ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу об отсутствии права на предоставление указанной меры социальной поддержки у истца.
По сути, все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании положений законодательства, сводятся к собственной оценке обстоятельств дела, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, поэтому предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда г.Волгограда от 07 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: