Судья Гадючко И.Ю. | № 10RS0№-38 2-4899/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ К..
АПЕЛЛЯЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 ноября 2021 г. | (.....) |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики К.. в составе:
председательствующего судьи Тарасовой Р.П.
судей Тимошкиной Т.Н., Мишеневой М.А.
при ведении протокола помощником судьи Королевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчика и третьего лица Министерства социальной защиты Республики К.. на решение Петрозаводского городского суда Республики К.. от ХХ.ХХ.ХХ по исковому заявлению ФИО1 к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики К.. «Центр социальной работы Республики К..» о понуждении к совершению действий, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Тимошкиной Т.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики К.. «Центр социальной работы Республики К..» (далее – Центр), мотивируя требования тем, что она является получателем страховой пенсии по старости, ХХ.ХХ.ХХ обратилась в Центр с заявлением о назначении региональной доплаты к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в Республике К.., поскольку размер ее пенсии на дату обращения составлял 12300,95 руб. Решением от ХХ.ХХ.ХХ№ ответчик отказал истцу в назначении региональной доплаты к пенсии по причине превышения доходов истца величины прожиточного минимума пенсионера (12783 руб.), поскольку после индексации пенсии в 2021 году ее размер стал составлять у истца 13075,95 рублей. С данным решением истец не согласна, просила обязать ответчика назначить ей ежемесячную региональную социальную доплату к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в Республике К.. в 2021 году в размере 482,05 руб., начиная с ХХ.ХХ.ХХ, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 10000 руб.
Определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение – отделение пенсионного фонда России по Республике К.., Министерство социальной защиты Республики К...
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал государственное казенное учреждение социальной защиты Республики К.. «Центр социальной работы Республики К..» назначить ФИО1 с ХХ.ХХ.ХХ региональную социальную доплату к пенсии по старости в размере 482,05 руб. В остальной части иска отказал. Кроме того, взыскал с ответчика в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление, отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации. Суд первой инстанции, устанавливая ежемесячный размер региональной социальной доплаты к пенсии, не учел положения действующего законодательства, согласно которому Центр принимает решение о пересмотре размера региональной социальной доплаты к пенсии в случаях и порядке, установленных ч. 8 ст. 12 Федерального закона № 178-ФЗ либо при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и (или) прожиточного минимума по Республике К.., либо при изменении размеров денежных выплат, перечисленных в ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ, либо при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ (п. 19 Порядка №-П). не исключается и приостановление выплаты региональной социальной доплаты к пенсии одновременно с приостановлением выплаты соответствующей пенсии в предусмотренных законом случаях. Таким образом, Центр не согласен с решением суда в связи с возложением обязанности назначить спорную доплату в твердой сумме. Кроме того, Центр является учреждением, созданным Республикой К.. в лице Министерства социальной защиты Республики К.. в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе посредством предоставления гражданам мер социальной поддержки. В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации Центр должен быть освобожден от уплаты государственной пошлины.
С решением также не согласно Министерство социальной защиты Республики К.., в апелляционной жалобе ссылается на позицию, аналогичную изложенной в апелляционной жалобе ответчика.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика истец считает решение суда законным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО2, действующая по доверенности, поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям, указав, что решение по существу о праве истца на получение социальной доплаты к пенсии не оспаривается, однако при установлении такой доплаты в твердой денежной сумме суд не учитывал право ответчика на пересмотр размера доплаты, право приостановить выплату истцу.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Понятие социальной доплаты к пенсии закреплено в ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ), таковой является предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации") в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
Согласно ч.ч. 5, 6, 8.1 ст. 12.1 Закона № 178-ФЗ региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия.
Размер социальной доплаты к пенсии при ее установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 - 4 части 2 и в части 3 настоящей статьи.
На территории Республики Карелия отдельные вопросы оказания государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» регулирует Закон Республики Карелия от 09.03.1998 № 270-ЗРК «О государственной социальной помощи».
Постановлением Правительства РК от 19.12.2019 № 492-П утвержден Порядок установления региональной социальной доплаты к пенсии и пересмотра ее размера (далее - Порядок), согласно п. 2 которого региональная социальная доплата к пенсии устанавливается государственным казенным учреждением социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» гражданам (пенсионерам), не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которым установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - граждане (пенсионеры)).
Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается гражданину (пенсионеру) по месту его жительства или по месту его пребывания в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в Республике Карелия, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Карелия (п. 3 Порядка).
Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается на срок, на который установлена соответствующая пенсия, и выплачивается ежемесячно (п. 5 Порядка).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1, ХХ.ХХ.ХХ года рождения, с ХХ.ХХ.ХХ является получателем страховой пенсии по старости, размер которой за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ составлял 12300,95 руб. После индексации с ХХ.ХХ.ХХ размер пенсии истца стал составлять 13075,95 руб.
ХХ.ХХ.ХХ истец обратилась в Центр с заявлением о назначении региональной социальной доплаты к пенсии в связи с тем, что сумма ее материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике К... Решением от ХХ.ХХ.ХХ№ ответчик отказал истцу в назначении региональной доплаты к пенсии с ХХ.ХХ.ХХ по причине отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги. Согласно обозначенному в решении примечанию общая сумма материального обеспечения заявителя составляет 13075,95 руб. после индексации с ХХ.ХХ.ХХ, что превышает величину прожиточного минимума пенсионера - 12783 руб.
Не согласившись с отказом ответчика, истец обратилась в суд с указанным исковым заявлением.
Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что единственным доходом истца является страховая пенсия по старости, размер которой до индексации, произведенной в текущем 2021 году, составляла 12300,95 руб., при этом величина прожиточного минимума пенсионера в Республике К.. на 2021 год установлена в размере 12783 руб., следовательно, общая сумма материального обеспечения истца не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике К.., суд первой инстанции, руководствуясь также положениями Закона Республики К.. от ХХ.ХХ.ХХ№-ЗРК «О государственной социальной помощи», пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО1 имеет право на назначение региональной доплаты к пенсии, размер которой на дату принятия решения составил 482,05 руб. (12783 руб. – 12300,95 руб.).
В решении суд первой инстанции правильно указал, что право на региональную социальную доплату на территории Республики К.. имеют пенсионеры, не осуществляющие работу или иную деятельность, пенсия которым установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике К.., и устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма материального обеспечения лица с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике К...
В соответствии с ч.ч. 8.2, 8.3 ст. 12.1 Закона № 178-ФЗ при определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией (корректировкой) в текущем году размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры указанных выплат без учета индексации (корректировки), произведенной в текущем году.
При определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с изменением с 1 января текущего года величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи, с учетом их индексации (корректировки), произведенной в предыдущем году.
Таким образом, требования истца в части обязания ответчика назначить истцу региональную социальную доплату по существу являются обоснованными, а отказ Центра в назначении региональной социальной доплаты к пенсии ФИО1 действующему законодательству не соответствовал.
Размер спорной доплаты на дату принятия судом решение в сумме 482,05 руб. также верно определен судом первой инстанции. Между тем, судом первой инстанции не учтено, что установление в решении суда спорной доплаты в твердой денежной сумме может вызвать трудности при исполнении решения суда, учитывая право ответчика на пересмотр размера такой доплаты в случаях, предусмотренных ч. 8 ст. 12.1 Закона № 178-ФЗ.
В п. 58 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ХХ.ХХ.ХХ№ «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» разъяснено, что правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям (часть 6 статьи 330 ГПК РФ).
В связи с изложенным, не изменяя по существу законное и обоснованное решение суда первой инстанции, судебная коллегия считает необходимым 2 абзац резолютивной части решения изложить в следующей редакции: «Обязать государственное казенное учреждение социальной защиты Республики К.. «Центр социальной работы Республики К..» назначить ФИО1 с ХХ.ХХ.ХХ региональную социальную доплату к пенсии по старости в соответствии с действующим законодательством».
Также несостоятельными судебная коллегия признает доводы жалобы относительно того, что на Центр не могли быть возложены судебные расходы истца.
Согласно пп 19 п. 1 ст. 333-36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 96 настоящего Кодекса.
По смыслу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены только от уплаты государственной пошлины, а не от возмещения понесенных другой стороной судебных расходов.
В данном случае за счет ответчика истцу возмещены фактически понесенные расходы на оплату государственной пошлины при подаче иска в суд.С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики К.. от ХХ.ХХ.ХХ по настоящему делу по существу оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика и третьего лица Министерства социальной защиты Республики К.. - без удовлетворения.
2 абзац резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
«Обязать государственное казенное учреждение социальной защиты Республики К.. «Центр социальной работы Республики К..» назначить ФИО1 с ХХ.ХХ.ХХ региональную социальную доплату к пенсии по старости в соответствии с действующим законодательством».
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи