ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 38О0000-01-2019-000146-45Д от 02.02.2021 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД № 38OS0000-01-2019-000146-45 Дело № 66а-83/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Новосибирск 2 февраля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Красиковой О.Е.

судей Никитиной Г.Н., Войтко С.Н.

при секретаре Крикуновой Е.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видео-конференц-связи административное дело № 3а-3/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» о признании не действующим в части приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 года № 542-спр «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на территории Иркутской области»

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» на решение Иркутского областного суда от 4 августа 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Никитиной Г.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Службы по тарифам Иркутской области ФИО2, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

приказом Службы по тарифам Иркутской области (далее - Служба по тарифам, регулирующий орган) от 28 декабря 2018 года № 542-спр «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на территории Иркутской области» (далее - Приказ № 542-спр) установлены сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Иркутской области на 2019 год, в том числе в отношении общества с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» (далее - ООО «Иркутскэнергосбыт»).

ООО «Иркутскэнергосбыт» обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением и с учетом уточненных требований просило признать не действующим Приказ № 542-спр в части установления сбытовых надбавок. Требования мотивированы тем, что оспариваемый приказ принят во исполнение предписания Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России) от 9 июня 2018 года № СП/42561/18 и письма ФАС России от 12 декабря 2018 года № СП/102028/18, на основании которых сумма 155 068,0 тыс. рублей исключена из необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика как избыточный доход (предыдущих 2013-2017 годов). Административный истец полагает, что Служба по тарифам неправомерно исключила из состава необходимой валовой выручки расходы по статьям затрат «резерв по сомнительным долгам», «проценты по обслуживанию кредитов». Считает, что предписание ФАС России вынесено с превышением полномочий, а действия Службы по тарифам совершены с нарушением установленных процедур проверки юридического лица, что нарушает права и законные интересы ООО «Иркутскэнергосбыт» на получение прибыли, финансовую устойчивость, установление суммы резерва по сомнительным долгам в размере 1,5 % от суммы валовой выручки, право ее самостоятельного уменьшения, получение выручки исходя из тарифа сбытовой надбавки, установленного с использованием метода сравнения аналогов (с использованием расчета эталонной выручки 100 %) в соответствии с действующим законодательством, обеспечивающей полное возмещение затрат.

Решением Иркутского областного суда от 4 августа 2020 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.

Не согласившись с решением суда, ООО «Иркутскэнергосбыт» обратилось в Пятый апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, с учетом дополнений, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь не несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, а также на неправильное применение норм материального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом допущены ошибки в применении норм права, регулирующих порядок формирования резервов по сомнительным долгам. Не соответствует положениям статьи 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее - Основы ценообразования) вывод суда о том, что расходы считаются обоснованными только в случае использования средств созданного резерва. В материалы дела представлены данные бухгалтерского и налогового учета, которым не дана надлежащая оценка. Регулирующий орган не исполнил свою обязанность по проверке экономической обоснованности расходов административного истца по статье «резерв по сомнительным долгам». Вывод суда о том, что иное применение порядка формирования резерва по сомнительным долгам приведет к неоднократному учету одних и тех же долгов, учитываемых в составе указанного резерва, в течение нескольких периодов регулирования не соответствует требованиям пунктов 15 и 16 Основ ценообразования, а также требованиям статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению административного истца, им в полном объеме представлены в ФАС России и/или Службу по тарифам документы, подтверждающие экономически обоснованные расходы на создание резерва по сомнительным долгам. Предписание ФАС России является лишь одним из доказательств по делу, которому суд должен был дать оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Государственное регулирование в сфере электроэнергетики осуществляется на основе положений Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) и основывается, в том числе, на принципах обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечения доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав (статьи 6 и 20 Закона об электроэнергетике).

Реализация указанных выше принципов, среди прочих мер, осуществляется путем государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный уровни таких цен (тарифов) (пункт 1 абзаца седьмого пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики на территории Иркутской области на основании Положения о Службе по тарифам Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 7 июня 2012 года № 303-пп, является Служба по тарифам Иркутской области.

В соответствии с Положением о Службе по тарифам Иркутской области в области государственного регулирования тарифов на электрическую энергию Служба по тарифам Иркутской области устанавливает цены (тарифы) на электрическую энергию.

Как правильно установлено судом первой инстанции оспариваемый приказ является нормативным правовым актом, издан уполномоченным органом в рамках установленного законодательством порядка, содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений в сфере электроэнергетике, официально опубликован в официальном печатном издании в общественно-политической газете «Областная» от 11 января 2019 года № 1(1904) и размещен для всеобщего сведения в сети «Интернет» в соответствии с требованиями статей 53, 54, 57 Закона Иркутской области № 1-оз. Данные выводы суда лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

Согласно статье 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178.

При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

При этом достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала.

Как следует из материалов дела, ООО «Иркутскэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Иркутской области.

Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 года № 542-спр на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года установлены сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Иркутской области, согласно приложению, в том числе ООО «Иркутскэнергосбыт».

В приложении 2 к протоколу заседания Правления Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2018 года указано, что во исполнение предписания ФАС России от 9 июня 2018 года № СП/42561/18 и письма ФАС России от 12 декабря 2018 года № СП/102028/18 из состава необходимой валовой выручки (далее – НВВ) ООО «Иркутскэнергосбыт» на 2019 год подлежат исключению расходы в сумме 155 968,0 тыс. рублей (623 872,1 тыс. рублей/4) как избыточные доходы.

ФАС России проведена плановая выездная проверка соблюдения Службой по тарифам законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в ходе которой выявлены нарушения при установлении сбытовых надбавок для ООО "Иркутскэнергосбыт" на 2015, 2016, 2017 годы.

По результатам проведенной проверки Службе по тарифам выдано предписание от 9 июня 2018 года № СП/42561/18, согласно которому орган регулирования признан нарушившим пункты 7, 18, 28, 29 Основ ценообразования и пункты 23, 26 Правил регулирования, а также Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 30 октября 2012 года № 703-э. Установлен срок для устранения допущенных нарушений - до 1 августа 2018 года.

Выявленные экономически необоснованные расходы ООО "Иркутская Энергосбытовая компания" (по итогам 2013 - 2016 годов) по статьям затрат "Резерв по сомнительным долгам" в размере 572 941,7 тыс. рублей, "Проценты по кредитам" в размере 210 159,9 тыс. рублей ФАС России предписала в соответствии с действующим законодательством исключить из состава НВВ ООО "Иркутская Энергосбытовая компания" на 2018 год (пункты 4, 5 предписания).

Во исполнение данного предписания Службой по тарифам проведен анализ расходов, учтенных в составе НВВ ООО "Иркутская Энергосбытовая компания" на 2013 - 2017 годы, о чем составлено заключение по исполнению предписания по результатам проверки Службой по тарифам сбытовых надбавок для ООО "Иркутская Энергосбытовая компания" на 2015, 2016, 2017 годы.

Учитывая, что НВВ ООО «Иркутскэнергосбыт», определенная на 2018 год в соответствии с Методическими указаниями № 1554/17, составляла 2 648 295, 3 тыс. рублей, исключение указанных расходов в полном объеме привело бы к уменьшению утвержденной НВВ на 26,8%. При этом в 2019 году рост планируемой НВВ составил бы 157,4% по отношению к 2018 году.

Кроме того, в соответствии с пунктами 28, 46, 55 Методических указаний № 1554/17 при установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов расходы, понесенные обществом в 2017 году, не могли быть учтены в составе НВВ на 2018 год, а подлежали рассмотрению при определении НВВ на 2019 год.

Поскольку формирование НВВ на 2018 год при указанных условиях могло привести к негативным последствиям, в соответствии с абзацем 11 пункта 7 Основ ценообразования, в целях сглаживания изменения сбытовых надбавок и принятия сбалансированного тарифного решения, Служба по тарифам учла расходы, подлежащие исключению из состава НВВ с распределением суммы на 2018-2019 годы, а именно на 2018 год - 86 583,0 тыс. рублей; на 2019 год - 623 872,1 тыс. рублей.

Результаты анализа, проведенного за пятилетний период (2013-2017 годы) в соответствии с предписанием ФАС России подлежали к исключению в рамках одного года.

14 декабря 2018 года в Службу по тарифам поступило письмо ФАС России от 12 декабря 2018 года № СП/102028/18 о внесении изменений в предписание, согласно которому результаты вышеназванного анализа подлежали к исключению на 2018-2022 годы равными долями с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

В этой связи сумма, определенная к исключению на 2019 год (623 872,1 тыс. рублей) была скорректирована Службой с учетом ее распределения на 2019-2022 годы, что составило 155 968,0 тыс. рублей.

Решение об исключении Службой по тарифам из состава НВВ на 2019 год расходов в сумме 155 968,0 тыс. рублей обусловлено необходимостью исполнения предписания ФАС России.

Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Такими обстоятельствами являются установленные решением Иркутского областного суда от 24 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2019 года № 66-АПА19-11, по административному делу №3а-23/2019 об отказе в удовлетворении административного искового заявления ООО «Иркутскэнергосбыт» о признании недействующим Приказа от 1 августа 2018 года №152/1-спр.

Законность предписания ФАС России от 9 июня 2018 года № СП/42561/18, письма ФАС России от 12 декабря 2018 года № СП/102028/18, а также приказа Службы по тарифам от 1 августа 2018 года № 152/1-спр «О внесении изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2017 года № 530-спр», которым исключены расходы по отдельным статьям затрат, и изданным во исполнение предписания ФАС России, являлось предметом судебной проверки.

Суды обеих инстанций сделали вывод о том, что оснований для признания экономически обоснованными расходов организации по статьям «Резерв по сомнительным долгам», «Проценты по обслуживанию кредитов», «Арендная плата» и включения их в необходимую валовую выручку гарантирующего поставщика не имеется, обжалуемый нормативный правовой акт органа регулирования по исполнению предписания ФАС России соответствует действующему законодательству в сфере тарифного регулирования.

Неиспользованные средства резерва по сомнительным долгам, включенные в необходимую валовую выручку предыдущего периода регулирования, фактически являются запланированными, но не понесенными расходами предприятия, которые в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования подлежат исключению из необходимой валовой выручки на очередной период регулирования; иное применение приведет к неоднократному учету одних и тех же долгов, учитываемых в составе указанного резерва, в течение нескольких периодов регулирования.

Распределение расходов, подлежащих исключению из состава необходимой валовой выручки, на несколько лет признано судами правомерным.

Учитывая положения пункта 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о преюдициальном значении для настоящего дела обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением суда.

Вывод об обязательном характере предписаний ФАС России следует из содержания подпункта 5.3.2.3 пункта 5 Положения о Федеральной антимонопольной службе России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331, подпункта «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 543, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части являются необоснованными.

Представление административным истцом в орган регулирования документов в обоснование экономически обоснованных расходов на создание резерва по сомнительным долгам анализировалось при рассмотрении указанного административного дела № 3а-23/2019 и учтено при вынесении решения Иркутским областным судом от 24 июня 2019 года.

Довод об ином порядке учета неиспользованных средств резерва по сомнительным долгам в следующем периоде регулирования с учетом фактических обстоятельств настоящего дела на законность принятого решения не влияет.

В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного истца суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда первой инстанции не опровергают. Несогласие административного ответчика с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не является основанием к отмене судебного решения.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, подробно мотивировано и содержит все необходимые ссылки на нормы материального права, регулирующего рассматриваемые правоотношения, что подтверждается его содержанием.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Иркутского областного суда от 4 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» - без удовлетворения.

На апелляционное определение могут быть поданы кассационная жалоба, представление через Иркутский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи