УИД № 38OS0000-01-2021-000237-95
Дело № 66а-1453/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Новосибирск 9 декабря 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В.
судей Никитиной Г.Н., Войтко С.Н.
при секретаре Ивановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видео-конференц-связи административное дело № 3а-205/2021 по административному исковому заявлению Суринова А.И. о признании не действующим в части нормативного правового акта
по апелляционной жалобе Правительства Иркутской области на решение Иркутского областного суда от 3 августа 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н., объяснения представителя Правительства Иркутской области, Министерства имущественных отношений Иркутской области Перерешко М.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П., полагавшей решение подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
19 декабря 2018 года распоряжением Правительства Иркутской области № 988-рп в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определен на 2019 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).
Указанное распоряжение опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области www.ogirk.ru 28 декабря 2018 года и в печатном издании - газете «Областная» от 25 января 2019 года № 7(1910).
В Перечень на 2019 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включено пунктом 413 - нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 242,1 кв. м., расположенное в нежилом здании, находящемся по адресу: <адрес>. Суринов А.И., собственник спорного помещения, обратился в Иркутский областной суд с заявлением о признании приведенного пункта недействующим, ссылаясь на то, что спорное помещение не обладает признаками объектов налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также на нарушение его прав и законных интересов, поскольку повлекло необоснованное увеличение размера подлежащих уплате налогов на недвижимое имущество.
Решением Иркутского областного суда от 3 августа 2021 года административное исковое заявление удовлетворено. Постановлено признать недействующим со дня принятия пункт 413 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением Правительства Иркутской области от 19 декабря 2018 года № 988-рп.
С апелляционной жалобой в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции обратилось Правительство Иркутской области и просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Учитывая положения пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и сведения из ЕГРН, указывает, что по своему предназначению спорное нежилое помещение предусматривает размещение объектов бытового обслуживания, что является самостоятельным основанием для включения указанного помещения в оспариваемый Перечень.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором и административным истцом поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3, 14 и 372 названного кодекса).
Указанный налог на территории города Иркутска урегулирован Законом Иркутской области от 8 октября 2007 года № 75-оз «О налоге на имущество организаций» в соответствии с которым этот налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленных законом требований, предъявляемых к его форме и процедуре принятия, и по этим основаниям не оспаривается.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд пришел к выводу о том, что наличие слова «Ателье» в наименовании спорного помещения нельзя считать достаточным основанием для формального включения его в Перечень. Доказательства, свидетельствующие о том, что проводились мероприятия по обследованию здания и помещений в нем с целью определения вида их фактического использования на момент включения помещений в Перечень, как и данные о земельном участке, в пределах которого расположено здание, в материалах административного дела отсутствуют.
Вывод суда первой инстанции о том, что наличие слова «ателье» в наименовании спорного помещения не может служить достаточным основанием для формального включения объекта в Перечень, является правильным. Данное наименование само по себе не раскрывает назначение помещений первого этажа здания и не конкретизирует их.
Вместе с тем, судом не дана надлежащая оценка всем юридически значимым обстоятельствам.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона Иркутской области от 8 октября 2007 года № 75-оз «О налоге на имущество организаций» налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из анализа приведенных законоположений следует, что оспариваемая норма может быть признана соответствующей статье 378.2 НК РФ и статье 1.1 поименованного выше регионального закона, если спорное помещение, находится в здании, подпадающем под условия, перечисленные в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, либо соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 этой статьи.
Как следует из представленного административным истцом технического паспорта от 9 октября 2000 года на нежилое помещение - 1 этаж здания Ателье «Силуэт», действовавшего на момент принятия оспоренного Перечня, спорное помещение площадью 242,1 кв. м. состоит из 12 комнат, одна из которых, имеет назначение закройный цех, одна - склад сырья, одна - склад готовой продукции.
Таким образом, техническая документация безусловно свидетельствует о том, что спорное помещение на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, исходя из назначения предусматривает размещение объектов бытового обслуживания, что на основании пункта 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для включения объекта в Перечень.
Однако указанному техническому паспорту судом первой инстанции не дана должная правовая оценка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что применительно к положениям подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ у Правительства Иркутской области имелись правовые основания для включения нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 242,1 кв. м., в оспариваемый Перечень.
Вид разрешенного использования земельного участка в целях применения статьи 378.2 НК РФ имеет значение для правовой оценки такого вида недвижимого имущества как отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) и не применяется в отношении нежилых помещений, не входящих в состав административно-деловых или торговых центров.
Представленные в материалы дела справка об обследовании нежилого помещения от 5 ноября 2020 года, технический паспорт нежилого помещения от 2 февраля 2021 года, выписка из ЕГРИП от 15 февраля 2021 года правового значения по настоящему административному делу не имеют, поскольку составлены после утверждения оспариваемого Перечня.
С учетом изложенного, обжалуемое решение Иркутского областного суда является незаконным, основанным на неправильном применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в связи с чем, подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского областного суда от 3 августа 2021 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Суринова А.И. о признании не действующим пункта 413 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением Правительства Иркутской области от 19 декабря 2018 года № 988-рп отказать.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через Иркутский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 декабря 2021 года