УИД № 38ОS0000-01-2021-000372-78
Дело № 66а-1095/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Новосибирск 21 июля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И.,
судей Роженцевой Ю.В., Никитиной Г.Н.,
при секретаре Бурлаковой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению администрации Слюдянского городского поселения Слюдянского района об оспаривании нормативного правового акта в части
с апелляционной жалобой администрации Слюдянского городского поселения Слюдянского района на решение Иркутского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи ФИО8, объяснения представителя администрации Слюдянского городского поселения Слюдянского района ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Думы Слюдянского муниципального района ФИО5, ФИО6, представителя мэра Слюдянского муниципального района и администрации Слюдянского муниципального района ФИО6, представителя муниципального казенного учреждения «Комитет финансов Слюдянского муниципального района» ФИО7, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В., судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
администрация Слюдянского городского поселения Слюдянского района обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений) просила признать недействующими со дня принятия пункты «межбюджетные трансферты на повышение финансовой устойчивости бюджета Слюдянского городского поселения путем предоставления иных межбюджетных трансфертов на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в сумме . подпрограммы «Обеспечение качественного и сбалансированного управления бюджетными средствами Слюдянского муниципального района» муниципальной программы «Совершенствование механизмов управления Слюдянского муниципального района» приложений № 4 и № 5 решения Думы от 24 декабря 2020 года № 46-VIIрд «О бюджете Слюдянского муниципального района на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» в редакциях решений Думы от 25 марта 2021 года № 15-VIIрд, от 29 апреля 2021 года № 26-VIIрд (в редакции решения от 7 июля 2021 года № 44-VIIрд), от 28 мая 2021 года № 32-VIIрд (в редакции решения от 7 июля 2021 года № 45-VlIрд), от 24 июня 2021 года № 42-VIIрд; приложение № 10 решения Думы от 24 декабря 2020 года № 46-VIIрд «О бюджете Слюдянского муниципального района на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» в редакциях решений Думы от 29 апреля 2021 года № 26-VIIрд (в редакции решения от 7 июля 2021 года № 44-VIIрд), от 28 мая 2021 года № 32-VIIрд (в редакции решения от 7 июля 2021 года № 45-VIIрд), от 24 июня 2021 года № 42-VIIрд, указывая в обоснование заявленных требований на несоответствие оспариваемых правовых норм абзацам 5, 6, 7, 10, 11, 12 статьи 28, статьям 31.1, 32, 33, 36, 37, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частям 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и нарушение прав Слюдянского муниципального образования в экономической сфере.
Решением Иркутского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе администрация Слюдянского городского поселения Слюдянского района просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и нарушение процессуального закона. По мнению апеллянта, судом не учтены положения части 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым методика распределения в 2021 году иных межбюджетных трансфертов в форме дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов городских и сельских поселений Слюдянского района утверждена представительным органом муниципального образования - Думой Слюдянского муниципального района, а не местной администрацией, следовательно, порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком нарушен. Судом также не учтен тот факт, что методика, утвержденная решением Думы Слюдянского муниципального района от 25 марта 2021 года в редакциях решений от 29 апреля 2021 года и от 28 мая 2021 года является первичным документом, вместе с тем, в момент принятия решения Думы от 25 марта 2021 года расчет, который должен быть произведен по методике, ей не соответствовал. Не дана оценка доводам о наличии коррупциогенных факторов в виде неопределенности в использовании показателей и форм отчетности, которые не предусмотрены методикой, но использованы в расчете, что свидетельствует о формальном подходе к оценке доказательств о нарушении законодательства о противодействии коррупции. Кроме того, судом не привлечена в качестве заинтересованного лица Дума Слюдянского муниципального образования, руководитель которой обращался к административному ответчику по вопросу наличия нарушений, поскольку именно Дума поселения устанавливает расходные обязательства муниципального образования в решении думы о бюджете, в том числе в части сумм дотации из бюджета района.
Относительно доводов апелляционной жалобы Думой Слюдянского муниципального района, администрацией Слюдянского муниципального района, муниципальным казенным учреждением «Комитет финансов Слюдянского муниципального района» и участвующим в деле прокурором представлены возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель администрации Слюдянского городского поселения Слюдянского района ФИО4 доводы апелляционной жалобы поддержала. Представитель Думы Слюдянского муниципального района ФИО5, представитель Думы Слюдянского муниципального района, мэра Слюдянского муниципального района и администрации Слюдянского муниципального района ФИО6, представитель муниципального казенного учреждения «Комитет финансов Слюдянского муниципального района» ФИО7 возражали против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 142.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации, бюджетам городских, сельских поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, в том числе межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.
Судом первой инстанции установлено, что на территории Слюдянского муниципального района вопрос предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии со статьей 142.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации регулируется Порядком предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Слюдянского муниципального района, утвержденным решением Думы Слюдянского муниципального района от 27 февраля 2020 года № 9-VII рд (далее - Порядок).
Главой 2 указанного Порядка предусмотрено, что межбюджетные трансферты на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений предоставляются в форме иных межбюджетных трансфертов.
В соответствии с главой 3 Порядка иные межбюджетные трансферты из бюджета района предоставляются, в том числе в случае оказания финансовой поддержки мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений.
В соответствии с главой 4 Порядка иные межбюджетные трансферты в форме дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов городских и сельских поселений Слюдянского района предоставляются в целях финансового обеспечения расходных обязательств поселений, установленных федеральным законодательством.
Объем межбюджетных трансфертов в форме дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов городских и сельских поселений Слюдянского района, методика их распределения, порядок их предоставления устанавливаются решением Думы о бюджете района.
Решением Думы от 24 декабря 2020 года № 46-VIIрд «О бюджете Слюдянского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее - решение о бюджете) утвержден бюджет Слюдянского муниципального района на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы.
В указанное решение внесены изменения решениями Думы от 25 марта 2021 года № 15-VIIрд, от 29 апреля 2021 года № 26-VIIрд (в редакции решения от 7 июля 2021 года № 44-VIIрд), от 28 мая 2021 года № 32-VIIрд (в редакции решения от 7 июля 2021 года № 45-VlIрд), от 24 июня 2021 года № 42-VIIрд.
Данными решениями Думы утверждены размеры иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, в том числе, Слюдянскому городскому поселению в размере . (приложения №№ 4 и 5), а также Методика распределения в 2021 году иных межбюджетных трансфертов в форме дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов городских и сельских поселений Слюдянского района (приложение № 10).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействующими приложений №№ 4, 5,10 к решению о бюджете в указанной части, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые административным истцом положения решения о бюджете не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы Слюдянского муниципального образования.
В соответствии со статьей 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:
дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
дотаций из бюджетов городских округов с внутригородским делением на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов;
субвенций из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских, сельских поселений в случаях, установленных статьями 133 и 140 настоящего Кодекса;
субвенций из бюджетов городских округов с внутригородским делением бюджетам внутригородских районов в случаях, установленных статьями 133 и 140 настоящего Кодекса;
субсидий бюджетам муниципальных образований;
субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в случаях, установленных статьей 142.2 настоящего Кодекса;
иных межбюджетных трансфертов.
Таким образом, иные межбюджетные трансферты являются одной из форм межбюджетных трансфертов. Иными межбюджетными трансфертами городским и сельским поселениям, предоставляемыми в целях обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, в том числе, по решению вопросов местного значения, осуществляется выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, которое достигается путем использования всех форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов муниципальных районов.
Согласно статье 60 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений, внутригородских районов осуществляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Частью 3 статьи 65 этого же федерального закона предусмотрено, что бюджетам городских и сельских поселений, внутригородских районов могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, городского округа с внутригородским делением в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как предусмотрено Порядком предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Слюдянского муниципального района, утвержденным решением Думы Слюдянского муниципального района от 27 февраля 2020 года № 9-VII рд, данный Порядок регламентирует предоставление из бюджета района иных межбюджетных трансфертов городским и сельским поселениям на сбалансированность бюджетов муниципальных образований по реализации отдельных расходных обязательств.
Принцип сбалансированности бюджета, на котором основана бюджетная система Российской Федерации (абзац седьмой статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации), означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета (статья 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Согласно части 3 статьи 52 Федерального закона № 131-ФЗ бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в случаях, установленных абзацами вторым - четвертым пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при этом, согласно пункту 2 данной статьи, расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 этой же статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Абзацем вторым указанной статьи предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Бюджетные полномочия муниципальных образований регламентированы статьей 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно абзацу третьему пункта 2 которой к бюджетным полномочиям муниципальных районов помимо полномочий, перечисленных в пункте 1 указанной статьи, относится установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений.
Таким образом, представительный орган муниципального района наделен полномочиями по утверждению случаев и порядка предоставления бюджетам городских, сельских поселений иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района.
В соответствии с частью 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Из указанной нормы следует, что полномочиями по разработке и утверждению методики распределения межбюджетных трансфертов (одной из форм которых являются иные межбюджетные трансферты) наделены исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований.
Вместе с тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, представительным органом муниципального образования - Думой Слюдянского муниципального района утвержден не только Порядок предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Слюдянского муниципального района, что соответствует закону, но также утверждена и Методика распределения в 2021 году иных межбюджетных трансфертов (приложение № 10 к решению о бюджете) в отсутствие соответствующих полномочий.
Доводы административных ответчиков и заинтересованного лица об обратном основаны на неправильном толковании закона, в связи с чем являются несостоятельными.
Поскольку размеры иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района бюджету Слюдянского городского поселения, определены в соответствии с оспариваемой Методикой распределения указанных трансфертов, приложения №№ 4 и 5 к решению о бюджете в части пунктов, предусматривающих размер указанных трансфертов бюджету Слюдянского городского поселения, также противоречат действующему федеральному законодательству.
Доводы апеллянта о непривлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица Думы Слюдянского муниципального образования являются необоснованными, основания для этого у суда отсутствовали.
Иные доводы апелляционной инстанции, касающиеся существа оспариваемой Методики, правового значения не имеют и во внимание не принимаются, поскольку установлено, что методика утверждена неуполномоченным органом.
Учитывая, что решение суда основано на неправильном применении норм материального права, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований и признании недействующими приложения № 4 и № 5 к решению Думы Слюдянского муниципального района от 24 декабря 2020 года № 46-VIIрд «О бюджете Слюдянского муниципального района на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» в редакции решений Думы Слюдянского муниципального района от 25 марта 2021 года № 15-VIIрд, от 29 апреля 2021 года № 26-VIIрд, от 28 мая 2021 года № 32-VIIрд, от 24 июня 2021 года № 42-VIIрд в части пунктов «межбюджетные трансферты на повышение финансовой устойчивости бюджета Слюдянского городского поселения путем предоставления иных межбюджетных трансфертов на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в сумме . подпрограммы «Обеспечение качественного и сбалансированного управления бюджетными средствами Слюдянского муниципального района» муниципальной программы «Совершенствование механизмов управления Слюдянского муниципального района»; приложение № 10 к решению Думы Слюдянского муниципального района от 24 декабря 2020 года № 46-VIIрд «О бюджете Слюдянского муниципального района на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» в редакции решений Думы Слюдянского муниципального района от 25 марта 2021 года № 15-VIIрд, от 29 апреля 2021 года № 26-VIIрд (в редакции решения от 7 июля 2021 года № 44-VIIрд), от 28 мая 2021 года № 32-VIIрд (в редакции решения от 7 июля 2021 года № 45-VIIрд), поскольку решениями Думы Слюдянского муниципального района от 7 июля 2021 года № 44-VIIрд и от 7 июля 2021 года № 45-VIIрд изменения в приложения №№ 4 и 5 не вносились и касались только приложения № 10, а решением Думы от 24 июня 2021 года № 42-VIIрд не вносились таковые в приложение № 10.
Оспариваемый нормативный правовой акт применялся, на его основании были реализованы права субъектов регулируемых им правоотношений, в связи с чем он подлежит признанию недействующим в части со дня вынесения настоящего апелляционного определения.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о данном решении должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вынесения апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять по административному делу новое решение, которым административное исковое заявление администрации Слюдянского городского поселения Слюдянского района удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня вынесения настоящего апелляционного определения приложения № 4 и № 5 к решению Думы Слюдянского муниципального района от 24 декабря 2020 года № 46-VIIрд «О бюджете Слюдянского муниципального района на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» в редакции решений Думы Слюдянского муниципального района от 25 марта 2021 года № 15-VIIрд, от 29 апреля 2021 года № 26-VIIрд, от 28 мая 2021 года № 32-VIIрд, от 24 июня 2021 года № 42-VIIрд в части пунктов «межбюджетные трансферты на повышение финансовой устойчивости бюджета Слюдянского городского поселения путем предоставления иных межбюджетных трансфертов на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в сумме подпрограммы «Обеспечение качественного и сбалансированного управления бюджетными средствами Слюдянского муниципального района» муниципальной программы «Совершенствование механизмов управления Слюдянского муниципального района»; приложение № 10 к решению Думы Слюдянского муниципального района от 24 декабря 2020 года № 46-VIIрд «О бюджете Слюдянского муниципального района на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» в редакции решений Думы Слюдянского муниципального района от 25 марта 2021 года № 15-VIIрд, от 29 апреля 2021 года № 26-VIIрд (в редакции решения от 7 июля 2021 года № 44-VIIрд), от 28 мая 2021 года № 32-VIIрд (в редакции решения от 7 июля 2021 года № 45-VIIрд).
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Думе Слюдянского муниципального района опубликовать сообщение о данном решении в печатном издании «Славное море» в течение одного месяца со дня вынесения апелляционного определения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Иркутский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.