Судья Мамий М.Р. дело №33а-426/2020
(в 1 инст. № 3а-1/2020 (3а-48/2019))
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судья Верховного Суда Республики Адыгея Панеш Ж.К. рассмотрев частную жалобу административного ответчика Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея на определение Верховного суда Республики Адыгея от 02.08.2019 о назначении судебной финансово-экономической экспертизы в части распределения расходов по оплате стоимости экспертизы по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти Республики Адыгея,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в Верховный суд Республики Адыгея с административным исковым заявлением об оспаривании Приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 07.09.2018 № 131-п «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами» (с изменениями в редакции Приказа от 18.06.2019 № 58-п) в части установления предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «ЭкоЦентр».
Определением суда первой инстанции от 02.08.2019 по делу назначена судебная финансово-экономическая экспертиза с целью установления экономической обоснованности предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «ЭкоЦентр» и величины завышения либо занижения размеров указанных тарифов. Производство экспертизы поручено ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики». Расходы по оплате экспертизы возложены на административного ответчика Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея.
На указанное определение суда административным ответчиком Управлением государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея подана частная жалоба в части распределения судебных расходов на проведение экспертизы. Доводы частной жалобы сводятся к тому, что поскольку в ходе обсуждения вопроса о назначении судебной экспертизы, стороны по делу выразили мнение о нецелесообразности ее проведения, то в соответствии с пунктом 2 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) проведение, назначенной по инициативе суда экспертизы должно оплачиваться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Также податель жалобы ссылается на неправомерность возложения расходов по оплате судебной финансово-экономической экспертизы на Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея, ввиду отсутствия у Управления бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств для оплаты стоимости проведения экспертизы в размере 1 100 000 рублей, поскольку годовая сумма бюджетных ассигнований Управления составляет 900 000 рублей. В частной жалобе административный ответчик просит суд отменить определение суда первой инстанции от 02.08.2019 в части возложения на Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея обязанности по оплате расходов на проведение назначенной по делу судебной финансово-экономической экспертизы, возместить расходы по оплате проведения назначенной по инициативе суда экспертизы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также рассмотреть вопрос о привлечении в качестве эксперта Союз «Торгово-промышленная палата Ростовский области» для проведения назначенной судебной финансово-экономической экспертизы, стоимость проведения которой составит 97 650 рублей.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 18.10.2019 определение Верховного суда Республики Адыгея от 02.08.2019 отменено в части, по делу назначена судебная финансово-экономическая экспертиза, проведение которой поручено Союзу «Торгово-промышленная палата Ростовской области» с возложением расходов по оплате экспертизы на Управление Судебного департамента в Республике Адыгея.
Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17.12.2019 апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 18.10.2019 отменено и настоящее дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в ином составе судей.
Поскольку из содержания частной жалобы следует, что определение Верховного суда Республики Адыгея от 02.08.2019 обжалуется в части распределения судебных расходов на проведение судебной экспертизы, то в силу положения частей 2, 2.1 статьи 315 КАС РФ, рассмотрение настоящей частной жалобы осуществляется судьей суда апелляционной инстанции единолично по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания. Оснований для вызова лиц, участвующих в деле в судебное заседание, предусмотренных частью 3 статьи 315 КАС РФ не установлено.
Изучив изложенные в частной жалобе доводы, исследовав представленные материалы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 202 КАС РФ, определение суда может быть обжаловано отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела, если это предусмотрено КАС РФ либо если определение суда препятствует дальнейшему движению административного дела. Возражения в отношении определения суда, не подлежащего обжалованию отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела (включая протокольное определение), могут быть изложены при обжаловании данного акта.
В свою очередь статьями 77, 78 КАС РФ возможность обжалования определения о назначении судебной экспертизы не предусмотрена. Данное определение не препятствует дальнейшему движению административного дела.
При этом, в силу положений статей 115, 193 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определение суда о назначении судебной экспертизы может быть обжаловано лишь по вопросам, связанным с судебными расходами, а также в части приостановления производства по административному делу.
Между тем в частной жалобе административный ответчик Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея наряду с обжалованием определения Верховного суда Республики Адыгея от 02.08.2019 в части возложения на него обязанности по оплате расходов на проведение судебной экспертизы, просит суд апелляционной инстанции рассмотреть вопрос о привлечении в качестве эксперта Союз «Торгово-промышленная палата Ростовский области» для проведения назначенной по делу судебной финансово-экономической экспертизы.
Однако, из материалов дела, в частности из содержания протокола предварительного судебного заседания от 02.08.2019 не следует, что в суде первой инстанции в ходе обсуждения вопроса о назначении судебной экспертизы представителями административного ответчика Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея было предложено поручить проведение экспертизы экспертному учреждению Союз «Торгово-промышленная палата Ростовский области». Представители административного ответчика, в случае назначения судебной экспертизы, просили поручить ее проведение ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики» (т. 1 л.д. 199-201).
Таким образом, требование частной жалобы о рассмотрении вопроса о привлечении в качестве эксперта Союз «Торгово-промышленная палата Ростовский области» для проведения назначенной по делу судебной финансово-экономической экспертизы является незаконным и удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, доводы частной жалобы относительно возмещения расходов по оплате проведения экспертизы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, суд апелляционной инстанции признает обоснованными ввиду следующего.
Согласно части 2 статьи 77 КАС РФ, суд может назначить экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе. Экспертиза может быть назначена по инициативе суда, если экспертиза предусмотрена законом или ее проведение необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если требуется проведение дополнительной или повторной экспертизы, либо если проведение экспертизы необходимо в связи с выявленными обстоятельствами административного дела и представленными доказательствами.
Как следует из материалов дела, в частности из содержания протокола предварительного судебного заседания от 02.08.2019, назначение судебной финансово-экономической экспертизы с целью установления экономической обоснованности предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «ЭкоЦентр» и величины завышения либо занижения размеров указанных тарифов, инициировано судом. В ходе предварительного судебного заседания 02.08.2019 ни сторона административного истца, ни сторона административного ответчика ходатайства о назначении судебной экспертизы не заявляли. Представители административного ответчика Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея и представитель заинтересованного лица ООО «ЭкоЦентр» полагали проведение экспертизы нецелесообразным и возражали против ее назначения.
Таким образом, судебная финансово-экономическая экспертиза по настоящему делу 02.08.2019 была назначена по инициативе суда в отсутствие ходатайства лиц, участвующих в деле.
В силу части 1 статьи 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Суммы, подлежащие выплате экспертам относятся к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела (п.1 ст. 106 КАС РФ).
Согласно части 3 статьи 108 КАС РФ, эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам и специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами и со специалистами.
Если экспертиза назначена по ходатайству лица, участвующего в деле, не освобожденного от уплаты сумм за проведение экспертизы, в определении также указывается на обязанность этого лица внести в срок, установленный судом, на счет, определяемый в соответствии со статьей 109 КАС РФ, денежную сумму, подлежащую выплате эксперту, в размере, определенном судом на основании соглашения сторон и эксперта (ч. 4 ст. 78 КАС РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 109 КАС РФ, в случае, если назначение экспертов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе суда, соответствующие расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
При изложенных обстоятельствах, правовых оснований для возложения на административного ответчика Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея обязанности по оплате назначенной по делу судебной финансово-экономической экспертизы у суда первой инстанции не имелось.
С учетом указанных обстоятельств и приведенных выше норм процессуального законодательства, суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить определение Верховного суда Республики Адыгея от 02.08.2019 в части возложения на административного ответчика Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея обязанности по оплате расходов на проведение судебной экспертизы и разрешить в этой части вопрос по существу, возместив расходы по оплате проведения ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики» судебной финансово-экономической экспертизы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 109, 315 - 317 КАС РФ, судья апелляционной инстанции
о п р е д е л и л :
определение Верховного суда Республики Адыгея от 02.08.2019 о назначении судебной финансово-экономической экспертизы по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти Республики Адыгея в части, отменить в части возложения на административного ответчика Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея обязанности по оплате расходов на проведение судебной экспертизы, разрешив в указанной части разрешить вопрос по существу.
Расходы по оплате проведения ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики» судебной финансово-экономической экспертизы, назначенной определением Верховного суда Республики Адыгея от 02.08.2019 возместить за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В остальной части определение Верховного суда Республики Адыгея от 02.08.2019 оставить без изменения.
Настоящее апелляционное определение направить в отдел финансового и материально технического обеспечения Верховного суда Республики Адыгея для исполнения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (350020, <...>) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции – Верховный суд Республики Адыгея (385000, <...>).
Судья Верховного суда
Республики Адыгея подпись Ж.К. Панеш
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея подпись Ж.К. Панеш