ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 3А-37/2018 от 10.04.2018 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-37/2018 Председательствующий судья Горбачевская Ю.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33а-1516/2018

г. Брянск 10 апреля 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Сидоренковой Е.В.,

судей областного суда Алейниковой С.А., Маклашова В.И.,

при секретаре Савиной М.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Федосова А.Н.- Попова А.А. на решение Брянского областного суда от 08 февраля 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Федосова Александра Николаевича к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной.

Заслушав доклад по делу судьи Сидоренковой Е.В., объяснения представителя Федосова А.Н. - Попова А.А., представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» Лавреновой К.Н., представителя Управления Росреестра по Брянской области Богушевской Н.С., представителя Управления имущественных отношений Брянской области Хвалевой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Федосов А.Н. обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что является арендатором нежилых помещений:

2-ой этаж нежилого трехэтажного здания (площадь арендуемых помещений второго этажа 85 кв. м), расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ;

нежилого помещения площадью 46, 6 кв.м., расположенного в нежилом одноэтажном здании по адресу: <адрес>, с кадастровым номером .

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2015 года составляет 35 996 071 руб. 67 коп.

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2015 года составляет 6 186 822 руб.80 коп.

Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость объектов недвижимости завышена, что влияет на размер налогов, истец просил суд установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке ООО «Навигатор Права и Оценки» от 22 декабря 2017 года № 30, по состоянию на 01 января 2015 года, объекта недвижимости с кадастровым номером - в размере 16 062 773 руб. 14 коп., объекта недвижимости с кадастровым номером - в размере 3 741 432 руб. 66 коп.

Решением Брянского областного суда от 8 февраля 2018 года в удовлетворении административного иска Федосова А.Н. отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Попов А.А. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что согласно действующему законодательству реализация права на оспаривание кадастровой стоимости не ставится в зависимость от того, была ли ранее стоимость оспорена иными лицами. Прямого запрета на повторное оспаривание кадастровой стоимости иным лицом, чьи права и законные интересы нарушены, законодательство не содержит. Вывод суда о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости определена в рамках оспаривания государственной кадастровой оценки и представляет собой рыночную стоимость объектов недвижимости, опровергается выпиской из ЕГРН, в которой данная стоимость является кадастровой. В этой связи суд необоснованно отклонил ходатайство о проведении судебной оценочной экспертизы.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления имущественных отношений Брянской области Хвалева О.А. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а обжалуемое решение - без изменения.

Представитель Федосова А.Н. - Попов А.А. в заседании судебной коллегии доводы жалобы поддержал, просил решение суда отменить.

Представители ФГБУ «ФКП Росреестра» Лавренова К.Н., представитель Управления Росреестра по Брянской области Богушевская Н.С., представитель Управления имущественных отношений Брянской области Хвалева О.А. возражали против удовлетворения заявленных требований.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

В силу ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Для целей налогообложения и иных предусмотренных законодательством РФ целей проводится государственная кадастровая оценка недвижимости, под которой понимается определенная совокупность действий, собранных в единую систему.

Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно ст. 3 названного Федерального закона под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.

Как указано в п. 4 ч. 2 ст. 246 и п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ, п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при обращении с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, заявителем представляется отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Согласно ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В части 7 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" также содержатся аналогичные требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Судом первой инстанции установлено, что объект недвижимости- 2-ой этаж нежилого трехэтажного здания (площадь арендуемых помещений второго этажа 85 кв. м) расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , находится в аренде у Федосова А.Н. на основании договора аренды нежилого помещения б/н от 15 декабря 2017 года.

Объект недвижимости площадью 46,6 кв.м, расположенный в нежилом одноэтажном здании по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , также находится в аренде у Федосова А.Н. на основании договора аренды нежилых помещений б/н от 18 декабря 2017 года.

Указанные объекты являются собственностью Севского районного союза потребительских обществ.

Работы по государственной кадастровой оценке названных объектов недвижимости выполнены на основании Приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 11.02.2015 № 333 «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области», и государственного контракта от 13.07.2015 года № 14-6, заключенного с оценочной организацией ООО «КурсИнвест».

Результаты определения кадастровой стоимости Утверждены Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2015 года№ 1890.

По состоянию на 1 января 2015 года установлена кадастровая стоимость следующих объектов недвижимости:

нежилого здания, площадью 399 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , в размере 23 773 908 руб. 27 коп.;

здания, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , в размере 119 663 998 руб. 6 коп.

Решением комиссии № 6/33 от 24 марта 2017 года заявление Севского районного союза потребительских обществ (собственника данных объектов) о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий на предмет установления их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 года удовлетворено: в отношении нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость установлена в размере рыночной- 6 186 822 руб. 80 коп.

Решением комиссии № 25/21 от 2 декабря 2016 года также удовлетворено заявление Севского районного союза потребительских обществ в отношении нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость установлена в размере рыночной- 35 996 071 руб. 67 коп.

ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области данные об установленной кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 13 декабря 2016 года и 5 апреля 2017 года соответственно.

Решением Брянского областного суда от 1 декабря 2017 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Севского районного союза потребительских обществ об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости. В данном деле истцом оспаривалась та же стоимость, которая была определена решениями комиссии при Управлении Росреестра по Брянской области от 24 марта 2017 года и от 2 декабря 2016 года в отношении тех же объектов недвижимости.

Обращаясь в суд с настоящим иском, административный истец полагает, что у него имеется право па оспаривание кадастровой стоимости арендуемых объектов недвижимости в соответствии с абз. 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», несмотря на то, что она ранее уже была пересмотрена на основании заявления собственника имущества.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, исходил из того, что оспаривание кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, уже установленной в результате оспаривания государственной кадастровой оценки, законом не предусмотрено. Так же законом не предусмотрено право нового владельца имущества (в данном случае арендатора Федосова А.Н.) вторично по этим же основаниям обратиться в суд об оспаривании установленной комиссией кадастровой стоимости тех же объектов и установлении ее в размере иной рыночной стоимости.

Суд указал, что принятие комиссией решения об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, находящихся в аренде у административного истца, в размере их рыночной стоимости, установление такой стоимости, внесения этих результатов в государственный кадастр недвижимости, препятствует административному истцу в пересмотре указанной кадастровой стоимости установленной на ту же дату, в отношении тех же объектов недвижимости по тем же основаниям, поскольку такое право не предусмотрено законом.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он подтвержден материалами дела, представленными доказательствами, и основан на правильном применении норм материального права.

Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статей 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Если арендная плата за пользование имуществом, находящимся в собственности граждан и (или) юридических лиц, рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости, арендатор вправе оспорить указанную стоимость, когда согласие собственника на такой пересмотр выражено в договоре либо в иной письменной форме.

Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что кадастровая стоимость объектов недвижимости уже определена в рамках оспаривания государственной кадастровой оценки и представляет собой рыночную стоимость объектов недвижимости.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.

Довод апелляционной жалобы о том, что реализация права на оспаривание кадастровой стоимости не ставится в зависимость от того, была ли ранее стоимость оспорена иными лицами, отклоняется как основанный на неправильном толковании норм материального права.

То обстоятельство, что ранее при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости истец участия не принимал, не влияет на размер рыночной стоимости объектов.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к его отмене.

Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Брянского областного суда от 08 февраля 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Федосова Александра Николаевича к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной- оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Попова А.А. – без удовлетворения.

Председательствующий Е.В. Сидоренкова

Судьи областного суда С.А. Алейникова

В.И. Маклашов