ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 402А-1045/2022 от 19.10.2022 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Маштакова Н.А. 33а-3549/2022

18RS0-40 2а-1045/2022

Апелляционное определение

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда У. Республики в составе:

председательствующего судьи Машкиной Н.Ф.,

судей Соловьева В.А., Сентяковой Н.Н.,

при секретаре Константиновой А.В.

с участием Кузнецовой А.А. и ее представителя Зориной С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 19 октября 2022 года дело по апелляционной жалобе Кузнецовой А.А. на решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Кузнецовой А. А. к Управлению социальной защиты населения в У. Республике при Министерстве социальной политики и труда У. Республики о признании незаконным решения от 27.08.2021г. об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет, к Казенному учреждению У. Республики «Республиканский центр социальных выплат» о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет.

Заслушав доклад судьи Верховного суда У. Республики Соловьева В.А., судебная коллегия

установила:

Кузнецова А. А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения в <адрес> о признании решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет незаконным. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГКузнецова А.А. обратилась в Управление социальной защиты населения в <адрес> с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Решением Управления социальной защиты населения в <адрес> от 27.08.2021г. в назначении ежемесячной денежной выплате на ребенка от 3 до 7 лет включительно было отказано, в виду наличия недвижимого имущества, превышающего уровень имущественной обеспеченности семьи получателя. Однако квартира, расположенная по адресу: <адрес>195, жилым помещением не является, поскольку многоквартирный дом, в котором она находится, не введен в эксплуатацию ввиду несоответствия техническим требованиям и проектной документации. Следовательно, наличие в собственности этой квартиры не может быть расценено как «наличие недвижимого имущества, превышающего уровень имущественной обеспеченности семьи получателя», поскольку ключевым обстоятельством, предусмотренным п.п. 4 п. 20 Постановления Правительства У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ является наличие в собственности у заявителя именно жилого помещения, превышающего определенную норму.

В ходе рассмотрения дела была произведена замена административных ответчиков на Управление социальной защиты населения в У. Республике при Министерстве социальной политики и труда У. Республики, Казенное учреждение У. Республики «Республиканский центр социальных выплат», также истец заявила требования, которыми просила признать решение Управления социальной защиты населения в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно незаконным, а также обязать Казенное учреждение У. Республики «Республиканский центр социальных выплат» повторно рассмотреть заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное при неправильно установленных обстоятельствах, имеющих существенное значение для дела.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Кузнецова А.А. и ее представитель Зорина С.В. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, заказным письмом с уведомлением о вручении были извещены о времени и месте судебного заседания, дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу статьи 226 КАС РФ - если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия (решения) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (решения) нормативным правовым актам и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Имеющимися по делу доказательствами подтверждены следующие обстоятельства спора.

27.08.2021г. Кузнецова А.А. подала в Управление социальной защиты населения в <адрес> заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно.

В разделе 4 заявления о назначении денежной выплаты Кузнецовой А.А. была сделана отметка о наличии в собственности жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания.

К указанному заявлению Кузнецовой А.А. были приложены следующие документы:

-свидетельство о государственной регистрации права от 15.09.2015г. на квартиру (кадастровый , назначение: жилое, общая площадь 131,2 кв.м., этаж 6), находящуюся по адресу: <адрес>;

-ответ Главного управления государственного строительного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГТГ-5186/09-03 на обращение Суздаль Р. М. от 16.07.2020г. по вопросу предоставления сведений по объекту капитального строительства — многоквартирного жилого дома (далее — МКД), расположенного по адресу: <адрес>, с приложением Распоряжением Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).

-распоряжение Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому утверждалось заключение <адрес> о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, выданное ООО «ИРОН интернешнл» по объекту: «Многоэтажный жилой дом», расположенному по адресу: <адрес>, ВОК «Выстрел».

-распоряжение Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ об отмене заключения <адрес> о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, выданное ООО «ИРОН интернешнл» по объекту: «Многоэтажный жилой дом», расположенному по адресу: <адрес>, ВОК «Выстрел».

Уполномоченным органом в соответствии с п. 17 Постановления были направлены запросы в порядке межведомственного электронного взаимодействия, в том числе запрос в Росреестр о предоставлении сведений о недвижимом имуществе, содержащихся в ЕГРН, принадлежащем на праве собственности административному истцу и ее ребенку.

В ответ на указанный запрос филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по У. Республике была представлена выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-002/2021- 95457, согласно которой Кузнецовой А.А. по состоянию на 28.07.2021г. принадлежат следующие объекты недвижимости:

-помещение (кадастровый , площадь 19,7 кв.м., назначение жилое помещение), расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес>, городской округ город-курорт Сочи, город-курорт Сочи, Лазаревский внутригородской район <адрес>, ул. <адрес>йная, <адрес>, в собственности с ДД.ММ.ГГГГ, запись о государственной регистрации права , ограничение прав и обременение объекта недвижимости: ипотека в силу закона с ДД.ММ.ГГГГ;

-помещение (кадастровый , площадь 131,2 кв.м., назначение жилое помещение), расположенное по адресу: <адрес>, р-н, Солнечногорский, <адрес>, в собственности с ДД.ММ.ГГГГ запись о государственной регистрации права .

Изучив комплект документов, представленных заявителем, документов полученных по межведомственным запросам, Управлением социальной защиты населения в <адрес> 27.08.2021г. было принято решение об отказе в назначении денежной выплаты, в виду наличия недвижимого имущества, превышающего уровень имущественной обеспеченности семьи получателя.

Оспариваемое решение принято Управлением социальной защиты в <адрес> 27.08.2021г. Административный иск подан в суд Кузнецовой А.А. 12.11.2021г., что свидетельствует о соблюдении срока обращения в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у заявителя Кузнецовой А.А. на момент подачи заявления от 28.07.2021г. имелось в собственности два помещения с назначением "жилое", суммарная площадь которых больше 24 кв. метров в расчете на одного человека на количество членов семьи, в отсутствие исключений при расчете данной суммарной площади, установленных п.п. 4 п. 20 Постановления , соответственно отказ Управления социальной защиты населения в <адрес> 27.08.2021г. в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет, в виду наличия недвижимого имущества, превышающего уровень имущественной обеспеченности семьи получателя являлся законным и обоснованным.

С данными выводами судебная коллегия полагает необходимым согласиться.

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» с ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовая форма заявления о ее назначении.

Указом Г. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» на территории У. Республики с ДД.ММ.ГГГГ была установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей.

Во исполнение вышеуказанных актов Постановлением Правительства У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждено Положение о порядке и условиях предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.

Приказом Министерства социальной политики и труда У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент Министерства социальной политики и труда У. Республики по предоставлению государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно устанавливающий порядок, последовательность и сроки выполнения административных процедур.

В соответствии с п. 12 Постановления заявление о назначении ежемесячной выплаты подается заявителем лично в территориальный орган Министерства социальной политики и труда У. Республики по месту жительства заявителя (далее - уполномоченный орган).

Одновременно с заявлением заявитель представляет документы (сведения), перечень которых предусмотрен в п. 14 Постановления .

Согласно п. 20 Постановления Основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются:

наличие в собственности у заявителя и членов его семьи 2 и более зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", суммарная площадь которых не более 24 кв. метров в расчете на одного человека (за исключением зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", приобретенных с учетом полученный безвозмездной субсидии на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение жилых помещений за счет средств бюджета У. Республики в рамках социальной поддержки многодетной семьи, предусмотренной Законом У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 13-РЗ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"; доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, равной не более одной трети от общей площади жилого помещения; жилого помещения (части квартиры, комнаты), занимаемого заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, установленным в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания);

По итогам рассмотрения заявления уполномоченный орган уведомляет заявителя о решении о назначении ежемесячной выплаты либо об отказе в ее назначении.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, основанием для отказа 27.08.2021г. в назначении денежной выплаты Кузнецовой А.А., явилось наличие в собственности жилых помещений, суммарная площадь которых превышает 24 кв.м. в расчете на одного человека.

На момент рассмотрения заявления Кузнецовой А.А. Управлением социальной защиты в <адрес>, помещение (кадастровый , площадь 131,2 кв.м.), расположенное по адресу: <адрес>, р-н, Солнечногорский, <адрес> также имело статус жилого помещения.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с поименованным федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим федеральным законом сведений.

В статье 8 Федерального закона N 218-ФЗ определено, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений). В кадастр недвижимости вносятся среди прочих такие сведения об объекте недвижимости как его кадастровый номер и дата его присвоения, сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.

Согласно пункту 23 части 4 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости в числе основных сведений об объекте недвижимости подлежит внесению вид жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав.

Таким образом, следует считать, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, р-н, Солнечногорский, <адрес> также имело ранее и не утратило статус жилого помещения, без внесения соответствующих изменений в государственный реестр недвижимости. Поскольку статус объекта недвижимости определяется именно данными государственного реестра недвижимости.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений законодательства, регулирующих вопросы предоставления выплат на ребенка от 3 до 7 лет включительно, а также жилищного законодательства и законодательства о государственной регистрации прав, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62 КАС РФ.

Нарушений норм процессуального права, повлекших принятие судом первой инстанции не законного и не обоснованного решения, нарушение прав участников административного судопроизводства влекущих отмену решения, судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументировано изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Определение может быть обжаловано в 6 кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев через суд, вынесший решение

Председательствующий судья:

Судьи: