ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 41О0000-01-2020-000037-22Д от 28.01.2021 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД № 41OS0000-01-2020-000037-22 Дело № 66а-47/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Новосибирск 28 января 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Знаменщикова Р.В.,

судей Никитиной Г.Н., Роженцевой Ю.В.

при секретаре Таран И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи административное дело № 3а-31/2020 по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации о признании не действующими отдельных положений Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год,

с апелляционной жалобой Центрального банка Российской Федерации на решение Камчатского краевого суда от 16 октября 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Никитиной Г.Н., объяснения представителей Центрального банка Российской Федерации ФИО1, УФНС России по Камчатскому краю ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П., полагавшей решение подлежащим отмене в части, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции,

УСТАНОВИЛА:

5 декабря 2019 года приказом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края № 165 в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определен на 2020 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).

Указанный приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 10 декабря 2019 года и в печатном издании «Официальные Ведомости» от 31 декабря 2020 года № 269-274.

В Перечень на 2020 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включены здания:

в пункт 671 включен расчетно-кассовый центр с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

в пункт 814 включен расчетно-кассовый центр с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>;

в пункт 865 включен расчетно-кассовый центр с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>;

в пункт 1419 включено здание Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Камчатскому краю с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

в пункт 866 включено помещение, площадью 141,2 кв.м, расположенное в здании расчетно-кассового центра в п.г.т. Палана с кадастровым номером .

Центральный банк Российской Федерации (далее Банк России) обратился в Камчатский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими пунктов 671, 814, 865, 866, 1419 Приложения к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 5 декабря 2019 года № 165 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год».

В обоснование требований административный истец указывает, что служебные здания, включенные в оспариваемые пункты Перечня на 2020 год не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение зданий в Перечни противоречит действующему законодательству, нарушает законные интересы административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

По мнению административного истца, служебные здания, включенные в Перечень, специально предназначены для выполнения Банком России возложенных на него функций, в частности, для осуществления всех видов банковских операций. Спорные объекты являются федеральной собственностью и не входят в перечень, установленный статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, положения пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации к Банку России не применимы, поскольку в соответствии с подпунктом 3 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объект недвижимости подлежит налогообложению исходя из кадастровой стоимости у собственника или у организации, владеющим таким объектом на праве хозяйственного ведения, тогда как Банк России не является собственником служебных зданий, также они не предоставлены ему на праве хозяйственного ведения.

Решением Камчатского краевого суда от 16 октября 2020 года административное исковое заявление удовлетворено частично, признаны не действующими с момента принятия пункты 671, 814, 865, 1419 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 5 декабря 2019 года № 165. В остальной части заявленных требований отказано.

С апелляционной жалобой в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции обратился административный истец и просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующим пункта 866 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 5 декабря 2019 года № 165, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При этом указывает на неправильное применение норм материального права.

В обоснование доводов жалобы указывает, что суд при рассмотрении дела применил нормы Налогового кодекса Российской Федерации, не действующие в момент принятия оспариваемого правового акта. В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 января 2020 года, то есть на момент утверждения оспариваемого Перечня, объектом налогообложения для российских организаций признавалось недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом подпунктом 3 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 января 2020 года, было предусмотрено, что объект недвижимого имущества подлежит налогообложению (в данном случае, исходя из его кадастровой стоимости) у собственника такого объекта или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Положения пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении имущества Банка России, не находящегося в его собственности и хозяйственном ведении (имущество находится в федеральной собственности), не применяются. Банк России определяет налоговую базу исходя из среднегодовой стоимости имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с этим, включение помещения под кадастровым номером под № 866 в Перечень противоречит законодательству, действовавшему на момент утверждения данного Перечня.

Позиция административного истца согласуется с правовой позицией Минфина России, ФНС России, изложенной в письме ФНС России от 29 января 2018 года № БС-4-21/1479@ и письмах Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 октября 2019 года № 03-05-04-01/80986, от 31 марта 2020 года № 03-05-05-01/25436.

Вывод о незаконности включения в Перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих Банку России на ином праве, отличном от права собственности или права хозяйственного ведения, подтверждается также Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, расположенных на территории Камчатского края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённым постановлением Правительства Камчатского края от 22 мая 2017 года № 212-П, пунктом 3.4 которого определён круг субъектов, недвижимое имущество которых подвергается обследованию: собственники объектов или организации, владеющие объектом недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения.

Кроме того, судом не учтены обстоятельства, что Объект № 1 является составной частью здания РКЦ п.г.т. Палана с кадастровым номером (далее - Объект № 2). В отношении Объекта № 1 решения о его выделении в самостоятельный объект недвижимости не принималось, отдельно на объект право владения, пользования и распоряжения не оформлялось. Распоряжение указанным Объектом № 1 осуществляется Банком России на основании права, оформленного в целом на Объект № 2, а не на отдельное его помещение.

Оценка соответствия Объекта № 1 требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации должна даваться в совокупности с объектом № 2, а не как отдельному объекту недвижимого имущества.

Из анализа технической документации, выписок из ЕГРН на земельный участок, сам Объект № 2, в котором, в том числе, поименованы помещения, используемые ПАО «Сбербанк», следует, что названия и назначение помещений, здания в целом, вид разрешенного использования здания и земельного участка, категория земель не позволяют отнести Объект № 2 и входящий в его состав Объект № 1 к категории зданий, помещений, отвечающих требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Оценивая в качестве доказательства акт обследования вида фактического использования объекта недвижимости от 11 апреля 2018 года № 9 (Объект № 2) судом установлено, что в нем не приведены конкретные данные, на основании которых можно сделать вывод об использовании не менее 20 процентов общей площади этого здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; предложения, содержащиеся в акте, не могут служить достаточным основанием для включения спорного объекта в Перечень.

В тоже время акт обследования вида фактического использования объекта недвижимости от 13 апреля 2018 года № 25 (Объект № 1) идентичный по своему содержанию вышеприведенному документу и также не содержащий конкретных данных, на основании которых можно сделать вывод об использовании не менее 20 процентов общей площади этого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания судом принимается в качестве доказательства соответствия объекта требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 раздела 2 акта обследования вида фактического использования объекта недвижимости от 13 апреля 2018 года № 25 установлено фактическое использование Объекта № 1 под офисные помещения РКЦ п.г.т. Палана Отделения по Камчатскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации и ПАО «Сбербанк России» - дополнительный офис 8556/0171. Вместе с тем, акт не содержит информации о размере занимаемой каждым из юридических лиц площади помещения в Объекте № 1, а данный вопрос судом не выяснялся, противоречия, содержащиеся в представленных административным ответчиком актах обследования не устранены. Представленный фотоматериал не отвечает признаку относимости. Остались без внимания суда нарушения Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, расположенных на территории Камчатского края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённого постановлением Правительства Камчатского края от 22 мая 2017 года № 212-П, допущенные при фактическом обследовании Объекта № 1.

Кроме того, факт передачи Банком России нежилого помещения с кадастровым № в аренду хозяйствующему субъекту не должен, по мнению административного истца, влиять на решение вопроса об исключении указанного объекта недвижимости из Перечня объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку деятельность Банка России по управлению имуществом является реализацией возложенных на него государственно-властных полномочий. 90% полученной прибыли Банк России перечисляет в федеральный бюджет.

Включение в Перечень объекта, в силу прямого указания закона, относит недвижимое имущество к категории объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и тем самым возлагает на налогоплательщика обязанность рассчитывать и уплачивать налог по ставке для данной категории объектов недвижимости.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения, Управлением Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю представлен отзыв.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Суд первой инстанции, проанализировав предписания норм Налогового кодекса Российской Федерации, Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Камчатского края, утвержденного постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 17 февраля 2010 года № 710, сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка их опубликования.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

При этом в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Законом Камчатского края от 22 ноября 2007 года № 688 «О налоге на имущество организаций в Камчатском крае» установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении следующих объектов недвижимого имущества:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, включенные на соответствующий налоговый период в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной политики в сфере имущественных и земельных отношений Камчатского края;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, включенные на соответствующий налоговый период в Перечень (статья 3(1)).

По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.

Как следует из материалов административного дела Российская Федерация в лице Банка России является собственником следующих объектов недвижимости:

нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Проверяя обоснованность включения в оспариваемые пункты Перечня спорных объектов судом установлено, что здание с кадастровым номером расположено на земельном участке, имеющим вид разрешенного использования «для эксплуатации здания». Здания расчетно-кассовых центров расположены на земельных участках, имеющих вид разрешенного использования "общественное управление".

Суд первой инстанции, анализируя указанные виды разрешенного использования земельных участков, пришел к верному выводу о том, что они, не являясь безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, прямо не предполагают размещения на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в связи с чем для решения вопроса об отнесении спорных объектов недвижимости, размещенных на вышеназванных земельных участках, к объектам, перечисленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, требуется установление иных предусмотренных для этого законом оснований.

Поскольку вид разрешенного использования земельных участков, на котором расположены объекты недвижимости, из буквального прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на нем объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному налоговому законодательству, то административным ответчиком должны быть представлены данные о фактическом использовании объектов недвижимости или сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте объектов или документах технического учета (инвентаризации), указывающие на размещение в здании офисных, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания.

Как установлено судом и подтверждается материалами административного дела, мероприятия по определению вида фактического использования здания с кадастровым номером на момент включения в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества не проводились.

По данным административного ответчика, здание Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Камчатскому краю включено в перечень как административно-деловой центр по критерию его административного назначения.

Содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости характеристики здания: назначение - «нежилое», вид разрешенного использования – «административное», и сведения в документах технического учета не предусматривают размещение в здании офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. Наличие помещений с наименованиями «основное», «кабинет» об использовании здания в целях административного назначения не свидетельствует, поскольку приведенные наименования по своему значению не являются тождественными понятию «офис».

Таким образом, исходя из документов технического учета, суд пришел к правильному выводу, что спорное здание не может быть отнесено к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения.

Суд первой инстанции обоснованно признал решение административного ответчика в части включения в Перечень зданий расчетно-кассовых центров в с. Мильково, с. Тигиль и п.г.т. Палана незаконным.

Административный ответчик при принятии решения в указанной части руководствовался подпунктом 2 пункта 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Оценивая в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные административным ответчиком документы о фактическом использовании зданий расчетно-кассовых центров, суд, руководствуясь положениями пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, расположенных на территории Камчатского края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 22 мая 2017 года № 212-П, пришел к выводу, что из представленных актов обследования здания расчетно-кассового центра п.г.т. Палана от 11 апреля 2018 года, расчетно-кассового центра с. Мильково от 26 июня 2018 года, расчетно-кассового центра с. Тигиль от 17 мая 2018 года, ввиду отсутствия конкретных данных обследования, не представляется возможным сделать вывод об использовании не менее 20 процентов общей площади этих зданий для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости назначение зданий – нежилое, в графе «вид разрешенного использования» сведения отсутствуют.

Согласно техническим паспортам назначение входящих в состав зданий помещений не предусматривает размещение в них офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая операционный зал, кабинку клиента, отдел кредитования, кассы) или размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом, как указывалось выше, наличие помещений с наименованиями «основное», «кабинет» прямо не указывает на то, что эти здания предназначены для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. Здания специально предназначены для выполнения Банком России возложенных на него функций, в частности, для осуществления всех видов банковских операций (пункт 11 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").

Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу, что наименование нежилого помещения с кадастровым номером в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости предусматривает размещение офиса и фактически используется для размещения офиса, что позволяет его отнести к объектам недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда в силу следующего.

Судом установлено, что помещение с кадастровым номером , площадью 141,2 кв. м. расположено в нежилом здании с кадастровым номером , общей площадью 553,2 кв. м., расположенном по адресу: <...>.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 1 января 2020 года, объектом налогообложения является имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Порядок учета на балансе организации объекта основных средств регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н.

В соответствии с пунктом 6 данного Положения единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, которым признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

Согласно инвентарной карточке, имеющейся в материалах настоящего административного дела, двухэтажное здание, расположенное по ул. Поротова, д.14 в п.г.т. Палана Тигильского района Камчатского края, общей площадью 553,2 кв.м., состоит на балансе Банка России как основное средство и как единый объект бухгалтерского учета.

Доказательств того, что спорный объект состоит на балансе у административного истца в качестве основного средства, суду не представлено.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, данный вывод не опровергают.

При этом подпунктом 3 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 января 2020 года, было предусмотрено, что объект недвижимого имущества подлежит налогообложению (в данном случае, исходя из его кадастровой стоимости) у собственника такого объекта или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

В Едином государственной реестре недвижимости сведения о правообладателе указанного помещения отсутствуют.

При таких обстоятельствах, указанное помещение самостоятельным объектом налогообложения на дату включения в Перечень не являлось, следовательно, не подлежало включению в Перечень.

Заключение Банком России возмездного договора с коммерческой организацией Публичным акционерным обществом Сбербанк России по использованию части объекта недвижимости не свидетельствует о наличии оснований для определения налоговой базы как кадастровой стоимости.

Кроме того, из материалов административного дела следует, что Банком России налоговая база по налогу на имущество по спорным объектам, состоящим на балансе административного истца, рассчитывалась по среднегодовой стоимости имущества, в том числе по зданию с кадастровым номером 82:01:000001:369, в состав которого входит спорное помещение.

Включение в Перечень указанного помещения в качестве самостоятельного объекта налогообложения, повлечет уплату налога, исходя из кадастровой стоимости.

Следует отметить, что налогообложение расчетно-кассового центра со всеми помещениями в нем с одновременным налогообложением отдельных помещений этого здания (двойное налогообложение) Налоговым кодексом Российской Федерации не допускается.

Следовательно, включение указанного помещения в Перечень противоречит нормам федерального законодательства.

Кроме того, спорные объекты недвижимости также не подлежали включению в Перечень в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к налогу на имущество организаций объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 названного Кодекса.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует особенности определения налоговой базы из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

При этом подпунктом 3 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 января 2020 года, было предусмотрено, что объект недвижимого имущества подлежит налогообложению (в данном случае, исходя из его кадастровой стоимости) у собственника такого объекта или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы банка России.

Согласно статье 3 указанного Федерального закона целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на спорные объекты недвижимости (здание Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Камчатскому краю, здания расчетно-кассовых центров) принадлежат административному истцу на праве владения, пользования и распоряжения, то есть на ином праве, отличном от права собственности или права хозяйственного ведения.

Таким образом, положения пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении имущества Банка России, не находящегося в его собственности и хозяйственном ведении (имущество находится в федеральной собственности), не применяются. Банк России определяет налоговую базу исходя из среднегодовой стоимости имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции о признании недействующими пунктов 671, 814, 865 и 1419 Перечня по существу является правильным, в части отказа в удовлетворении требований административного истца о признании недействующим пункта 866 Перечня подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об удовлетворении требований, в связи с неправильным применением норм материального права.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Камчатского краевого суда от 16 октября 2020 года в части отказа в удовлетворения требований о признании не действующим пункта 866 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 5 декабря 2019 года № 165 отменить и принять в этой части новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.

Признать не действующим с момента принятия пункт 866 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 5 декабря 2019 года № 165.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Настоящее апелляционное определение подлежит опубликованию в течение месяца со дня его вынесения в печатном издании «Официальные ведомости».

На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Камчатский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи