ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 42О0000-01-2020-000045-70 от 11.08.2020 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД № 42OS0000-01-2020-000045-70

дело № 66а-572/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск 11 августа 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Красиковой О.Е.,

судей Никитиной Г.Н., Захарова Е.И.,

при секретаре Таран И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (№ 3а-130/2020) по административному исковому заявлению Шакирзянова Р.Н. о признании недействующими постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 года № 509 «Об определении на 2017 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость», постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 21 декабря 2017 года № 651 «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость», распоряжение администрации Кемеровской области от 21 декабря 2018 № 3-р «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» в части включения в Приложения к указанным актам принадлежащих истцу на праве собственности нежилых помещений,

по апелляционной жалобе Шакирзянова Р.Н. на решение Кемеровского областного суда от 12 мая 2020 года.

Заслушав доклад судьи Захарова Е.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Довыденко Н.П., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 года № 509 определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год. Согласно приложению к постановлению (далее – Перечень на 2017 год) в Перечень на 2017 год включено здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2017 года определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год. В перечень под пунктом 488 включено указанное выше здание.

Распоряжением Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2018 года № 3-р определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год. В Перечень на 2019 год также включено указанное здание с кадастровым номером (пункт 589).

Шакирзянов Р.Н., являющийся собственником нежилых помещений, с кадастровыми номерами , , , , входящих в состав указанного здания, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании приведенных норм недействующими. В обоснование своих требований ссылается на то, что здание с кадастровым номером не отвечает требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права административного истца, так как незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. Указывает на то, что мероприятия по определению вида фактического использования нежилых помещений и земельного участка на момент формирования Перечней ответчиком не проводились.

Решением Кемеровского областного суда от 12 мая 2020 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Шакирзянов Р.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвующим в деле прокурором, Администрацией Правительства Кузбасса и Правительством Кемеровской области – Кузбасса представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело по апелляционной жалобе при указанной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется, судебная коллегия приходит к следующему.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 года № 509, от 21 декабря 2017 года № 651, распоряжение Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2018 года № 3-р приняты уполномоченным органом и опубликованы в соответствии с требованиями указанного закона.

Как следует из подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ).

Статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам. В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса Российской Федерации данный налог устанавливается указанным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).

Решением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 26 ноября 2015 года № 266 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Прокопьевск налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

Проверяя правомерность включения спорных объектов недвижимости в Перечни, судом установлено, что Шакирзянов Р.Н. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами , , , , входящих в состав нежилого здания с кадастровым номером по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности, выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Указанный объект недвижимости включен в оспариваемые Перечни по виду разрешенного использования земельного участка на основании пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно кадастровому паспорту по состоянию на сентябрь 2016 года здание по адресу: <адрес> расположено на земельных участках с кадастровыми номерами , , , , , которые по данным кадастрового учета с 2 февраля 2015 года имеют вид разрешенного использования «магазины, торговые комплексы».

Кроме того, позже в ЕГРН внесены сведения еще об одном земельном участке с кадастровым номером , вид разрешенного использования «для размещения объектов торговли, магазины», на котором расположено спорное здание.

Поскольку вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположено указанное выше здание, предусматривает размещение торговых объектов, то данное обстоятельство является самостоятельным основанием для включения объекта недвижимого имущества, в котором расположены нежилые помещения, принадлежащие административному истцу в оспариваемые Перечни.

Судом первой инстанции правомерно указано на то, что доводы административного истца о том, что обязательным условием для решения вопроса о включении объекта недвижимости в Перечень является определение вида фактического использования здания и земельных участков, на которых оно расположено, а также наличие акта обследования, основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что принадлежащие ему помещения не находятся на земельных участках с видом разрешенного использования «магазины, торговые комплексы», что подтверждается заключением кадастрового инженера, несостоятельны, аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которым дана надлежащая, не согласится с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и верно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кемеровского областного суда от 12 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шакирзянова Р.Н. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Кемеровский областной суд.

Председательствующий

Судьи