ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 4617 от 16.05.2013 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Р.С. Бурганов Дело № 4617

Учет № 57

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ   16 мая 2013 года г.Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи О.А. Бегишева

судей А.Х. Хисамова, С.М. Тютчева

при секретаре судебного заседания Д.А. Закиевой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.А.Бегишева гражданское дело по апелляционной жалобе Ю.А. Мишина на решение Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 5 февраля 2013 года, которым постановлено:

в удовлетворении заявления Ю.А. Мишина отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав возражения представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» - Е.Г. Левашиной против удовлетворения доводов жалобы, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ю.А. Мишин обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Квалификационной комиссии по аттестации кадастровых инженеров Республики Татарстан.

В обоснование заявленных требований указал, что заявитель является кадастровым инженером и осуществляет кадастровую деятельность.

5 марта 2012 года Квалификационная комиссия по аттестации кадастровых инженеров Республики Татарстан приняла решение об аннулировании квалификационного аттестата кадастрового инженера Ю.А. Мишина. С данным решением комиссии Ю.А. Мишин не согласен, так как ему не было известно о наличии грубых решений при подготовке межевых планов. Ему не направлялись данные решения, о заседании комиссии заявитель не был уведомлен надлежащим образом. Кроме того, была нарушена процедура принятия обжалуемого решения.

Ю.А. Мишин просил признать решение Квалификационной комиссии по аттестации кадастровых инженеров Республики Татарстан от 5 марта 2012 года в части аннулирования квалификационного аттестата Ю.А. Мишина недействительным.

Судом к участию в деле были привлечены в качестве заинтересованных лиц Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по Республике Татарстан».

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» заявление возражала.

Представитель Квалификационной комиссии по аттестации кадастровых инженеров Республики Татарстан, представитель Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Татарстан при рассмотрении дела в суде первой инстанции отсутствовали.

Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе Ю.А. Мишина ставится вопрос об отмене судебного решения, указывается, что к моменту проведения квалификационной комиссии Ю.А. Мишину не было известно о решении, об отказе и наличии грубых ошибок при подготовке межевых планов.

В суде апелляционной инстанции представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» - Е.Г. Левашина в удовлетворении апелляционной жалобы возражала.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

В соответствии с п.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с ч.1, п.4 ч.7, ч.8 ст.29 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (далее -квалификационный аттестат).

Квалификационный аттестат аннулируется в случае: 4) принятия более чем десять раз в течение календарного года органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением кадастровым инженером требований, установленных настоящим Федеральным законом, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ (за исключением случаев, если такие решения были признаны недействительными в судебном порядке).

Решение об аннулировании квалификационного аттестата принимается квалификационной комиссией. В данном решении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, с обязательной ссылкой не соответствующие положения части 7 настоящей статьи. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший квалификационный аттестат, направляет копию решения об аннулировании такого квалификационного аттестата в течение одного рабочего дня со дня принятия данного решения в орган кадастрового учета, а также лицу, квалификационный аттестат которого в соответствии с данным решением аннулирован. Данная копия должна быть заверена должностным лицом указанного органа исполнительной власти. Квалификационный аттестат признается аннулированным и, следовательно, не действующим со дня внесения сведений о его аннулировании в государственный реестр кадастровых инженеров в соответствии с установленными статьей 30 настоящего Федерального закона правшами. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение об аннулировании квалификационного аттестата в судебном порядке.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»: 1. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи. 2 Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если: 2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона: 3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление. образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями: 3. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если: 4) доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута: 9) граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной. 5. При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если: 2) при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора. 8. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Если такое решение принято на основании пункта 2 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов. 13. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

Из материалов дела усматривается, что Ю.А. Мишин являлся кадастровым инженером.

13 декабря 2010 года ему был выдан квалификационный аттестат кадастрового инженера .....

Согласно распоряжению Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 июня 2010 года № 866-р осуществление полномочий по проведению аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, и выдаче квалификационных аттестатов кадастровых инженеров в Республике Татарстан возложено на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.

Также в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года № 407 к вопросам Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан относится формирование квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, и организация ее работы.

5 марта 2012 года Комиссия по аттестации кадастровых инженеров Республики Татарстан приняла решение об аннулировании квалификационного аттестата кадастрового инженера Ю.А. Мишина по основаниям, установленным п.4 ч.7 ст.29 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований Ю.А. Мишина по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции установлено, что в протоколе заседания Комиссии по аттестации кадастровых инженеров Республики Татарстан от 5 марта 2012 года .... указано, что на 11 решениях об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением кадастровым инженером Ю.А. Мишиным требований, установленных Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ.

Решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, в подавляющем большинстве были приняты по одной и той же причине - отсутствие в межевом плане документа, на основании которого в межевой план вносились сведения о разрешенном использовании формируемого земельного участка. При этом заявителям было рекомендовано оформить межевой план в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России № 412 от 24 ноября 2008 года.

В соответствии с п. 23 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 24 ноября 2008 года № 412 при подготовке межевого плана должны использоваться, в том числе, правоустанавливающие документы на земельный участок. Следовательно, характеристики земельного участка, должны соответствовать указанным документам.

Суд первой инстанции обоснованно и правомерно пришел к выводу, что требования Ю.А. Мишина об оспаривании действий Квалификационной комиссии по аттестации кадастровых инженеров республики Татарстан подлежат отклонению.

Согласно письму Минэкономразвития Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 13293-ИМ/Д23 «Об основаниях аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера», отсутствие в межевом плане сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, в зависимости от вида выполненных кадастровых работ, либо внесение в межевой план необоснованных сведений об объекте кадастровых работ (несоответствие требованиям к содержанию межевого плана, является грубым нарушением требований вышеуказанного Закона.

Одно из указанных решений ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республики Татарстан было обжаловано Ю.А. Мишиным в Приволжском районном суде г.Казани, решением Приволжского районного суда г.Казани в удовлетворении заявления было отказано.

Учитывая вышеизложенное, состоявшееся судебное постановление соответствует нормам материального и процессуального права, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые судом оценены надлежащим образом.

Доводы апелляционной жалобы Ю.А. Мишина, что к моменту проведения квалификационной комиссии Ю.А. Мишину не было известно о решениях об отказе и наличии грубых ошибок при подготовке межевых планов, не могут повлечь отмену правильного по существу судебного постановления.

Согласно п.54 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 22 января 2010 года №23, аннулирование квалификационного аттестата кадастрового инженера осуществляется по основаниям, установленным частью 7 статьи 29 Закона. В случае принятия более десяти раз в течение календарного года (далее - отчетный период) соответствующий территориальным органом органа кадастрового учета или подведомственным учреждением решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением кадастровым инженером требований, установленных Законом, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ (за исключением случаев, если такие решения были признаны недействительными в судебном порядке), указанный территориальный орган или подведомственное учреждение в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, направляет в комиссию письмо, обосновывающее наличие грубых нарушений кадастровым инженером требований, установленных Законом, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ, и прикладывает заверенные в установленном порядке копии решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.

Таким образом, действовавшим на момент выявления грубых ошибок в работе кадастрового инженера Ю.А. Мишина, законодательством не предусматривалась обязанность органа кадастрового учета по направлению в адрес кадастрового инженера письма с указанием данных ошибок.

Таким образом, дело рассмотрено полно, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и собранным по делу доказательствам, решение постановлено с соблюдением закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 5 февраля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ю.А. Мишина – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Председательствующий

Судьи