ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 49О0000-01-2021-000002-40 от 17.08.2021 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД № 49OS0000-01-2021-000002-40

№66а-820/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск 17 августа 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Знаменщикова Р.В.,

судей Ненашевой Е.Н., Захарова Е.И.,

при секретаре судебного заседания Крикуновой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (№ 3а-3/2021) по административному исковому заявлению ПАО «Колымаэнерго» о признании недействующим приказа Департамента цен и тарифов Магаданской области от 22 декабря 2020 года № 54-1/э «О внесении изменений в приказ Департамента цен и тарифов Магаданской области от 30 декабря 2019 года № 74-1/э», возложении обязанности,

по апелляционной жалобе ПАО «Колымаэнерго» на решение Магаданского областного суда от 30 апреля 2021 года,

заслушав доклад судьи Захарова Е.И., выслушав пояснения представителя ПАО «Колымаэнерго» Петрунова А.И., представителя Департамента цен и тарифов Магаданской области Антоновой К.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Скрипник М.А.,

УСТАНОВИЛА:

приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области от 30 декабря 2019 года №74-1/э установлены тарифы на электрическую энергию (мощность), производимую ПАО «Колымаэнерго», методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2020-2022 годы (далее - приказ № 74-1/э). Из таблицы приложения 1 к приказу следует, что одноставочная цена (тариф) на 1 полугодие 2021 года установлена в размере 1,557 руб./кВтч, на 2 полугодие 2021 года в размере 1,455 руб./кВтч.

Приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области от 22 декабря 2020 года № 54-1/э в приказ № 74-1/э внесены изменения. В таблице приложения № 1 к приказу одноставочная цена (тариф) на 1 полугодие 2021 года установлена в размере 1,221 руб./кВтч, на 2 полугодие 2021 года в размере 1,221 руб./кВтч.

ПАО «Колымаэнерго» (далее – Общество) обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа Департамента цен и тарифов Магаданской области от 22 декабря 2020 года № 54-1/э «О внесении изменений в приказ Департамента цен и тарифов Магаданской области от 30 декабря 2019 года № 74-1/э» в части установления одноставочной цены (тарифа) на 2021 год, обязании принять заменяющий нормативный правовой акт.

В обоснование исковых требований указывают, что установленный органом регулирования тариф на 2021 год экономически не обоснован, рассчитан с нарушением требований законодательства в сфере электроэнергетики и не обеспечивает баланс экономических интересов поставщиков и потребителей. Считают, что из размера необходимой валовой выручки Общества на 2021 год неправомерно исключены доходы в размере 405 525,27 тысяч рублей, полученные в 2019 году. Исключение доходов приводит к занижению тарифа на 2021 год, установленного для ПАО «Колымаэнерго» и недополучению им дохода за реализуемую электроэнергию (мощность). Незаконное и необоснованное исключение из необходимой валовой выручки подтвержденных соответствующими документами показателей, приводит к невозможности нормального осуществления предпринимательской деятельности и нарушению баланса экономических интересов, в том числе сокращение инвестиционной программы ПАО «Колымаэнерго» в отношении оборудования, зданий и гидротехнических сооружений, участвующих в производстве электроэнергии.

Решением Магаданского областного суда от 30 апреля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Не согласившись с решением суда, ПАО «Колымаэнерго» подана апелляционная жалоба, в которой просят отменить решение суда полностью и принять новое решение. В обоснование доводов жалобы указывают, что областным судом было допущено применение подзаконных нормативных правовых актов, не подлежащих применению в редакции недействующей в спорный период. Между Обществом и ФИО1 был заключен свободный двусторонний договор, который прекратил свое действие по факту заключения нового договора купли-продажи электрической энергии от 30 января 2020 года. По договору применялось нормативно-правовое регулирование, действовавшее до вступления в силу изменений, внесенных Постановлением № 1947 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», то есть до 17 января 2020 года. Суд первой инстанции не установил причинно-следственной связи между обязательным и безоговорочным включением в необходимую валовую выручку доходов, полученных в 2019 году и обоснованиями для их исключения, и не дал оценку правовым последствиям этого.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Департаментом цен и тарифов Магаданской области представлено возражение, в котором просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель ПАО «Колымаэнерго» Петрунов А.И., участвующий в деле с использованием системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель Департамента цен и тарифов Магаданской области Антонова К.И., участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены или изменения решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 (далее - Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии).

Согласно пункту 1 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Согласно пункта 1.1 Положения о Департаменте цен и тарифов Магаданской области, утвержденного Постановлением Правительства Магаданской области от 09 января 2014 года № 3-пп департамент цен и тарифов Магаданской области является органом исполнительной власти Магаданской области, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары (работы, услуги) и региональный государственный контроль (надзор) за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.

Пунктом 3.15.2 данного Положения установлены полномочия Департамента цен и тарифов в области государственного регулирования в сфере электроэнергетики, в соответствии с которыми он устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в пределах установленных в соответствии с федеральным законодательством предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов (абзац 4).

Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый приказ № 54-1/э принят уполномоченным органом, в установленном порядке опубликован в сетевом издании областного государственного автономного учреждения «Издательский дом «Магаданская правда».

Из материалов дела следует, что электроэнергетическая система Магаданской области является технологически изолированной территориальной электроэнергетической системой.

Как указано выше, приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области от 30 декабря 2019 года №74-1/э установлены тарифы на электрическую энергию (мощность), производимую ПАО «Колымаэнерго», методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2020-2022 годы с календарной разбивкой.

Приказом Департамента цен и тарифов от 21 мая 2020 года открыто дело по корректировке долгосрочных тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую ПАО «Колымаэнерго» на 2021 год.

Тарифный орган, по мнению стороны административного истца, производя корректировку долгосрочных тарифов, необоснованно исключил из необходимой валовой выручки доходы, полученные в 2019 году по договору купли-продажи электрической энергии (мощности) № 1857 от 16 сентября 2017 года, заключенного между ПАО «Колымаэнерго» и ФИО1 (ФИО1

Одним из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является принцип достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 1947 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации.

Пункт 7 Основ ценообразования дополнен абзацем следующего содержания: «Доходы, полученные производителем электрической энергии на розничных рынках, владеющим на праве собственности или на ином законном основании генерирующим объектом, расположенным в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, заключившим двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии с потребителем, объекты которого введены в эксплуатацию после 1 июля 2017 г., по таким договорам не относятся к экономически не обоснованным доходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и не подлежат исключению из необходимой валовой выручки при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. При этом при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования не подлежат включению в необходимую валовую выручку производителя электрической энергии выпадающие доходы, образовавшиеся в результате реализации заключенного указанным производителем двустороннего договора купли-продажи электрической энергии».

До внесения указанных изменений, такие доходы в необходимую валовую выручку, при установлении регулируемых цен (тарифов), не включались.

Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации № 1947 также внесены изменения в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии.

Абзацем 2 пункта 116 Основных положений, с учетом внесенных изменений, предусмотрено, что производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках, владеющие на праве собственности или на ином законном основании генерирующими объектами, расположенными в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, вправе заключить двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии с потребителем в отношении объемов потребления объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 г., учтенных по таким договорам в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности), по ценам в рамках предельных (минимальный и (или) максимальный) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на срок не менее 5 лет в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

В соответствии с абзацем 4 пункта 116 (2) Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (пункт 116 (2) введен Постановлением Правительства Российской Федерации № 1947) одним из существенных условий двустороннего договора купли-продажи электрической энергии (мощности), заключаемого в соответствии с абзацем вторым пункта 116, является цена по договору, определенная в рамках предельных уровней цен по двустороннему договору купли-продажи электрической энергии (мощности), установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, или порядок ее определения.

Как следует из материалов дела и не оспаривается стороной административного истца, ПАО «Колымаэнерго» в 2019 году с заявлением об установлении предельных уровней цен (тарифов) на электрическую энергию в Департамент цен и тарифов Магаданской области не обращалось, указанные показатели на 2019 год для Общества не устанавливались.

Абзацем 13 пункта 116 (2) Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии предусмотрено, что потребители, функционирующие в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, объекты которых введены в эксплуатацию после 1 июля 2017 г., в целях заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии направляют производителям электрической энергии (мощности) на розничных рынках, владеющим на праве собственности или на ином законном основании генерирующими объектами, расположенными в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, заявку на заключение таких договоров с приложением прогнозируемого объема покупки электрической энергии (мощности) по договору на период заключения договора купли-продажи, но не менее чем на 5 лет.

Стороной административного истца в материалы дела не представлено данных, что потребитель ФИО1 в целях заключения договора купли-продажи электрической энергии направляло производителю электрической энергии (ПАО «Колымаэнерго») заявку на заключение такого договора с приложением прогнозируемого объема покупки электрической энергии (мощности) по договору на период заключения договора купли-продажи, но не менее чем на 5 лет.

Таким образом, как правильно установлено судом первой инстанции, представленный ПАО «Колымаэнерго» договор купли-продажи электрической энергии (мощности) № 1857 от 16 сентября 2017 года, с дополнительными соглашениями от 31 января, 24 мая 2018 года, 06 февраля, 05 августа 2019 года, заключенного между ПАО «Колымаэнерго» и ФИО1 не содержит существенных условий, предусмотренных пунктом 116 (2) Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.

Следовательно, оснований для включения дохода, полученного в 2019 году по указанному выше договору, в необходимую валовую выручку ПАО «Колымаэнерго» с целью корректировки тарифа на производимую в 2021 году электроэнергию не имелось.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 Основ ценообразования (в редакции Постановления № 1947) субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по производству электрической энергии (мощности) с постанционной и поблочной разбивкой, в том числе для производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, владеющих на праве собственности или на ином законном основании генерирующими объектами, расположенными в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в разрезе договоров с гарантирующими поставщиками и потребителями, объекты которых введены в эксплуатацию после 1 июля 2017 г.

Не предоставление ПАО «Колымаэнерго» данных раздельного учета активов продукции, доходов и расходов по производству электрической энергии (мощности) по договору купли-продажи электрической энергии № 1817 от 16 сентября 2017 года также препятствовало включению полученного по данному договору купли-продажи дохода в необходимую валовую выручку Общества.

Доводы апелляционной жалобы в данной части основаны на неправильном толковании норм права.

Статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 1947 начало действовать с 17 января 2020 года и каких-либо сведений о том, что его положения распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, не содержит.

Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, и оснований для его отмены, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Магаданского областного суда от 30 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО «Колымаэнерго» – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Магаданский областной суд.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 18 августа 2021 года.