ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 49О0000-01-2021-000011-13 от 24.05.2022 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД № 49OS0000-01-2021-000011-13

Дело № 66а-573/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Новосибирск 24 мая 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Знаменщикова Р.В.,

судей Ненашевой Е.Н., Войтко С.Н.,

при секретарях Кадочниковой А.А., Бурлаковой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1/2022 по административному исковому заявлению Бриченко Е.Г. о признании недействующими в части приказов департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, на 2020-2022 годы» и от 07 декабря 2020 года № 34-1/э «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э», с апелляционной жалобой административного ответчика департамента цен и тарифов Магаданской области на решение Магаданского областного суда от 21 января 2022 года.

Заслушав доклад судьи Войтко С.Н., объяснения представителей административного ответчика департамента цен и тарифов Магаданской области Бухониной Е.А. и Антоновой К.И., возражения представителя административного истца Бриченко Е.Г. и заинтересованного лица федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району» Гудкова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А., судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции,

УСТАНОВИЛА:

департаментом цен и тарифов Магаданской области 19 декабря 2019 года издан приказ № 42-1/э «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, на 2020-2022 годы».

07 декабря 2020 года департаментом цен и тарифов Магаданской области издан приказ № 34-1/э «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э», которым в таблице приложения № 1 в строки 2, 2.1, 2.2 и 5, 5.1, 5.2 внесены изменения, направленные на корректировку тарифа в разделе потребителям, подключенным к тепловой сети без дополнительного преобразования на тепловых пунктах, эксплуатируемых теплоснабжающей организацией в 2021 году в период с 01 января по 30 июня и с 01 июля по 31 декабря, а также в разделе население в 2021 году в период с 01 января по 30 июня и с 01 июля по 31 декабря.

Бриченко Е.Г. обратился в Магаданский областной суд с административным иском, в котором с учетом уточнений требований в ходе рассмотрения дела, просил признать недействующими пункт 5.2 приказа департамента цен и тарифов Магаданской области от 07 декабря 2020 года № 34-1/э «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э», приказы департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, на 2020-2022 годы» и от 07 декабря 2020 года № 34-1/э «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э» в части не установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность) для населения на 2020-2022 годы, возложении обязанности устранить нарушение прав путем внесения дополнений в приказы департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э и от 07 декабря 2020 года № 34-1/э, которыми установить льготный тариф на тепловую энергию (мощность) для населения, поставляемую потребителям ПУ ФСБ России по восточному арктическому району в период с 01 июля по 31 декабря 2021 года.

В обоснование требований административный истец, ссылаясь на положения части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 14 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статью 1 Закона Магаданской области от 11 марта 2012 года № 1474-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), теплоноситель, оснований для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций», Указ Губернатора Магаданской области от 15 декабря 2020 года № 222-у, указывает, что с 01 июля 2021 года на основании оспариваемого нормативного акта ему начисляется плата за потребленную тепловую энергию в занимаемом им служебном жилом помещении в р.п. Тауйск Ольского района Магаданской области, размер которой установлен с нарушением предельного максимального индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании «Ольский городской округ» в 2021 году.

Данная плата за тепловую энергию в размере 197 руб. 51 коп. за 1 кв. м. рассчитывается федеральным государственным казенным учреждением «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району» исходя из тарифа 7655 руб. 60 коп. и норматива потребления коммунальных услуг в муниципальном образовании «Село Балаганное» Ольского района, утвержденного приказом департамента цен и тарифов администрации Магаданской области от 28 сентября 2012 года № 69-НКУ, поскольку данный населенный пункт является ближайшим к р.п. Тауйск, в котором не устанавливался такой норматив. За занимаемое им жилое помещение площадью 61 кв.м плата за тепловую энергию составляет 12048 руб. в месяц.

Указывает, что в результате издания оспариваемого нормативного акта ранее установленный тариф в разделе 5 приложения 1 приказа департамента цен и тарифов Магаданской области 19 декабря 2019 года № 42-1/э «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, на 2020-2022 годы» на период с 01 января по 30 июня 2021 года в размере 3021 руб. 03 коп. повышен по отношению к следующему периоду с 01 июля по 31 декабря 2021 года на 153,41 % и составил 7655 руб. 60 коп.

Административный истец считает, что обязанность административного ответчика по установлению льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПУ ФСБ России по восточному арктическому району для населения не исполнена.

Решением Магаданского областного суда от 21 января 2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично.

Признан недействующим со дня принятия приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 07 декабря 2020 года № 34-1/э «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э» в части не установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям – населению на 2021 год федеральным государственным казенным учреждением «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району».

На департамент цен и тарифов Магаданской области возложена обязанность принять нормативный правовой акт, устанавливающий льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям – населению на 2021 год федеральным государственным казенным учреждением «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району». В удовлетворении административного иска в остальной части отказано.

Департамент цен и тарифов Магаданской области в апелляционной жалобе просит постановленный судебный акт в части удовлетворенных требований отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указывает, что согласно пункту 9 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.

Для многоквартирных жилых домов в р.п. Тайуск Ольского района Магаданской области нормативы потребления коммунальных услуг не устанавливались, так как ресурсоснабжающая организация за установлением нормативов не обращалась. О наличии потребителей в жилых домах, принадлежащих ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, Департаменту стало известно только при рассмотрении настоящего административного дела.

Учитывая отсутствие необходимых информации, сведений и документов, которыми в силу своего статуса может обладать только Пограничное управление, у Департамента не было оснований для инициирования процедуры установления норматива потребления коммунальных услуг.

По мнению апеллянта, возложение обязанности на Департамент установить льготный тариф без формирования необходимого объема выборки многоквартирных домов и жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома и жилого дома по каждой группе домов приведет к неправильному определению объема выборки и неправомерному установлению нормативов потребления коммунальных услуг, а расходование средств бюджета субъекта Российской Федерации будет необоснованным, и повлечет в последующем незаконное посягательство на денежные средства бюджета Магаданской области.

Кроме того, Департамент полагает, что при вынесении судебного акта по настоящему делу судом нарушены нормы процессуального права, поскольку резолютивная часть решения суда о возложении на тарифный орган обязанности установить льготный тариф, не содержащая исчерпывающих выводов относительно этого требования и его характера, не является исполнимой, в силу невозможности проведения необходимых процедур без наличия соответствующих информации и документов, предшествующих установлению льготного тарифа.

В дополнениях к апелляционной жалобе административный ответчик указывает, что судом проигнорированы доводы Департамента о том, что именно для Службы в городе Магадане Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району, которая является для административного истца управляющей компанией многоквартирным домом, устанавливается обязанность по соблюдению положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» по не превышению совокупного предельного индекса коммунального платежа.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Магаданской области, представитель административного истца Бриченко Е.Г. и заинтересованного лица федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району» Гудков А.В. обосновывают ее несостоятельность и просят в удовлетворении жалобы отказать.

В отзыве на апелляционную жалобу Правительство Магаданской области полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.

По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее также - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении установлено, что регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения доступности тепловой энергии (мощности) для потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Департамент цен и тарифов Магаданской области является органом исполнительной власти Магаданской области, уполномоченным устанавливать (за исключением ценовых зон) тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, горячую воду, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям (пункты 1,1, 3.15.1 Положения о департаменте цен и тарифов Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 09 января 2014 года № 3-пп «Об утверждении Положения о департаменте цен и тарифов Магаданской области»).

Проанализировав доказательства соблюдения административным ответчиком процедуры принятия нормативных правовых актов и их обнародования, суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в надлежащей форме. Нарушений порядка принятия и опубликования оспариваемых нормативных актов судом не установлено, по этим основаниям решение суда не обжалуется.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации.

Согласно пункту 14 статьи 10 Закона о теплоснабжении наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400) предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем 3 года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) с разбивкой по годам и могут устанавливаться с календарной разбивкой.

Пунктами 58, 59 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 установлено, что предельные индексы не могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных разделом IV настоящего документа.

Изменение (прирост) размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по всем муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации не может превышать индекс по субъекту Российской Федерации.

Распоряжению Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 2827-Р средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Магаданской области на 1 полугодие 2021 года определен 0%, на 2 полугодие 2021 года установлен в размере 3,8%.

По отдельным муниципальным образованиям Магаданской области в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 2490-р, которым утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019 - 2023 годы допускается отклонение от утвержденного индекса на 2021 год не более чем на величину предельно допустимого отклонения 2,4%.

Предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Магаданской области на период 2019 - 2023 годы установлены постановлением губернатора Магаданской области от 13 декабря 2018 года № 235-п.

Указом губернатора Магаданской области от 15 декабря 2020 года № 222-у вышеуказанное постановление дополнено предельными (максимальными) индексами изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Магаданской области на 2021 год, которые в муниципальном образовании «Ольский городской округ» в 2021 году в первом полугодии составили – 0,00%, во втором полугодии - 3,8%.

Статьей 1 Закона Магаданской области от 11 марта 2012 года № 1474-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), теплоноситель, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций» (далее - Закон Магаданской области от 11 марта 2012 года № 1474-ОЗ) предусмотрено, что льготный тариф на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливается для физических лиц - потребителей услуг отопления и (или) горячего водоснабжения в жилищном фонде, расположенном на территории Магаданской области.

В силу части 1 статьи 2 Закона Магаданской области от 11 марта 2012 года № 1474-ОЗ основанием для предоставления льгот физическим лицам является превышение изменения размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги в соответствующем муниципальном образовании над предельным (максимальным) индексом изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденным губернатором Магаданской области для соответствующего муниципального образования.

Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований признания экономической обоснованности тарифов и применяемых показателей, установленных оспариваемыми приказами административного ответчика, неверными, определенными с нарушением вышеприведенных положений законодательства.

Судебная коллегия по административным делам не соглашается с данным выводом областного суда исходя из следующего.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ПУ ФСБ России по восточному арктическому району владеет на праве оперативного управления двумя жилыми домами, расположенными в <адрес>.

Указанные жилые дома на основании приказа ФСБ России от 01 ноября 2012 года № 551 включены в специализированный жилищный фонд и отнесены к служебным жилым помещениям.

Согласно договору найма служебного жилого помещения от 01 марта 2019 года № 197 Пограничным управлением ФСБ России по восточному арктическому району административному истцу Бриченко Е.Г. в связи с прохождением военной службы предоставлено служебное жилое помещение, расположенное в <адрес>.

Приказом департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, на 2020-2022 годы» для потребителей, подключенных к тепловой сети без дополнительного преобразования на тепловых пунктах, эксплуатируемых теплоснабжающей организацией, а также населения утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность) (приложение 1).

Тарифы для потребителей, подключенных к тепловой сети без дополнительного преобразования на тепловых пунктах, эксплуатируемых теплоснабжающей организацией, (пункты с 1 по 3.2) установлены:

на 2020 год

с 01 января по 30 июня - 3014 руб. 16 коп. за Гкал,

с 01 июля по 31 декабря – 3021 руб. 03 коп. за Гкал,

на 2021 год

с 01 января по 30 июня - 3021 руб. 01 коп. за Гкал,

с 01 июля по 31 декабря – 3021 руб. 01 коп. за Гкал,

на 2022 год

с 01 января по 30 июня - 3021 руб. 01 коп. за Гкал,

с 01 июля по 31 декабря – 3052 руб. 54 коп. за Гкал.

Тарифы для населения (с учетом НДС) (пункты с 4 по 6.2)

на 2020 год

с 01 января по 30 июня - 3616 руб. 99 коп. за Гкал,

с 01 июля по 31 декабря – 3625 руб. 24 коп. за Гкал,

на 2021 год

с 01 января по 30 июня - 3625 руб. 21 коп. за Гкал,

с 01 июля по 31 декабря – 3625 руб. 21 коп. за Гкал,

на 2022 год

с 01 января по 30 июня - 3625 руб. 21 коп. за Гкал,

с 01 июля по 31 декабря – 3663 руб. 05 коп. за Гкал.

В приложении № 2 установлены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов для ПУ ФСБ России по восточному арктическому району на 2020-2022 годы в виде индекса эффективности операционных расходов на 2020 год – 1% и 2021 год – 1%.

При этом, экспертное заключение об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, на 2020-2022 годы от 11 ноября – 02 декабря 2019 года содержит сводные расчеты полезного отпуска тепловой энергии, приведенные в таблице 1 и включают, в том числе отпуск тепловой энергии населению (жилой фонд).

Также из материалов дела видно, что по инициативе регулирующего органа на основании приказа департамента цен и тарифов Магаданской области от 30 июня 2020 года № 36-ОРЭ открыто дело № 36/1-Д от 30 июня 2020 года о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей ПУ ФСБ России по восточному арктическому району на 2021 год.

В таблице 5 экспертного заключения от 30 июня – 27 ноября 2020 года приведены тарифы на 1 полугодие 2020 года в размере 3014 руб. 16 коп. за Гкал с динамикой роста к 1 полугодию 2021 года – 100% в размере 3021 руб. 03 коп. и тариф на 2 полугодие 2020 года в размере 3021 руб. 03 коп. с динамикой роста ко 2 полугодию 2021 года – 211,18% в размере 6379 руб. 67 копеек, а всего за год рост составил 139,43%.

Приказом департамента цен и тарифов от 07 декабря 2020 года № 34-1/э в таблице приложения № 1 внесены изменения, направленные на корректировку тарифа в разделе потребителям, подключенным к тепловой сети без дополнительного преобразования на тепловых пунктах, эксплуатируемых теплоснабжающей организацией в 2021 году в период с 01 января по 30 июня – 3021 руб. 03 коп., с 01 июля по 31 декабря – 6379 руб. 67 коп. (строки (пункты) 2, 2.1, 2.2 ).

В разделе население в 2021 году одноставочный тариф изменен в период с 01 января по 30 июня – до 3625 руб. 23 коп. и с 01 июля по 31 декабря до 7655 руб. 60 коп. (строки (пункты) 5, 5.1, 5.2).

Между тем, материалы тарифного дела не содержат расчетов, свидетельствующих о том, что при установлении тарифов и принятии оспариваемых приказов департаментом цен и тарифов Магаданской области не было допущено повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Экономического обоснования установления оспариваемыми нормативными правовыми актами тарифа на тепловую энергию для населения, ввиду отсутствия оснований для установления льготного тарифа для потребителей ПУ ФСБ России по восточному арктическому району категории «население» органом регулирования в представленных в суд материалах не приведено.

Более того, представители административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций подтвердили, что при принятии оспариваемых приказов их проверка департаментом цен и тарифов Магаданской области на соответствие требованиям статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не проводилась.

К тому же, каких-либо ограничений для установления льготного тарифа населению в связи с организационно-правовой формой теплоснабжающей организации, вопреки утверждению стороны административного ответчика, положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Магаданской области от 11 марта 2012 года № 1474-ОЗ не устанавливают.

При таком положении, ввиду неправильного применения областным судом норм материального права, имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку, вопреки выводам суда первой инстанции, установление оспариваемыми нормативными правовыми актами тарифа для населения без учета возможности установления льготного тарифа, свидетельствует о его экономической необоснованности.

Также необходимо отметить, что у суда не имелось достаточных оснований для возложения на административного ответчика обязанности принять нормативный правовой акт, устанавливающий льготные тарифы, со ссылкой на часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку признание приказа от 07 декабря 2020 года № 34-1/Э недействующим в части не установления льготного тарифа не влечет возникновения недостаточной правовой урегулированности и исходя из установленных обстоятельств дела основания для принятия такого нормативного правового акта могут не возникнуть.

Иным доводам апелляционной жалобы, аналогичным позиции административного ответчика в суде первой инстанции, в обжалуемом судебном акте дана надлежащая оценка, оснований не согласится с которой у судебной коллегии не имеется.

Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащемуся в пункте 35 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты не соответствуют принципу правовой определенности, они подлежат признанию недействующими в той мере, в какой предусматривают установление тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, категории «население», без учета возможности установления льготного тарифа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права.

Поскольку при рассмотрении административного дела судом апелляционной инстанции установлено неправильное применение норм материального права решение Магаданского областного суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими, судебная коллегия принимает во внимание положения статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также разъяснения, данные в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», и признает нормативные правовые акты недействующими со дня их принятия.

В этой связи, руководствуясь требованиями части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает необходимым возложить на департамент цен и тарифов Магаданской области обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим, в течение срока установленного действующим законодательством при регулировании тарифов в сфере теплоснабжения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Магаданского областного суда от 21 января 2022 года отменить, принять по делу новое решение.

Признать недействующими со дня принятия приказы департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, на 2020-2022 годы» и от 07 декабря 2020 года № 34-1/э «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э» в части установления тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям федеральным государственным казенным учреждением «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району», категории «население».

Возложить на департамент цен и тарифов Магаданской области обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим.

Сообщение о данном решении опубликовать в официальном печатном издании – газете «Магаданская правда» в течение одного месяца со дня вынесения апелляционного определения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалоб, представления через Магаданский областной суд.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 27 мая 2022 года