ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 54О0000-01-2020-000176-56 от 11.03.2021 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД № 54OS0000-01-2020-000176-56

дело № 66а-297/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Новосибирск 11 марта 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Красиковой О.Е.,

судей Захарова Е.И., Роженцевой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Таран И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-126/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью спортивно-оздоровительное предприятие «Прогресс» к Правительству Новосибирской области, Губернатору Новосибирской области о признании недействующим в части постановления Правительства Новосибирской области от 25 сентября 2020 года № 408-п «Об изменении границ лесов, расположенных в лесопарковых и зеленых зонах Новосибирского и Искитимского лесничеств Новосибирской области»,

по апелляционной жалобе административного истца общества с ограниченной ответственностью спортивно-оздоровительное предприятие «Прогресс» на решение Новосибирского областного суда от 09 декабря 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е., объяснения представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью спортивно-оздоровительное предприятие «Прогресс» Шимова С.В. и Рябова К.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административных ответчиков Правительства Новосибирской области и Губернатора Новосибирской области Поповой С.Н., представителя заинтересованного лица министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области Бондаренко О.В. заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В., полагавшей об отсутствии оснований для отмены решения суда, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

общество с ограниченной ответственностью спортивно-оздоровительное предприятие «Прогресс» (далее - ООО СОП «Прогресс») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области о признании недействующим пункта 1 постановления Правительства Новосибирской области от 25 сентября 2020 года № 408-п «Об изменении границ лесопарковых зон и зеленых зон в Новосибирском и Искитимском лесничествах Новосибирской области» (далее - Постановление № 408-п) и приложения к нему «Документация по проектированию (изменению) границ лесопарковых и зеленых зон Новосибирского и Искитимского лесничеств Новосибирской области» как несоответствующие статьям 74.1 и 110 Лесного кодекса Российской Федерации, а также взыскании с административного ответчика в пользу административного истца судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

Административные исковые требования мотивированы тем, что ООО СОП «Прогресс» арендует лесной участок на основании договора аренды лесного участка от 31 декабря 2008 года № 99/08, заключенного с департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (в настоящее время правопреемник министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области) и зарегистрированного в Управлении Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области от 17 февраля 2009 года , в соответствии с которым административному истцу предоставлен в пользование с целью осуществления рекреационной деятельности лесной участок площадью 12,5 га, расположенный на землях лесного фонда Новосибирского лесохозяйственного участка Новосибирского лесничества: квартал (выделы ). Положения Постановления № 408-п нарушают права и законные интересы административного истца, поскольку текстовое и графическое описание местоположения границ земель содержится только в отношении границ земель исключаемых и включаемых лесных участков, расположенных в лесопарковой и зеленой зоне. В отношении всех остальных границ земель, на которых располагаются защитные леса Новосибирского и Искитимского лесничеств Новосибирской области текстовое и графическое описание, отсутствует. Оспариваемое постановление противоречит статьям 74.1 и 110 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 13 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года № 1755 «Об утверждении Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах».

Решением Новосибирского областного суда от 09 декабря 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что решение суда является незаконным. Так, вывод суда о необоснованности ссылки административного истца на пункт 13 Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года № 1755 (далее - Правила изменения границ земель), противоречит имеющимся в деле доказательствам, поскольку Постановление № 408-п (в том числе и утвержденная им проектная документация) не содержит сведений о границах, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах Новосибирского и Искитимского лесничеств Новосибирской области. На странице 17 проектной документации имеется схема, где отсутствует понятная и однозначная информация о лесопарковых и зеленых зонах Новосибирского лесничества, границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, на этой схеме нет. Исходя из положений части 3 статьи 110 Лесного кодекса Российской Федерации в оспариваемом постановлении должно быть текстовое и графическое описание местоположения всех границ земель, на которых располагаются защитные леса (к числу которых относятся леса, расположенные в лесопарковых и зеленых зонах), а не только маленькой части лесопарковых и зеленых зон, в отношении которых было принято проектное решение; судом не дана оценка соответствия Постановления № 408-п указанной норме. Кроме того, выписка из государственного лесного реестра не позволяет определить принадлежность лесного участка к той или иной зоне, следовательно, никакой иной документ, кроме нормативного акта, являющегося решением об отнесении лесов к защитным лесам и решением об утверждении проектной документации (Постановление № 408-п), не дает возможности определить принадлежность лесного участка в той или иной зоне. Также ссылка суда на распоряжения СНК СССР от 28 декабря 1943 года № 24464-р, решение Новосибирского облисполкома от 30 октября 1967 года № 590, решение Новосибирского облисполкома от 20 февраля 1969 года № 102 необоснованно применены в настоящем деле, так как они являются недействующими. Решение Новосибирского облисполкома от 20 февраля 1969 года № 102 содержит иные (отличные) характеристики лесов от термина «лесопарковые зоны», а именно: «парковые леса», «лесопарковые леса», «пригородные леса», а решение Новосибирского облисполкома от 30 октября 1967 года № 590 выделяет лесопарковую часть в лесах зеленой зоны; лесопарковая зона в указанных актах не выделялась. При этом нумерация кварталов 1967 и 1968 годов, как и вхождение конкретных кварталов в состав территориальных единиц лесов – лесхозов, различается в действующем распределении на лесные кварталы и лесничества, поэтому невозможно достоверно определить в состав какой территориальной единицы входит арендуемый участок.

Правительством Новосибирской области, министерством природных ресурсов и экологии Новосибирской области, прокурором, участвовавшим в деле, на апелляционную жалобу поданы возражения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ООО СОП «Прогресс» вправе обратиться в суд с заявленными требованиями.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством (пункт 60 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся полномочия в области лесных отношений по принятию решений об отнесении лесов к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, лесам, расположенным в зеленых зонах; по определению функциональных зон в лесопарковых зонах, в которых расположены леса, установление и изменение площади и границ земель, на которых расположены леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации;

Согласно пункту 5.1 статьи 3 закона Новосибирской области от 11 июня 2008 № 238-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Новосибирской области в сфере лесных отношений» определение функциональных зон в лесопарковых зонах, в которых расположены леса, установление и изменение площади и границ земель, на которых расположены леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, относится к полномочиям Правительства Новосибирской области.

В силу пункта 1 статьи 18 закона Новосибирской области от 25 декабря 2006 года № 80-ОЗ «О нормативных правовых актах Новосибирской области» Правительство Новосибирской области по вопросам, решение которых относится к его полномочиям, издает нормативные правовые акты в виде постановлений.

Таким образом, судом сделан обоснованный вывод о том, что Постановление № 408-п отвечает признакам нормативности, предусмотренным пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», поскольку оно содержит нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с изменением границ лесов, расположенных в лесопарковых и зеленых зонах Новосибирского и Искитимского лесничеств Новосибирской области.

Суд первой инстанции верно установил, что Постановление № 408-п принято уполномоченным органом исполнительной власти Новосибирской области - Правительством Новосибирской области, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия и введению в действие. Административное исковое заявление и апелляционная жалоба в части нарушения процедуры принятия нормативного правового акта доводов не содержат.

Постановлением №408-п утверждена документация по проектированию (изменению) границ лесов, расположенных в лесопарковых и зеленых зонах Новосибирского и Искитимского лесничеств Новосибирской области (пункт 1).

Проект изменения границ таких лесов разработан в соответствии с частью 1.2 статьи 82, частью 6 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с Правилами изменения границ земель.

Проектирование (изменение) границ лесов, расположенных в лесопарковых и зеленых зонах, выполнено в целях создания условий для выполнения планов и программ развития Новосибирского района, систем инженерного обеспечения и социального обслуживания; установление правовых гарантий по использованию, строительному обустройству территорий перспективного освоения (раздел 1 документации Постановления №408-п).

Из содержания оспариваемого нормативного правового акта следует, что он определяет порядок изменения границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, в связи с чем, являются ошибочными доводы апелляционной жалобы о том, что Постановление № 408-п является решением об отнесении лесов к защитным лесам.

Согласно части 1 и пункт 3 части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. К категории защитных лесов относятся леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов.

Пунктами 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся: леса, расположенные в зеленых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды); леса, расположенные в лесопарковых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, используемые в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной функций и эстетической ценности природных ландшафтов).

Таким образом, в силу статей 111, 114 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные в лесопарковых и зеленых зонах, являются защитными лесами.

Кварталы 1-67 Новосибирского лесохозяйственного участка Новосибирского лесничества Новосибирской области отнесены к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов (к лесопарковой зоне), распоряжением СНК СССР от 28 декабря 1943 года №24464-р, решением Новосибирского облисполкома от 30 октября 1967 года №590, решением Новосибирского облисполкома от 20 февраля 1969 года № 102, что отражено в Лесохозяйственном регламенте Новосибирского лесничества, утвержденном приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибисркой области от 30 декабря 2008 года № 811 (далее - Лесохозяйственный регламент).

Довод апеллянта о том, что ссылка суда на распоряжение СНК СССР от 28 декабря 1943 года № 24464-р, решения Новосибирского облисполкома от 30 октября 1967 года № 590, от 20 февраля 1969 года № 102 необоснованно применена в настоящем деле, так как они являются недействующими, не принимается судебной коллегией, поскольку правовой статус указанного лесохозяйственного участка не изменялся.

Материалами административного дела подтверждается, что на момент заключения договора аренды лесного участка от 31 декабря 2008 года № 99/08, лесной участок полностью находился в лесопарковой зоне. Согласно плану лесного участка, разработанному при заключении договора, арендуемый участок расположен в лесопарковой части зеленых зон. В Лесохозяйственном регламенте категория защитности лесов лесопарковой части зеленых зон Новосибирского лесничества указана как лесопарковая зона, что соответствует требованиям вступившего в силу с 01 января 2007 года Лесного кодекса Российской Федерации. Аналогичные выводы содержатся и в решении Арбитражного суда Новосибирской области от 23 июля 2020 года, постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2020 года, согласно которым не установлено оснований для признания незаконным отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 08 февраля 2019 года № 19 и приказа об его утверждении от 13 февраля 2019 года № 199.

Доводы апелляционной жалобы о противоречии Постановления № 408-п пункту 13 Правил изменения границ земель являются несостоятельными.

Так, согласно пункту 13 Правил изменения границ земель решение об утверждении проектной документации должно содержать сведения о площадях и границах земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, функциональных зон, входящих в состав лесов, расположенных в лесопарковой зоне, а также текстовое и графическое описание местоположения границ лесных участков (частей лесных участков), исключаемых из границ и включаемых в границы земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с этими требованиями расположение существующих границ лесов, находящихся в лесопарковых и зеленых зонах, приведено на схемах 4 и 5 документации Постановления № 408-п. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о неприменении административным ответчиком пункта 5.1 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03 июня 2011 года № 267, основаны на неправильном толковании норм материального права. Пункт 13 Правил изменения границ требует указания в проектной документации лишь сведений о площадях и границах земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, а не описания местоположения границ объектов землеустройства.

Текстовое и графическое описание местоположения границ лесных участков (частей лесных участков), подлежит указанию в соответствии с пунктом 13 Правил изменения границ только в отношении исключаемых из границ и включаемых в границы земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек.

Оспариваемым постановлением из границ лесов, расположенных в лесопарковой зоне Новосибирского лесничества, исключался лесной участок (Новосибирский ЛХУ, квартал , выдел ), и включался в границы лесов, расположенных в зеленой зоне. В проектной документации содержится текстовое и графическое описание местоположения границ этого участка, в том числе на схеме 6 (укрупненный фрагмент плана).

В отношении арендуемого административным истцом лесного участка, который располагается в квартале (выделы ), проектные решения не реализуются, соответственно текстовое и графическое описание его границ в спорной проектной документации не отражено правомерно, поскольку действующее законодательство в области лесных правоотношений таких требований не предусматривает.

Не свидетельствует о противоречивости Постановления №408-п нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, доводы апелляционной жалобы на невозможность в выписке из государственного лесного реестра определить принадлежность лесного участка к той или иной зоне.

В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, получившей надлежащую правовую оценку, аргументированно изложенную в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Таким образом, обжалуемое решение является законным, обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Новосибирского областного суда от 09 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца общества с ограниченной ответственностью спортивно-оздоровительное предприятие «Прогресс» - без удовлетворения.

На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Новосибирский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий О.Е. Красикова

Судьи Е.И. Захаров

Ю.В. Роженцева