ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 55О0000-01-2021-000538-28 от 21.07.2022 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД № 55OS0000-01-2021-000538-28

Дело № 66а-1145/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Новосибирск 21 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Захарова Е.И.,

судей Никитиной Г.Н., Роженцевой Ю.В.

при секретаре Бурлаковой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видео-конференц-связи административное дело № 3а-112/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Инновация» об оспаривании в части Порядка определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26 декабря 2018 года № 419-п «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, и внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 5 октября 2015 года № 275-п»,

с апелляционной жалобой общества с ограниченной ответственностью «Инновация» на решение Омского областного суда от 15 марта 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.

Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н., рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью «Инновация» об отказе от административного иска, выслушав мнение представителей Правительства Омской области Сенокосовой Е.К., Министерства имущественных отношений Омской области Граф Л.В., администрации г. Омска Окишева К.В., мнение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю., судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

постановлением Правительства Омской области от 26 декабря 2018 года № 419-п утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, и внесены изменения в постановление Правительства Омской области от 5 октября 2015 года № 275-п (далее также – Порядок).

С 1 января 2019 года расчет арендной платы за земельные участки осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 26 декабря 2018 года № 419-п; пункт 3 Порядка предусматривает, что расчет размера арендной платы за использование земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3.1 - 9 настоящего Порядка, осуществляется на основании кадастровой стоимости земельного участка по формуле:

Ап = Кс x Кф, где: Ап - размер годовой арендной платы; Кс - кадастровая стоимость земельного участка; Кф - экономически обоснованный коэффициент.

Значение Кф определяется в соответствии с приложением к настоящему Порядку.

Пунктом 5 Приложения «Значение коэффициента, применяемого для расчета размера арендной платы» к Порядку установлен коэффициент в размере 5,9 %, применяемый для расчета размера арендной платы в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочных и газонаполнительных станций, предприятий автосервиса, в том числе:

- размещения объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро) (3.3);

- размещения объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв.м. в целях размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9; размещения гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра (4.2);

- размещения объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар), с учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв.м.; размещения гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей рынка (4.3);

- размещения объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м. (4.4);

- размещения объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) (4.6);

- размещения объектов капитального строительства, предназначенных для размещения: дискотек и танцевальных площадок, ночных клубов, аквапарков, боулинга, аттракционов, ипподромов, игровых автоматов (кроме игрового оборудования, используемого для проведения азартных игр) и игровых площадок; в игорных зонах также допускается размещение игорных заведений, залов игровых автоматов, используемых для проведения азартных игр, и игровых столов, а также размещение гостиниц и заведений общественного питания для посетителей игорных зон (4.8);

- размещения автозаправочных станций (бензиновых, газовых); размещения магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов придорожного сервиса; предоставления гостиничных услуг в качестве придорожного сервиса; размещения автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного сервиса (4.9.1);

- размещения объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для осуществления выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, включая деятельность, необходимую для обслуживания указанных мероприятий (застройка экспозиционной площади, организация питания участников мероприятий) (4.10).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 12 Порядка размер арендной платы изменяется в соответствии с законодательством в одностороннем порядке по требованию арендодателя, в том числе, в случае индексации размера арендной платы на уровень инфляции в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка.

Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что при заключении договора аренды земельного участка орган исполнительной власти Омской области или орган местного самоуправления Омской области, уполномоченный в соответствии с законодательством на распоряжение земельным участком, предусматривает в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.

Вышеназванный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27 декабря 2018 года, а также в печатном издании «Омский вестник», № 2, 18 января 2019 года.

Общество с ограниченной ответственностью «Инновация» (далее также - ООО «Инновация», Общество) обратилось в Омский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании пункта 5 Приложения «Значение коэффициента, применяемого для расчета размера арендной платы» к Порядку, а также пункта 13 Порядка.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что установление единого недифференцированного коэффициента для соответствующего вида разрешенного использования нарушает принцип экономической обоснованности, закрепленный в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее также - Постановление № 582). Увеличение арендной платы на размер инфляции противоречит пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Решением Омского областного суда от 15 марта 2022 года в удовлетворении заявленных административных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, общество с ограниченной ответственностью «Инновация» обратилось в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права, административные исковые требования удовлетворить в полном объеме. Полагает неправильным вывод суда о соответствии оспариваемого нормативного правового акта Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582. Не соглашается с данной судом оценкой экономического обоснования коэффициентов, приведенных в подготовленном ООО «ОМЭКС» отчете. По мнению административного истца, суд не принял во внимание основанные на материалах судебной практики его доводы о нарушении при определении оспариваемого коэффициента принципов экономической обоснованности.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Омской области, Министерством имущественных отношений Омской области, участвовавшем в деле прокурором представлены возражения, администрацией г. Омска представлен отзыв.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

В судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции поступило заявление в письменной форме директора ООО «Инновация» об отказе от административных исковых требований.

Обсудив поступившее заявление об отказе от административного иска и прекращении производства по делу, судебная коллегия полагает его подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит названному кодексу, другим федеральным законам или нарушает права иных лиц.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если лицо, обратившееся в суд, отказалось от своего требования и отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа.

Отказ административного истца от иска, совершенный после принятия апелляционных жалоб, должен быть выражен в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме (часть 1 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). При принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу (часть 2 этой же статьи).

Проверив полномочия на отказ от административного иска, содержащийся в письменном заявлении, в котором указано об информированности о последствиях отказа от административного иска и прекращения производства по административному делу, судебная коллегия принимает отказ от административного иска, поскольку такой отказ закону не противоречит, прав других лиц не нарушает, публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа, отсутствуют.

На основании части 2 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с принятием судом апелляционной инстанции отказа административного истца от исковых требований решение Омского областного суда от 15 марта 2022 года подлежит отмене, а производство по административному делу - прекращению.

Руководствуясь статьей 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Омского областного суда от 15 марта 2022 года отменить.

Принять отказ общества с ограниченной ответственностью «Инновация» от административного иска об оспаривании в части Порядка определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26 декабря 2018 года № 419-п «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, и внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 5 октября 2015 года № 275-п», производство по настоящему административному делу прекратить.

На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через Омский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 21 июля 2022 года