ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 610004-01-2021-004552-15 от 25.04.2022 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Евангелевская Л.В. Дело №33а-6842/2022

УИД № 61RS0004-01-2021-004552-15

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 апреля 2022 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Яковлевой Э.Р.,

судей: Утемишевой А.Р., Вервекина А.И.,

при секретаре Паламарчук Ю.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Камышанского Александра Александровича к Южному межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, заинтересованное лицо: Ярославов Олег Владимирович, об оспаривании действий (решений), по апелляционной жалобе Камышанского А.А. на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 января 2022 года,

Заслушав доклад судьи Яковлевой Э.Р., судебная коллегия по административным делам

установила:

Камышанский А.А. обратился в суд с административным иском к Южному межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта об оспаривании отказа в выдаче свидетельства коммерческого пилота.

В обоснование требований указано, что 17 августа 2020 года административным истцом в адрес начальника управления Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее- Южного МТУ Росавиации) направлено заявление о конвертации ранее выданного свидетельства коммерческого пилота П № 0001157, выдаче российского дубликата свидетельства коммерческого пилота П № 0001157.

В соответствии с письмом начальника Южного МТУ Росавиации от 31 августа 2020 года Камышанскому А.А. сообщено о необходимости предоставления дополнительных документов.

8 сентября 2020 года административным истцом предоставлены: заявление на выдачу свидетельства; свидетельство коммерческого пилота П № 0001157; свидетельство № 14042 об окончании теоретического обучения; приложение к свидетельству № 14042; свидетельство № 048ПЛИ об окончании теоретического обучения; приложение к свидетельству № 048ПЛИ; задание на тренировку ЧОУ «Санкт-Петербургский авиационный учебный центр» от 22 июня 2014 года; справка от 26 октября 2015 года (налёт часов); задание на полёт ЧОУ «Санкт-Петербургский авиационный учебный центр» от 7 июля 2014 года (о соответствии квалификации пилота коммерческой авиации); задание на полёт в период 4 апреля 2015 года по 20 августа 2015 года; документ о лётной проверке; свидетельство о повышении квалификации № 2231132: удостоверение № 049050 от 10 мая 2018 года, подтверждающее прохождение курса повышения квалификации «Подготовка членов летных экипажей ВС ГА РФ к выполнению международных полетов»; решение МКК; решение ВКК; представление от 2 марта 2016 года; задание на тренировку с 16 февраля 2016 года по 28 февраля 2016 года; акт летной проверки пилота.

После получения письма начальника Южного МТУ Росавиации от 22 сентября 2020 года, в котором было сообщено об отказе в предоставлении услуги, Камышанским А.А. дополнительно направлены указанные в сообщениях документы.

Письмом начальника Южного МТУ Росавиации № Исх-2270/04/ЮМТУ от 9 апреля 2021 года заявителю отказано в предоставлении услуги, сообщено о несоответствии заявления о выдаче свидетельства установленным требованиям, что не представлены итоговые документы о прохождении полного курса обучения на пилота гражданской авиации; справка о результатах прохождения навыков управления оформлена на внесение квалификационной отметки, а не на выдачу свидетельства; документы, выданные ЧОУ «Санкт-Петербургский авиационный учебный центр» оформлены с нарушением требований нормативных актов гражданской авиации; обучение по заочной форме по профилю «Летняя эксплуатация гражданских воздушных судов» направление подготовки «Аэронавигация» недостаточно для получения свидетельства, также указано на предоставление копий документов, не заверенных надлежащим образом.

Административный истец ссылается на то, что все указанные в ранее направленных письмах административного ответчика недостатки, были устранены в полном объеме и необходимые документы в целях оказания услуги получены административным ответчиком. Однако ответчик 12 мая 2021 года направил письмо, из которого следовало о возможности обжаловать принятый отказ.

Полагая свои права нарушенными, административный истец просил суд, с учетом уточнения исковых требований, признать незаконным отказ Южного межрегионального территориального Управление воздушного транспорта федерального Агентства воздушного транспорта, выраженный в ответах № Исх-2270/04/ЮМТУ от 9 апреля 2021 года и от 12 мая 2021 года № Исх-2917/04/ЮМТУ; возложить обязанность на Южное межрегиональное территориальное Управление воздушного транспорта федерального Агентства воздушного транспорта выдать Камышанскому А.А. свидетельство коммерческого пилота установленного образца, с внесением соответствующих квалификационных отметок.

Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 января 2022 года в удовлетворении требований административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе c дополнениями Камышанский А.А. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы, повторяя доводы административного иска, указывает, что решение суда противоречит обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судом не было вынесено постановление о распределении бремени доказывания. Ссылается на то, что выданное от имени ЧОУ «Санкт-Петербургский авиационный учебный центр» (АУЦ) свидетельство подтверждает прохождение обучения в полном объеме и наличие летной подготовки, при этом учебный центр полностью соответствовал требованиям для образовательных учреждений гражданской авиации, осуществляющих первоначальную подготовку летного состава. Кроме того, договор от 16 апреля 2013 года, заключенный с целью повышения квалификации, и соответствующее свидетельство № 14042 указывают на переподготовку, включающую обязательное прохождение летной подготовки. Заявитель указывает, что мотивированное решение в адрес административного истца не поступало, им подано заявление в районный суд о разъяснении решения, однако никакой информации о рассмотрении заявления также не поступало, как и ответа на обращение по данному вопросу.

В возражениях относительно апелляционной жалобы Южное МТУ Росавиации в лице начальника Силаева В.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Камышанский А.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель Южного МТУ Росавиации Тагирова А.М., действующая на основании доверенности, полагала решение суда от 11 января 2022 года подлежащим оставлению без изменения.

Заинтересованное лицо Ярославов О.В. просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы с дополнениями, возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями ст.310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.

Отказывая Камышанскому А.А. в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из наличия законных оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче свидетельства коммерческого пилота с запрашиваемой квалификационной отметкой.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Воздушное законодательство в силу статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 396 (далее - Положение о Росавиации), Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: выдачу свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения (подпункт 5.4.2); утверждение программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации (подпункт 5.4.10); выдачу лицензий и сертификатов в установленной сфере деятельности, а также в установленных случаях их приостановление, ограничение действия и аннулирование (подпункт 5.4.12).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 года № 670 утверждены Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации (далее - Правила проведения проверки).

В соответствии с пунктом 8 Правил проведения проверки для получения свидетельства в орган по выдаче свидетельств подается представление образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, работодателя кандидатов на получение свидетельств (далее - представление) или заявление на выдачу свидетельства кандидата на получение свидетельства.

Достоверность данных в представлении (заявлении на выдачу свидетельства) и прилагаемых к ним документах, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил (далее - представленные документы), обеспечивается лицом, заверяющим (подписывающим) представленные документы.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 октября 2014 года № 298 утвержден Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения (далее- Административный регламент 298).

В соответствии с п. 12 Административного регламента 298 государственную услугу предоставляет Росавиация непосредственно и через свои территориальные органы. Уполномоченным структурным подразделением Росавиации на предоставление государственной услуги является для лиц из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемых к выполнению функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, - Управление летной эксплуатации.

Уполномоченными структурными подразделениям Южного МТУ Росавиации - отдел летных стандартов.

Согласно п. 17 Административного регламента 298 для предоставления государственной услуги в Росавиацию (территориальный орган) кандидат на получение свидетельства представляет заявление о выдаче свидетельства.

На основании п. 9 Постановления № 670, п. 18 Административного регламента 298 в состав представленных документов входят: представление (заявление) на выдачу свидетельства; копия документа, удостоверяющего личность кандидата на получение свидетельства; копия документа (документов), подтверждающего прохождение подготовки кандидата на получение свидетельства; копия протокола проверки знаний кандидата на получение свидетельства; копия справки, подтверждающей прохождение проверки навыков кандидата на получение свидетельства; копия документа (документов), подтверждающего опыт кандидата на получение свидетельства, в случае, когда федеральными авиационными правилами установлены требования к опыту обладателя вида свидетельства, заявляемого к получению; копия медицинского заключения кандидата на получение свидетельства в случае, когда федеральными авиационными правилами установлены требования к состоянию здоровья обладателя вида свидетельства, заявляемого к получению.

Копии представленных документов заверяются организацией, подавшей представление, или подписываются кандидатом на получение свидетельства.

В соответствии с п. 14 Административного регламента 298 результатом предоставления государственной услуги является:

-выдача свидетельства согласно форме, установленной Федеральными авиационными правилами «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации», утвержденными приказом Минтранса России от 10 февраля 2014 г. № 32;

-отказ в выдаче свидетельства;

-выдача свидетельства взамен утраченного или пришедшего в негодность.

Основаниями для отказа в предоставлении услуги являются (п. 24 Административного регламента 298): несоответствие представленных документов требованиям Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 670;

наличие в представленных документах недостоверных сведений или сведений, указывающих на несоответствие кандидата на получение свидетельства требованиям федеральных авиационных правил.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Камышанским А.А. в адрес начальника управления Южное МТУ Росавиации направлено письмо исх. № 01 от 17 августа 2020 года с приложением нотариальной копии свидетельства коммерческого пилота П № 0001157, выданного в Республике Беларусь. В указанном письме содержались требования о проведении конвертации ранее выданного свидетельства коммерческого пилота П № 0001157, выдаче российского дубликата свидетельства коммерческого пилота П № 0001157, с сообщением по адресу для почтовой корреспонденции даты, времени и места для представления подлинников вышеуказанных в настоящем заявлении документов.

В соответствии с письмом от 31 августа 2020 года № Исх-264/04-ОГ/ЮМТУ «О выдаче свидетельств авиационного персонала ГА» Южного МТУ Росавиации Камышанскому А.А. был указан перечень документов, необходимых для дополнительного предоставления в целях получения услуги по получению свидетельства авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации.

Письмом исх. № 01 от 8 сентября 2020 года Камышанский А.А. предоставил в Южное МТУ Росавиации следующие документы: заявление на выдачу свидетельства; свидетельство коммерческого пилота П № 0001157; свидетельство № 14042 об окончании теоретического обучения; приложение к свидетельству № 14042; свидетельство № 048ПЛИ об окончании теоретического обучения; приложение к свидетельству № 048ПЛИ; задание на тренировку ЧОУ «Санкт-Петербургский авиационный учебный центр» от 22 июня 2014 года; справка от 26 октября 2015 года (налёт часов); задание на полёт ЧОУ «Санкт-Петербургский авиационный учебный центр» от 7 июля 2014 года (о соответствии квалификации пилота коммерческой авиации); задание на полёт в период 4 апреля 2015 года по 20 августа 2015 года; документ о лётной проверке; свидетельство о повышении квалификации № 2231132: удостоверение № 049050 от 10 мая 2018 года, подтверждающее прохождение курса повышения квалификации «Подготовка членов летных экипажей ВС ГА РФ к выполнению международных полетов»; решение МКК; решение ВКК; Представление от 2 марта 2016 года; задание на тренировку с 16 февраля 2016 года по 28 февраля 2016 года; акт летной проверки пилота. В указанном письме Камышанский А.А. просил произвести следующие действия: произвести выдачу свидетельства авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации; выдать российский дубликат свидетельства коммерческого пилота П № 0001157; направить ответ о результатах рассмотрения настоящего письма.

Письмом Южного МТУ Росавиации от 22 сентября 2020 года № ИСХ-280/04-ОГ/ЮМТУ административному истцу было сообщено об отсутствии следующих документов: отсутствует копия документа, удостоверяющего личность кандидата на получение свидетельства (паспорт); отсутствует копия протокола проверки знаний кандидата на получение свидетельства (по результатам тестирования); отсутствует копия справки, подтверждающей прохождение проверки навыков кандидата на получение свидетельства (по результатам контрольно-проверочного полета); отсутствует копия медицинского заключения кандидата на получение свидетельства (ВЛЭК).

По причине несоответствия требованиям пункта 18 и на основании пункта 22 Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России 22 октября 2014 года № 298, а также несоответствия требованиям п. 9 постановления Правительства РФ № 670 Камышанскому А.А. отказано в предоставлении государственной услуги.

Письмом исх. № 01 от 24 марта 2021 года административный истец обратился в Южное МТУ Росавиации с заявлением об оказании государственной услуги по выдаче свидетельства коммерческого пилота с внесением соответствующей квалификационной отметки. К указанному письму были приложены: заявление о выдаче свидетельства установленной формы от 24 марта 2021 года; копия документа «паспорт гражданина Российской Федерации», выданного на имя А.А. Камышанского; копия протокола проверки знаний кандидата на получение свидетельства (по результатам тестирования) от 05 ноября 2020 года; копия справки, подтверждающей прохождение проверки навыков кандидата на получение свидетельства (по результатам контрольно-проверочного полета) от 21 марта 2021 года; копия медицинского заключения кандидата на получение свидетельства (ВЛЭК) - медицинское заключение 1 класс серия ВТ № 120155.

Письмом Южного МТУ Росавиации от 9 апреля 2021 года № ИСХ-2270/04/ЮМТУ административному истцу было сообщено об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче свидетельства коммерческого пилота с запрашиваемой квалификационной отметкой в связи с несоответствием представленных документов положениям нормативных актов – ст. 54 Воздушного кодекса РФ, требованиям гл. IV ФАП «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса России от 12 сентября 2008 года № 147. А именно:

1. Заявление о выдаче свидетельства коммерческого пилота не соответствует установленным требования (не содержит все необходимые документы), запрашиваемая квалификационная отметка не соответствует требованиям п. 2.7. ФАП-147;

2. Не представлены итоговые документы (диплом, свидетельство) о прохождении полного курса обучения на пилота гражданской авиации (теоретическая, тренажерная, летная подготовка);

3. Справка о результатах прохождения навыков управления на ВС оформлена на внесение квалификационной отметки, а не на выдачу свидетельства коммерческого пилота;

4. Ранее представленные документы, выданные ЧОУ «Санкт-Петербуржский авиационный учебный центр», оформлены с нарушением требований нормативных актов гражданской авиации и не могут быть признаны документами о прохождении соответствующей подготовки;

5. Обучение по заочной форме по профилю «Летная эксплуатация гражданских воздушных судов» направление подготовки «Аэронавигация» образовательной программой не предусмотрено как реализуемая непосредственно образовательной организацией первоначальная учебно-летная подготовка, позволяющая выпускнику при ее прохождении и завершении обучения претендовать на присвоение квалификации коммерческого пилота гражданской авиации. Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 52 и пунктом 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации прохождение подготовки по заочной форме обучения недостаточное основание для получения свидетельства коммерческого пилота;

6. Копии документов не заверены соответствующим образом.

Письмом исх. № 01 от 28 апреля 2021 года административный истец обратился в Южное МТУ Росавиации с заявлением об оказании государственной услуги по выдаче свидетельства коммерческого пилота с внесением соответствующей квалификационной отметки. К указанному письму были приложены:

1. Заявление о выдаче свидетельства установленной формы (с указанием квалификационной отметки);

2. Копия справки, подтверждающей прохождение проверки навыков кандидата на получение свидетельства (по результатам контрольно-проверочного полета).

Также представлены для обозрения подлинники документов: подлинник справки, подтверждающей прохождение проверки навыков кандидата на получение свидетельства (по результатам контрольно-проверочного полета); свидетельство коммерческого пилота П № 0001157; свидетельство № 14042 об окончании теоретического обучения; приложение к свидетельству № 14042; свидетельство № 048ПЛИ об окончании теоретического обучения; приложение к свидетельству № 048ПЛИ; задание на тренировку ЧОУ «Санкт-Петербургский авиационный учебный центр» от 22 июня 2014 года; справка от 26 октября 2015 года (налёт часов); задание на полёт ЧОУ «Санкт-Петербургский авиационный учебный центр» от 7 июля 2014 года (о соответствии квалификации пилота коммерческой авиации); задание на полёт в период с 4 апреля 2015 года по 20 августа 2015 года; документ о лётной проверке; свидетельство о повышении квалификации № 2231132; удостоверение № 049050 от 10 мая 2018г., подтверждающее прохождение курса повышения квалификации «Подготовка членов летных экипажей ВС ГА РФ к выполнению международных полетов»; решение МКК, решение ВКК; Представление от 2 марта 2016 года; задание на тренировку с 16 февраля 2016 года по 28 февраля 2016 года; акт летной проверки пилота.

Письмом Южного МТУ Росавиации от 12 мая 2021 года № ИСХ-2917/04/ЮМТУ в дополнение к мотивированному отказу в выдаче свидетельства коммерческого пилота от 9 апреля 2021 года Исх-2270/04/ЮМТУ административному истцу было разъяснено, что он вправе обжаловать действия (бездействия) должностных лиц Росавиации и ее территориальных органов – руководителю Росавиации, в Министерство транспорта Российской Федерации.

Как следует из письма административного истца исх. № 01 от 28 апреля 2021 года, Камышанский А.А. учел замечания, изложенные в п. 1, п. 3 ответа от 9 апреля 2021 года и представил заявление о выдаче свидетельства установленной формы (с указанием квалификационной отметки); копию справки, подтверждающей прохождение проверки навыков кандидата на получение свидетельства (по результатам контрольно-проверочного полета), то есть на момент отказа данные документы представлены не были.

Что касается указания на предоставление копий документов, незаверенных соответствующим образом (п.6), в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика пояснил, что не были заверены документы, которые представлялись заявителем по электронной почте. 28 апреля 2021 года заявителем представлены подлинники документов для удостоверения их копий, что подтверждается входящим штампом Южного МТУ Росавиации с соответствующими отметками.

В отношении доводов, изложенных в письме от 9 апреля 2021 года о том, что заявителем не представлены итоговые документы (диплом, свидетельство) о прохождении полного курса обучения на пилота гражданской авиации (теоретическая, тренажерная, летная подготовка); ранее представленные документы, выданные ЧОУ «Санкт-Петербуржский авиационный учебный центр» не могут быть признаны документами о прохождении соответствующей подготовки; обучение по заочной форме обучения - недостаточное основание для получения свидетельства коммерческого пилота, судебная коллегия учитывает следующее.

Согласно положениям ч. 1, ч. 2 ст. 52 Воздушного кодекса Российской Федерации, к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации. Авиационный персонал включает в себя авиационный персонал гражданской авиации, авиационный персонал государственной авиации и авиационный персонал экспериментальной авиации.

Статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 2). Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации (пункт 4).

Согласно положениям ст. 85 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, реализуются образовательные программы. Типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Реализация образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки работников различных уровней ответственности в соответствии с программами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 147 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистами по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов» (ФАП -147).

Выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации осуществляется лицом, который удовлетворяет требованиям данного приказа и имеет действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками (пункт 1.3 ФАП N 147).

Обладатель свидетельства коммерческого пилота в соответствии с пп. "а" п. 4.3 указанных ФАП должен иметь налет на самолете не менее 200 часов или 150 часов в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 10 часов налета на тренажере.

В силу п. 1.6.3 Программы подготовки пилотов коммерческой авиации, утвержденной распоряжением Росавиации от 2 августа 2006 года N АЮ-241-р, летная подготовка кандидата должна соответствовать курсу учебно-летной подготовки, утвержденному уполномоченным органом в области гражданской авиации, и проходить на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, имеющего сертификат на право первоначальной учебно-летной подготовки.

Согласно 3.2.3. Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационных учебных центров", введенных в действие Приказом Федеральной авиационной службы России от 29.01.1999 N 23, после успешного окончания полного цикла обучения (в соответствии с утвержденной программой) в АУЦ обучающимся выдается документ в соответствии с ведомственными нормативными требованиями. Документ подписывается руководителем АУЦ и фиксируется в специальном журнале, хранящемся в АУЦ.

В разделе 2 указанных правил предусмотрены общие требования к организации процесса подготовки авиационного персонала в АУЦ, которые состоят из: требований к организации теоретической подготовки; требований к организации тренажерной подготовки; требований к организации летной подготовки.

Административным истцом в материалы дела представлены:

- свидетельство № 048ПЛИ от 19.06.2013, выданное ЧОУ «Санкт-Петербургский авиационный учебный центр» о прохождении теоретического обучения по программе первоначальной подготовки пилотов любителей на ВС CESSNA 172;

- свидетельство № 14042 от 25.06.2014, выданное ЧОУ «Санкт-Петербургский авиационный учебный центр» о прохождении с 12.05.2014 по 20.06.2014 теоретического обучения по программе переподготовки пилотов гражданской авиации на ВС CESSNA 172

Итоговый документ (свидетельство об окончании курса в АУЦ), подтверждающий прохождение теоретического, тренажерного обучения и летной подготовки в адрес Южного МТУ Росавиации Камышанским А.А. не представлен.

Согласно данным имеющегося в материалах дела диплома ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации» от 22 июля 2017 года регистрационный № 2/675, Камышанский А.А. освоил программу бакалавриата по направлению подготовки 25.02.02 «Аэронавигация» и прошел государственную итоговую аттестацию. Из приложения к диплому следует, что административный истец прошел обучение по заочной форме обучения, направленность (профиль) образовательной программы: «Летная эксплуатация гражданских воздушных судов», пройдено ускоренное обучение по образовательной программе. Часть образовательной программы в объеме 6 зачетных единиц освоена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская таможенная академия».

Согласно письму ректора ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации» № 10-7-7389 от 15 ноября 2021 года, диплом об окончании Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации по заочной форме обучения, устанавливает высшее образование и дает право на занятие соответствующих должностей, но не дает право на получение свидетельства коммерческого пилота гражданской авиации.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что изложенные в отказе в предоставлении услуги основания нашли свое подтверждение при рассмотрении дела, принятое административным ответчиком решение является мотивированным, порядок его обжалования дополнительно разъяснен, а потому в удовлетворении административных исковых требований отказано правомерно.

Доводы апелляционной жалобы о ненаправлении в адрес Камышанского А.А. копии решения суда отклоняются, поскольку копия решения направлена административному истцу по указанному им в иске адресу 14.01.2022 года (л.д. 114), согласно данным почтового идентификатора НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН отправление возвращено в связи с истечением срока хранения.

Доводы апелляционной жалобы о невынесении судом постановления по вопросу предоставления административным ответчиком доказательств, о незаконности принятого судом решения не свидетельствуют, тем более, что в порядке досудебной подготовки на административного ответчика была возложена обязанность по предоставлению возражений и доказательств в подтверждение возражений. Что касается бремени доказывания, то правила распределения бремени доказывания установлены законом – ст. 62, ч.ч. 9-11 ст. 226 КАС Российской Федерации, обязанность вынесения отдельного процессуального документа в виде определения о распределении бремени доказывания на суд не возложена.

Приведенные заявителем доводы по существу сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, являлись предметом проверки и оценки судом, и правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.

Юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения не установлено.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ст.310 КАС Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Камышанского А.А. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Яковлева Э.Р.

Судьи: Утемишева А.Р.

Вервекин А.И.

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 05 мая 2022 года.