№ 66а-1015/2023 | |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
город Сочи |
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С.,
судей Гылкэ Д.И. и Катанаевой А.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 26OS0000-04-2023-000021-52 (№ 3а-141/2023) по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Ставропольского края и апелляционному представлению прокурора на решение Ставропольского краевого суда от 10 марта 2023 г. об удовлетворении административного искового заявления Гуськова Андрея Владимировича об оспаривании отдельных положений перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определена как кадастровая стоимость.
Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С., объяснения административного истца Гуськова А.В., заключение прокурора Екимцова М.Н., судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24 декабря 2021 г. № 1004 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 г. (далее также - перечень).
В данный перечень объектов недвижимого имущества включено под пунктом № 8948 нежилое помещение с наименованием «Административное» с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
Нормативный правовой акт размещен на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края 28 декабря 2021 г.
Гуськов А.В., являющийся собственником указанного помещения, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании указанного пункта перечня недействующим, ссылаясь на противоречие этой нормы положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В обоснование заявленных требований указано на то, что помещение не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение помещения в перечень нарушает права административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
В судебном заседании первой инстанции административный истец Гуськов А.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Ставкрайимущество» Алонцев И.В. возражал против удовлетворения искового заявления.
Прокурор Мамбетов Р.Я. полагал иск не подлежащим удовлетворению.
Решением Ставропольского краевого суда от 10 марта 2023 г. административные исковые требования удовлетворены, признан недействующим оспариваемый пункт перечня.
В апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Ставропольского края и апелляционном представлении прокурора поставлен вопрос об отмене решение суда как принятого с нарушением норм материального права, принятии по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований ввиду наличия правовых оснований для включения в перечень спорного объекта.
Административным истцом представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы и представления прокурора.
Прокурор Екимцов М.Н. в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционного представления, полагал решение суда подлежащим отмене.
Административный истец Гуськов А.В. возражал против удовлетворения апелляционных жалобы и представления прокурора, ссылаясь на законность решения суда.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав административного истца, заключение прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, представления прокурора, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене на основании пункта 3 части 2, пункта 3 части 3 статьи 310 КАС РФ ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильном истолковании закона.
Оказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для включения спорного объекта недвижимости в оспариваемый нормативный правовой акт.
С указанным выводом суд апелляционной инстанции не может согласиться, поскольку выводы судьи первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения административного искового являются ошибочными.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции обоснованно установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий министерства имущественных отношений Ставропольского края, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Проверяя соответствие содержания перечня объектов недвижимого имущества в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции исходил из отсутствия предусмотренных законом оснований для определения налоговой базы как кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, не отвечающего критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, и пришел к выводу о неправомерности включения нежилого помещения в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества на 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции не соглашается.
Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 15, абзацем первым пункта 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 403 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Законом Ставропольского края от 5 ноября 2015 г. № 109-кз «Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» на территории Ставропольского края установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - с 1 января 2016 г.
Решением Ставропольской городской Думы от 17 ноября 2014 г. № 567
«Об установлении налога на имущество физических лиц и введении его в действие на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края» на территории г. Ставрополя установлен и введен налог на имущество физических лиц с 1 января 2015 г.
Согласно подпункту 1 пункта 2 данного решения определены налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения в размере 2,0 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Таким образом, налоговая база в отношении объекта налогообложения, принадлежащего административному истцу, установлена в соответствии с нормами НК РФ и нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, одновременно определяет и критерии таких объектов, с которыми связывает включение объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемый в том числе для целей применения повышенной ставки налога.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (пункт 3).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 4.1. статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно статье 378.2 НК РФ, находящейся в главе 30 названного кодекса, регулирующей отношения исключительно в сфере налога на имущество, объектом налогообложения является названное в этой статье имущество, а не доход от деятельности собственников этого имущества.
Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или одновременно как административно-делового центра, так и торгового центра (комплекса), или является самостоятельным видом недвижимого имущества, находящегося в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Таким образом, оспариваемые нормы могут быть признаны соответствующими статье 378.2 НК РФ, если спорное помещение находится в здании, подпадающем под условия, перечисленные в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, либо соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 этой статьи.
Удовлетворяя административный иск, суд исходил из отсутствия предусмотренных законом оснований для определения налоговой базы как кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости и пришел к выводу о том, что спорное помещение не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, и не могло быть включено в перечень.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вид разрешенного использования земельного участка не является однозначно определенным, не позволяет сделать вывод о размещении объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вместе с тем судебная коллегия исходит из наличия иных предусмотренных законом оснований для определения налоговой базы как кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, отвечающего критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.
Кассационным определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 1 ноября 2022 г. № 88а-8886/2022 по делу № 3а-83/2022 оставлены без изменения Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 мая 2022 г. № 66а-877/2022, решение Ставропольского краевого суда от 11 февраля 2022 г., которым отказано в признании недействующими приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 г. № 1317 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 г.», приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 г. № 1462 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 г.».
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2023 г. отказано в передаче кассационной жалобы Гуськова А.В. для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Данными судебными актами установлено, следует из материалов настоящего административного дела и сведений ЕГРН, что Гуськов А.В. является собственником объекта недвижимого имущества - нежилого помещения с наименованием «Административное», площадью 227,5 кв. м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, входящего в состав нежилого здания с наименованием «Административное, торговое», площадью 6159,8 кв. м, с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «под офисными и подсобными помещениями, что соответствует 122/1000 дол. вклад. без выдела долей в натуре».
Указанными судебными актами установлено, что нежилое помещение истца находится в составе нежилого здания, соответствующего закрепленным в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ критериям.
При этом суды исходили из документов технической инвентаризации, в том числе составленного по состоянию на 27 марта 2000 г., 21 ноября 2012 г. Ставропольским бюро технической инвентаризации технического паспорта на нежилое здание, принятого в качестве допустимого доказательства, поскольку данная техническая документация явилась основанием для внесения соответствующих сведений о здании в Единый государственный реестр недвижимости. Согласно сведениям технической инвентаризации не менее 20 % общей площади здания используется для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
Согласно экспликации к поэтажным планам здания, площадью 6159,8 кв. м, помещения имеют назначение: «торговый зал» (127,8 кв. м, 93,6 кв. м, 102,2 кв. м, 68,1 кв. м, 67,9 кв. м, 27,4 кв. м, 187,6 кв. м, 462 кв. м, 177,6 кв. м, 271,7 кв. м), «касса» (5,9 кв. м), «склад» (8,3 кв. м), «витрина» (5,7 кв. м, 5,7 кв. м), «кафе» (48,9 кв. м, 46 кв. м), «банкет. зал» (23,4 кв. м., 14,6 кв. м), «обед. зал» (65,6 кв. м, 47,5 кв. м), «овощной цех» (5,1 кв. м), «мясной цех» (5,3 кв. м), «моечная», «горячий цех» (12,2 кв. м), «кладовая» (2,1 кв. м, 12,6 кв. м, 5 кв. м, 8,2 кв. м, 3,7 кв. м, 3,1 кв. м), «косметич. кабинет», «парикмах.», «прачечная», «холл», «маникюр. кабинет», «шкаф», «зал игровых автоматов», «вахтерская», «лифт», «телеф. шкаф», «умывальн.», «эл. щитовая», «мастерская», «кинопроекцион.», «архив», «маш. бюро», «приемная», «комната персонала», «подсобное», «сан.узел», «вестибюль», «турецкая баня», «комната отдыха», «массажн. кабинет», «туалет», «солярий», «коридор», «раздевалка», «душевая», «зал аэробики», «тренажерный зал», «тамбур», «теплоузел», «кабинет», «электрощитовая», «вход», «лестничная клетка», «подвал».
Возможность использования сведений документов технического учета (инвентаризации) в целях отнесения объектов недвижимого имущества к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, прямо следует из положений статьи 378.2 НК РФ.
Достоверность данных документов и содержащейся в них информации подтверждена и не вызывает сомнений.
Сведения некоммерческого товарищества собственников нежилых объектов недвижимости «Ленина 392» о площади здания в размере 6324,27 кв. м не опровергают установленные судом обстоятельства.
Судебная коллегия не принимает представленный административным истцом технический паспорт, составленный муниципальным унитарным предприятием «Земельная палата» г. Ставрополя по состоянию на 22 декабря 2021 г., согласно которому площадь здания составляет 6135,8 кв. м.
Указанный технический паспорт не был принят в качестве документа технического учета; государственный учет изменений на основании данного технического паспорта не осуществлялся.
В соответствии с пунктом 7.3 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», пунктом 16 приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2010 г. № 403 «Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке» основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, является технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении).
Технический план на спорные здание или помещения не изготавливался.
При этом помещения в здании с назначением «торговый зал», «витрина», «касса», «склад», «банкет. зал», «обед. зал», «овощной цех», «мясной цех», «горячий цех», «касса», «кафе», «косметич. кабинет», «парикмах.», «прачечная», «маникюр. кабинет» составляют более 20% от общей площади здания, как указанной в ЕГРН и документах технической инвентаризации, так и по данным представленного истцом технического паспорта по состоянию на 22 декабря 2021 г., что свидетельствует о правомерности отнесения здания к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости, поскольку оно предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Указание в техническом паспорте по состоянию на 22 декабря 2021 г. на назначение частей помещения – «кабинет» не опровергает выводы ответчика о том, что нежилое помещение истца находится в составе нежилого здания, соответствующего закрепленным в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ критериям.
Оспариваемое истцом правовое регулирование соответствует справедливому распределению налоговой нагрузки за счет использования кадастровой стоимости при расчете налоговой базы, увеличению уровня налоговой нагрузки на объекты коммерческой недвижимости, в том числе офисно-делового и торгового назначения.
Возможность использования офисно-торговой недвижимости как доходного объекта, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах) объективно образует предпосылку в связи с относительно высокой стоимостью такого имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), концентрирующих потенциально доходную недвижимость.
Значимой с точки зрения налогообложения является концентрация потенциально доходной недвижимости, когда назначение, разрешенное использование или наименование помещений, составляющих не менее 20 процентов общей площади здания (строения, сооружения), предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, что определяет распространение по этому признаку повышенной налоговой нагрузки на все помещения соответствующего центра (комплекса) (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2021 г. № 374-О).
При этом судебная коллегия принимает во внимание представленные истцом договоры от 1 августа 2019 г., 1 августа 2020 г., от 1 августа 2021 г., от 1 августа 2022 г., в соответствии с которыми истец передал в безвозмездное пользование ООО «Первое юридическое агентство» спорные нежилые помещения с целью использования для юридической деятельности как офисные помещения (кабинеты).
Довод истца о том, что спорное нежилое помещение не подлежит в включению в перечень ввиду невключения в перечень самого здания, как и довод о внесении в перечень объекта без установления вида фактического использования названного выше здания и помещений в нем, основаны на неправильном толковании закона, поскольку для признания законным включение нежилого помещения в составе здания в перечень достаточно установить соответствие здания одному из условий, указанных в пунктах 3 - 4.1 статьи 378.2 НК РФ.
Доказательств того, что на момент включения в оспариваемый перечень указанного объекта министерство имущественных отношений Ставропольского края имело в наличии иные сведения, материалы административного дела не содержат.
С учетом того, что в материалах дела имеются относимые и допустимые доказательства, подтверждающие соответствие указанного нежилого помещения условиям, установленным требованиями статьи 378.2 НК РФ, и необходимым для включения в перечень объекта недвижимого имущества на 2022 г., судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об удовлетворении административных исковых требований.
Включение объекта недвижимости в перечень для целей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости соответствует общим началам законодательства о налогах и сборах, в том числе требованиям законности, экономической обоснованности налогообложения, ясности и определенности правового регулирования (статья 3 НК РФ), иным положениям, устанавливающим особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
При проверке содержания оспариваемого акта, судебной коллегией установлено, что содержание акта является определенным (пункт 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»), оспариваемый акт не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, не вызывает неоднозначное толкование.
Оснований для признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим оспариваемого пункта перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, на 2022 г. не имеется, в связи с чем обжалуемое решение Краснодарского краевого суда от 10 марта 2023 г. является незаконным, основанным на неправильном применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подлежит отмене с вынесением по данному административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска. Апелляционные жалоба и представление прокурора подлежат удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 10 марта 2023 г. отменить, принять новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Гуськова Андрея Владимировича о признании недействующим пункта № 8948 приложения к приказу министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24 декабря 2021 г. № 1004 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 г.» - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 июля 2023 г.
Председательствующий
Судьи