УИД 24OS0000-01-2022-000232-88
№66а-1027/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Новосибирск 21 июня 2022 года
Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Захарова Е.И.,
рассмотрев без проведения судебного заседания административный материал (№ 9а-61/2022) по административному исковому заявлению Попова Ч.Ч., Ежова И.П. о признании недействующими постановлений Правительства Красноярского края от 31 июля 2009 года № 391-п «О Порядке и сроках составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции муниципальных образований Красноярского края» и от 24 апреля 2018 года № 213-п «Об установлении числа граждан, подлежащих включению в списки кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Красноярском крае на период с 1 июня 2018 года по 31 мая 2022 года»,
по частным жалобам Попова Ч.Ч., Ежова И.П. на определение Красноярского краевого суда от 07 апреля 2022 года об отказе в принятии административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
Попов Ч.Ч., Ежов И.П., обратились в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Красноярского края от 24 апреля 2018 года № 213-п «Об установлении числа граждан, подлежащих включению в списки кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Красноярском крае на период с 1 июня 2018 года по 31 мая 2022 года» и постановления Правительства Красноярского края от 31 июля 2009 года № 391-п «О Порядке и сроках составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции муниципальных образований Красноярского края» ввиду их несоответствия Федеральному закону от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
Определением Красноярского краевого суда от 07 апреля 2022 года в принятии административного искового заявления отказано по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, Поповым Ч.Ч. подана частная жалоба, в которой просит определение отменить и разрешить вопрос по существу. Указывает, что коллегия, сформированная из списка кандидатов в присяжные заседатели, не имела полномочий.
Ежовым И.П. также подана частная жалоба на определение суда первой инстанции, в которой просит также отменить определение и разрешить вопрос по существу. Указывает, что оспариваемыми постановлениями нарушаются его права на законный состав суда и доступ к правосудию.
В соответствии со статьей 315 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотрение частной жалобы осуществлено без проведения судебного заседания.
Учитывая характер и сложность разрешаемого процессуального вопроса, доводов частной жалобы, суд апелляционной инстанции оснований для вызова административного истца не находит.
Проверив административный материал, изучив доводы частной жалобы, суд приходит к следующему.
Одной из задач административного судопроизводства, как это закреплено в части 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (статья 45), а также судебную защиту его прав и свобод, закрепляя право обжаловать решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в судебном порядке (статья 46).
В развитие конституционной гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья отказывает в принятии административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса, а также в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, в соответствии с частью 1 статьи 128, частью 1 статьи 210 КАС РФ в случае если из сведений, содержащихся в административном исковом заявлении и (или) приложенных к нему документах, с очевидностью следует, что административный истец не может выступать субъектом отношений, регулируемых оспариваемым (разъясненным) нормативным правовым актом, либо следует, что оспариваемый акт не может нарушать или иным образом затрагивать права, свободы, законные интересы административного истца (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).
Постановлением Правительства Красноярского края от 31 июля 2009 года № 391-п утвержден Порядок и сроки составления общего и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели Красноярского края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 24 апреля 2018 года № 213-п установлено число граждан, подлежащих включению в списки кандидатов в присяжные заседатели на период с 1 июня 2018 года по 31 мая 2022 года.
Приложением № 1 к данному постановлению установлено число граждан для включения в общий список кандидатов в присяжные заседатели Красноярского края для 3 окружного военного суда и 61 гарнизонного военного суда на период с 1 июня 2018 года по 31 мая 2022 года по муниципальным районам и городским округам Красноярского края.
Приложением № 2 к данному постановлению установлено число граждан для включения в общий список кандидатов в присяжные заседатели Красноярского края для Западно-Сибирского окружного военного суда и Красноярского гарнизонного военного суда на период с 1 июня 2018 года по 31 мая 2022 года по муниципальным районам и городским округам Красноярского края.
Приложением № 3 к данному постановлению установлено число граждан для включения в общий список кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований Красноярского края на период с 1 июня 2018 года по 31 мая 2022 года по муниципальным районам и городским округам Красноярского края.
Приложением № 4 к данному постановлению установлено число граждан для включения в запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований Красноярского края на период с 1 июня 2018 года по 31 мая 2022 года по муниципальным районам и городским округам Красноярского края.
Из приговора Красноярского краевого суда от 19 мая 2021 года следует, что Ежов И.П. на основании вердикта коллегии присяжных заседателей от 15 мая 2021 года признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктами .
Из приговора Красноярского краевого суда от 09 декабря 2021 года следует, что Попов Ч.Ч. на основании вердикта коллегии присяжных заседателей от 24 ноября 2021 года признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных .
Согласно части 1 стати 326 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации после назначения судебного заседания по распоряжению председательствующего секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», исполнительно-распорядительный орган муниципального образования каждые четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, включая в указанные списки граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года на основании списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, представляемых главами муниципальных образований, составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, образованных в соответствии с частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, включая в них необходимое для работы соответствующих судов число граждан, постоянно проживающих на территориях муниципальных образований, входящих в округа.
Частью 2 статьи 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона устанавливает порядок и сроки составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований и уведомляет исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований о числе граждан, подлежащих включению в указанные списки от соответствующих муниципальных образований.
Учитывая, что административные истцы были признаны виновными в совершении преступлений на основании вердикта коллегии присяжных заседателей, которые в свою очередь были отобраны из общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели, составленных в порядке и сроки, установленные оспариваемыми нормативными правовыми актами, вышестоящий суд приходит к выводу, что Попов Ч.Ч. и Ежов И.П. являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, а выводы краевого суда в данной части являются неверными.
Ввиду изложенного, частные жалобы административных истцов подлежат удовлетворению, определение Красноярского краевого суда от 07 апреля 2022 года подлежит отмене в полном объеме, а административное исковое заявление – направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение со стадии разрешения вопроса о принятии его к производству.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Красноярского краевого суда от 07 апреля 2022 отменить.
Административное исковое заявление Попова Ч.Ч., Ежова И.П. о признании недействующими постановлений Правительства Красноярского края от 31 июля 2009 года № 391-п «О Порядке и сроках составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции муниципальных образований Красноярского края» и от 24 апреля 2018 года № 213-п «Об установлении числа граждан, подлежащих включению в списки кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Красноярском крае на период с 1 июня 2018 года по 31 мая 2022 года» направить в Красноярский краевой суд для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Е.И. Захаров