ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1031/2021 от 27.07.2021 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

66а-1031/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи 27 июля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Гылкэ Д.И.,

судей Катанаевой А.С., Носковой А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-744/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества «Краснодарагроспецпроект» об оспаривании нормативных правовых актов в части,

по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 24 марта 2021 г., которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С., объяснения представителя административного истца Цыкало И.Г., представителя административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края Ступак В.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н., судебная коллегия

установила:

приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. № 2837 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год).

Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. № 2752 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2021 год).

АО «Краснодарагроспецпроект» обратилось с административным иском, в котором просило признать недействующими пункты 71305, 71306 Перечня на 2020 г., пункты 40761, 72380, 72381 Перечня на 2021 г., ссылаясь в обоснование своих требований на противоречие оспариваемых норм требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением Краснодарского краевого суда от 17 марта 2021 г. административный иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе Департамент имущественных отношений Краснодарского края просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Административным истцом, участвующим в деле прокурором представлены письменные возражения на апелляционную жалобу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав стороны, заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.

Решение суда в указанной части не обжалуется.

Из материалов дела следует и установлено судом, что административный истец является собственником помещений с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, расположенных в трехэтажном здании с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 429,5 кв.м. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости иные помещения в здании отсутствуют.

Здание включено в Перечень на 2021 г. под номером 40761 в соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как административно-деловой и торговый центр (комплекс) на основании установленного вида фактического использования. В Перечень на 2020 г. год здание включено не было.

Помещение с кадастровым номером <данные изъяты> включено в Перечень на 2020 г. под номером 71305, в Перечень на 2021 г. под номером 71306.

Помещение с кадастровым номером <данные изъяты> включено в Перечень на 2020 г. под номером 72380, в Перечень на 2021 г. под номером 72381.

Помещения включены в Перечень на 2020 г. на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как помещения, входящие в состав здания, обладающего признаками административно-делового и торгового центра.

В Перечень на 2021 г. помещения включены как помещения в здании административно-делового и торгового центра на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2, пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Проверяя соответствие содержания Перечней объектов недвижимого имущества в оспариваемых частях нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности включения помещений и здания в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества. Судебная коллегия оснований не согласиться с таким выводом суда не установила.

В пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации федеральный законодатель указал, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2), предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 названного кодекса право субъектов Российской Федерации законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации РФ, признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которое фактически используются для размещения перечисленных объектов.

При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения названных объектов признается использование в этих целях не менее 20 процентов его общей площади (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 названного кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно (подпункты 1 названных пунктов); предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания соответственно, то есть назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или фактически используется в перечисленных целях (подпункты 2 указанных пунктов).

Пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что здание признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии со статьей 1.1 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. № 620-КЗ «О налоге на имущество организаций» налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения перечисленных объектов.

В отношении нежилых зданий названный Закон Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. № 620-КЗ каких-либо особенностей не содержит.

Как верно установлено судом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание - «для эксплуатации зданий и сооружений», не позволяет однозначно признать здание объектом недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости здание с кадастровым номером <данные изъяты> имеет назначение: нежилое здание, наименование: нежилое здание с пристройкой – административное. Каждое из помещений административного истца имеет наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение.

Согласно техническому паспорту на здание, составленному филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по состоянию на 18 ноября 2016 г., назначение здания: нежилое здание, части помещения имеют назначения «насосная», «гараж», «склад», «коридор», «туалет», «кабинет», «лестничная клетка».

Таким образом, основания отнесения здания и помещений в нем к объектам, поименованным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости или технической документации о наименовании или назначении помещений, отсутствуют.

В соответствии с пунктом 3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Губернатора Краснодарского края от 27 апреля 2017 г. № 319, в Перечень на очередной налоговый период включаются здания (строения, сооружения) и помещения (далее также - объекты недвижимого имущества), вид фактического использования которых определен Уполномоченным органом до 1 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду.

Акт обследования здания, составленный 18 ноября 2019 г., суд правомерно не принял в качестве доказательства по делу, как составленный с нарушением пункта 3 указанного Порядка.

Фактическое обследование помещений в юридически значимый период для включения в Перечень на 2020 г. не проводилось, акты осмотра объектов, предусмотренные Порядком, не составлялись.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для включения помещений в Перечень на 2020 г.

В Перечень на 2021 г. здание и помещения были включены по виду фактического использования, в подтверждение чего представлены акты обследования спорных объектов от 14 августа 2020 г.

Удовлетворяя административный иск в указанной части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что акты обследования объектов не являются надлежащими доказательствами, подтверждающими фактическое использование здания и помещения в целях бытового обслуживания, либо для размещения офисов.

Из акта обследования здания от 14 августа 2020 г. следует, что 65 кв.м площади здания (15,1 %) занимают помещения для обслуживания клиентов типографии <данные изъяты> 40,9 кв.м (9,5 %) занимает <данные изъяты>; 112,5 кв.м (26,2 %) занимает «Школа танцев»; 7,2 кв.м (1,7 %) занимает склад <данные изъяты> 64,0 кв.м (15 %) занимает гараж <данные изъяты> 56,4 кв.м (13,1 %) не используется; 83,5 кв.м (19,4 %) приходится на вспомогательные помещения.

Из акта обследования помещения с кадастровым номером <данные изъяты> от 14 августа 2020 г. следует, что 65 кв.м (22,6 %) от общей площади объекта занимает помещение для обслуживания клиентов типографии <данные изъяты>»; 40,9 кв.м (14,3 %) занимает <данные изъяты> 112,5 кв.м (39,2 %) занимает <данные изъяты> 7,2 кв.м (2,5 %) занимает склад <данные изъяты> 61,4 кв.м (21,4 %) приходится на вспомогательные помещения.

Из акта обследования помещения с кадастровым номером <данные изъяты> от 13 августа 2020 г. следует, что 64,0 кв.м (44,9 %) от общей площади занимает гараж <данные изъяты> 56,4 кв.м (39,6 %) не используется; 22,1 кв.м (15,5 %) приходится на вспомогательные помещения.

Судом критически оценены данные акты, как не подтверждающие фактическое использование помещений для размещения объектов бытового обслуживания, а также в качестве офисов.

ГОСТ 32610-2014 «Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Классификация организаций», ГОСТ Р 57137-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11 октября 2016 г. № 1356-ст) не относят услуги типографии, школы танцев к бытовым услугам. Не относят данные услуги к бытовым услугам и утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2016 г. № 2496-р Перечень кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам; Перечень кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам.

Согласно актам обследования в помещениях <данные изъяты> размещены конференц-зал, офисная мебель, организационная техника, средства связи, стеллажи с папками и документами, диваны для посетителей.

Площадь помещения, занимаемая <данные изъяты> составляет 9,5% от общей площади здания и 14,3 % от общей площади помещения с кадастровым номером <данные изъяты> то есть менее 20 %, что не позволяет отнести помещение с кадастровым номером <данные изъяты> к офисам.

Наименование помещение «кабинет» понятию «офис» не тождественно.

Иные помещения в здании, как правомерно указал суд, не соответствуют признакам объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом установленных обстоятельств суд сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемые пункты Перечней объектов недвижимого имущества на 2020 и 2021 гг. не соответствуют положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и принял правильное решение об удовлетворении административного иска.

По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на иную, неправильную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 24 марта 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.

Мотивированное апелляционное определение составлено 10 августа 2021 г.

Председательствующий

Судьи