ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1037/20 от 22.10.2020 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-1037/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Сочи

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Гылкэ Д.И.,

судей Сиротиной Е.С. и Солдатовой С.В.

при секретаре судебного заседания Беляк В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-838/2020 (УИД № 23OS0000-01-2020-000492-77) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кубаньречфлот-сервис» о признании недействующим приказа региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18 декабря 2019 г. № 327/2019-т «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 20.12.2017 № 156/2017-т «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии»

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Кубаньречфлот-сервис» на решение Краснодарского краевого суда от 2 июля 2020 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Сиротиной Е.С., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью «Кубаньречфлот-сервис» Погуляйко А.И. и Кудиновой Е.Д., представителя региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края Уланова Р.А., заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее также - региональная комиссия, тарифный орган, регулирующий орган) от 20 декабря 2017 г. № 156/2017-т установлены тарифы на услуги по передаче обществом с ограниченной ответственностью «Кубаньречфлот-сервис» (далее также - ООО «Кубаньречфлот-сервис», Общество, регулируемая организация) потребителям г. Краснодара тепловой энергии на период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г. и долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов.

Приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18 декабря 2019 г. № 327/2019-т «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 20 декабря 2017 г. № 156/2017-т «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии» с целью корректировки методом индексации установленных долгосрочных тарифов внесены изменения в указанный приказ относительно размера тарифов на период действия с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г.

ООО «Кубаньречфлот-сервис» обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в полном объёме с момента принятия приказа региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18 декабря 2019 г. № 327/2019-т «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 20.12.2017 № 156/2017-т «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии».

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в нарушение требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Приказа Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» при корректировке тарифов на тепловую энергию тарифным органом необоснованно произведено снижение объёма финансовых средств, необходимых Обществу для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчётного периода. При определении размера тарифов и исчислении необходимой валовой выручки предприятия региональной комиссией не учтены расходы на приобретение тепловой энергии, расходуемой на технологические цели, включая расходы на компенсацию потерь тепловой энергии при передаче тепловой энергии. Установленные тарифы не возмещают расходы и не обеспечивают прибыль Общества, надлежащее содержание и эксплуатацию объектов теплоснабжения.

Решением Краснодарского краевого суда от 2 июля 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе ООО «Кубаньречфлот-сервис», ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов участвующим в деле прокурором представлены возражения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Как следует из материалов административного дела, ООО «Кубаньречфлот-сервис», являясь теплосетевой организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии в границах муниципального образования г. Краснодар Краснодарского края, 25 апреля 2019 г. обратилось в тарифный орган с заявлением об установлении (корректировке) с применением метода индексации долгосрочных тарифов и необходимой валовой выручки в сфере теплоснабжения на 2020 – 2022 годы, представив обосновывающие документы.

Приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18 декабря 2019 г. № 327/2019-т внесены изменения в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 20.12.2017 № 156/2017-т «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии».

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого акта недействующим.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075; Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее - Методические указания).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии в силу пункта 2 части 2 статьи 5 названного федерального закона относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Краснодарском крае в соответствии с Положением о региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края, утверждённым постановлением главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 г. № 652, является региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края.

По результатам рассмотрения дела о корректировке тарифов на тепловую энергию административным ответчиком в пределах его полномочий принят оспариваемый приказ, с соблюдением формы принятия и порядка опубликования и по этим основаниям не оспаривается.

Проверяя соответствие содержания оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.

В силу пункта 16 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Необходимой валовой выручкой (далее также – НВВ) признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования). При установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов НВВ рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчетной предпринимательской прибыли (пункт 35 Методических указаний).

Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы регулирования обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования (часть 9 статьи 7 Закона о теплоснабжении). В целях реализации названной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. № 570 утверждены Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования (далее - Стандарты).

В соответствии с пунктом 15 Стандартов регулируемая организация обязана раскрывать информацию согласно установленному перечню в установленные Стандартами сроки. Регулируемой организацией подлежит раскрытию информация, в том числе, об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности); об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации (подпункты «в» и «д» пункта 15 Стандартов).

В силу статей 3 и 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций; обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надёжному функционированию и развитию систем теплоснабжения; определения размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод индексации установленных тарифов.

Особенности расчета тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71 - 75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.

В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности, к которым относится в том числе показатели энергосбережения и энергетической эффективности, если в отношении регулируемой организации утверждена программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и (или) если показатели энергосбережения и энергоэффективности предусмотрены в концессионном соглашении в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договоре аренды указанных объектов.

Государственное регулирование цен (тарифов) с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года), в порядке, предусмотренном Основами ценообразования (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).

Порядок расчета тарифов с применением метода индексации установленных тарифов предусматривает ежегодное уточнение регулирующим органом плановой необходимой валовой выручки в целях корректировки долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующего за текущим годом. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой, установленной в Методических указаниях, с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования (пункт 52 Основ ценообразования).

В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.

Пунктом 3 Правил определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2014 г. № 452, предписано, что при расчете (корректировке) тарифов теплоснабжающих организаций в обязательном порядке учитываются плановые значения показателей энергетической эффективности объектов теплоснабжения, к которым в соответствии с пунктом 6 данных Правил относится и показатель величины технологических потерь при передаче тепловой энергии.

Согласно пунктам 12, 23, 24 Правил определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2014 г. № 452, решение о корректировке плановых значений показателей энергетической эффективности объектов теплоснабжения, к которым в соответствии с пунктом 6 данных Правил относится и показатель величины технологических потерь при передаче тепловой энергии, орган регулирования осуществляет на основании анализа совокупности информации, использует среди прочего отчетные данные, представляемые теплоснабжающей организацией уполномоченному органу, в частности график реализации мероприятий инвестиционной программы, финансовые отчеты о выполнении мероприятий инвестиционной программы, отчет о достижении плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности, а также фактические значения показателей деятельности теплоснабжающей организации за предыдущий период действия инвестиционной программы.

Содержание приведенных федеральных норм во взаимосвязи с положениями пункта 2 части 2 статьи 5 и части 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении, определяющими, что при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, свидетельствует о том, что объем тепловой энергии прямо влияет на размер потерь, поскольку данные об объемах потерь энергии в тепловых сетях определяются на основании данных об объемах отпуска тепловой энергии.

В свою очередь, при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети (далее также - объем отпуска тепловой энергии из тепловой сети), используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 118 Методических указаний (пункт 8 Основ ценообразования).

Согласно положениям пунктов 15, 16, 17, 20 и 28 Правил регулирования цен установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений организаций об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных в обоснование этих предложений. К числу обосновывающих документов относится расчёт расходов и НВВ от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчёта, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае её утверждения), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

В силу пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 указанного закона.

Из анализа названных норм права следует, что в силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии ее часть расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем не оплачивается последними и относится к потерям теплосетевой или теплоснабжающей организации, во владении которой находятся тепловые сети.

Федеральный законодатель предусмотрел возможность указанных организаций компенсировать потери энергии в тепловых сетях.

Согласно пункту 90 Основ ценообразования при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются только в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.

В случае если по данным, представленным регулируемой организацией, более 75 процентов фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период, то в необходимую валовую выручку такой регулируемой организации на последующие годы включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным за предыдущий отчетный период, с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 117 Методических указаний в необходимую валовую выручку регулируемой организации, учитываемую при расчете тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, включаются расходы на содержание, ремонт, эксплуатацию тепловых сетей; расходы на приобретение воды, электрической и тепловой энергии, расходуемые на технологические цели, включая расходы на компенсацию потерь тепловой энергии, теплоносители при их передаче (в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случая, предусмотренного пунктом 118 Методических указаний), и затраты электроэнергии на привод насосов и другого оборудования, обеспечивающего технологический процесс передачи тепловой энергии.

Пунктом 118 Методических указаний предусмотрено, что в случае если по данным, представленным регулируемой организацией, более 75 процентов фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период (расчетный период регулирования), то в необходимую валовую выручку такой регулируемой организации на последующие годы (расчетные периоды регулирования) включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным предыдущего отчетного периода (расчетного периода регулирования), с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предусмотренный в вышеуказанных правовых нормах механизм учета расходов на оплату потерь в тепловых сетях применяется в случае, если для регулируемой организации утверждена инвестиционная программа в сфере теплоснабжения, для реализации которой законодатель допустил увеличение валовой выручки данной организации от осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения посредством учета при расчете тарифов фактических потерь тепловой энергии, превышающих нормативные технологические потери, при условии поэтапного снижения фактических потерь до уровня нормативных.

Инвестиционная программа для административного истца не утверждена, не определены ежегодные темпы снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, которые должны применяться к потерям регулируемой организации, устанавливаемым на уровне фактических потерь базового периода.

Отсутствие инвестиционной программы регулируемой организации исключает применение пункта 90 Основ ценообразования и пункта 118 Методических указаний о возможности включения в необходимую валовую выручку регулируемой организации на последующие годы (расчетные периоды регулирования) расходов на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным предыдущего отчетного периода (расчетного периода регулирования) в связи с невозможностью применения к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, которые должны соответствовать инвестиционной программе регулируемой организации.

Тарифным органом в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и пунктом 117 Методических указаний при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учтены только в объеме нормативных технологических потерь, поскольку вышеуказанными правовыми нормами исключен учет фактических расходов на оплату потерь тепловой энергии, возникших в сетях ООО «Кубаньречфлот-сервис», в размере, превышающем расходы, рассчитанные с учетом установленных нормативных технологических потерь.

В соответствии с пунктом 10 Раздела 1 «Общие положения» «Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», утвержденной приказом Министерством энергетики Российской Федерации от 17 марта 2014 г. № 99/пр, при размещении узла учета не на границе балансовой принадлежности расчет количества поданных (полученных) тепловой энергии, теплоносителя производится с учетом потерь в трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установки прибора учета. Величина потерь рассчитывается по методике, приведенной в «Порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя», утвержденном приказом Министерством энергетики Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 325.

Пунктом 33 Раздела V «Учет тепловой энергии, теплоносителя у потребителей» «Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», утвержденной приказом Министерством энергетики Российской Федерации от 17 марта 2014 г. № 99/пр, предусмотрено, что количество тепловой энергии, полученной потребителем тепловой энергии за отчетный период (Q), для закрытых независимых систем теплоснабжения определяется с учетом количества тепловой энергии, израсходованной на компенсацию потерь, рассчитываемых по методике, утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации, то есть учетом утвержденных нормативов технологических потерь.

В соответствии с общим правилом расчета фактического объема потребления тепловой энергии в случае отсутствия возможности использования показаний прибора учета тепловой энергии, для расчета объема потерь тепловой энергии в тепловых сетях необходимо применять нормативы технологических потерь.

Поскольку Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в отношении системы теплоснабжения, используемой административным истцом, не предусмотрены специальные правила расчета фактического объема потерь тепловой энергии, фактический объем потерь тепловой энергии в тепловых сетях административного истца в период, когда прибор учета тепловой энергии не функционировал, необходимо рассчитывать на основании утвержденных нормативов технологических потерь.

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 4 Закона о теплоснабжении, пункта 4.2.14.8 «Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. № 400, Министерство энергетики Российской Федерации уполномочено на утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, расположенным в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также в городах федерального значения.

Тепловые сети административного истца расположены на территории муниципального образования город Краснодар, численность населения которого превышает пятьсот тысяч человек.

Пунктом 44 Нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, расположенным в поселениях, городских округах с численностью населения 500 тысяч человек и более, а также в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, на 2016 год, утвержденных Приказом Минэнерго России от 26 июня 2015 г. № 411, для ООО «Кубаньречфлот-сервис» установлены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, расположенным в границах муниципальных поселений и городских округов с численностью пятьсот тысяч человек и более на 2016 г. в размере: теплоноситель вода - 4384,9 Гкал.

В соответствии с пунктом 5 «Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя», утвержденного приказом Министерством энергетики Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 325, нормативы технологических потерь в тепловых сетях устанавливаются на предстоящий период регулирования.

Административный истец не обращался в Министерство энергетики Российской Федерации для установления норматива технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях на 2017 г. и последующие годы, в связи с чем с 2017 года для ООО «Кубаньречфлот-сервис» отсутствовали утвержденные нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии.

Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с разъяснениями федерального государственного органа исполнительной власти, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере ценообразования, изложенными в письме Федеральной службы по тарифам от 25 июля 2014 г. № ЕП-8028/5, при отсутствии утвержденных нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям возможно осуществление расчета указанных показателей исходя из экспертной оценки, основанной на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Согласно пункту 6 «Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя», утвержденного приказом Министерством энергетики Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 325, при установлении нормативных значений технологических потерь при передаче тепловой энергии на регулируемый период в случае, если фактические значения технологических потерь, полученные на основании показаний приборов учета, ниже их расчетных значений, в норматив включаются фактические значения технологических потерь.

Согласно представленным ООО «Кубаньречфлот-сервис» сведениям для установления тарифов на передачу тепловой энергии на 2017 г. фактические потери тепловой энергии в тепловой сети Общества в 2015 г. составили 3906,18 Гкал, объем потерь за январь составляет 355,173 Гкал.

При регулировании тарифов на последующие годы тарифный орган руководствовался данным подходом к определению объемов нормативных технологических потерь, расходы на компенсацию которых учитывались при расчете и установлении тарифов по передаче тепловой энергии.

Принимая во внимание, что по состоянию на январь 2017 г. технические характеристики тепловой сети ООО «Кубаньречфлот-сервис» не были изменены по отношению к характеристикам тепловой сети, отраженным в экспертизе материалов на 2016 г., при расчете расходов на оплату потерь тепловой энергии на 2017 г. использованы данные приборного учета тепловой энергии об объеме потерь тепловой энергии, представленные Обществом и отраженные в экспертизе материалов, обосновывающих значение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям ООО «Кубаньречфлот-сервис» на 2016 год: нормируемые эксплуатационные тепловые потери в тепловых сетях в январе 2016 г. составляют 430,5 Гкал.

В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности.

Расчет выпадающих расходов на оплату потерь тепловой энергии, возникших вследствие неисправности прибора учета на тепловой сети Общества в январе 2017 г., произведен на основании экспертной оценки, основанной на отчетных данных, представленных административным истцом, в соответствии с пунктом 11.1.1 Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, согласно которым расчет нормативов технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях производится на основании среднемесячных значений температуры теплоносителя, окружающего воздуха и иных среднемесячных параметров расчета нормативов технологических потерь.

Органом регулирования в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и пунктом 117 Методических указаний при установлении тарифов на 2020 г. на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии, в результате проведенного анализа фактической деятельности за 2018 г. и 2017 г., учтены в объеме нормативных технологических потерь понесенные в январе 2017 г. Обществом расходы на оплату потерь тепловой энергии в той части, которая не была учтена органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов) - на уровне 119,9 руб., что соответствует экономически обоснованному уровню затрат:

430,5 Гкал (нормативные технологические потери) - 355,172 Гкал (учтено три расчете тарифов на 2017 г.) = 75,328 Гкал;

75,328 Гкал х 1348,47 руб./Гкал (тариф на первое полугодие 2017 г. АО «Краснодартеплосеть») х 1,18 (НДС) = 119861,51 руб.

Тариф на тепловую энергию для АО «Краснодартеплосеть» на 2017 г. установлен в соответствии с приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 20 декабря 2016 г. № 113/2016т «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.11.2015 № 57/2015-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду».

Разрешая административное дело, суд первой инстанции, установив данные обстоятельства, давая оценку правомерности действий регулирующего органа, пришел к верным выводам, что оспариваемый в рамках данного административного дела приказ тарифного органа соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере теплоснабжения, имеющих большую юридическую силу, подход, примененный тарифным органом при определении объема потерь, является законным и правильным, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Мотивы, по которым суд пришел к такому заключению, подробно изложены в обжалуемом решении, судебная коллегия находит их убедительными, основанными на правильном применении норм действующего законодательства. При этом суд на основании подробного исследования материалов тарифного дела и представленных сторонами доказательств дал надлежащую оценку доводам административного истца по существу спора.

Доводы административного истца о том, что основанием для определения понесенных расходов являются судебные акты арбитражных судов по делу № А32-19934/2017, ошибочны, поскольку данными судебными актами определен объем потерь тепловой энергии в тепловых сетях административного истца на основании расчета, представленного АО «Краснодартеплосеть», установлены права и обязанности ООО «Кубаньречфлот-сервис» и АО «Краснодартеплосеть» как участников гражданского оборота.

Несогласие Общества с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они не опровергают выводы суда и установленные им обстоятельства, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, должным образом мотивированы в решении суда.

Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для его отмены в апелляционном порядке по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 2 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кубаньречфлот-сервис» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи