ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1049/20 от 29.10.2020 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№66а-1049/2020

Санкт-Петербург 29 октября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Морозковой Е.Е.

судей Головкиной Л.А. и Семеновой И.А.,

при секретаре Карасевой Е.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-207/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим в части приказа министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 июля 2014 г. №2693 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области» (в редакции от 13.02.2019 г.) по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Свердловского областного суда от 06 июля 2020 г., которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е., объяснения представителя административного истца ФИО1-ФИО2, участвующей в судебном заседании посредством видеоконференц-связи и поддержавшей апелляционную жалобу, заключение прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО3, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

приказом министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 июля 2014 г. №2693 (далее-приказ №2693) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельныхучастков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области, для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области, а именно утверждены:

кадастровая стоимость земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области (приложена);

средний уровень кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области, по муниципальным районам и городским округам, расположенным на территории Свердловской области (приложена).

Приказом министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 28 ноября 2014 г. №4748 (далее-приказ №4748) средний уровень кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области, по муниципальным районам и городским округам, расположенным на территории Свердловской области, утвержденный приказом N 2693, изложен в новой редакции.

Приказом министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 13 февраля 2019 г. №220 (далее-приказ №220) в приказ №2693 внесены изменения, а именно пункт 1 приказа №2693 дополнен подпунктом 3 следующего содержания:

«3) удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области, для муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Свердловской области, Свердловской области (прилагается)».

Приказ №2693 (в редакции от 13.02.2019 г.) содержит таблицу «Удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности, земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области,, для муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в рублях за квадратный метр».

В названной таблице приведены минимальные и средние удельные показатели кадастровой стоимости с разбивкой по шести группам видов разрешенного использования для каждого муниципального района/городского округа. Так, для Белоярского городского округа для второй группы видов разрешенного использования установлен минимальный удельный показатель в размере 212,27 руб./кв.м.

Указанные приказы опубликованы в установленном порядке и являются действующими.

Являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501018:260, ФИО1 обратилась в суд с административным иском о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункта 3 пункта 1 приказа министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 июля 2014 г. №2693 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области» (в редакции от 13.02.2019 г.) в части утверждения удельных показателей, содержащихся в строке 6 таблицы «Удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области, для муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в рублях за квадратный метр».

Административный истец отметила, что в связи с переводом принадлежащего ей земельного участка в иную категорию актом определения кадастровой стоимости от 24 апреля 2019 г. кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 80 662 600 руб.

Кадастровая стоимость земельного участка рассчитана с применением минимального удельного показателя кадастровой стоимости по второй группе в размере 212, 27 руб./кв.м, для Белоярского городского округа, утвержденного приказом министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 июля 2014 г. №2693 в редакции от 13.02.2019 г.

При этом, в оспариваемом приказе №2693 не содержится указаний, что за группы содержит поименованная таблица удельных показателей, неясно по какому признаку оцениваемые участки относятся к какой-либо из групп.

Приказ №2693 не отвечает требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам, нарушает право административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в предусмотренном законом порядке, вносит неопределенность в порядок расчета кадастровой стоимости земельных участков, не соответствует ч.6 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, ч.5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, ч.1 ст.24.17 Федерального закона «Об оценочной деятельности», так как не позволяет рассчитать кадастровую стоимость.

Решением Свердловского областного суда от 06 июля 2020 г. в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить. Административный истец считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела; неправильно применены нормы материального права; судом дано толкование закона без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999г. №11-П, от 17 июня 2004 г. №12-П, от 29 июня 2004 г. №13-П, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Оспариваемый приказ N2693 не содержит описание шести групп и не содержит указания о том, по каким признакам оцениваемые участки относятся к одной из шести групп. Поскольку Методика определения кадастровой стоимости земель промышленности, утвержденная приказом Росземкадастра от 20.03.2003 № П/49, содержащая описание участков по видам разрешенного использования, утратила силу с 21.09.2017 г., постольку, начиная с названной даты, оспариваемый приказ №2693 не позволяет определить кадастровую стоимость для земельных участков, образованных после 21.09.2017 г. и участков, у которых изменились характеристики после 21.09.2017 г.

Административный истец считает, что нарушена процедура опубликования утвержденных результатов определения кадастровой стоимости, так как размеры удельных показателей по группам опубликованы, а методика отнесения земельных участков к группам по видам разрешенного использования не опубликована, следовательно, нарушена и процедура внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов административным ответчиком министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения в письменной форме.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В силу пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно статье 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее-Закон об оценочной деятельности) государственная кадастровая оценка представляет собой совокупность действий, включающих: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Регламентация каждого этапа проведения государственной кадастровой оценки установлена статьями 24.12 - 24.17 Закона об оценочной деятельности.

В соответствии с подпунктом 7 статьи 8 Закона Свердловской области от 07.07.2004 г. №18-оз «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области», пунктом 11 главы 2 Положения о министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, утвержденного постановлением правительства Свердловской области от 26 июля 2012 г. №824-ПП, министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области обладает следующими полномочиями: принимает решения о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества; утверждает результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества; утверждает средний уровень кадастровой стоимости земельных участков по каждому муниципальному району и городскому округу, обладает иными полномочиями, предусмотренными Федеральным законом от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В целях проведения государственной кадастровой оценки земельных участков между министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ООО «Первая оценочная компания» заключен государственный контракт от 09.11.2012г. №0162200011812001949-0033653-01 (далее-государственный контракт от 09.11.2012 г.).

Согласно п.1.1 государственного контракта от 09.11.2012 исполнитель (ООО «Первая оценочная компания») обязуется по заданию государственного заказчика (министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области) выполнить работы по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области и сдать результат выполненных работ государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.

В задании на оценку отражено, что оценка выполняется в разрезе шести групп видов использования, приведено описание указанных шести групп видов использования.

Ко второй группе видов использования отнесены:

-земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности;

-земельные участки для установления полос отвода железных дорог, переданные в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Результатами работ являются: отчет об определении кадастровой стоимости; экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков; приложения к проектам правовых актов об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области.

10 декабря 2012 г. ООО «Первая оценочная компания» составлен отчет №1 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения на территории Свердловской области по состоянию на 01.01.2012 г. (далее-Отчет №1).

К Отчету №1, в том числе приложены: перечень объектов оценки с группировкой (приложение 4), средние показатели УПКСЗ приказ МЭРТ 222(приложение 11), файлы Xml-1, Xml-2, Xml-3 (приложение 12), обобщенные показатели ГКОЗ ПРОМ (приложение 13).

08 февраля 2013 г. НП «Саморегулируемая организация Ассоциации Российских магистров оценки» составлено экспертное заключение «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области» (далее-Экспертное заключение). Как следует из Экспертного заключения, на исследование были представлены: Отчет №1 и приложения 1-13.

Согласно выводам Экспертного заключения Отчет №1 от 10.12.2012 г. «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения на территории Свердловской области» соответствует требованиям законодательства в области оценочной деятельности Российской Федерации, актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности, которыми урегулированы вопросы определения кадастровой стоимости.

В соответствии со ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.24.17 Закона об оценочной деятельности приказом №2693 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее-земель промышленности), расположенных на территории Свердловской области в виде: кадастровой оценки конкретных земельных участков земель промышленности и среднего уровня кадастровой стоимости земель промышленности по муниципальным районам и городским округам.

В соответствии с приказом №4748 средний уровень кадастровой стоимости земель промышленности по муниципальным районам и городским округам изложен в новой редакции.

29 июля 2014 г. филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Свердловской области (далее-филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области) обратился в министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с заявлением, в котором указал об опубликовании приказа №2693 и о непредоставлении XML-документов, содержащих сведения о результатах кадастровой оценки в части сведений об удельных показателях кадастровой стоимости, что нарушает Правила и Приказ №П\83 и не позволяет осуществить внесение утвержденных результатов государственной кадастровой оценки в государственный кадастр недвижимости.

В письме Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (Управление Росреестра по Свердловской области) в министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области от 27.09.2018 г. обращено внимание на несоответствие между Отчетом №1, содержащем результаты расчета минимальных значений удельных показателей кадастровой стоимости земель промышленности по Свердловской области по группам видов разрешенного использования и приказом №2693, которым значения удельных показателей кадастровой стоимости земель промышленности не утверждены. В связи с чем, поименованное Управление предлагало рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в приказ №2693.

В обращении и.о. первого заместителя министра по управлению государственным имуществом Свердловской области в Управление Росреестра по Свердловской области от 24.10.2018 г. сообщено о непоступлении в порядке информационного взаимодействия вместе с Отчетом №1 сведений о минимальных значениях удельных показателей кадастровой стоимости в составе земель промышленности в формате XML и о запросе указанных сведений у исполнителя.

Приказом №220 пункт 1 приказа №2693 дополнен подпунктом 3, содержащим минимальные и средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель промышленности для муниципальных районов и городских округов с разбивкой по шести группам использования.

Судом установлено, что все этапы государственной кадастровой оценки осуществлены уполномоченными на то лицами в соответствии с требованиями действующего законодательства и с соблюдением установленной процедуры.

Оспариваемый приказ №2693 (в редакции приказа от 13 февраля 2019 г. №220) принят уполномоченным органом в установленном порядке и в соответствии с действующим законодательством.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд указал, что минимальные и средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель промышленности были рассчитаны ООО «Первая оценочная компания» и являлись составной частью Отчета №1, но по техническим причинам таблица, содержащая вышеназванные удельные показатели не была своевременно загружена и соответственно утверждена приказом №2693.

Суд счел, что внесение изменений в приказ №2693 последующим приказом от 13 февраля 2019 г. №220, а именно дополнение последним приказа №2693 таблицей, содержащей минимальные и средние удельные показатели кадастровой стоимости земель промышленности по муниципальным районам и городским округам, не свидетельствует о проведении новой государственной кадастровой оценки.

Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении приведенных норм материального права, установленным по делу обстоятельствам и собранным доказательствам; выводы суда подробно мотивированы.

В связи с чем, судебная коллегия не усматривает правовых оснований не согласиться с указанными выводами суда.

Отсутствие в приказе №2693 описания шести групп видов использования по которым и произведена государственная кадастровая оценка земель и установлены минимальные и средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель промышленности по муниципальных районам и городским округам, не свидетельствует о незаконности названного приказа, так как ст.ст. 24.11-24.17 Закона об оценочной деятельности не содержат обязанности по включению в нормативные правовые акты об утверждении результатов определения кадастровой стоимости описания групп видов использования земель, в соответствии с которыми производится государственная кадастровая оценка земель.

Как установлено, государственная кадастровая оценка земель промышленности Свердловской области произведена по шести группам, сформированным в соответствии с действующей на момент проведения оценки Методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденной приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 20.03.2003 №49/П.

Описание шести групп видов использования, в соответствии с которыми произведена государственная оценка земель, даны в задании на государственную кадастровую оценку земель промышленности и в Отчете №1.

Дополнение приказа №2693 таблицей, содержащей минимальные и средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель промышленности по муниципальным районам и городским округам Свердловской области, полученные в результате государственной кадастровой оценки земель 2012 г. (приказом №220), после того, как приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 20.03.2003 г. №49/П утратил силу, не противоречит действующему законодательству и не свидетельствует о незаконности оспариваемого приказа №2693 (в редакции от 13 февраля 2019 г. приказ №220), в том числе не свидетельствует ни о нарушении порядка опубликования, ни о нарушении порядка введения в действие приказе №2693 (в редакции от 13 февраля 2019 г. приказ №220).

В соответствии со ст.96 Областного закона Свердловской области от 10 марта 1999 г. №4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области» приказ №220 опубликован в установленном порядке на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.ru 21 февраля 2020 г.

В пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Как следует из материалов дела описание шести групп видов использования, в соответствии с которыми проведена государственная кадастровая оценка земель приведены в задании на оценку, Отчете №1.

Доказательств, подтверждающих, что у непосредственных правоприменителей - Управления Росреестра по Свердловской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области, возникают какие-либо неясности относительно применения минимальных и средних удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков земель промышленности по муниципальным районам и городским округам, утвержденных приказом №2693 (в редакции от 13 февраля 2019 г. №220), по делу не представлено. Из представленной же в суд переписки названных Управления Росреестра по Свердловской области и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области следует обратное.

Доводы апелляционной жалобы не являются основанием к отмене или изменению решения суда, поскольку не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда; по существу, они повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца, изложенную в административном иске, и занятую им при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая получила надлежащую оценку и признана несостоятельной.

Руководствуясь ст.ст.177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Свердловского областного суда от 06 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 - без удовлетворения.

Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи