ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1049/2023 от 27.06.2023 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Бугаева Е.М. Дело №66а-1049/2023

(номер дела в суде первой инстанции 3а-67/2023)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 27 июня 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Ходус Ю.А.,

судей Буруновой С.В., Мироновой Н.В.

при секретаре ККА

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Аврора-Э» о признании незаконным в части акта об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, незаконными действий по внесению в перечень, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «АЭ» на решение Саратовского областного суда от 27 марта 2023 года.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В., объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «АЭ» ЧРС объяснения представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области РНВ, объяснения представителя административного ответчика государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» СОА., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

административный истец общество с ограниченной ответственностью «АЭ» (далее - ООО «АЭ», административный истец, Общество) обратилось в Саратовский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом административного искового заявления в порядке ст. 46 КАС РФ, просил:

- признать незаконными действия филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области по внесению объекта недвижимости с кадастровым номером в перечень объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 3 июня 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для определения кадастровой стоимости;

- признать недействительным акт государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» №АОКС-64/2021/00072 от 29 марта 2021 года в части сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером

- признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 18 марта 2021 года в размере 252169213 руб. 67 коп.;

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 18 марта 2021 года в размере 252169213 руб. 67 коп., и включить в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 50297950 руб. 27 коп., дата начала применения 01 января 2021 года, на основании распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области №712-р от 29 июня 2021 года.

В обоснование требований ООО «АЭ» указано, что Общество является собственником нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости нежилого здания в отношении объекта недвижимости установлена кадастровая стоимость в размере 252169213 руб. 67 коп., которая внесена в ЕГРН на основании акта об утверждении кадастровой стоимости №АОКС-64/2021/00072 от 29.03.2021 г., подготовленного ГБУ Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки». Установленная кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости является завышенной. При определении кадастровой стоимости, действовавшей до принятия акта об утверждении кадастровой стоимости №АОКС-64/2021/00072 от 29.03.2021 г., использовались сведения о годе ввода в эксплуатацию и завершения строительства, которые не соответствовали действительному значению этой даты, то есть при определении кадастровой стоимости использовались ошибочные сведения. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет необоснованное увеличение его налоговых обязательств. Административный истец полагает, что внесение объекта недвижимости с кадастровым номером в перечень объектов недвижимости в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 03.07.2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» является незаконным в части включения в него спорного объекта недвижимости, поскольку сведения о годе завершения строительства указанного объекта недвижимости и годе ввода в эксплуатацию должны были быть учтены при его кадастровой оценке в 2020 году.

Решением Саратовского областного суда от 27 марта 2023 года в удовлетворении административного искового заявления ООО «АЭ» отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе ООО «АЭ» ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность, необоснованность и принятие с нарушением норм материального и процессуального права.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что 11.03.2021 г. сведения о годе завершения строительства и 18.03.2021 г. сведения о вводе объекта недвижимости с кадастровым номером в эксплуатацию в Единый государственный реестр недвижимости (далее также – ЕГРН) не вносились, поскольку уже являлись его частью, какие-либо изменения в сведения ЕГРН о годе завершения строительства и годе ввода в эксплуатацию уполномоченным органом в порядке верификации не вносилось, в связи с чем отсутствовали основания для включения спорного объекта недвижимости в перечень объектов недвижимости, составляемый в порядке ст. 16 Закона №237-ФЗ; при определении кадастровой стоимости спорного объекта в ходе государственной кадастровой оценки допущена ошибка (несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке), которая незаконно исправлена уполномоченным органом не в порядке, предусмотренном ст. 21 Закона №237-ФЗ, а путем незаконного включения спорного объекта в перечень объектов недвижимости в соответствии со ст. 16 Закона №237-ФЗ.

Государственным бюджетным учреждением Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» (далее также – ГБУ СО «Госкадастроценка») представлены возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель административного истца ООО «АЭ» ЧРС., участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель административного ответчика ГБУ СО «Госкадастроценка» СОА. и представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее также – Управление Росреестра по Саратовской области) РНВ участвующие в судебном заседании Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции посредством использования систем видеоконференц-связи, просили решение Саратовского областного суда от 27 марта 2023 года оставить без изменения.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, в соответствии с которой неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

На основании части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав объяснения явившихся лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами (часть 1 статьи 4 КАС РФ).

Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Саратовской области от 7 ноября 2017 года № 562-П «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Саратовской области» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Саратовской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ - с 10 ноября 2017 года.

Статьей 13 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ установлено, что перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется и предоставляется в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением бесплатно на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки в течение двадцати рабочих дней с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, указанного в решении о проведении государственной кадастровой оценки, размещенном в фонде данных государственной кадастровой оценки. В перечень включаются сведения ЕГРН, актуальные по состоянию на 1 января года проведения государственной кадастровой оценки. В перечень также включаются иные сведения и материалы в объеме, определенном порядком формирования и предоставления перечня.

Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в отношении всех объектов недвижимости, включенных в перечень, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ).

Из материалов дела следует, что административный истец ООО «АЭ» является собственником нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Следовательно, Общество, права и обязанности которого как плательщика налога на имущество организаций затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, является надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.

Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 13 декабря 2018 года № 1096-р «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Саратовской области в 2020 году» поручено в 2020 году провести государственную кадастровую оценку зданий, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области; Отделу администрирования доходов и реализации государственной собственности области управления экономического анализа и планирования комитета по управлению имуществом Саратовской области - обеспечить выполнение требований части 5 статьи 11 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, а также осуществление иных функций уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, предусмотренных указанным Федеральным законом; ГБУ СО «Госкадастроценка» - выполнить работы по определению кадастровой стоимости и составлению отчета об итогах государственной кадастровой оценки указанных объектов недвижимости в соответствии с действующим законодательством.

04 февраля 2020 года федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Саратовской области направило в государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» перечень зданий, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области, подлежащих государственной кадастровой оценке в 2020 году, по состоянию на 01 января 2020 года. В указанный перечень был включен спорный объект недвижимости.

Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области № 1110-р от 16 ноября 2020 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, машино-мест и единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области на 1 января 2020 года» на основании отчета ГБУ СО «Госкадастроценка» от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость спорного здания утверждена в размере 53751400 руб. 52 коп.

Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29 июня 2021 №712-р внесены изменения в приложения № 1, 2 к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 16 ноября 2020 года №1110-р «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, машино-мест и единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области, по состоянию на 1 января 2020 года», в том числе в части результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , которая составила 50297950 руб. 27 коп.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года № 226 утверждены Методические указания о государственной кадастровой оценке, действовавшие до 1 марта 2022 года, согласно которым при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. При невозможности применения методов массовой оценки определение кадастровой стоимости осуществляется индивидуально в отношении объектов недвижимости в соответствии с пунктом 8.1 Указаний (пункт 1.3). К ценообразующим факторам (характеристикам) объектов недвижимости относится информация об их физических свойствах, технических и эксплуатационных характеристиках, а также иная информация, существенная для формирования стоимости объектов недвижимости (пункт 4.1.3). Примерный перечень ценообразующих факторов для целей Указаний приведен в Приложении № 3 к Указаниям (пункт 5.1), в том числе к таким ценообразующим фактором отнесен год ввода объекта в эксплуатацию или завершения строительства (пункт 31 Приложения № 3 к Указаниям).

Из отчета ГБУ СО «Госкадастроценка» от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах государственной кадастровой оценки зданий, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области» (далее Отчет ГБУ СО «Госкадастроценка» от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что источником информации о количественных и качественных характеристиках объектов оценки является представленный Уполномоченным органом Перечень объектов оценки. Информация об объектах оценки представлена Уполномоченным органом в электронном виде в формате файлов «*.xml» и представлена в Приложении к отчету (пункт 2.8.2).

Расчет кадастровой стоимости заданий приведен в разделе 3.7 отчета ГБУ СО «Госкадастроценка» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункту 3.7.2 которого расчет действительного возраста объектов оценки производился в следующем порядке:

Определение начальной даты периода.

Для определения начальной даты, от которой будет рассчитываться действительный возраст объекта капитального строительства используются четыре параметра: год завершения строительства; год ввода в эксплуатацию; дата кадастровой оценки; признак исторического центра.

Если для объекта капитального строительства указан год ввода в эксплуатацию, то начальной датой периода становится дата 1 июля указанного года ввода в эксплуатацию. Если год ввода в эксплуатацию не указан, а указан год завершения строительства, то начальной датой периода становится дата 1 июля указанного года завершения строительства.

Если не указан ни год ввода в эксплуатацию, ни год завершения строительства, то для всех остальных - 1 июля 1960 года.

До 1 января 2017 года Управление Росреестра по Саратовской области осуществляло государственную регистрацию прав и сделок на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ).

Осуществление государственного кадастрового учета и ведение Государственного кадастра недвижимости до 1 января 2017 года были урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», которым предусматривалось внесение в государственный кадастр недвижимости дополнительных сведений об объекте недвижимости, к каковым относится, в том числе год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства или год завершения его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение (пункт 23 части 2 статьи 7).

Как правильно указал суд первой инстанции, до 1 января 2017 года на территории Российской Федерации осуществлялось ведение двух информационных ресурсов: ЕГРП, в котором содержались сведения обо всех зарегистрированных правах, обременениях (ограничениях) прав, сделках с объектами недвижимого имущества, а также Государственного кадастра недвижимости, где отражалась информация о поставленных на государственный кадастровый учет объектах недвижимого имущества, их описание и характеристики.

Правила ведения ЕГРП в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ определялись Правительством Российской Федерации и устанавливали формы ЕГРП и единый для Российской Федерации порядок их заполнения.

ЕГРП состоял из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. В подразделе I содержалось краткое описание каждого объекта недвижимого имущества: адрес (местоположение), вид (название) объекта, его площадь (фактическая по кадастровому плану или по документам), назначение и иная необходимая информация, в том числе об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам культурного наследия или к выявленным объектам культурного наследия.

Форма подраздела I, соответствующая зданию, была приведена в Приложении № 1 к Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года № 219, и содержала следующие сведения о характеристиках объекта (среди которых нет сведений о годе завершения строительства): «Кадастровый номер» и «Условный номер»; «Предыдущий кадастровый номер», если объект недвижимости, для которого сформирован раздел ЕГРП, был образован в результате деления, слияния ранее существовавших объектов или выделения из таких объектов либо возникли иные причины, приведшие к изменению кадастрового номера; «Последующий кадастровый номер», если объект недвижимости, для которого сформирован раздел ЕГРП, прекращал свое существование, являясь источником для нового объекта (объектов); «Адрес (местоположение)»; «Наименование»; «Назначение»; «Площадь»; «Инвентарный номер» и «Литер»; «Этажность» и «Подземная этажность».

Таким образом, на дату государственной регистрации прав на здание с кадастровым номером законодательством не было предусмотрено внесение в ЕГРП сведений о годе ввода объекта в эксплуатацию по завершении его строительства или о годе завершения строительства здания.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ при определении кадастровой стоимости зданий обязательному рассмотрению на предмет влияния на указанную стоимость подлежат сведения о местоположении, годе постройки, материале стен объекта недвижимости, серии многоквартирного дома, нахождении объекта недвижимости в ветхом или аварийном состоянии, нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, а также иные ценообразующие факторы, предусмотренные методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Мероприятия по уточнению характеристик, влияющих на определение кадастровой стоимости (например: материалу наружных стен здания, году ввода в эксплуатацию здания по завершении его строительства, году завершения строительства здания, количеству этажей здания, в том числе подземных этажей и т.д.), проводятся Управлением Росреестра по Саратовской области совместно с филиалом ФГБУ ФКП «Росреестра» по Саратовской области на постоянной основе в рамках работ по верификации указанных сведений ЕГРН.

Верификация и корректировка данных осуществляется только при наличии соответствующей информации в документах инвентаризации, документах реестровых дел либо при поступлении необходимой документации от органов местного самоуправления, органов технической инвентаризации.

Как следует из ответа филиала публично-правовой компании «Роскадастр» по саратовской области на запрос Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции:

11 марта 2021 года в рамках проведения работ по уточнению характеристик объектов недвижимости произошли изменения характеристик здания с кадастровым номером , в ЕГРН был внесен «Гол завершения строительства» - 1985 на основании письма от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего из Энгельсского производственного участка Саратовского областного отделения Средне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», в связи с чем объект недвижимости включен в состав Перечня и направлен в ГБУ СО «Госкадроценка» в целях реализации ст. 16 Закона № 237-ФЗ;

18 марта 2021 года указанному объекту недвижимости был внесен в ЕГРН «Год ввода в эксплуатацию – 200 на основании разрешения на ввод в эксплуатацию № 18 от 08.05.2008 после реконструкции здания, выданного администрацией Энгельсского муниципального района, в связи с чем объект недвижимости также был включен в состав Перечня и направлен в ГБУ СО «Госкадастроценка».

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Из положений пункта 18 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ), в редакции, действовавшей в момент возникновения правоотношений, к характеристикам объекта недвижимости, учитываемым при изменении кадастровой стоимости, относится год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение, либо год завершения строительства таких объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусматривается.

Проанализировав часть 1 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ и пункт 18 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что государственный кадастровый учет сведений о годе завершения строительства и годе ввода объекта в эксплуатацию является основанием для изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, таким образом, изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании внесения сведений в ЕГРН о годе завершения строительства и годе ввода объекта в эксплуатацию учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

Отклоняя доводы административного истца о том, что внесение в ЕГРН сведений о годе завершения строительства здания с кадастровым номером и годе его ввода в эксплуатацию являлось исправлением ошибки и не является изменением его количественных и (или) качественных характеристик, так как сведения о годе завершения строительства содержались в материалах реестрового дела, соответственно они не изменялись, с заявлением об изменении характеристик административный истец не обращался, а поэтому оснований включения спорного объекта недвижимости в Перечень, сформированный в соответствии с частью 7 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, а соответственного и оснований для определения кадастровой стоимости у бюджетного учреждения не имелось, суд первой инстанции указал, что исходя из положений части 1 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ следует, что внесение в сведения ЕГРН в отношении объекта недвижимости любых изменений, которые влекут за собой изменение его кадастровой стоимости, требует вновь определения бюджетным учреждением кадастровой стоимости объекта недвижимости, при этом год завершения строительства объекта и год ввода объекта в эксплуатацию относится к сведениям, влекущим изменение его кадастровой стоимости.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение десяти рабочих дней со дня начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, обеспечивает формирование и предоставление бюджетному учреждению перечня вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, с учетом следующих особенностей:

1) в перечень объектов недвижимости включаются виды объектов недвижимости (для земельных участков - категории земель), в отношении которых проводилась государственная кадастровая оценка;

2) перечень объектов недвижимости формируется и предоставляется в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости.

Учитывая, что в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении спорного объекта внесены изменения (год завершения строительства оспариваемого объекта, год ввода в эксплуатацию), влекущие за собой изменение его кадастровой стоимости, такие изменения внесены в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, зданий, помещений, машино-мест, расположенных на территории Саратовской области, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что включение в перечень вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, зданий, помещений, машино-мест, расположенных на территории Саратовской области, является обоснованным, в связи с чем не подлежат удовлетворению административные исковые требования о признании незаконными действий филиала федеральной государственного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области (публично-правовой компании «Роскадастр» в лице филиала по Саратовской области) по внесению объекта недвижимости с кадастровым номером в перечень объектов недвижимости в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценки» для определения кадастровой стоимости.

Положениями статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ предусмотрено, что в течение сорока рабочих дней после получения перечня объектов недвижимости, предусмотренного частью 7 статьи 15 данного Федерального закона, бюджетное учреждение осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включенных в такой перечень, в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 5). По результатам определения кадастровой стоимости в отношении объектов, кадастровая стоимость которых установлена не в порядке государственной кадастровой оценки, а в связи с образованием объектов либо изменением их характеристик, бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости (часть 6).

Актом ГБУ СО «Госкадастроценка» № АОКС-64/2021/00058 от 12 марта 2021 года определена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером в размере 53 751 400 рублей 52 копейки. Для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, указанная кадастровая стоимость применяется с 01 января 2021 года по 11 марта 2021 года.

Актом ГБУ СО «Госкадастроценка» № АОКС-64/2021/00065 от 29 марта 2021 года, в связи с внесением 11 марта 2021 года в ЕГРН измененных характеристик относительно года завершения строительства, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером определена в размере 135 006 666 рублей 23 копейки. Для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, указанная кадастровая стоимость применяется с 11 марта 2021 года по 18 марта 2021 года.

Актом ГБУ СО «Госкадастроценка» № АОКС-64/2021/00072 от 29 марта 2021 года, в связи с внесением 18 марта 2021 года в ЕГРН измененных характеристик относительно года ввода объекта в эксплуатацию, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером определена в размере 252 169 213 рублей 67 копеек. Для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, указанная кадастровая стоимость применяется с 18 марта 2021 года и по настоящее время является актуальной.

Достоверных доказательств получения административным истцом уведомлений об изменении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости в связи с составлением акта об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости не имеется.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что, обращаясь в суд с настоящим административным иском, административный истец не допустил нарушение срока обращения в суд, установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ.

Оценка спорного объекта произведена в соответствии с Методическими указаниями № 226, которые использовались в основном туре, что соответствует положениям части 1 статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ. При оценке спорного объекта недвижимости использовался затратный метод, расчет производился с учетом раздела 3.7 отчета ГБУ СО «Госкадастроценка» от ДД.ММ.ГГГГ.

Нарушений части 7 статьи 15 и частей 2, 6, 7 статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ со стороны ГБУ СО «Госкадастроценка» при проведении оценки, принятии акта об определении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости допущено не было.

В соответствии с пунктом 16 Порядка формирования и предоставления перечней объектов недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 6 августа 2020 года № П/0283, перечни объектов недвижимости формируются в электронном виде в виде файлов в формате XML, созданных с использованием актуальных на дату формирования перечня XML-схем, размещенных на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», кроме того, формирование перечней объектов недвижимости, в том числе перечней объектов недвижимости, предусмотренных частью 2 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, и перечней объектов недвижимости, предусмотренных частью 7 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, осуществляется по формату XML-схемы «ListForRating_v04», размещенной на сайте Росреестра в разделе актуальных схем, вместе с тем XML-схема «ListForRating_v04» не содержит в своем составе раздела о дате возникновения оснований для включения сведений о соответствующих объектах недвижимости в указанные выше перечни, наличие которой предусмотрено пунктом 12 Порядка формирования и предоставления перечней объектов недвижимости и формой Акта об определении кадастровой стоимости, утвержденной приказом Росреестра от 6 августа 2020 года № П/0285, также Федеральный закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ и Порядок формирования и предоставления перечней объектов недвижимости не раскрывают содержания понятия даты возникновения оснований для включения сведений о соответствующих объектах недвижимости в указанные перечни.

Исходя из анализа положений части 2 статьи 16, части 7 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, датой возникновения основания для определения (изменения) кадастровой стоимости бюджетным учреждением в соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ является дата внесения сведений в ЕГРН о внесении изменений в сведениях ЕГРН об объектах недвижимости, повлекших за собой изменение их кадастровой стоимости.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к верному выводу, что оспариваемые акты ГБУ СО «Госкадастроценка» приняты уполномоченным органом, с соблюдением процедуры принятия.

На основании изложенных выше норм права, вопреки доводам апелляционной жалобы административного истца о том, что поскольку имеются основания для удовлетворения требования о признании незаконными действия филиала федерального государственного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области (публично-правовой компании «Роскадастр» в лице филиала по Саратовской области) по внесению объекта недвижимости с кадастровым номером в перечень объектов недвижимости в соответствии с частью 7 статьи 15 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценки» для определения кадастровой стоимости, остальные требования, заявленные истцом, также подлежат удовлетворению, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения требований административного истца и соглашается с доводами суда первой инстанции, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

В силу статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2). В кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение, либо год завершения строительства таких объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусматривается (пункт 18 части 4).

Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав указаны в статье 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, согласно которой государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав, если он осуществляется, в том числе в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (пункт 6 части 5).

В данном случае 11 марта 2021 года в рамках проведения работ по уточнению характеристик объектов недвижимости в ЕГРН внесены сведения о годе завершения строительства объекта недвижимости с кадастровым номером , а 18 марта 2021 года – указан год ввода объекта в эксплуатацию, вместо ранее отсутствовавших сведений, такое внесение изменений произведено в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, то есть в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки (часть 7 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ), что служит основанием для определения кадастровой стоимости данного здания на основании частей 1, 5, 7 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, так как в сведения ЕГРН о данном здании внесены изменения, которые влекут за собой изменение его кадастровой стоимости.

Доводы апелляционной жалобы о том, что фактически никакие изменения основных характеристик здания не производились, заявление о внесении изменений в порядке пункта 4 части 2 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ собственник здания не подавал, не могут повлечь отмену решения суда, так как в силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-Ф внесение в сведения ЕГРН в отношении объекта недвижимости любых изменений, которые влекут за собой изменение его кадастровой стоимости, требует определение бюджетным учреждением кадастровой стоимости объекта недвижимости.

11 марта 2021 года и 18 марта 2021 года в ЕГРН внесены изменения характеристик объекта недвижимости, влияющие на показатель кадастровой стоимости, а именно год завершения строительства – 1985 и год ввода объекта в эксплуатацию – 2008, соответственно, в связи с чем, объект недвижимости с кадастровым номером включен в состав Перечней для определения ГБУ СО «Госкадастроценка» кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях реализации ст. 15 Закона № 237-ФЗ.

На основании изложенного, у ГБУ СО «Госкадастроценка» имелись правовые основания для определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 15, частями 2, 6, 7 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, поскольку в данном случае год завершения строительства и год ввода объекта в эксплуатацию относятся к ценообразующим характеристикам объекта недвижимости.

Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемым Актом ГБУ СО «Госкадастроценка» была подменена процедура устранения ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, вследствие использования недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости, определенная статьей 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку до 1 января 2017 года на территории Российской Федерации осуществлялось ведение двух информационных ресурсов: ЕГРП, в котором содержались сведения обо всех зарегистрированных правах, обременениях (ограничениях) прав, сделках с объектами недвижимого имущества, и Государственного кадастра недвижимости, где отражалась информация о поставленных на государственный кадастровый учет объектах недвижимого имущества, их описание и характеристики. Внесение в ЕГРН записи об изменении характеристики здания, а именно указание года завершения строительства объекта недвижимости и года ввода здания в эксплуатацию, в порядке верификации, не является исправлением технической ошибки или реестровой ошибки, исправление которых предусмотрено статьей 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ.

С доводами апелляционной жалобы о том, что административными ответчиками фактически была исправлена ошибка, допущенная при определении кадастровой стоимости, однако такое исправление ошибки произведено с нарушением порядка, установленного статьей 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, судебная коллегия согласиться не может, поскольку, как указано выше, кадастровая стоимость здания была определена в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 15, частями 2, 6, 7 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ.

Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.

Учитывая вывод суда, с которым согласилась судебная коллегия, что оспариваемый объект обоснованно был включен в перечень вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, зданий, помещений, машино-мест, расположенных на территории Саратовской области, бюджетным учреждением обосновано была определена кадастровая стоимость оспариваемого объекта, является правильным вывод суда первой инстанции, что административные исковые требования ООО «АЭ» не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.

Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Саратовского областного суда от 27 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АЭ» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано, в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в кассационном порядке в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов), через Саратовский областной суд.

Мотивированное апелляционное определение составлено 11 июля 2023 года.

Председательствующий

Судьи