ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1082/20 от 17.11.2020 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

№66а-1082/2020

ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 17 ноября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи: Ехаловой Ю.А.,

судей: Переверзиной Е.Б., Подгорной Е.П.

при секретаре-помощнике судьи: Овчинниковой Э.Ф.,

рассмотрев апелляционные жалобы представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по УФО на решение Свердловского областного суда от 10 июля 2020 года по административному делу №3а-115/2020 по иску ООО «ПАРАХОД», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Правительству Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости по основанию недостоверности сведений о них, использованных при определении кадастровой стоимости,

заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Ехаловой Ю.А., объяснения представителя ООО «ПАРАХОД», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 по доверенностям ФИО5,

установила:

ООО «ПАРАХОД», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в Свердловский областной суд с административным иском к Правительству Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее – Управление Росреестра по Свердловской области) о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости по основанию недостоверности сведений о них, использованных при определении кадастровой стоимости.

В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по УФО.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками нежилых помещений, расположенных в нежилом здании с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, в частности, нежилых помещений:

- с кадастровым номером общей площадью 1 068,3 кв.м (собственники: ФИО2 (2/6 доли), ФИО3 (3/6 доли), ФИО4 (1/6 доли)), кадастровая стоимость которого по состоянию на 21 января 2014 года была установлена в размере 44 822 230,50 руб.;

- с кадастровым номером общей площадью 128,7 кв.м, (собственники ФИО6 (3870/20000 доли), ФИО2 (632/10000), ФИО3 (948/10000 доли), ФИО4 (316/10000), ООО «ПАРАХОД» (6169/10000 доли)), кадастровая стоимость которого по состоянию на 21 января 2014 года была установлена в размере 5 358 681,90 руб.;

- с кадастровым номером общей площадью 3507,4 кв.м, (собственник: ООО «ПАРАХОД»), кадастровая стоимость которого по состоянию на 8 мая 2014 года была установлена в размере 146 025 122,70 руб.;

- с кадастровым номером общей площадью 31,4 кв.м, (собственник: ООО «ПАРАХОД»), кадастровая стоимость которого по состоянию на 16 июня 2016 года была установлена в размере 1 307 401,80 руб.;

- с кадастровым номером общей площадью 1043 кв.м, (собственник: ФИО1), кадастровая стоимость которого по состоянию на 16 июня 2016 года была установлена в размере 43 427 391 руб.

20 декабря 2018 года административными истцами были выполнены кадастровые работы по уточнению местоположения здания, с кадастровым номером , по результатам которых было выявлено, что оно фактически расположено в границах кадастрового квартала с номером , что отражено в техническом плане здания от 19 декабря 2018 года.

На основании заявления истцов от 20 декабря 2018 года, к которому был приложен технический план здания, Управлением Росреестра по Свердловской области была исправлена допущенная в ЕГРН ошибка - внесены сведения о расположении здания в кадастровом квартале .

Поскольку в ЕГРН были внесены изменения в сведения о кадастровом квартале, в пределах которого расположено здание с кадастровым номером , филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО определил новую кадастровую стоимость нежилых помещений, расположенных в здании, с применением удельного показателя кадастровой стоимости для кадастрового квартала в размере 11 367,70 руб. за кв. м, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области № 1593-ПП от 28 декабря 2012 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков)».

Сведения о кадастровой стоимости помещений, принадлежащих истцам, были внесены в ЕГРН 26 декабря 2018 года и составили:

- помещения с кадастровым номером - 12 144 113,91 руб., установленной по состоянию на 25 декабря 2018 года, с датой начала применения 17 февраля 2014 года;

- помещения с кадастровым номером - 1 463 022,99 руб., установленной по состоянию на 25 декабря 2018 года, с датой начала применения 17 февраля 2014 года;

- помещения с кадастровым номером - 39 867 660,67 руб., установленной по состоянию на 25 декабря 2018 года, с датой начала применения 12 мая 2014 года;

- помещения с кадастровым номером - 356 945,78 руб., установленной по состоянию на 25 декабря 2018 года, с датой начала применения 20 июня 2016 года;

- с кадастровым номером - 11 856 511,10 руб., установленной по состоянию на 25 декабря 2018 года, с датой начала применения 16 июня 2016 года.

Поскольку даты начала применения новой кадастровой стоимости были указаны в ЕГРН неправильно, а также в связи с тем, что, по мнению Управления Росреестра по Свердловской области, сведения о кадастровой стоимости, рассчитанной с применением УПКС в размере 11 367 руб./кв.м должны применяться с даты внесения сведений о ней в ЕГРН - 26 декабря 2018года, органом регистрации прав приняты решения об исправлении технических ошибок в сведениях ЕГРН, в частности:

- в отношении объекта с кадастровым номером приняты решения от 16 июля 2019 года, согласно которым в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости, действующей: в период с 17 февраля 2014 года по 22 января 2018 года в размере 44 822 230,50 руб. (государственный кадастровый учет), в период с 23 января 2018 года по 25 декабря 2018 года в размере 44 480 807,10 рублей (в связи с изменением площади), с 26 декабря 2018 года в размере 12 144 113,91 руб. (в связи с изменением кадастрового квартала);

- в отношении объекта с кадастровым номером приняты решения от 16 июля 2019 года, согласно которым в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости, действующей: в период с 17 февраля 2014 года по 25 декабря 2018 года в размере 5 358 681,90 руб. (государственный кадастровый учет), в период с 26 декабря 2018 года в размере 1 463 022,99 руб. (в связи с изменением кадастрового квартала);

- в отношении объекта с кадастровым номером приняты решения от 16 июля 2019 года, согласно которым в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости, действующей: в период с 12 мая 2014 года по 25 декабря 2018 года в размере 146 025 122,70 руб. (государственный кадастровый учет), в период с 26 декабря 2018 года в размере 39 867 660,67 руб. (в связи с изменением кадастрового квартала);

- в отношении объекта с кадастровым номером приняты решения от 16 июля 2019 года, согласно которым в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости, действующей: в период с 20 июня 2016 года по 25 декабря 2018 года в размере 1 307 401,80 руб. (государственный кадастровый учет), в период с 26 декабря 2018 года в размере 356 945,78 руб. (в связи с изменением кадастрового квартала);

- в отношении объекта с кадастровым номером приняты решения от 16 июля 2019 года, согласно которым в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости, действующей: в период с 16 июня 2016 года по 25 декабря 2018 года в размере 43 427 391 руб. (государственный кадастровый учет), в период с 26 декабря 2018 года в размере 11 856 511,10 руб. (в связи с изменением кадастрового квартала).

Таким образом, на основании принятых решений, измененная на основании заявления истцов от 20 декабря 2018 года, кадастровая стоимость принадлежащих им нежилых помещений, применяется с даты внесения сведений о ней в ЕГРН, а не с даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, установленной по результатам государственной кадастровой оценки.

Полагая, что при определении первоначальной кадастровой стоимости здания с кадастровым номером , установленной по результатам государственного кадастрового учета, была допущена техническая ошибка в виде неправильного указания кадастрового номера родительского объекта ( вместо ), поскольку уполномоченный орган располагал сведениями о местоположении здания на земельном участке (земельный участок, на котором расположено здание, учтен в правильном кадастровом квартале 66:41:0000000:535), административные истцы просили:

- ФИО2, ФИО3, ФИО4 - изменить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости в размере 44 480 807,10 руб., и установить его кадастровую стоимость в размере 12 144 113,91 руб. по состоянию на дату определения 21 января 2014 года до даты внесения новых сведений – 25 декабря 2018 года;

- ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ООО «ПАРАХОД» - изменить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в размере 5 358 681,90 руб. и установить его кадастровую стоимость в размере 1 463 022,99 руб. по состоянию на дату определения 21 января 2014 года до даты внесения новых сведений – 25 декабря 2018 года;

- ООО «ПАРАХОД» - изменить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в размере 146 025 122,70 руб. и установить его кадастровую стоимость в размере 39 867 660,67 руб. по состоянию на дату определения 8 мая 2014 года до даты внесения новых сведений - 25 декабря 2018 года, а также

- изменить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в размере 1 307 401,80 руб. и установить его кадастровую стоимость в размере 356 945,78 руб. по состоянию на дату определения 16 июня 2016 года до даты внесения новых сведений – 25 декабря 2018 года;

- ФИО1 - изменить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в размере 43 427 391 руб. и установить его кадастровую стоимость в размере 11 846 511,10 руб. по состоянию на дату определения 16 июня 2016 года до даты внесения новых сведений – 25 декабря 2018 года.

Решением Свердловского областного суда от 10 июля 2020 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ПАРАХОД», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по основанию недостоверности сведений об объектах недвижимости, использованных при определении их кадастровой стоимости, удовлетворено.

Суд пересмотрел кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , установленную по состоянию на 21 января 2014 года, в связи с недостоверными сведениями, использованными при определении его кадастровой стоимости. Исключил из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , установленную по состоянию на 21 января 2014 года в размере 44 822 230,50 руб., и установил кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 21 января 2014 года в размере 12 144 113,91 руб.

Пересмотрел кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , установленную по состоянию на 21 января 2014 года, в связи с недостоверными сведениями, использованными при определении его кадастровой стоимости. Исключил из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , установленную по состоянию на 21 января 2014 года в размере 5 358 681,90 руб., и установил кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости, установленную по состоянию на 21 января 2014 года, в размере 1 463 022,99 руб.

Пересмотрел кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , установленную по состоянию на 08 мая 2014 года, в связи с недостоверными сведениями, использованными при определении его кадастровой стоимости. Исключил из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , установленную по состоянию на 8 мая 2014 года в размере 146 025 122,70 руб., и установил кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости, установленную по состоянию на 8 мая 2014 года, в размере 39 867 660,67 руб.

Пересмотрел кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , установленную по состоянию на 16 июня 2016 года, в связи с недостоверными сведениями, использованными при определении его кадастровой стоимости. Исключил из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , установленную по состоянию на 16 июня 2016 года, в размере 1 307 401,8 руб., и установил кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости, установленную по состоянию на 16 июня 2016 года, в размере 356 945,78 руб.

Пересмотрел кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , установленную по состоянию на 16 июня 2016 года, в связи с недостоверными сведениями, использованными при определении его кадастровой стоимости. Исключил из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , установленную по состоянию на 16 июня 2016 года, в размере 43 427 391 руб., и установил кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости, установленную по состоянию на 16 июня 2016 года, в размере 11 856 511,10 руб.

Указал, что датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами , следует считать 4 октября 2019 года.

Указал, что принятое решение суда является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, действуют до даты установления новой кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами , .

Взыскал с Управления Росреестра по Свердловской области в пользу ФИО1 в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 900 (девятьсот) руб. и возвратил ему из местного бюджета ошибочно уплаченную платежным поручение от 19 сентября 2019 года государственную пошлину в размере 2 700 (две тысячи семьсот) руб.

Взыскал с Управления Росреестра по Свердловской области в пользу ФИО3 в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 600 (шестьсот) руб. и возвратил ему из местного бюджета ошибочно уплаченную платежным поручение от 18 сентября 2019 года государственную пошлину в размере 1 000 (одна тысяча) руб.

Взыскал с Управления Росреестра по Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Параход» в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 6 000 (шесть тысяч) руб. и возвратил ему из местного бюджета ошибочно уплаченную платежным поручение от 19 сентября 2019 года государственную пошлину в размере 600 (шестьсот) руб.

Взыскал с Управления Росреестра по Свердловской области в пользу ФИО2 в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 600 (шестьсот) руб. и возвратил ему из местного бюджета ошибочно уплаченную платежным поручение от 18 сентября 2019 года государственную пошлину в размере 1 000 (одна тысяча) руб.

Взыскал с Управления Росреестра по Свердловской области в пользу ФИО4 в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 600 (шестьсот) руб. и возвратил ему из местного бюджета ошибочно уплаченную чеком-ордером от 18 сентября 2019 года государственную пошлину в размере 1 000 (одна тысяча) руб.

В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Свердловской области просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что до 2 марта 2019 года определение кадастровой стоимости объектов капитального строительства, поставленных на государственный учет после даты проведения государственной кадастровой оценки, осуществлялось в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 года . В соответствии с положениями пунктов 3.2 и 2.1 указанного порядка, кадастровая стоимость помещений, принадлежащих истцам при постановке на государственный кадастровый учет была определена с применением значения среднего удельного показателя кадастровой стоимости нежилых помещений по кадастровому кварталу , в котором расположено здание, в размере 41 637 рублей за 1 кв.м.

25 декабря 2018 года на основании заявления о государственном кадастровом учете изменения объекта недвижимости с кадастровым номером и приложенного к нему технического плана здания были уточнены границы последнего на земельном участке. Согласно указанному техническому плану от 19 декабря 2018 года здание расположено на земельном участке с кадастровым номером с кадастровым номером и на неразграниченных землях кадастровых кварталов и . Земельный участок с кадастровым номером входит в единое землепользование с кадастровым номером . По результатам проведенного учета кадастровый номер родительского объекта (кадастрового квартала) изменен на . Данное уточнение учетных характеристик здания не может квалифицироваться как исправление ошибок в сведениях ЕГРН. В связи с изменениями родительского квартала здания был произведен перерасчет кадастровой стоимости расположенных в нем помещений с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости нежилых помещений в кадастровом квартале в размере 11 367,70 рублей за кв.м. Учитывая, что даты применения пересчитанной кадастровой стоимости были указаны неправильно, органом регистрации были приняты решения об исправлении технических ошибок в сведениях ЕГРН.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что при постановке здания на учет номер кадастрового квартала земельного участка, на котором оно расположено, был указан неправильно, что квалифицировано судом как техническая ошибка. При этом суд не учел, что в техническом плане, на основании которого вносились сведения о здании при его постановке на государственный кадастровый учет, не содержалось информации о кадастровом квартале, следовательно, не может идти речь о том, что номер квартала внесен не в соответствии с техническим планом. При постановке на государственный кадастровый учет здания в 2012 году орган государственного кадастрового учета не обладал информацией о точном местоположении здания на земельном участке, координаты характерных точек контура здания не были определены, сведения о кадастровом квартале, в котором расположен объект недвижимости, внесены в соответствии с адресом объекта, следовательно, учитывая заявительный характер государственного кадастрового учета, 20 декабря 2018 года было подано заявление именно на проведение государственного кадастрового учета местоположения объекта недвижимости на земельном участке, который на основании данного заявления и был осуществлен. Полагает, что оспариваемая административными истцами архивная кадастровая стоимость применению не подлежит, в связи с чем права истцов не нарушает.

Таким образом, Управление не согласно с выводом суда о том, что внесение в ЕГРН в 2018 года сведений о другом кадастровом квартале, является исправлением ошибки, а не уточнением местоположения здания на земельном участке, которое должно учитываться ретроспективно не только для целей кадастрового учета, но и для налогообложения.

В апелляционной жалобе представитель федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по УФО, просит отменить указанное судебное постановление, считая его незаконным и необоснованным, постановленным при неправильном применении норм материального и процессуального права. Указывает, что 01 января 2017 года ФГБУ «ФКП Росреестра» не уполномочено на осуществление государственного кадастрового учета объектов недвижимости. При внесении сведений в ГКН о ранее учтенном объекте капитального строительства с кадастровым номером орган государственного кадастрового учета не обладал информацией о точном местоположении здания на земельном участке, координаты характерных точек контура здания не были определены. Заявление от 20 декабря 2018 года подано в связи с уточнением местоположения здания, в связи с чем Филиал не согласен с выводом суда о том, что имело место исправление ошибки, которое должно учитываться ретроспективно.

В возражениях на апелляционные жалобы представитель административных истцов ФИО5 просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов ООО «ПАРАХОД», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 - ФИО5 просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем суд рассмотрел дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда первой инстанции.

Из материалов административного дела следует, что административные истцы являются собственниками нежилых помещений, расположенных в нежилом здании с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, которое поставлено на государственный кадастровый учет 3 июля 2012 года с указанием кадастрового номера родительского объекта-.

Кадастровая стоимость здания в размере 470 431 865,07 была утверждена Постановлением Правительства Свердловской области № 1593-ПП от 28 декабря 2012 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков)».

Расположенные в здании нежилые помещения с кадастровыми номерами были поставлены на государственный кадастровый учет 21 января 2014 года, а нежилые помещения с кадастровыми номерами 8 июня 2016 года, то есть, после проведения государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства.

Их кадастровая стоимость рассчитывалась с применением значения среднего удельного показателя кадастровой стоимости нежилых помещений по кадастровому кварталу , в котором находится здание, в размере 41 637 рублей за 1 кв.м, и составила для помещения:

- с кадастровым номером общей площадью 1 068,3 кв.м, принадлежащего ФИО2 (2/6 доли), ФИО3 (3/6 доли), ФИО4 (1/6 доли), 44 822 230,50 руб. по состоянию на 21 января 2014 года;

- с кадастровым номером общей площадью 128,7 кв.м, принадлежащего ФИО6 (3870/20000 доли), ФИО2 (632/10000), ФИО3 (948/10000 доли), ФИО4 (316/10000), ООО «ПАРАХОД» (6169/10000 доли), 5 358 681,90 руб. по состоянию на 21 января 2014 года;

- с кадастровым номером общей площадью 3507,4 кв.м, принадлежащего ООО «ПАРАХОД», 146 025 122,70 руб. по состоянию на 8 мая 2014 года;

- с кадастровым номером общей площадью 31,4 кв.м, принадлежащего ООО «ПАРАХОД», 1 307 401,80 руб. по состоянию на 16 июня 2016 года;

- с кадастровым номером общей площадью 1043 кв. м, принадлежащего ФИО1, 43 427 391 руб. по состоянию на 16 июня 2016 года.

20 декабря 2018 года административными истцами были выполнены кадастровые работы по уточнению местоположения здания с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>, по результатам которых был изготовлен технический план здания от 19 декабря 2018 года, и было установлено, что здание расположено на земельном участке с кадастровым номером и на неразграниченных землях кадастровых кварталов и . Земельный участок с кадастровым номером входит в единое землепользование с кадастровым номером .

На основании заявления истцов от 20 декабря 2018 года, к которому был приложен технический план здания, Управлением Росреестра по Свердловской области кадастровый номер родительского объекта (кадастрового квартала) изменен на .

До 2 марта 2019 года определение кадастровой стоимости объектов капитального строительства, поставленных на государственный кадастровый учет после даты проведения государственной кадастровой оценки, осуществлялось в соответствии с порядком, утвержденном Приказом Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 года №113.

Поскольку в результате государственного кадастрового учета изменений в Единый государственный реестр недвижимости были внесены изменения в сведения о кадастровом квартале, в пределах которого расположено здание с кадастровым номером , филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО определил новую кадастровую стоимость нежилых помещений, расположенных в здании с применением удельного показателя кадастровой стоимости для кадастрового квартала в размере 11 367,70 руб. за кв.м, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области № 1593-ПП от 28 декабря 2012 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков)».

Сведения о кадастровой стоимости помещений, принадлежащих истцам, были внесены в ЕГРН 26 декабря 2018 года и составили:

- помещения с кадастровым номером -12 144 113,91 руб., установленной по состоянию на 25 декабря 2018 года, с датой начала применения 17 февраля 2014 года;

- помещения с кадастровым номером – 1 463 022,99 руб., установленной по состоянию на 25 декабря 2018 года, с датой начала применения 17 февраля 2014 года;

- помещения с кадастровым номером -39 867 660,67 руб., установленной по состоянию на 25 декабря 2018 года, с датой начала применения 12 мая 2014 года;

- помещения с кадастровым номером - 356 945,78 руб., установленной по состоянию на 25 декабря 2018 года, с датой начала применения 20 июня 2016 года;

- с кадастровым номером -11 856 511,10 руб., установленной по состоянию на 25 декабря 2018 года, с датой начала применения 16 июня 2016 года.

Поскольку даты начала применения измененной кадастровой стоимости были указаны в ЕГРН неправильно, а также в связи с тем, что, по мнению Управления Росреестра по Свердловской области, сведения о кадастровой стоимости, рассчитанной с применением УПКС в размере 11 367 руб./кв.м. должны применяться с даты внесения сведений о ней в ЕГРН - 26 декабря 2018 года, органом регистрации прав приняты решения об исправлении технических ошибок в сведениях ЕГРН:

- в отношении объекта с кадастровым номером приняты решения от 16 июля 2019 г., согласно которым в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости, действующей в период с 17 февраля 2014 г. по 22 января 2018 г. в размере 44 822 230,50 руб. (государственный кадастровый учет), в период с 23 января 2018 года по 25 декабря 2018 года в размере 44 480 807,10 рублей (в связи с изменением площади), с 26 декабря 2018 года в размере 12 144 113,91 руб. (в связи с изменением кадастрового квартала);

- в отношении объекта с кадастровым номером приняты решения от 16 июля 2019 года, согласно которым в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости, действующей в период с 17 февраля 2014 года по 25 декабря 2018 года в размере 5 358 681,90 руб. (государственный кадастровый учет), в период с 26 декабря 2018 года в размере 1 463 022,99 руб. (в связи с изменением кадастрового квартала);

- в отношении объекта с кадастровым номером приняты решения от 16 июля 2019 года, согласно которым в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости, действующей в период с 12 мая 2014 года по 25 декабря 2018 года в размере 146 025 122,70 руб. (государственный кадастровый учет), в период с 26 декабря 2018 года в размере 39 867 660,67 руб. (в связи с изменением кадастрового квартала);

- в отношении объекта с кадастровым номером приняты решения от 16 июля 2019 года, согласно которым в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости, действующей в период с 20 июня 2016 года по 25 декабря 2018 года в размере 1 307 401,80 руб. (государственный кадастровый учет), в период с 26 декабря 2018 года в размере 356 945,78 руб. (в связи с изменением кадастрового квартала);

- в отношении объекта с кадастровым номером приняты решения от 16 июля 2019 года, согласно которым в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости, действующей в период с 16 июня 2016 года по 25 декабря 2018 года в размере 43 427 391 руб. (государственный кадастровый учет), в период с 26 декабря 2018 года в размере 11 856 511,10 руб. (в связи с изменением кадастрового квартала).

Таким образом, на основании принятых решений, измененная на основании заявления истцов от 20 декабря 2018 года кадастровая стоимость принадлежащих им нежилых помещений, стала применяться с даты внесения сведений о ней в ЕГРН, а не с даты внесения в ЕГРН сведений о первоначально установленной кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.

Полагая, что при определении первоначальной кадастровой стоимости здания с кадастровым номером , установленной по результатам государственного кадастрового учета, была допущена техническая ошибка в виде неправильного указания кадастрового номера родительского объекта ( вместо ), что повлияло на размер кадастровой стоимости принадлежащих им нежилых помещений и, как следствие, на размер уплачиваемых налоговых платежей, истцы просили суд изменить первоначально определенную кадастровую стоимость принадлежащих им объектов недвижимости, применяемую с даты определения их кадастровой стоимости и до 25 декабря 2018 года (даты внесения в ЕГРН сведений об их кадастровой стоимости, рассчитанной с применением УПКС в размере 11 367 руб./кв.м), установив ее, по состоянию на дату определения первоначальной кадастровой стоимости, с использованием УПКС в размере 11 367 руб./кв.м, с применением указанной кадастровой стоимости с даты внесения в ЕГРН сведений о первоначальной кадастровой стоимости и до 25 декабря 2018 года.

При этом истцы исходили из того, что при постановке на кадастровый учет нежилых помещений, расположенных в здании с кадастровым номером , уполномоченный орган располагал сведениями о местоположении указанного здания на земельном участке (земельный участок учтен в правильном кадастровом квартале ), в связи с чем кадастровая стоимость подлежит изменению в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении кадастровой стоимости помещений.

Из материалов дела также следует, что кадастровая стоимость объектов недвижимости, об изменении которой просят истцы, является архивной, поскольку по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки 10 января 2020 года в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами , , установленной по состоянию на 1 января 2019 года с применением ее с 1 января 2020 года, утвержденной Приказом МУГИСО от 27 сентября 2019 года №2500.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку сведения о кадастровой стоимости нежилых помещений, установленной по состоянию на 1 января 2019 года, внесены в ЕГРН 10 января 2020 года, а административные истцы обратились в суд с настоящими требованиями 4 октября 2019 года, то есть до внесения сведений о новой кадастровой стоимости в ЕГРН, а также в связи с тем, что на дату обращения в суд и в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, за ними сохраняется право на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости для целей установленных законодательством, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основания для прекращения производства по делу отсутствуют и оно подлежит рассмотрению по существу.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В пункте 2 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации содержатся разъяснения о том, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке, в том числе, посредством предъявления требований об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 13 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Согласно положениям статьи 61 Федерального закона №218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости», техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), это ошибка, допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.

Ошибки должны устраняться органом Управления Росреестра вне зависимости от того, кто и когда их выявил, и не перестают быть ошибками в зависимости от того, кто выступил инициатором их исправления.

Исправленная ошибка должна применяться ретроспективно не только для целей кадастрового учета, но и целей налогообложения.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что исправление в 2018 году Управлением Росреестра по Свердловской области кадастрового номера земельного участка, на котором расположено нежилое здание с кадастровым номером , являющегося родительским объектом ( вместо ), является не изменением характеристики здания в связи с изменением его местоположения, а исправлением технической ошибки, допущенной при первичной постановке здания на государственный кадастровый учет.

Поскольку первоначальная кадастровая стоимость помещений, расположенных в здании, была основана на недостоверных сведениях об объекте оценки, а именно, оценщиком были неправильно определены условия, влияющие на стоимость объекта оценки - неправильно установлено местоположение здания с кадастровым номером , кадастровая стоимость, установленная в результате уточнения местоположения указанного здания, должна устанавливаться на дату установления ошибочной кадастровой стоимости, и применяться с момента внесения в ЕГРН сведений об ошибочной кадастровой стоимости.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

По состоянию на 3 июля 2012 года - даты постановки здания с кадастровым номером на государственный кадастровый учет, сроки и правила включения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, государственный технический учет которых был осуществлен до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения, устанавливался Приказом Минэкономразвития России от 11 января 2011 года №1 «О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости».

Указанный Порядок также устанавливал правила передачи в органы кадастрового учета заверенных уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копий технических паспортов ранее учтенных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Согласно пунктам 4-5 Порядка, включение в ГКН сведений и содержащих указанные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется органом кадастрового учета.

Источниками для включения в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются, в числе прочего, технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

В соответствии с пунктом 15 Порядка в состав копии технического паспорта включаются электронные образы всех страниц технического паспорта, в том числе содержащих ситуационные и поэтажные планы, экспликации, и электронный документ, содержащий сведения о характеристиках зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с учетом состава сведений, установленного статьей 7 Закона о кадастре.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в ГКН; описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение, объект незавершенного строительства; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Согласно пункту 23 «Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости», в случае, если копии технических паспортов не соответствуют требованиям, установленным Порядком, такие документы не подлежат приему. В указанном случае орган кадастрового учета направляет в организацию технической инвентаризации в письменном виде уведомление об отказе в приеме таких документов, содержащие причину отказа.

Организация технической инвентаризации в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения уведомления об отказе устраняют замечания и передают в орган кадастрового учета копию технического паспорта с устраненными замечаниями в соответствии с Порядком.

Таким образом, по состоянию на 3 июля 2012 года - дату постановки здания с кадастровым номером на государственный кадастровый учет, действующее на тот момент законодательство предусматривало указание в техническом паспорте здания, в качестве основных сведений, описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, то есть, технический паспорт должен был содержать сведения о характерных точках контура здания на земельном участке, установленных посредством определения их координат, что позволило бы точно определить, в границах какого кадастрового квартала расположено здание.

Согласно сведениям, предоставленным административным ответчиком, технический паспорт здания с кадастровым номером на момент постановки его на государственный кадастровый учет, не содержал сведений об описании местоположения объекта недвижимости на земельном участке, в связи с чем сведения о кадастровом номере родительского объекта - , были внесены в ЕГРН в соответствии с юридическим адресом здания. Только при описании местоположения объекта недвижимости на земельном участке, то есть, после составления технического плана здания в 2018 году, было установлено, что здание расположено в границах двух кадастровых кварталов, что явилось основанием для изменения кадастрового номера родительского объекта и перерасчета кадастровой стоимости нежилых помещений, принадлежащих административным истцам.

Судебная коллегия полагает, что объяснения представителя административного ответчика подтверждают правильность выводов суда первой инстанции о допущенной технической ошибке при постановке нежилых помещений на государственный кадастровый учет, поскольку под технической ошибкой следует понимать не только несоответствие сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН, но и внесение в ЕГРН сведений об объекте недвижимости при отсутствии подтверждающих эти сведения документов.

При отсутствии в техническом паспорте здания с кадастровым номером описания характерных точках контура здания на земельном участке, орган кадастрового учета должен был направить в БТИ уведомление об отказе в приеме таких документов для устранения допущенных недостатков.

Ссылки в апелляционных жалобах на положения Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», содержащие указания на сведения, которые должны быть указаны в техническом плане здания, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку указанный закон не действовал на момент постановки здания с кадастровым номером на кадастровый учет и внесения сведений о нем в ЕГРН.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части наличия оснований для пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих истцам, и применении установленной судом кадастровой стоимости с даты постановки указанных объектов на государственный кадастровый учет, судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на то, что судом пересмотрена архивная кадастровая стоимость.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Поскольку с 26 декабря 2018 года в отношении объектов недвижимости, принадлежащих истцам, применялась кадастровая стоимость, установленная в связи с изменением кадастрового квартала здания с кадастровым номером , судебная коллегия считает необходимым изменить абзацы 2 - 19 резолютивной части решения, указав период применения архивной кадастровой стоимости, установленной судом.

В остальной части судебная коллегия не находит оснований для изменения решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского областного суда от 10 июля 2020 года изменить, изложив абзацы 2 - 19 его резолютивной части в следующей редакции:

«Пересмотреть архивную кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , установленную по состоянию на 21 января 2014 года, в связи с недостоверными сведениями, использованными при определении его кадастровой стоимости.

Исключить из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , установленной по состоянию на 21 января 2014 года в размере 44 822 230,50 руб., и на период с 21 января 2014 года по 25 декабря 2018 года включительно, установить архивную кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости, установленную по состоянию на 21 января 2014 года, в размере 12 144 113,91 рублей.

Пересмотреть архивную кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , установленную по состоянию на 21 января 2014 года, в связи с недостоверными сведениями, использованными при определении его кадастровой стоимости.

Исключить из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , установленной по состоянию на 21 января 2014 года в размере 5 358 681,90 руб., и на период с 21 января 2014 года по 25 декабря 2018 года включительно, установить архивную кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости, установленную по состоянию на 21 января 2014 года, в размере 1 463 022,99 рублей.

Пересмотреть архивную кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , установленную по состоянию на 8 мая 2014 года, в связи с недостоверными сведениями, использованными при определении его кадастровой стоимости.

Исключить из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , установленной по состоянию на 8 мая 2014 года в размере 146 025 122,70 руб., и на период с 8 мая 2014 года по 25 декабря 2018 года включительно, установить архивную кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости, установленную по состоянию на 8 мая 2014 года, в размере 39 867 660,67 рублей.

Пересмотреть архивную кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , установленную по состоянию на 16 июня 2016 года, в связи с недостоверными сведениями, использованными при определении его кадастровой стоимости.

Исключить из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , установленной по состоянию на 16 июня 2016 года в размере 1 307 401,8 руб., и на период с 16 июня 2016 года по 25 декабря 2018 года включительно, установить архивную кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости, установленную по состоянию на 16 июня 2016 года, в размере 356 945,78 рублей.

Пересмотреть архивную кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , установленную по состоянию на 16 июня 2016 года, в связи с недостоверными сведениями, использованными при определении его кадастровой стоимости.

Исключить из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , установленной по состоянию на 16 июня 2016 года, в размере 43 427 391 руб., и на период с 16 июня 2016 года по 25 декабря 2018 года включительно, установить архивную кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости, установленную по состоянию на 16 июня 2016 года, в размере 11 856 511,10 рублей».

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по УФО - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.

Председательствующий:

Судьи: