ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1125/2021 от 30.09.2021 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-1125/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи 30 сентября 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Сиротиной Е.С.,

судей Брянцевой Н.В., Капориной Е.Е.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Даниленко Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-233/2021 (УИД 23OS0000-01-2020-001265-86) по административному исковому заявлению государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Кубаньводкомплекс» о признании недействующим в части приказа Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 11 декабря 2019 г. № 329/2019-вк «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 6 декабря 2017 г. № 47/2017-вк «Об установлении тарифов на питьевую воду»,

по апелляционной жалобе государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Кубаньводкомплекс» на решение Краснодарского краевого суда от 24 февраля 2021 г.

Заслушав доклад судьи Брянцевой Н.В., пояснения представителя административного истца государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Кубаньводкомплекс» ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика Региональной энергетической комиссии – департамент цен и тарифов Краснодарского края ФИО2, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кондрашовой И.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,

установила:

приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК Краснодарского края, тарифный орган, регулятор) от 6 декабря 2017 г. № 47/2017-вк «Об установлении тарифов на питьевую воду» (далее – приказ № 47/2017-вк) государственному унитарному предприятию Краснодарского края «Кубаньводкомплекс» (далее также - ГУП КК «Кубаньводкомплекс», Предприятие) установлены тарифы на питьевую воду на период действия с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2020 г. включительно с календарной разбивкой в соответствии с приложением № 1.

Данным приказом также утверждены долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования тарифов с использованием метода индексации, в соответствии с приложением № 2, производственные программы в сфере холодного водоснабжения со сроком реализации с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2020 г. в соответствии с приложениями № 3 - 5.

11 декабря 2019 г. приказом РЭК Краснодарского края № 329/2019-вк «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 6 декабря 2017 г. № 47/2017-вк «Об установлении тарифов на питьевую воду» (далее также - приказ № 329/2019-вк) в приказ № 47/2017-вк внесены изменения в связи с корректировкой тарифов на 2020 г.

ГУП КК «Кубаньводкомплекс» обратилось в Краснодарский краевой суд с административным иском о признании недействующим приказа от 11 декабря 2019 г. № 329/2019-вк в части невключения в тариф объема нормативных неучтенных расходов и потерь воды, необходимых для осуществления деятельности по оказанию услуг холодного водоснабжения и возложении обязанности на тарифный орган принять, введя в действие с 1 января 2021 г., тарифы на питьевую воду с учетом включения в тариф фактического объема нормативных неучтенных расходов и потерь воды, а также неучтенных в тарифе затрат, возникших у ремонтно-эксплуатационного участка (далее по тексту РЭУ) «Таманский групповой водопровод» в связи с указанными потерями в период с 2018 по 2020 гг.

По мнению Предприятия, названный приказ в оспариваемой части не соответствует законодательству, регулирующему правоотношения в сфере установления тарифов в водоснабжении и водоотведении. В частности, административный истец сослался на необоснованное снижение (нормативного) процента потерь воды по РЭУ «Таманский групповой водопровод». Полагает, что тарифный орган не в полном объеме учел представленный предприятием расчет. Считает, что при корректировке тарифа на 2020 г., были неправомерно учтены объемы потерь воды на уровне 38,2% при заявленных предприятием 52,77 %, при том, что фактические потери подтверждаются приборами учета, установленными на сетях, эксплуатируемых Предприятием.

Решением суда от 24 февраля 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе ГУП КК «Кубаньводкомплекс», ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов РЭК и участвующим в деле прокурором представлены возражения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, выслушав заключение прокурора, исследовав материалы административного дела и тарифного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого акта недействующим.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее - Методические указания № 1746-э), Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 г. № 1154-э (далее – Регламент), с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанных Минэкономразвития России и одобренных Правительством Российской Федерации.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Таким исполнительным органом государственной власти в Краснодарском крае является Региональная энергетическая комиссия - департамента цен и тарифов Краснодарского края.

В соответствии пунктом 1.2 Положения о Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 г. № 652, РЭК Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования тарифов (цен).

ГУП Краснодарского края «Кубаньводкомплекс» осуществляет деятельность в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Таманского полуострова Краснодарского края на основе утвержденных РЭК тарифов.

24 апреля 2019 г. ГУП КК «Кубаньводкомплекс» обратилось в тарифный орган с заявлением о корректировке на 2020 г. ранее установленных приказом РЭК от 6 декабря 2017 г. № 47/2017-вк долгосрочных тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение с применением метода индексации.

Дело о корректировке НВВ и долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, установленных с применением метода индексации, на 2020 г. открыто РЭК 8 мая 2019 г.

По результатам проведенной экспертизы ГУП КК «Кубаньводкомплекс» о корректировке НВВ и долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2020 г. подготовлено экспертное заключение от 11 декабря 2019 г.

11 декабря 2019 г. приказом № 329/2019-вк «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 6 декабря 2017 г. № 47/2017-вк «Об установлении тарифов на питьевую воду» в приказ № 47/2017-вк внесены изменения в связи с корректировкой тарифов на 2020 г.

Ранее приказом № 47/2017-вк по ремонтно-эксплуатационному участку «Таманский групповой водопровод» установлены тарифы на питьевую воду на период действия с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2020 г. с использованием метода индексации (приложение 1).

Долгосрочный параметр «уровень потерь воды» установлен на 2018 - 2020 годы в размере 38,2% (приложение 2).

Уровень нормативных неучтенных расходов и потерь воды согласно утвержденной производственной программе в сфере холодного водоснабжения составил 38,2 %. Данным приказом определены показатели надежности, качества и энергоэффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения, в том числе «Доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при ее транспортировке в общем объеме, поданной в водопроводную сеть, %» в размере 38,2% (приложение №4).

Оспариваемым приказом № 329/2019-вк с учетом указанных долгосрочных параметров РЭК Краснодарского края с применением метода индексации произведена корректировка на 2020 г. тарифов на питьевую воду, установленных на 2018 - 2020 гг. для ГУП КК «Кубаньводкомплекс» РЭУ «Таманский групповой водопровод», путем внесения изменений в Приказ № 47/2017-вк.

Показатели по долгосрочному параметру «уровень потерь воды», «уровень нормативных неучтенных расходов и потерь воды» и «доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при ее транспортировке в общем объеме, поданной в водопроводную сеть» после внесения изменения в приказ № 47/2017-вк остались на прежнем уровне - 38,2%.

Аналогичный размер показателей 38,2 % определен инвестиционной программой ГУП Краснодарского края «Кубаньводкомплекс» в сфере холодного водоснабжения на 2019 - 2023 годы, утвержденной приказом РЭК Краснодарского края от 30 октября 2018 г. № 16/2018.

Исходя из анализа положений федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленных законом требований к форме, порядку введения в действие, и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.

Проверяя соответствие содержания оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии со статьей 3 Закона о водоснабжении и водоотведении регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется, в том числе в соответствии с принципами достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

Одним из методов регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является метод индексации, согласно которому расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги (пункт 2 части 1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Согласно статье 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифа в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки (далее по тексту НВВ).

В целях реализации Закона о водоснабжении и водоотведении Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление № 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).

Согласно пункту 2 Основ ценообразования необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования НВВ регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования.

В силу подпункта «г» пункта 79 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся в том числе показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

Предприятие, обращаясь 24 апреля 2019 г. в тарифный орган о корректировке тарифа на 2020 г., заявляет, в том числе о необходимости учета потерь воды, который по собственным расчетам административного истца по факту в 2018 г. составил – 54,1 %, по факту в 2019 г. – 53,8 %, по плану в 2020 г. – 52,77 %, при утвержденном регулятором на 2020 г. показателе «уровень потерь воды» - 38,2%.

В качестве обоснования рассчитанного процента уровня расходов и потерь воды Предприятие предоставило в РЭК производственную программу ГУП Краснодарского края «Кубаньводкомплекс» РЭУ «Таманский групповой водопровод» в сфере холодного водоснабжения (питьевое, (техническое) водоснабжение, транспортировка воды) за период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г.

В данном документе в частности указало, что объем поднятой воды в 2018 г. составил 8 140,87 тыс. куб. м., объем воды, используемой на собственные нужды водозабора – 310,955 тыс. куб. м., объем отпуска в сеть – 7 758,94 тыс. куб. м., объем реализации товаров и услуг по приборам учета – 3 740,52 тыс. куб. м., в связи с чем, объем расходов и потерь воды составил - 4 400,35 тыс. куб. м., что соответствует 54,1 %. (л.д.3-12 том 7).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО1 и допрошенная в качестве свидетеля ФИО5 подтвердили, что иной расчет потерь воды в тарифный орган не предоставлялся, полагают, что информации, изложенной в производственной программе достаточно для рассмотрения регулятором заявления о корректировке тарифа.

Решением Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 11 декабря 2019 г. отказано в пересмотре в сторону увеличения показателя потерь воды (с 38,2 % на 52,77 % за 2020 г.).

Тарифная комиссия пришла к выводу, что плановый объем добычи воды сформирован исходя из фактического объема реализации услуг в базовом периоде и планового объема подключаемых в 2020 г. объектов капитального строительства (определенного по инвестиционной программе предприятия), а также уровня обоснованных расходов и потерь воды в системе коммунального водоснабжения, принятого в рамках плана долгосрочного периода регулирования (38,2 % от общего объема подачи воды) (л.д. 52 том 8).

РЭК Краснодарского края, оставляя оспариваемый показатель на прежнем уровне, исходило также из того, что Предприятием не предоставлен расчет расходов и потерь воды, выполненный в соответствии с Методическими указаниями по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17 октября 2014 г. № 640/пр (далее - Методические указания № 640/пр).

По мнению административного ответчика, представленная производственная программа с указанием численного значения планового показателя фактических потерь и расходов воды не может быть принята, поскольку не содержит технологически обоснованных показателей в соответствии с показателями, определенными разделом III «Структура расходов и потерь воды при транспортировке горячей, питьевой, технической воды» Методических указаний №640/пр.

Судебная коллегия полагает необходимым согласиться с такими суждениями тарифного органа, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы административного истца об обратном подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона.

Пунктом 16 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 (далее - Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения) предусмотрено, что предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и необходимых обосновывающих материалов.

Подпунктами «е» и «ж» пункта 17 указанных Правил установлено, что к заявлению об установлении тарифов помимо прочих прилагаются обосновывающие документы, в том числе расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями, или значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в концессионном соглашении, заключенном в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности; расчет размера тарифов.

Исходя из взаимосвязанного толкования положений пункта 16 и подпунктов «е», «ж» пункта 17 Правил к заявлению о корректировке тарифа должен быть приложен расчет размера показателя «уровень расходов и потерь воды».

Согласно части 5 статьи 32 Закон о водоснабжении и водоотведении при расчете тарифов в сфере водоснабжения учитываются расходы организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

Перечень показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - Перечень показателей надежности), а также Порядок и правила определения плановых значений и фактических значений таких показателей (далее - Порядок определения показателей) утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. № 162/пр.

Одним из показателей энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения является показатель эффективности использования ресурсов, в том числе уровень потерь воды (пункт 5 части 1 статьи 39 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 406 при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды.

Расчет потерь воды осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17 октября 2014 г. № 640/пр.

Данными методическими указаниями определено, что расчет расходов и потерь воды осуществляется на следующих этапах: при ее производстве и при транспортировке (раздел I «Общие положения» настоящих Методических указаний).

Состав потерь воды при производстве определен разделом II «Структура расходов и потерь воды при производстве горячей, питьевой, технической воды».

Расходы воды при производстве питьевой воды, технической воды включают в себя технологические расходы (расходы на собственные нужды станций водоподготовки), расходы на хозяйственно-бытовые нужды и организационно-учетные расходы.

В состав технологических расходов при производстве воды (расходов на собственные нужды станций водоподготовки) включаются расходы на промывку технологических сооружений (смесителей, камер реакции, отстойников, фильтров, резервуаров чистой воды).

К потерям воды при производстве воды относятся: потери воды в водопроводных сооружениях (естественная убыль воды (потеря (уменьшение массы воды при сохранении ее качества в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами), являющаяся следствием естественного изменения физико-химических свойств воды) в РЧВ и трубопроводах); утечки (самопроизвольное истечение воды из емкостных сооружений и различных элементов водопроводной сети при нарушении их герметичности) через уплотнения запорной арматуры на технологических трубопроводах; скрытые утечки (часть утечек воды, не обнаруживаемая при внешнем осмотре водопроводной сети) из РЧВ сверх норм естественной убыли воды.

Расходы и потери воды при производстве воды определяются по показаниям приборов учета и равны разности между объемом воды, поступившей на очистные сооружения (без учета количества оборотной воды), и объемом воды, поданной в водопроводную сеть с очистных сооружений (пункты 2.1 - 2.5 настоящих Методических указаний).

Состав расходов и потерь воды при транспортировке определен разделом III «Структура расходов и потерь воды при транспортировке горячей, питьевой, технической воды», которые включают в себя технологические расходы (пункт 3.2), расходы на хозяйственно-бытовые нужды (пункт 3.3) и организационно-учетные расходы (пункт 3.4).

Потери при транспортировке горячей, питьевой, технической воды (совокупность всех видов утечек воды и потерь от несанкционированного пользования) включают: потери воды при повреждениях (пункт 3.6.); потери воды за счет естественной убыли (пункт 3.7); расходы воды на отогрев трубопроводов; скрытые потери воды на сетях, являющиеся разновидностью утечек воды, не обнаруживаемых при внешнем осмотре водопроводной сети; потери воды из-за безучетного потребления и потребления с намеренным искажением показаний приборов учета или количества проживающих граждан (в случае осуществления расчетов с абонентами по нормативам потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению).

Потери воды при повреждениях состоят из утечек воды при авариях и повреждениях трубопроводов, арматуры и сооружений; утечек воды через уплотнения сетевой арматуры; утечек воды через водоразборные колонки.

Потери воды за счет естественной убыли состоят из потерь от просачивания воды при ее подаче по напорным трубопроводам; потерь от испарения воды из открытых резервуаров.

Порядок расчета вышеперечисленных расходов и потерь воды приведен в приложении № 4 Методических указаний (пункт 3.1-3.7 Методических указаний).

В пунктах 4.1-4.3 приведены формулы расчеты расходов и потерь воды при транспортировке для расчета показателя «Процент расходов и потерь воды при транспортировке».

В соответствии с пунктом 5.1 Методических указаний № 640/пр планируемые расходы и потери воды определяются на основании статистических данных эксплуатации. 3Фактические расходы и потери воды при транспортировке воды определяются по показаниям приборов учета воды, а в случае отсутствия или неисправности приборов учета воды - расчетными способами.

Из смысла вышеизложенных положений законодательства следует, что расходы на возмещение потерь воды включают в себя расходы и потери, возникшие при ее производстве и транспортировке. При этом, они подлежат включению в тариф при наличии подтверждённых Предприятием экономически обоснованных расходов, которые рассчитываются в соответствии с вышеприведенными Методическими указаниями, которые носят обязательный характер и подлежат применению в целях обоснования баланса водоотведения при установлении тарифов, поскольку приняты на основании части 2 статьи 4, пункта 5 части 1 статьи 39 Закона о водоснабжении и водоотведении и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 776.

Ссылки административного истца на производственную программу, в которой указано значение спорной величины, подлежат отклонению, поскольку из указанного документа не представляется возможным определить порядок расчета и провести экономический анализ исходных данных с учетом требований, определенных в Методических указаниях, документы в его обоснование отсутствуют. Приведенный административным истцом в производственной программе расчет потерь воды Методическими указаниями не предусмотрен.

Утверждения административного истца о невозможности применения Методических указаний для расчета потерь воды ввиду износа сетей водоснабжения РЭУ «Таманский групповой водопровод» и отсутствии в данных указаниях методики расчета для систем, работающих за пределами срока полезного использования, не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку обязанность представления в тарифный орган обоснованного расчета потерь воды предусмотрена пунктами 16 и пункта 17 Правил.

При этом выполнение данного требования не может быть поставлено в зависимость от технического состояния сетей водоснабжения и в случае их неудовлетворительного состояния послужить причиной для освобождения представления такого расчета.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного истца допускали возможность применения данного нормативного правового акта для расчета спорного показателя, о чем свидетельствуют письменные пояснения, исходя из которых процент потерь воды, указанный в производственной программе, рассчитан в соответствии с пунктом 4.1 Методических указаний.

Вместе с тем, сам по себе факт увеличения тарифов в результате включения в НВВ расходов воды при ее транспортировке, рассчитанный на основании пункта 4.1 Методических указаний, без применения в расчетах иных расходов и потерь, поименованных в разделах Методических указаний, не является основанием для формирования баланса водоснабжения и водоотведения предприятия без учета этих расходов в совокупности, в связи с чем данный расчет не может быть признан экономически обоснованным.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит правомерными выводы суда первой инстанции, согласившегося с обоснованностью действий тарифного комитета относительно оставления показателя расходов и потерь воды в прежнем размере – 38,2 процента.

Пунктом 30 Правил регулирования тарифов установлено, что орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.

Согласно пункту 4 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России от 16 июля 2014 г. № 1154-э, в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.

В случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования, а также в случае пропуска сроков подачи документов, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в соответствии с абзацем 1 пункта 4 настоящего Регламента.

Предоставление необходимых документов является обязанностью регулируемой организации. Бремя неблагоприятных последствий непредставления в регулирующий орган документов, подтверждающих обоснованность включения расходов в НВВ в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств, лежит на регулируемой организации (пункт 13 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения).

Отсутствие предложения тарифного органа представить дополнительные материалы не свидетельствует о нарушении принципов соблюдения баланса экономических интересов регулируемой организации и потребителей, обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, а также практики оценки обосновывающих материалов, и не создает непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.

Законодательством не предусмотрена обязанность регулирующего органа запрашивать дополнительные материалы, отсутствие которых не является непреодолимым препятствием для корректировки тарифа. Приведенное полномочие является правом тарифного органа, непринятие мер к реализации которого не может свидетельствовать о нарушении процедуры принятия оспариваемого правового акта.

При этом на регулируемую организацию возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.

ГУП Краснодарского края «Кубаньводкомплекс», являясь профессиональным участником рынка водоснабжения и водоотведения, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для корректировки тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию соответствующих услуг.

Таким образом, в связи с непредставлением Предприятием экономического обоснованного расчета расходов и потерь вода при ее производстве и транспортировке, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований по оспариваемому показателю уровня нормативных неучтенных расходов и потерь воды.

Доводы административного истца о том, что расчет расходов и потерь воды в соответствии с Методическими указаниями и обосновывающие документы представлялись в тарифный орган в 2017 г. в рамках заявления о корректировке тарифа на 2018 г., а также с учетом периодически предоставляемых сведений о работе предприятия у регулятора имелась вся необходимая документация для рассмотрения заявления, суд апелляционной инстанции полагает необоснованными, поскольку в рамках поданной заявки в 2019 г. об изменении тарифа на 2020 г. расчет потерь воды, выполненный в соответствии с Методическими указаниями, отсутствует, а ранее представленный в 2017 г. регулятором не принят ввиду допущенных нарушений, в связи с чем Предприятию предложено предоставить дополнительные документы в обоснование расчетов, что следует из письма РЭК от 23 октября 2017 г. № 57-8296/17-07.

Не влияет на законность принятого решения ссылка административного истца на письмо ФАС России № ВК/66683/17 от 27 сентября 2017 г., которое, по мнению апеллянта, допускает возможность применения расчетного способа при определении уровня потерь воды в случаях, предусмотренных частью 10 статьи 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Судебная коллегия полагает, что применение того или иного вида расчета не имеет существенного значения при отсутствии экономически обоснованного расчета показателя потерь воды, определенного в соответствии Методическими указаниями.

Вопреки доводам апелляционной жалобы тарифным органом приведено обоснование со ссылками на правовые нормы, на основании которых органом регулирования тарифов принято решение об исключении оспариваемых затрат, что позволяет проверить обоснованность определения размера тарифа и не свидетельствует о произвольном установлении тарифов регулирующим органом.

Разрешая административное дело, суд первой инстанции, установив все обстоятельства, дав оценку правомерности действий регулирующего органа, пришел к верным выводам, что оспариваемое в рамках данного административного дела постановление тарифного органа соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения, имеющих большую юридическую силу, подход, примененный тарифным органом является законным и правильным, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Мотивы, по которым суд пришел к такому заключению, подробно изложены в обжалуемом решении, судебная коллегия находит их убедительными, основанными на правильном применении норм действующего законодательства. При этом суд на основании подробного исследования материалов тарифного дела и представленных сторонами доказательств дал надлежащую оценку доводам административного истца по существу спора и относительно показателей, составляющих элементы оспариваемого тарифа.

Несогласие истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они не опровергают выводы суда и установленные им обстоятельства, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, должным образом мотивированы в решении суда.

Судебная коллегия полагает, что решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 24 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Кубаньводкомплекс» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, в течение 6 месяцев.

Мотивированное апелляционное определение составлено 14 октября 2021 г.

Председательствующий

Судьи