ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1126/20 от 18.11.2020 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 66а-1126/2020

Санкт-Петербург 18 ноября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Головкиной Л.А.,

судей Семеновой И.А., Вдовиченко С.В.

при секретаре Карасевой Е.Д.

с участием прокурора Яковлевой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-107/2020 по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Северо-Запад», Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 20 августа 2020 года по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» о признании недействующим приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 28 июня 2019 года № 119-п «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» потребителям на территории Ленинградской области в 2019 году».

Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А., объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» Зайцевой С.В., заключение прокурора Яковлевой Н.В., судебная коллегия

установила:

Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – ЛенРТК, Комитет) от 28 июня 2019 года № 119-п «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» потребителям на территории Ленинградской области в 2019 году» установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» (далее ООО «Газпром теплоэнерго Северо-Запад», Общество) потребителям (кроме населения) на территории Ленинградской области в 2019 году, согласно приложению к настоящему приказу (далее приказ ЛенРТК № 119-п).

В приложении к приказу ЛенРТК № 119-п установлен одноставочный тариф для потребителей муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения на период с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 2232,7 руб./Гкал.

ООО «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» обратилось в Ленинградский областной суд с административным иском о признании недействующим приказ ЛенРТК № 119-п.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемый приказ не соответствует пунктам 42, 43 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, пунктам 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н, пункту 59 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 года № 91н.

Требования административного иска мотивированы тем, что при установлении тарифа ЛенРТК утвердил в составе необходимой валовой выручки (НВВ) расходы по статье «Фонд оплаты труда» лишь в части, расчет по статье «Амортизация» противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Расчет по статье «Оплата труда работников» произведен в нарушение Методических указаний, без учета Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, локальных правовых актов Общества.

Расчет по статье расходов «Амортизация основных средств» должен производится по первоначальной стоимости приобретенных основных средств, в соответствии с данными бухгалтерского учета, при этом все необходимые документы были представлены административному ответчику. Расчет амортизационных отчислений, который произведен ответчиком, исходя из максимальных сроков полезного использования котельных и тепловых сетей, не соответствует законодательству.

Решением Ленинградского областного суда от 20 августа 2020 года административный иск удовлетворен. Суд признал недействующим со дня принятия Приказ ЛенРТК от 28 июня 2019 года № 119-п «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» потребителям на территории Ленинградской области в 2019 году».

ООО «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» подана апелляционная жалоба, в которой административный истец просит изменить решение Ленинградского областного суда от 20 августа 2020 года, исключив из мотивировочной части решения, выводы суда о соответствии действий ЛенРТК требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, при расчете расходов по статье затрат «Амортизация основных средств».

ЛенРТК подана апелляционная жалоба, в которой административный ответчик просит решение Ленинградского областного суда от 20 августа 2020 года отменить, в удовлетворении административного иска отказать, поскольку вывод суда по расходам по статье затрат «Фонд оплаты труда» является необоснованным, административным истцом не представлено сведений об участии в отраслевых соглашениях, расходы, предусмотренные отраслевыми соглашениями административным истцом не подтверждены.

На апелляционную жалобу ЛенРТК административным истцом и прокурором поданы возражения.

Представитель административного истца ООО «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» Зайцева С.В. в заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы жалобы Общества поддержала, возражала против доводов апелляционной жалобы ЛенРТК.

Представитель административного ответчика ЛенРТК в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя административного ответчика.

Судебная коллегия, изучив материалы административного дела, доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, приходит к следующему.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»; Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 13 июня 2013 года № 760-э (далее - Методические указания).

Из материалов дела следует, что ООО «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» зарегистрировано МИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу 10 октября 2018 года, приступило к осуществлению регулируемой деятельности с 1 июля 2019 года.

Административный истец 23 мая 2019 года обратился в ЛенРТК с заявлением об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2019 год для потребителей поселка Бугры МО «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (Т.2 л.д.28-30, 35).

На основании данного заявления тарифный орган открыл дело от 5 июня 2019 года № 126-Т об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2019 год, принял решение о выборе метода экономически обоснованных расходов (затрат) в качестве метода регулирования тарифов для ООО «Газпром теплоэнерго Северо-Запад».

По результатам рассмотрения поступивших в орган регулирования документов подготовлено экспертное заключение по обоснованию уровней тарифов поставляемую ООО «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» на территории Ленинградской области на период 2019 год (Т.2 л.д.8-26).

На заседании правления ЛенРТК 28 июня 2019 года утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую Обществом потребителям (кроме населения) на территории Ленинградской области в 2019 году (Т.1 л.д.13-17).

ЛенРТК при учете НВВ, определяемой для целей расчета тарифов, расходы на «Оплату труда» и на «Амортизацию основных средств» учтены в меньшем размере от заявленных административным истцом.

Из экспертного заключения следует, что в виду отсутствия сведений об участии ООО «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» в Отраслевых тарифных соглашениях, отсутствие сведений о коллективном договоре, информации о размере фонда оплаты труда за предшествующий период регулирования и среднегодовой фактической численности по данным статистической отчетности (поскольку ранее деятельность не велась и регулирование не осуществлялось), ЛенРТК для определения плановых (расчетных) значений расходов на оплату труда руководствуясь Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных приказом Госстроя России от 12 октября 1999 года № 74, Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденными приказом Госстроя России от 22 марта 1999 года № 65, определил нормативную численность персонала.

При определении амортизационных отчислений ЛенРТК в расчет принята стоимость оборудования, учтенного ЛенРТК при установлении платы за технологическое присоединение к системе теплоснабжения (распоряжение ЛенРТК от 16 марта 2018 года № 15-р, от 21 сентября 2017 года № 91-р). С учетом того, что плата за технологическое присоединение учитывала подключение потребителей в несколько этапов до 2028 года, ЛенРТК была учтена стоимость имущества исходя из имеющейся установленной мощности источников на 2019 год. Максимальный срок эксплуатации котельных в рамках указанной амортизационный группы – 15 лет. Тепловые сети административным ответчиком отнесены к седьмой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно), как сооружения жилищно-коммунального хозяйства. Максимальный срок эксплуатации тепловых сетей в рамках указанной амортизационной группы – 20 лет.

Оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, что сторонами по делу не оспаривается.

Проверяя оспариваемый приказ ЛенРТК № 119-п на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу, что органом регулирования при принятии приказа ЛенРТК № 119-п расходы на оплату труда определены с нарушением положений пункта 8 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении, пункта 42 Основ ценообразования; без анализа действующего Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы; без изучения положений локальных правовых актов Организации в сфере оплаты труда.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

В силу пункта 33 Основ ценообразования расходы на оплату труда относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, то есть являются операционными (подконтрольными) расходами предприятия.

При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (пункт 42 Основ ценообразования).

Отраслевое тарифное соглашение, которое может заключаться на федеральном уровне социального партнерства, устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли и действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение, работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения. Такое соглашение распространяется на работодателя в полном объеме при отсутствии его мотивированного письменного отказа от присоединения к соглашению в порядке и сроки, предусмотренные трудовым законодательством (часть 8 статьи 45, части 3 и 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Административный истец не заявлял письменный мотивированный отказ присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденному Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 года, следовательно, на него распространяется действие этого соглашения в сфере оплаты труда.

Из пункта 2.8 Отраслевого тарифного соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы следует, что расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются исходя из нормативной численности работников, с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, и включают в себя: тарифную составляющую расходов (средств), направляемых на оплату труда, которая рассчитывается исходя из суммы месячных тарифных ставок (должностных окладов); выплаты компенсационного и стимулирующего характера (компенсации, премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты), включенные в состав средств на оплату труда работников, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами организации.

В обоснование расчета расходов на оплату труда ООО «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» в ЛенРТК представлены обосновывающие документы: итоги расчета нормативной численности работников Общества; расчет расходов на оплату труда по форме приложения 4.9 к Методическим указаниям; выписка из штатного расписания по состоянию на 24 апреля 2019 года; структура фонда оплаты труда в тарифе на 2019 год по видам начислений; Положение о порядке оплаты труда и материальном стимулировании; Положение о социальном обеспечении работников (Т.28-34, 44-72).

Однако в нарушение положений пункта 8 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении, пункта 42 Основ ценообразования; без анализа действующего Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы; без изучения положений локальных правовых актов Организации в сфере оплаты труда, административным ответчиком среднесписочная численность работников, задействованных в реализации услуги по тепловой энергии, была рассчитана по нормативам согласно приказу Госстроя России от 12 октября 1999 года № 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий».

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что расчет расходов на оплату труда, произведенный органом регулирования противоречит пункту 42 Основ ценообразования и пункту 33 Правил регулирования цен (тарифов).

Соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает также и тот факт, что в экспертном заключении в нарушение пункта 29 Правил регулирования соответствующий экономический анализ не содержится.

Оснований для отмены решения Ленинградского областного суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе ЛенРТК, не имеется, поскольку указанные доводы основаны на неверном истолковании норм материального права, повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, проверялись им и получили правильную оценку в решении.

Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ООО «Газпром теплоэнерго Северо-Запад», поскольку вывод суда первой инстанции, о соответствии действий Комитета требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу при расчете расходов по статье затрат «Амортизация основных средств», противоречит положениям пункта 43 Основ ценообразования; Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 года № 91н, Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования, сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Порядок организации бухгалтерского учета основных средств определен Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н (далее - ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н (далее - Методические указания № 91н).

Согласно пункту 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

В соответствии с пунктом 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу).

Согласно пунктам 12 и 13 Методических указаний № 91н, учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть указаны: основные данные об объекте основных средств, о сроке его полезного использования; способ начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); индивидуальные особенности объекта.

Срок полезного использования объекта основных средств определяется при принятии объекта к бухгалтерскому учету. При этом определение срока полезного использования объекта основных средств, включая объекты основных средств, ранее использованные у другой организации, производится исходя из ожидаемого срока использования в организации этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен); естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (пункт 59 Методических указаний № 91н).

Как следует из пункта 17 ПБУ 6/01 Методических указаний № 91н, стоимость объектов основных средств (в том числе объектов основных средств, переданных в аренду) погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено названным положением.

Из материалов дела следует, что Общество в составе поданной тарифной заявки направило в ЛенРТК договор купли-продажи имущества № 2-2019 от 29 апреля 2019 года; копию отчета об оценке № И-29624/18 от 13 декабря 2018 года; копию экспертного заключения № 466/12/2018 от 29 октября 2018 года на отчет об оценке № И-29624/18 от 13 декабря 2018 года; расчет амортизационных отчислений по форме приложения 4.10 к Методическим указаниям № 760-э; акты приемки-передачи основных средств по форме ОС-1 по перечню объектов основных средств, приобретенных по договору купли-продажи, заключенному с ООО «ТК Мурино» (Т.2 л.д.41-43).

Расчет расходов по статье «Амортизация основных средств» произведенный ЛенРТК исходя из первоначальной стоимости источников теплоснабжения, рассчитанных в соответствии с укрупненными нормативами цены строительства НЦС-81-02-19-2017, утвержденными приказом Минстроя России от 1 июня 2017 года № 837/пр, в размере 140 717,82 тыс.руб., и первоначальной стоимости тепловых сетей, рассчитанных в соответствии с укрупненными нормативами цены строительства НЦС-81-02-13-2017, утвержденными приказом Минстроя России от 21 июля 2017 года № 1011/пр 163 152,73 тыс.руб., вышеуказанным нормам не соответствует.

Также органом регулирования и судом первой инстанции не учтено, что нормативными актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, не предусмотрено начисление амортизации на основные средства организации исходя из принципа максимальных сроков полезного использования, поскольку указанные выводы противоречат положениям пункта 59 Методических указаний № 91н.

В этой связи указанный довод административного ответчика, с которым согласился суд первой инстанции в обжалуемом решении, не может быть признан апелляционным судом правомерным применительно к пункту 43 Основ ценообразования. С учетом этого произведенный органом регулирования расчет амортизации с применением принципа максимальных сроков полезного использования основных средств и основанный на нем вывод об отказе во включении в НВВ расходов на амортизацию в заявленном Обществом размере, не мог быть признан обоснованными; размер соответствующих расходов подлежит пересчету в соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования.

При таких обстоятельствах решение Ленинградского областного суда от 20 августа 2020 года подлежит изменению с исключением из мотивировочной части решения выводов суда о соответствии действий ЛенРТК требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, при расчете расходов по статье затрат «Амортизация основных средств».

В соответствии с положениями статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с ЛенРТК в пользу ООО «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» подлежит взысканию государственная пошлина за подачу административного иска в суд, за подачу апелляционной жалобы в размере <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>+<данные изъяты>).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» удовлетворить.

Решение Ленинградского областного суда от 20 августа 2020 года изменить, исключив из мотивировочной части решения выводы суда о соответствии действий Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, при расчете расходов по статье затрат «Амортизация основных средств».

В остальной части решение Ленинградского областного суда от 20 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области – без удовлетворения.

Взыскать с Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» <данные изъяты> рублей

Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: