ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1133/2021 от 04.03.2021 Первого апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-1133/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 4 марта 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Стоян Е.В.,

судей Васильевой Т.И.,

Синьковской Л.Г.,

при секретаре Молчановой А.А.,

с участием прокурора Слободина С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-4311/2020 по апелляционной жалобе Беляева Ивана Андреевича на решение Московского городского суда от 9 ноября 2020 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований Беляева И.А. о признании недействующим подпункта пункта 10 «Юго-Восточный административный округ города Москвы» раздела 11 «Перечень многоквартирных домов первого периода индустриального домостроения, аналогичных им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация» приложения к постановлению Правительства Москвы от 1 августа 2017 года №497-ПП «О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве».

Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И., объяснения представителей Правительства Москвы Стужиной Т.А., Иванова В.А., заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

постановлением Правительства Москвы от 1 августа 2017 года №497-ПП, размещенным 1 августа 2017 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru), утверждена программа реновации жилищного фонда в городе Москве (далее – Программа реновации).

Согласно разделу 1 приложения к постановлению в названную программу включены многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, аналогичные им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирные дома, в которых собственники жилых помещений и граждане, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, поддержали включение данных многоквартирных домов в Программу реновации.

Под пунктом пункта 10 «Юго-Восточный административный округ города Москвы» раздела 11 «Перечень многоквартирных домов первого периода индустриального домостроения, аналогичных им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация» в Программу реновации включен дом по адресу: <адрес>.

Беляев И.А., являющийся собственником квартиры, расположенной в доме <адрес>, обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим поименованного подпункта, указав в обоснование своих требований, что предусмотренный им многоквартирный дом не соответствует критериям, установленным для домов, которые могут быть включены в Программу реновации в соответствии со статьями 4, 7.1 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации», так как не является домом первого периода индустриального домостроения, а также не является аналогичным им по характеристикам конструктивных элементов, в связи с чем нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Решением Московского городского суда от 9 ноября 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Беляеву И.А. отказано.

В апелляционной жалобе Беляев И.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указав на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Суд сделал необоснованный вывод о том, что специалист В.Н.Ю. не обладает специальными знаниями в области строительства и оставил его мнение без должной юридической оценки, а пояснения специалиста Т.Ф.М. признал полными, мотивированными и основанными на сравнении конструктивных элементов дома. Кроме того, суд неверно определил характерные конструктивные особенности домов первого периода индустриального домостроения. Аналогичность характеристик конструктивных элементов дома домам первого периода индустриального домостроения не была доказана надлежащим образом.

От Правительства Москвы и прокуратуры города Москвы поступили письменные возражения на апелляционную жалобу в которых указано на то, что решение суда является законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Беляев И.А. подал письменное заявление о рассмотрении дела без его участия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пунктов 9, 10, 12, 13 части 1 статьи 13, статей 5, 9, 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года «Устав города Москвы», статей 9, 13, 14, 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 «О Правительстве Москвы», суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление Правительства Москвы от 1 августа 2017 года №497-ПП, которым утверждена программа реновации жилищного фонда в городе Москве, принято в установленных порядке и форме уполномоченным органом, размещено на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и вступило в силу. В названной части постановление административным истцом не оспорено.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемая норма не может рассматриваться как противоречащая федеральному законодательству и нарушающая права административного истца.

Согласно материалам дела, Беляев И.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1, л. д. 8).

Оспариваемым нормативным правовым актом поименованный многоквартирный дом включен в перечень многоквартирных домов первого периода индустриального домостроения, аналогичных им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация (подпункт 454 пункта 10 раздел 11 Программы реновации).

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (далее – Закон о статусе столицы) в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, а также в целях реновации жилищного фонда в городе Москве, защиты прав граждан - участников долевого строительства органы государственной власти города Москвы, среди прочего:

- определяют содержание программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее также - программа реновации). При этом под реновацией жилищного фонда в городе Москве (далее также - реновация) понимается совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с программой реновации жилищного фонда в городе Москве, направленных на обновление среды жизнедеятельности и создание благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства. Программа реновации устанавливает очередность сноса многоквартирных домов, включенных в программу реновации;

- устанавливают порядок формирования проекта программы реновации, определяющей перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация. В такой перечень могут быть включены многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, аналогичные им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирные дома, в которых собственники жилых помещений и граждане, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма (далее - наниматели жилых помещений), в соответствии со статьей 7.1 настоящего Закона проголосовали за включение данных многоквартирных домов в проект программы реновации.

Статьей 14 Федерального закона от 01 июля 2017 года № 141-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» установлено, что в проект программы реновации жилищного фонда могут быть включены только те многоквартирные дома, в которых голосование по вопросу о включении в проект программы реновации жилищного фонда многоквартирного дома было проведено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и при условии соответствия результатов такого голосования требованиям части второй статьи 7.1 Закона о статусе столицы.

Формы и порядок выявления и учета мнения собственников помещений и нанимателей жилых помещений при формировании и реализации программы реновации, в том числе путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, устанавливаются нормативными правовыми актами города Москвы с учетом положений статьи 7.1 Закона о статусе столицы (часть 1 названной статьи).

В проект программы реновации могут быть включены только многоквартирный дом первого периода индустриального домостроения, аналогичный ему по характеристикам конструктивных элементов многоквартирный дом, в которых собственники жилых помещений и наниматели жилых помещений не менее двух третей жилых помещений проголосовали за включение соответствующего многоквартирного дома в проект программы реновации. Порядок голосования при формировании программы реновации, в том числе порядок учета голосов собственников и (или) нанимателей одного жилого помещения, а также подсчета голосов в таком многоквартирном доме, устанавливается нормативным правовым актом города Москвы. При этом результаты голосования по жилым помещениям (за исключением голосования на общих собраниях собственников жилых помещений) в случае, если ни один из собственников и (или) нанимателей в жилом помещении не принял участие в голосовании, учитываются пропорционально результатам голосования по жилым помещениям, собственники и (или) наниматели которых приняли участие в голосовании (часть 2 статьи 7.1 Закона о статусе столицы).

На любом этапе формирования программы реновации и (или) ее реализации (до дня заключения первого договора социального найма в отношении равнозначного жилого помещения, требования к которому установлены частью второй статьи 7.3 настоящего Закона, или до дня заключения первого договора, предусматривающего в соответствии со статьей 7.3 настоящего Закона переход права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, в том числе вследствие его выкупа по цене, определенной в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, может быть проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу принятия решения об исключении этого многоквартирного дома из проекта программы реновации, программы реновации. Для принятия указанного решения необходимо более одной трети голосов от общего числа голосов всех собственников помещений в этом многоквартирном доме. В случае принятия указанного решения многоквартирный дом подлежит исключению из проекта программы реновации, программы реновации.

Правительством Москвы 2 мая 2017 года было принято постановление № 245-ПП «Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве», которым утвержден порядок голосования для последующего включения многоквартирных домов в проект реновации жилищного фонда в городе Москве.

Согласно итогам голосования, проведенного в соответствии с вышеназванным порядком в период с 15 мая по 15 июня 2017 года, 70 % от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме проголосовало за включение многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1, л. д. 230).

При таком положении, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что предусмотренное статьей 14 Федерального закона от 01 июля 2017 года № 141-ФЗ, частью 2 статьи 7.1 Закона о статусе столицы условие для включения многоквартирного дома в Программу реновации о проведении предварительного голосования, по итогам которого за включение в программу проголосовало не менее двух третей жилых помещений, было соблюдено.

На основании представленных в материалы дела доказательств суд первой инстанции, подробно проанализировав пояснения специалистов В.Н.Ю., Д.Н.В., Т.Ф.М., пришел к выводу о допустимости отнесения спорного жилого дома к числу многоквартирных домов первого периода индустриального домостроения или аналогичных им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирных домов.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, полагая его правильным, основанным на фактических данных.

В соответствии со статями 4, 7.1 Закона о статусе столицы к числу многоквартирных домов первого периода индустриального домостроения, которые могут быть включены в Программу реновации, относятся многоквартирные дома с количеством этажей не более девяти, возведенные по типовым проектам, разработанным в период с 1957 по 1968 год, с использованием типовых изделий стен и (или) перекрытий. Также в названную программу могут быть включены многоквартирные дома, аналогичные названным по характеристикам конструктивных элементов многоквартирных домов.

Согласно материалам дела многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является типовым жилым домом серии I-1 (I-410, II-03), в основу положены типовые секции СКАБ различной компоновки, тип здания – каменное, 3 этажа, стены – кирпичные, перекрытия – железобетонные плиты, фундамент – буто-бетонный, начат строительством в марте 1956 года, принят в эксплуатацию в январе 1957 года, в его строительстве использовались конструктивные решения и элементы (перекрытия, ригели, лестничные пролеты и пр.), типичные для периода постройки (т. 2 л. д. 74-85).

Следовательно, названный дом соответствует параметрам, установленным статьями 4, 7.1 Закона о статусе столицы, как по этажности и году постройке, так и по критерию наличия типовых (серийных) конструктивных элементов.

Доводы апелляционной жалобы в целом сводятся к несогласию с изложенной в решении суда оценкой пояснений специалистов. Между тем, в соответствии со статьей 50 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации специалисты приглашаются в суд для дачи пояснений, консультаций и оказания иной непосредственной помощи при исследовании доказательств и совершении иных процессуальных действий по вопросам, требующим соответствующих знаний и (или) навыков; их пояснения согласно главе 6 кодекса доказательствами по делу не являются.

При таком положении судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о соблюдении административным ответчиком условий для включения многоквартирного дома в Программу реновации.

Сведений о принятии на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об исключении этого многоквартирного дома из программы реновации в материалах дела не имеется.

При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено.

С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского городского суда от 9 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Беляева Ивана Андреевича – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи